Программа допрофильного модульного курса "Клуб химиков-лаборантов"
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Реализация программы курса позволит создать благоприятные условия  для удовлетворения  познавательного интереса учащихся в области естествознания,  проектирования будущей профессии. Знания и умения, заложенные в курсе, являются базовыми для многих химических специальностей: химик-инженер, химик-металлург, химик-органик, лаборант, химик-технолог, фармацевт, нанотехнолог, криминалист, агроном и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dmk_khimiki-laboranty.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации мо г. Салехард

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В.Королькова»

«Рассмотрено»

протокол №1 от 30.08.2014г.

заседания ШМО учителей

_______________________

«Согласовано»

протокол № 1 от __.08.2014г.

заседания НМС

«Утверждено»

приказ № ___от 31.08.2014г

Руководитель ШМО

Председатель НМС

Директор школы

Бухарова Ю.А.

Сычёва Т.В.

Меха А.В.

_______________

_______________

_______________

Программа допрофильного модульного курса «Клуб химиков-лаборантов»

7-8 классы

                                                  Автор-составитель

                                                                                                                                                                                                Пермякова Н.В.

учительхимии

г. Салехард, 2014

Пояснительная записка

Актуальность. Химия играет ведущую роль в решении наиболее значимых и перспективных проблем современного общества. Все отрасли промышленности зависят от научных и промышленных достижений химии. Новые синтетические и искусственные вещества, композиции, альтернативные источники энергии, наноматериалы  являются продуктом химической мысли. Поэтому химическая наука и промышленность постоянно нуждаются в людях, у которых знания и экспериментальные умения сочетаются с любовью к химии. Увлечения экспериментальной химией в школьном возрасте могут перерасти в профессиональные интересы и пополнить ряды квалифицированных рабочих, инженеров и ученых. Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.

Реализация программы курса позволит создать благоприятные условия  для удовлетворения  познавательного интереса учащихся в области естествознания,  проектирования будущей профессии. Знания и умения, заложенные в курсе, являются базовыми для многих химических специальностей: химик-инженер, химик-металлург, химик-органик, лаборант, химик-технолог, фармацевт, нанотехнолог, криминалист, агроном и др.

       

Цель реализации программы:

Создание условий для формирования раннего профессионального самоопределения личности ребенка.

        Задачи реализации программы курса:

  1. создание в процессе изучении курса условий для развития личности, способностей, удовлетворения  познавательных интересов, самореализации учащихся, в том числе одаренных;
  2. создание в процессе изучения предмета условий для формирования у учащихся опыта самостоятельной учебной деятельности;
  3. создание в процессе изучения курса условий для формирования у учащихся навыков здорового и безопасного для человека  и окружающей его среды образа жизни;
  4. знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  5. формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и проводить опыты, экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  6. овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  7. понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Общая характеристика курса

Основные разделы программы курса:

        В разделе «Введение в курс»  формируются представления о задачах клуба, формах его работы, формулируются цели деятельности и ожидаемые результаты выполнения. Формируются начальные представления о рабочем месте лаборанта, его видах деятельности и правилах по технике безопасности, которые должен соблюдать лаборант при подготовке и проведении химического эксперимента. Обучающиеся получают информацию о классификации химических реактивов по их опасности, условиях хранения и использования в работе. По результатам практических занятий составляются инструкции, таблицы реактивов, мини-альбомы с оборудованием, схемы и рисунки рабочих зон химической  лаборатории.

       Раздел «Смеси. Растворы. Концентрация растворов» посвящен развитию умений различать чистые вещества и смеси, определять составляющие части раствора, пояснять значение процентной концентрации раствора. Формируются умения разделения различных смесей на основе физических свойств веществ, образующих смесь, приготовления растворов на основе растворимости веществ и массовой доли растворенного вещества. По результатам практических заданий составляются инструкции по приготовлению растворов и разделению смесей с итоговыми рисунками, фотографиями.

     В разделе «Распознавание веществ» обучающиеся познакомятся с такими понятиями как индикаторы, ионы, катионы, анионы,  качественные реакции. Исходя из большого разнообразия веществ, используемых в лабораторной практике, проводятся исследования на их идентификацию. Результатами работы являются отчеты по проведенным качественным реакциям, создание шкалы индикаторов и их заменителей в домашних условиях.

    Раздел «Газы: получение, распознавание и применение» направлен на получение таких газов как аммиака, кислорода, углекислого газа. В результате исследования газов формируются умения при работе с газами, основанными на их физических и химических свойствах. Для развития познавательных интересов создаются исторические справки об открытии газов, проводятся эксперименты по распознаванию газообразных веществ.

   В итоговом разделе «Конкурс-смотр химиков-лаборантов» обобщаются знания и умения обучающихся способом участия в викторине «ЗУН химика-лаборанта», общественном смотре-конкурсе химиков-лаборантов и представлению спецпортфолио лаборанта химии. Обучающиеся получают знания о правилах и приемах химического эксперимента, опыт работы с веществами, лабораторным оборудованием, опыт совместной деятельности для достижения результата.

Формы организации:  практикум, экскурсия, групповая работа, работа в парах, лекция, конкурс.

Методы организации учебной деятельности:

Проблемно-диалоговое общение, метод учебного проекта, метод критического мышления.

Межпредметные связи

Курс  «Клуб химиков-лаборантов» построен с учетом формирования межпредметных понятий   и реализации межпредметных связей с другими предметными областями. В курсе используются знания алгебры, физики, биологии, географии  и истории. 

Математика:  1) расчетные задачи.

Физика: 1) вещества, их свойства, 2) закон Авогадро, закон сохранения массы веществ, 3) тепловой эффект  х. реакций, 4)  физические явления, 5) молекулы и атомы, строение атома, 7) кристаллические решетки.                                                                                                                                                                                                                                                Биология: 1) физические и химические явления, 2) химическое загрязнение окружающей среды, 3) круговорот веществ в природе, 4) вода, растворы, 5) кислород, его роль в природе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     География: 1) чистые вещества и смеси, 2) круговорот воды в природе.                                                                                                                                                                      История: 1) открытие веществ, вклад ученых в изучении веществ.

Место  курса в учебном плане

Программа данного курса рассчитана на  16 часов и предназначена  для реализации в смешанных группах, состоящих из учащихся 7-8 классов.    На реализацию курса предусмотрены часы из школьного компонента учебного плана.

Итоговым результатом является участие в смотре-конкурсе и представления спецпортфолио.  После выполнения работ ставится оценка “зачтено” или “не зачтено”.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты

- формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий  и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;  

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Метапредметные результаты

Регулятивные

- умение определять целевые ориентиры, формулирование задач в познавательной деятельности, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 

-  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные

-  умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные

- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

- формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

- осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

- приобретение опыта использования различных  методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

Содержание программы курса

Тема занятия. Дидактические единицы.

Количество часов

Введение в курс.  Инструктажи и их типы. Рабочее пространство лаборанта. Химические реактивы, их классификация.

4

Смеси. Растворы. Концентрация растворов.

3

Распознавание веществ.

3

Газы: получение, распознавание и применение. Викторина «ЗУН химика-лаборанта».

4

Итоговое контрольное занятие. Конкурс-смотр химиков-лаборантов. Рефлексия.

2

 

Тематическое планирование и характеристика ученической деятельности

Тема

Формы и способы организации учебной деятельности

Результат

Введение в курс. Инструктажи и их типы.

Работа в группах, парах «Создание различных инструкций (средства защиты, с газами, с нагревательными приборами, с веществами,  проведение эксперимента)»

Серия инструкций

 Рабочее пространство лаборанта. Лаборантская кабинета химии.

Экскурсия

Схема, рисунок, фотоотчет «Лаборатория химика»

Химическое лабораторное оборудование.

Работа в группах «Виды лабораторного оборудования»

Мини-альбом

Химические реактивы, их классификация.

Лекция

Конспект

Смеси.

Практикум «Способы разделения смесей»

Отчет

6-7.

Растворы. Растворимость веществ. Концентрация растворов.

Практикум «Приготовление растворов: ненасыщенных, насыщенных, перенасыщенных, концентрированных»

Инструкции по приготовлению растворов, комплект растворов кислот, щелочей, солей (фото)

8-10

Распознавание веществ. Индикаторы. Качественные реакции на ионы.

Практикум «Индикаторы и среда»

Практикум «Качественные реакции на катионы»

Практикум «Качественные реакции на анионы»

Практикум «Качественные реакции на органические вещества»

Отчеты, шкала индикаторов

11-13

Газы: получение, распознавание и применение

Практикум «Кислород – газ для дыхания и огня»

Практикум «Испорченный воздух»

Практикум «Занимательный аммиак»

Отчеты, исторические справки о газах

14

Викторина  «ЗУН химика-лаборанта»

15-16

Итоговая зачётная работа. Рефлексия.

Конкурс химиков-лаборантов

Спецпортфолио

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебные пособия

  1. Аликберова, Л Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 – 560 с.:ил. – («Занимательные уроки»)
  2. Аранская, О.С., Бурая, И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8-11 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 288 с. – ( Библиотека учителя).
  3. Гаршин, А.П. Неорганическая химия в схемах,  рисунках,  таблицах, формулах, химических реакциях. 2-е изд., испр. И доп. – Спб.:Лань, 2006. – 288 с.
  4. Леенсон, И.А. 100 вопросов и ответов по химии: материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: учеб. пособие / И.А.Леенсон. – М.: ООО «АСТ»: ООО «Астрель», 2002. – 347 с.
  5. Пичугина, Г.В. Химия и повседневная жизнь человека / Г.В.Пичугина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 252, [4] с.: ил. – ( Библиотека учителя).
  6. Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии: Учеб. пособие для студентов.-М.: Просвещение, 1989,-224 с
  7. Чертков, И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,. – 1989. - 191 с., 4 л. ил.: ил.

Учебное оборудование и компьютерная техника    

  1. Химические лаборатории
  2. Химические реактивы
  3. Химическая посуда
  4. Измерительные приборы
  5.                                                                                            

Основные электронные образовательные ресурсы

  1. Химическая энциклопедия . http://www.xumuk.ru/encyklopedia/
  2. Занимательная химия. http://home.uic.tula.ru/~zanchem/
  3. Электронная  библиотека по химии. http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/
  4. http://ru.wikipedia.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа допрофильного модульного курса "Профессия гид-переводчик" 7-8 классы

Глобальные изменения, происходящие в России последние десятилетия, отразились  на обучении иностранным языкам. Повысился их престиж в обществе, возросла потребность и требования к уровню об...

Конкурсная программа "Смотр химиков - лаборантов"

Смотр - конкурс химиков-лаборантов состоит из 4 практических  этапов, в каждом из которых ученики демонстрируют отработанные умения и навыки по работе с химическим оборудованием, веществами и с с...

Профессиональные пробы профессии химик-лаборант

В данной разработке предлагается ученикам выпускных классов пройти профпробы в типе профессий "Ч-П", "Ч-Т" по специальности лаборант. Для проведение проб используется оборудование лаборантской кабинет...

Модель школы допрофильной ориентации

В материале представлен инновационный проект, который является инструментом реализации программы развития МАОУ СОШ №1 "Школа саморазвития и профессионального самоопределения"....

Занятие по внеурочной деятельности по химии 6 класс "ХИМИК-ЛАБОРАНТ"

Занятие по внеурочной деятельности по химии предназначенно для учащихся 6-7 классов, которые интересуются данным предметом и знакомятся с первоначальными понятиями по химии. Занятие построенно в игров...

Конкурс "Юный химик-лаборант"

Данный конкурс проводился в рамках предметной недели химии. Участие в нем принимали участие школьники 9-11 класса, в качестве зрителей 8 класс. Первый этап конкурса основан на теоретические знания по ...

Рабочая программа факультативного модульного курса по обществознанию "Философия стран Востока"

Данная рабочая программа разработана для дополнительного изучения религии и философии стран Востока в старших классах общеобразовательной школы в рамках модульного факультативного курса....