Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии»
методическая разработка по химии по теме
Представленный мастер-класс раскрывает педагогический опыт по организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass_organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnost_uchashchihsya.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Организация исследовательской деятельность обучающихся на уроках химии»
М.В. Бекмансурова
МБОУ СОШ№21 г. Озерска Челябинской области
1.Организационный момент.
Здравствуйте уважаемые члены жюри, гости и участники конкурса. Представляю вашему вниманию свой мастер-класс.
А начать я предлагаю с просмотра небольшого видеофрагмента, после которого попрошу вас ответить на несколько вопросов.
Видеофрагмент.
Сложный и удивительно прекрасный мир окружает нас.
- Из чего же состоит все вокруг, от далеких галактик до нашей планеты, от простейших организмов до человека?
- Правильно. Все построено из единых частиц вещества?
- Что же происходит с ними постоянно?
- Конечно, с ними происходят поистине чудесные превращения.
- И какая же из наук изучает этот мир, со всем богатством его форм и многообразием происходящих в нем явлений?
- Совершенно верно, это химия.
Химия – это волшебная наука, ее еще называют «индустрией чудесных превращений». Велика ее роль практически во всех сферах деятельности человека. Она настолько пронизывает всю нашу жизнь, что современный человек не быть знакомым с ней просто не может. Нужно только научиться замечать необыкновенные превращения обыкновенных веществ в окружающем нас мире.
- Что ждет каждый ребенок, который начинает изучать химию?
- Конечно чуда и волшебных превращений, он с удовольствием приходит на урок. Но в то же время, возрастающий объем информации и сложность предмета, приводит к снижению интереса к дисциплине и, как следствие, низкой мотивации учебной деятельности у учащихся. Поэтому добиться высокого качества в учебе учащихся становится очень трудно. Это проблема. (слайд 1 Название мастер-класса)
Я считаю, что решить ее можно с помощью организации экспериментального и исследовательского обучения на уроках, ведь химия – наука экспериментальная.
2.Основная часть мастер-класса.
И своим помощникам я предлагаю сегодня похимичить.
Уважаемые участники мастер – класса! В процессе нашей встречи будет сделан первый шаг в формировании навыков исследования. Этапы формирования исследовательской деятельности ?
Но прежде, чем приступить к работе, Изучите инструкцию по технике безопасности.
Ваша задача выполнить задание, указанное в картах инструкциях, а затем представить нам результат. Есть ли вопросы?
Приступайте к работе, пожалуйста.
СЛАЙД 4 Исследовательская деятельность учащихся является одной из форм организации деятельностного подхода в обучении химии. В ее процессе идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей жизни.
Исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Условиями реализации исследовательской деятельности в процесс обучения являются:
- диалогическое взаимодействие ученика и педагога;
- компетентность педагога;
- способности учащихся;
- грамотная организация учебного исследования;
- включение механизмов рефлексии.
Формы организации исследовательской деятельности могут быть как урочными, так и внеурочными. Однако в них должны присутствовать следующие моменты:
- продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников,
- усиление экспериментальной составляющей занятий,
- стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей;
- побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к занятиям;
- стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
СЛАЙД 7 Развитие исследовательской деятельности происходит не сразу, а поэтапно.
И сейчас участники мастер-класса помогут мне раскрыть каждый этап.
При организации проектно-исследовательской деятельности необходимо помнить, что развивающийся потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно.
Первая ступень – ситуация теоретико-экспериментального исследования на уроке, стимулирование интереса к исследовательской деятельности. Преподаватель знает направление поиска и предлагает пройти этот путь учащемуся, зная наверняка искомый результат.
Эффективным способом организации выполнения исследовательских заданий являются мини-эксперименты. Например, выполнение химических опытов по готовому алгоритму.
Спасибо.
Вторая ступень – ситуация частично-поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Учащемуся предлагается самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.
Например, в тексте телевизионной рекламы утверждается, что «в состав куриного кубика входят натуральные продукты ». Что вы можете сказать по поводу этого утверждения?
На этот вопрос нам ответит второй участник мастер-класса.
Какие учебные действия помогли Вам выполнить задание?
Спасибо.
Третья ступень – ситуация поисковой исследовательской деятельности, основанием для создания которой служит исследование с неопределенным содержанием. На данном этапе идет формирование объективной оценки предметов и явлений, самостоятельное определение целей будущего эксперимента и механизмов своей деятельности для достижения этих целей.
Важной формой подготовки к такой самостоятельной работе являются рефераты и доклады по определенным темам. Они готовятся на материале пособия с привлечением других литературных источников или только на использовании научной и научно-популярной литературе. При их подготовке мы учитываем интерес учащихся к тому или иному вопросу.
Четвертая ступень – ситуация научно-исследовательской деятельности. Учащиеся сами обнаруживают проблему, формулируют цель исследования, предполагают возможные результаты (выдвигают гипотезу), планируют, осуществляют эксперимент и интерпретируют полученные результаты. На данном этапе ученики подвергают сомнению известные факты, принятые представления и нормы, осуществляют их экспериментальную проверку с последующим обоснованием.
Какие учебные действия помогли вам справиться с работой?
Спасибо.
Итак, мы с вами обозначили все этапы развития исследовательской деятельности и убедились, что она не только развивает интерес к учебе, но и формирует универсальные учебные действия.
Но на химии нельзя обойтись без демонстрационного эксперимента! Поэтому я приглашаю одного из участников помочь мне сделать маленькое чудо.
Нам необходимо прилить растворы из стаканчиков в цилиндры. Опыт «Радуга»
Что же у нас получилось?
Химическая радуга!
Радуга – это чудо природы. Что происходит с вами, когда вы видите радугу? Поднимается настроение!
Я хочу вам подарить памятку, для создания радуги вашего настроения.
3.этап нашего мастер-класса - это рефлексия.
И в заключении я предлагаю гостям и участникам мастер класса ответить на вопросы поднимая вверх цветные карточки, которые вам раздали.
Если ответ «ДА» -зеленая ручка
«иногда» желтая
«нет» красная
- Считаете ли вы тему «Развитие исследовательской деятельности» актуальной?
- Используете ли вы технологию исследовательской деятельности в своей работе?
- Получили ли вы положительный опыт после участия в мастер классе?
Спасибо, уважаемые коллеги, я вижу, что мы с вами единомышленники и используем в свей деятельности передовой педагогический опыт.
Приложение 1
Инструктивные карты для участников мастер-класса
Инструкция по технике безопасности
- Работу выполнять над лотком. Белый штатив с пробирками не доставать.
- При попадании растворов на кожу или одежду, сообщить учителю, а затем промыть водой.
I этап - развития исследовательской деятельности
Задание:
Проведите реакцию взаимодействия сульфата меди с гидроксидом натрия и опишите ее, ответив на вопросы:
Выполнение опыта:
В пробирку прилейте 2мл (примерно 2 см) сульфата меди (СuSO4) , а затем добавьте примерно такое же количество гидроксида натрия (NaOH).
СuSO4 + 2 NaOH = Cu(ОН)2 + 2H2O
осадок
гидроксида меди
- Какое вещество выпадает в осадок?
- Сколько веществ выделяется в результате данной реакции?
- Что является признаком этой реакции?(выпадение осадка)
2-ой этап развития исследовательской деятельности
Решите экспериментальную задачу
В тексте телевизионной рекламы утверждается, что «в состав куриного кубика входят натуральные продукты ». Что вы можете сказать по поводу этого утверждения?
- Поиск способа решения проблемы.
Фронтальное обсуждение вариантов и способов решения, выдвижение гипотез. Сбор и анализ данных (теоретических или экспериментальных).
- Решение проблемы.
Проверка предложенных гипотез и принятие решения о верности каждой гипотезы.
Гипотеза: Если кубик из настоящего бульона, то в нем должен быть белок.
Решение проблемы: Определить наличие белка в бульонах.
Вывод (сделайте после опыта)___________________________
Теоретическое обоснование
Настоящий мясной бульон варится из мяса, поэтому содержит в своем составе белок.
Необходимо провести реакцию, которая определяет наличие белка. Если белка нет, значит, в составе бульонного кубика нет настоящего мясного бульона.
Химическая реакция, определяющая наличие белка:
Раствор белка + CuSO4 (раствор)+NaOH (раствор) фиолетовое окрашивание
Есть фиолетовое окрашивание – есть белок – бульон настоящий.
Нет фиолетового окрашивания – нет белка – бульон из кубика.
Выполнение опыта
В пробирки с исследуемыми растворами (1 и 2) приливаем
содержимое пробирки 3 (раствор CuSO4) ,
а затем добавляем содержимое пробирки 4 (растворNaOH).
Появление фиолетового окрашивания свидетельствует о наличии белка в растворе.
3-ий этап развития исследовательской деятельности.
Тема для исследования – «Влияние пищевых добавок на здоровье человека»
Задание
Определите:
актуальность темы
цель и задачи исследования
Предложите гипотезу исследования
4 этап развития исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская деятельность
Задание
При выполнении исследовательской работы по теме «Влияние пищевых добавок на здоровье человека» вы запланировали провести анкетирование.
Предложите вопросы к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о работе над собственным методическим исследованием «Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Работа опубликована в школьном методическом сборнике за 2012-13 учебный год...
Статья на тему "Исследовательская деятельность обучающихся при изучении химии"
Статья содержит методическую помощь при изучении курса химии включая исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время...
Исследовательская деятельность обучающихся при изучении химии и биологии
Исследовательская деятельность обучающихся - это образовательная технология, предполагающая решение обучающимися исследовательской, творческой задачи под руководством преподавателя, в ходе которого ре...
Мастер-класс «Организация проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС»
Данный мастер-класс содержит рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка...
Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и в внеурочной работе по химии
исследователькой и деятельностью можно заниматься и со слабыми детьми...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии
Организация проектной деятельности в условиях сельской школы по химии...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии в 8-9 классах в условиях реализации обновленных ФГОС
Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследо...