Бинарные уроки – как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии
методическая разработка по химии
Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Бинарные уроки – как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Что же такое познавательная активность?
Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания).
Эффективность преподавания предмета во многом зависит от того, какой уровень учебной мотивации сформирован у детей.
В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.
Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к проведению и объяснению химического эксперимента, процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д.
Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий
ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть». Поэтому на своих уроках для активизации познавательной деятельности я использую:
• Фронтальные опыты. Например, учащиеся по теме «Гидролиз нерганических веществ» экспериментально выясняют чреду растворов солей. Фронтальные наблюдения убеждают ученика в том, что каждый может «сделать» открытие, толчок которому дает опыт.
• Уроки-исследования, где предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке, вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного. Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные учащимися, как ответ на проблемный вопрос учителя. Например, выявление сущности, механизма и причину протекания
реакций ионного обмена, опираясь на теорию электролитической диссоциации. Неотъемлемой частью химии является выполнение лабораторных работ. Можно предложить ребятам самим предположить порядок выполнения работ и необходимое оборудование. Если ученику трудно выполнить работу, то он может воспользоваться учебником. Это учит самостоятельно мыслить, а урок считать не «обязаловкой», а методом исследования.
• Опорные конспекты. Опорные конспекты позволяют учащемуся составить план изучхимического явления или закона, а также при необходимости очень быстро выполнить и повторить пройденный материал. Например, конспект по теме „Скорость химических реакций".
•Лекционно-семинарская система. Научить учащегося всему, что понадобиться в жизни, нельзя; можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Известно, что знания должны постоянно наполняться, что на уроке важно не только и не столько «передать» их, сколько учиться, черпать сведения из
разнообразной литературы и в первую очередь из учебника. Поэтому читая лекции, я оставляю в них «белые» пятна, которые ученики должны дома заполнить. Выполняя задание, они должны обратиться к учебнику, многократно возвращаются к изученному материалу. Это позволяет воспринять единую изучаемую картину явлений, как следует осмыслить и понять входящие в нее вопросы. Лекция как эффективное звено учебно-воспитательного процесса, находится в тесной взаимосвязи с другими уроками, прежде всего с семинарскими занятиями, на которых учащиеся в процессе самостоятельной работы расширяют и углубляют свои знания. На этих уроках создается атмосфера, стимулирующая посильное умственное напряжение учащихся.
Лекцию провожу с учетом возрастных возможностей, уровня знаний учащихся. Так как я преподаю химию в 10,11 классах, то этот способ я использую на уроках чаще всего. На начальном этапе проведения лекции обучаю учащихся умению слушать и воспринимать излагаемую информацию, анализировать, обобщать, выделять главные и наиболее существенные моменты в ходе лекции, кратко формулировать их и записывать, составлять конспект; объясняя, что эти умения будут необходимы им в их дальнейшей жизни. Можно предложить учащимся в начале урока самим составить план лекции, а в конце урока проверить выполнение задания. При изложении материала необходимо следить за темпом, ритмом своей речи, заранее объяснить учащимся, что если я говорю медленно, подчеркивая, выделяя каждое слово, значит это главная мысль, т.е. это нужно записать. Развитие познавательной самостоятельности учащихся - это важная задача на любом уроке и особенно при проведении лекции. Ведь учащиеся должны владеть навыками аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на слух, использовать различные способы записи. Эти лекции должны вызывать у учащихся прежде всего познавательный интерес,
который активизирует умственную деятельность учащихся на данном уроке и будет стимулом, предпосылкой успешного решения интеллектуальных задач в будущем.
В лекциях можно использовать элементы занимательности - одно из средств
формирования устойчивого познавательного интереса, который является своеобразной, эмоциональной разрядкой на уроке и способствует мобилизации внимания и волевых усилий учащихся. Это занимательные и интересные факты из художественной, научно-популярной литературы и других источников. Чтение лекции сопровождается необходимыми записями
опорных конспектов, рисунками, схемами, знакомство учащихся с противоречиями в науке, жизнью и деятельностью ученых-химиков, обязательно сопровождается компьютерной презентацией. Как правило, в ходе лекции создаются проблемные ситуации. Поставленный перед учащимися проблемный вопрос - это прием, при помощи которого удается организовать творческое применение предшествующей и усвоение последующей информации, правильно сделать важные выводы, закрепить необходимые знания, умения, навыки.
• Эксперимент. Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи. На семинарах, химических практикумах я широко использую самостоятельный учебный эксперимент или опыт, проделанный учеником лично, имеющий те же цели, что и демонстрационный эксперимент. Он формирует у учащихся практические умения и умения рационального использования учебного времени; развивает
самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера.
Практическая работа кажется несложной на первый взгляд. Тем не менее: табличная запись результатов эксперимента (опыта), наряду с обязательной записью вывода заставляет их дисциплинировать мышление. Это, в свою очередь, укрепляет память, целенаправленно и последовательно развивает наблюдательность, что, в свою очередь, позволяет подростку решатьповседневные проблемы, не убегая от них (это порождает социальный инфантилизм, являющийся почвой для наркомании и алкоголизма) и выполнять проблемные задания, не только на занятиях химии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.
Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор компьютерных средств обучения географии...
Использование ИКТ как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики
Выступление с презентацией по теме "Использование ИКТ на уроках математики"....
Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
В условиях современного обучения перед педагогами всё чаще встает вопрос: как мотивировать п...
Опыт работы по теме: «Информационно - коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики».
В статье описан опыт работы по теме: «Информационно - коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики».К нему приложен план - конспек...
Применение современных компьютерных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка.
выступленипе на ШМО...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-593128-1423846543.jpg)
ИКТ как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка.
Буклет для проведения мастер-класса по теме....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-593128-1423846543.jpg)
ИКТ как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка.
Буклет для проведения мастер-класса по теме....