Статья "Викторина на уроках химии"
статья по химии по теме
В приведенной статье расматривается вопрос о целесообразности использования викторины на уроках химии. Также приводится викторина для учащихся 9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnye_varianty_ispolzovaniya_viktorin.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможные варианты использования викторин:
1) В течение года вывешивать текст викторин на информационную доску с указанием срока принятия письменных ответов и списка литературы;
2) Во внеклассной работе как часть химического вечера. В данном случае целесообразно заранее познакомить учащихся с содержанием вопросов;
3) Заочные письменные викторины при проведении недели биологии и химии;
4) Устные тематические викторины к определенному уроку. Учащиеся, заранее готовясь к ответам на вопросы, получают конкретные представления об ученом или об открытии какого – либо явления, которое будет объяснять учитель на данном уроке;
5) Тематические викторины при подготовке к олимпиадам;
6) Как самостоятельные мероприятия викторины можно проводить в связи с праздниками России, юбилеями ученых, открытиями в науке.
Обязательное условие проведения викторин – отличное оценивание всех работ.
Викторины стимулируют учащихся к изучению химии и развивают интерес к практической химии.
Викторины развивают логическое мышление учащихся и способствуют самообразованию.
Интеграция химии с другими науками в викторинах (общие викторины) развивают у учащихся общий интеллект.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА:
«ЭЛЕМЕНТЫ МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ»
1. Кто из ученых ввел современные обозначения химических элементов? (Берцелиус)
2. Химический элемент миллионер? (Углерод)
3. Что общего между пестрым букетом цветов и куском каменного угля? Что общего между разнообразным содержимым склянок, расставленных на полках аптечных шкафов, и нефтью? (Все они содержат один общий химический элемент – углерод.)
4. Ни один из химических элементов не принес химикам столько трагических событий, как этот. Погиб один из членов Ирландской академии наук Томас Нокс, потерял трудоспособность другой ученый той же Академии Георг Нокс. Поплатился жизнью брюссельский химик Л. Лайет. Отравились и пострадали Ж.Л. Гей-Люссак, французский химик Л. Ж. Тенар, английский химик Г. Дэви и многие другие. Работа с этим элементом требует большой предосторожности и продуманных мер защиты. Резиновые перчатки и фартуки при действии этого элемента могут воспламеняться, на коже появляются сильные ожоги, вдыхание его приводит к тяжелому воспалению дыхательных путей и легких, которое может закончиться отеком легких и смертью. Назовите этот элемент. (Фтор.)
5. Готовясь к солнечному затмению 1868 г., каждый астроном в список инструментов для наблюдения включил и спектроскоп. Не забыл его и Жюль Жансен, известный французский ученый. В момент, когда сверкающий диск Солнца полностью закрылся Луной, Жюль Жансен, исследуя с помощью спектроскопа оранжево-красные языки пламени, вырывающиеся с поверхности Солнца, увидел в спектре, кроме трех знакомых линий водорода: красной, зелено- голубой и синей, новую, незнакомую - ярко-желтую. Ни одно из веществ, известных химикам того времени, не имело такой линии в этой части спектра. Такое же открытие в Англии, сделал другой астроном Норман Локьер. Как назвали этот элемент? (Гелий)
6. Какой химический элемент в виде воина изображали в XVIII веке? (Железо)
7. Какой самый распространенный на земле металл? (Алюминий)
8. Какой элемент носит имя древнегреческого сказочного героя? (Тантал)
9. Какой химический элемент открыт раньше на Солнце, нежели на Земле? (Гелий)
10. Назовите элементы, которые входят в состав человеческого организма. (В состав человеческого организма входит более 20 элементов: кислород (65,04%), углерод (18,25%), водород (10,05%), азот (2,65%), кальций (1,4%), фосфор (0,84%), калий (0,27%), хлор (0,25%), сера (0,21%) и др.)
11. Сколько элементов используется в изготовлении автомобиля?
(В изготовлении автомобиля используется приблизительно 50 химических элементов, которые входят в состав 250 разных веществ и материалов.)
12. Какой элемент есть основа всего минерального мира нашей планеты? (Кремний составляет 27,6% земной коры и является главным элементом в царстве минералов и горных пород, которые исключительно состоят из соединений кремния.)
13. Этот химический элемент является микроэлементом. Он содержится в морской рыбе, морских водорослях, морской капусте, чесноке, дыне, моркови, капусте, овсянке, хурме горохе. (Йод)
14. Этот элемент в нашем организме устраняет отеки. (Калий)
15. Еще недавно об этом элементе никто и не слышал. А потом оказалось, что минерал этого элемента снижает риск рака. Открытие произошло случайно. В одном из районов Китая статистика заболеваемости раком легкого была значительно выше, чем в других регионах. Стали искать причину – и ничего не обнаружили. Кроме одного: в этой местности почва была бедна этим минералом. Люди этого района вели крестьянские хозяйства, поэтому состав почвы влиял на их здоровье. Недостаток этого минерала в организме человека приводит к ослаблению иммунной системы. Однако переизбыток этого элемента тоже вреден: он ведет к отравлению, одним из симптомов которого является выпадение волос. Какой это элемент? (Селен)
16. Из 99 элементов он взаимодействует с 86 элементами. (Кислород)
17. Назовите 8 элементов, существование которых предсказал Д.И.Менделеев. (Галлий, скандий, германий, рений, полоний, протактиний, радий, актиний).
18. Какой элемент является самым распространенным в солнечной системе? Кем и когда он был открыт? (Водород. Г. Кавендиш.)
19. Алхимик жил мечтой о нём. (Золото)
20. Название какого химического элемента происходит от имени мифического героя, подарившего людям огонь? (Прометий)
21. Однажды к римскому императору Тиберию пришёл незнакомец. В дар императору он принёс изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно лёгкого металла. Мастер поведал, что получил этот металл из "глинистой земли”. Но император, боясь, что обесценятся его золото и серебро, велел отрубить мастеру голову, а его мастерскую разрушить. О каком металле идёт речь? (Об алюминии)
22. Назовите металл, который используют служители церкви для получения "святой воды”. (Серебро)
23. Это вещество алхимики называли желчью бога Верекана. (Сера)
24. Иногда серебряные предметы не чернеют, а зеленеют. Это верный признак того, что в сплаве кроме серебра содержится изрядное количество этого металла. Этот металл делает золото красноватым. (Медь)
25. Нити этого металла используют в медицине для сшивания поврежденных сухожилий и кровеносных сосудов. (Ниобий)
26. Этот химический элемент предсказан Д. И. Менделеевым под названием «экабор». В свободном виде получен в 1936 г. В. Фишером. (Скандий)
27. Сплав этого металла и меди (бронза) изготовлялся еще в 3-м тысячелетии до н. э. (Олово)
28. В организме взрослого человека содержится около 2,3 г этого металла, который входит в состав более 40 ферментов, регулирующих углеводный и энергетический обмен в клетках. А еще сплав этого металла и меди носит название латунь. (Цинк)
29. В переводе с греческого название этого неметалла означает «недеятельный, неработающий». (Аргон)
30. Этот неметалл по праву можно назвать «рекламодатель», без него не обходится ни одна ярко-красно светящаяся вывеска. (Неон)
Литература:
1. Гусева Г.Д. «Великие химики и их открытия».//Читаем, учимся, играем. 2006. – №1.
2. Злотников Э.Г. Урок окончен – занятия продолжаются: Внеклас. работа по химии – М.: Просвещение, 1992.
3. Интернет, сайт ИД «Первое сентября».
4. Фигуровский Н.А. История химии.- М.: Просвещение, 1979.
5. Химия. VIII, Х, ХI классы: Нестандартные уроки / Авт. – сост. Л.М. Брейгер. – Волгоград: Учитель, 2004.
6. Химия на досуге: учение с развлечением. – М.: Центрхимпресс, 2006.
7. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В. Володин ; вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс
Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
Урок химии: проблема классификации уроков, современные требования к уроку по предмету. Характеристика основных типов урока химии в школе
урок химии, проблемы и современные требования...
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.
Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....
Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"
Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...
Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.
В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...
Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».
Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...