Методы, формы и средства организации деятельности, учащихся на уроках химии
методическая разработка
Методы, формы и средства организации работы на уроках отвечающие требованиям новых стандартов, помогающие вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету «Химия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_formy_organizatsii_deyatelnosti_uchashchihsya_sredstva.docx | 179.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №1»
671840, Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6
Корнетова Юлия Игоревна – учитель химии
Методы, формы и средства организации деятельности, учащихся на уроках химии.
На своих уроках я использую 3 метода обучения учащихся: пассивный, активный и интерактивные методы. Выбор метода основывается на возрастных способностях детей.
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
- лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Я использую этот вид урока в старших классах (10, 11) для облегчения перехода детей от обучения в старших классах к учебе в высших учебных заведениях. Такой вид обучения широко распространен в вузах, т.к. там учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.
Словесные методы:
- объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);
- рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);
- работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;
- беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.
Практический метод:
- наблюдение — это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
- опыты - самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений и обращаться с различным оборудованием.
- практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).
- Упражнения — это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.
Методы проблемного обучения:
- проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;
- частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;
- исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
- объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.
- Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.
Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения, которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
- Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
- Кейс-метод. Ученики исследуют ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.
- Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
- Эвристический метод — применяю разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
- Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь я сама формулирую проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.
Выбор метода зависит от многих условий:
- цели обучения;
- уровня подготовленности учащихся;
- возраста учащихся;
- времени, отведенного на изучение материала;
- оснащенности школы;
- теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
Формы организации деятельности учащихся:
- индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение, задачу, проводит опыт и т.д. Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности. Однако индивидуальная форма имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, его оценка касаются и интересуют только ученика и учителя.
- групповая форма. Главными признаками групповой работы учащихся являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников;
- величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 3 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.
- фронтальная форма. Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Умение держать в поле зрения весь класс, видеть работу каждого школьника, ввести в атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся. Учитель может заранее проектировать, а затем и воссоздавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам цели урока.
- коллективная форма. Предполагает: «обучаю каждого, и каждый обучает всех». «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».
- парные. Один из активно применяемыми формами организации урока для меня это работа в парах. Здесь общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своего товарища по учебной работе.
- классные и внеклассные;
- школьные и внешкольные.
С формами и методами обучения сочетаются средства обучения, однако если методы отвечают на вопрос «как учить?», то средства - «чем учить?», «с помощью чего учить?». Средства обучения используются мною - учителем и учащимися как орудия познавательной (учебной) деятельности. В обучении они участвуют дважды: вначале как предмет усвоения, а затем как средство усвоения новых знаний.
В учебном процессе я использую следующие виды средств обучения:
Простые средства:
- словесные (учебники и другие тексты);
- визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).
Сложные средства:
- механические визуальные приборы (лабораторное химическое оборудование.);
- аудиовизуальные (звуковой видеоурок, презентация);
- средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).
Предназначение дидактических средств.
- содействовать осознанию содержания учебных тем;
- способствовать прочному усвоению учащимися программного материала.
Средства обучения.
Идеальные средства обучения | Материальные средства обучения |
На уровне урока | |
|
|
На уровне предмета химии | |
|
|
Материальные и идеальные средства не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний, учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенных новых знаний; идеальные средства - с пониманием материала, логикой рассуждений, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта.
При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.
Все перечисленные методы, формы и средства организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету «Химия». Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках
Методический материал для учитей физичкской культуры. В помощь начинающим свою трудовую деятельность учителям физической культуры....
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языка
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языкаВ современной школе приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Это накладывает определенный отпечаток...
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках
Методический материал для учитей физичкской культуры....
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках физической культуры
СодержаниеМетоды, формы и средства организации деятельности учащихся:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение...
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках физической культуры
Основные методы, используемые на уроках физической культуры:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуальный.Методы, направленные на совершенствование и развитие физических спосо...
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языка
В современной школе приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Это накладывает определенный отпечаток на выбор методов, форм и средств организации учебно-познавательной деятельности....
Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках физической культуры
Основные методы, используемые на уроках физической культуры:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуальный.Методы, направленные на совершенствование и развитие физических спосо...