Профессиональные пробы профессии химик-лаборант
методическая разработка по химии на тему
В данной разработке предлагается ученикам выпускных классов пройти профпробы в типе профессий "Ч-П", "Ч-Т" по специальности лаборант. Для проведение проб используется оборудование лаборантской кабинета химии. При выполнении ученики оценивают качество проведенной пробы и интерес к ее выполнению, делают заключения о возможном профсамоопределении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnye_proby.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Профессиональные пробы по профессиям типа «Человек – Природа» (химический профиль)
Цель: Проверить свои интересы и склонности в типе «Ч – П» химического профиля и соотнести их с требованиями, которые предъявляет данная профессия.
Литература: 1.Семенов, А.С. Безопасность труда в кабинетах химии / Практическое пособие для преподавателей химии ПТУ. – М.: Выс. Шк., 1990. – 80 с.: ил.
2. Маршанова, Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2002. – 80 с.
3. Захаров, Л.Н. Начала техники лабораторных работ. – Л.: Химия, 1981 – 192 с., ил.
Оборудование: химическая посуда, химические реактивы
Ход занятия
1.Знакомство с профессиограммой химика-лаборанта:
- ЗНАНИЯ: для успешного освоения профессии лаборанта химического анализа необходимы базовые знания по химии, биологии.
- КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА: эмоциональная устойчивость, ответственность, внимательность.
- СПОСОНОСТИ: склонность к работе с информацией, развитые логические способности, способность к концентрации внимания, склонность к работе с объектами природы, развитые математические способности.
- ТРЕБОВАНИЯ К ЗДОРОВЬЮ: работа не рекомендуется людям с заболеваниями:
- органов дыхания (хронический бронхит, хроническая пневмония и др.);
- сердечно-сосудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.);
- органов пищеварения (хронические заболевания печени, хронический гастрит и др.);
- почек и мочевых путей (нефрит, почечно-каменная болезнь и др.);
- нервной системы (менингит, миастения и др.);
- кожи с локализацией на кистях рук (дермиты, экзема и др.).
- УСЛОВИЯ ТРУДА: работа в помещении, воздействие химических веществ, паров, сквозняков от вытяжных шкафов, на некоторых производствах работа в защитных средствах (маске и перчатках).
- ПОТРЕБНОСТИ в ОБЩЕСТВЕ: лаборанты химического анализа могут работать в таких организациях и сферах, как:
- Химические и нефтехимические производства;
- Научно-исследовательские институты и различные лаборатории;
- Предприятия машиностроительной, а также радиотехнической промышленности;
- Научно-исследовательские институты и лаборатории, занимающиеся проблемами технической и промышленной биологии, витаминологии и т.п.
2. Выявление у учеников профессиональных намерений и опыта в сфере химической деятельности.
1 уровень готовности к выполнению проб:
- ученики имеют незначительную информацию о данной профессиональной деятельности;
- не имеют опыта работы или имели эпизодическую пробу;
- основной мотив их выбора «слышал, что это интересно»;
- имеют неустойчивые трудовые умения и слабые знания по профильным предметам.
2 уровень готовности к выполнению проб:
- ученики имеют информационные сведения о данной профессиональной деятельности;
- имеют первоначальный опыт работы;
- основной мотив их выбора «мне это интересно», «хочу узнать больше»;
- имеют первоначальные трудовые умения и средние знания по профильным предметам.
3 уровень готовности к выполнению проб:
- ученики имеют обширные сведения о данной профессиональной деятельности;
- читают научно-популярную литературу по профилю;
- имеют опыт работы;
- основной мотив их выбора «хочу углубить знания», «хочу связать свое будущее с этой сферой деятельности»;
- имеют устойчивые трудовые умения и хорошие знания по профильным предметам.
Задание: определить по данной схеме свой уровень готовности.
3.Ознакомление с содержанием проб разных уровней
1 уровень (исполнительный)
- заправление спиртовки;
- проведение нагревания;
- взятие навески твердого вещества;
- измельчение твердого вещества;
- забор объема концентрированных кислот;
- размешивание веществ;
- переливание веществ;
- приготовление фильтра;
- мытье посуды (пробирки, колбы);
- проверка прибора на герметичность
2 уровень (элементы интеллектуального труда, знания основ психологии)
1) оформление этикетки для реактива;
2) сборка прибора для получения газа;
3) демонтаж прибора;
4) взвешивание веществ;
5) приготовление адсорбентов;
6) ликвидация разлива ЛВЖ; кислот, щелочей.
3 уровень (комплексные работы)
1) составление и приготовление растворов различных концентраций;
2) ведение документации по учету расхода веществ, регистрации проведенных инструктажей;
3) оказание первой медицинской помощи при химических ожогах;
4) анализ вещества;
5) очистка веществ.
6) синтез вещества
Можно провести комплексную пробу «Синтез оксида меди»
- Проверка х. посуды на целостность, чистоту и комплектацию.
- Отмер определенного объема веществ (2 мл NaOH и 4 мл CuSO4).
- Определение индикатором среды образовавшегося вещества.
- Проверка рабочего состояния спиртовки.
- Закрепление пробирки с веществом держателем.
- Проведение нагревания пробирки.
- Изготовление фильтра.
- Проведение фильтрования.
- Приведение рабочего места в порядок: демонтаж приборов, проверка спиртовок, слив отработанных веществ, мытье х. посуды.
Оборудование: 1 комплект – лоток, штатив, пробирка мерная, р-р гидроксида натрия (4%), р-р сульфата меди (2) (4%), универсальный индикатор, спиртовка, спички, держатель для пробирок, фильтр, воронка, х. стакан, шпатель, чашка Петри, ершик.
Для всех: банка для отработанных веществ, банка с оксидом меди (2)
4.Выполнение проб с занесением результатов в таблицу.
Название пробы | Результат пробы | Интерес к выполнению | Качество выполнения | Удовлетворенность результатом работы |
1. | ||||
2. |
Задание: наиболее понравившиеся пробы выделить.
Сделать вывод о пробах (совпадение интересов и проделанной работы, ваши сомнения и самоопределение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...
Программа допрофильного модульного курса "Клуб химиков-лаборантов"
Реализация программы курса позволит создать благоприятные условия для удовлетворения познавательного интереса учащихся в области естествознания, проектирования будущей профессии. Зна...
Конкурсная программа "Смотр химиков - лаборантов"
Смотр - конкурс химиков-лаборантов состоит из 4 практических этапов, в каждом из которых ученики демонстрируют отработанные умения и навыки по работе с химическим оборудованием, веществами и с с...
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Представлена презентация о выходе нового профессионального стандарта для педагога СПО...
Занятие по внеурочной деятельности по химии 6 класс "ХИМИК-ЛАБОРАНТ"
Занятие по внеурочной деятельности по химии предназначенно для учащихся 6-7 классов, которые интересуются данным предметом и знакомятся с первоначальными понятиями по химии. Занятие построенно в игров...
Конкурс "Юный химик-лаборант"
Данный конкурс проводился в рамках предметной недели химии. Участие в нем принимали участие школьники 9-11 класса, в качестве зрителей 8 класс. Первый этап конкурса основан на теоретические знания по ...
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Соответствие профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»...