Программа допрофильного модульного курса "Клуб химиков-лаборантов"
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Реализация программы курса позволит создать благоприятные условия для удовлетворения познавательного интереса учащихся в области естествознания, проектирования будущей профессии. Знания и умения, заложенные в курсе, являются базовыми для многих химических специальностей: химик-инженер, химик-металлург, химик-органик, лаборант, химик-технолог, фармацевт, нанотехнолог, криминалист, агроном и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dmk_khimiki-laboranty.docx | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации мо г. Салехард
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В.Королькова»
«Рассмотрено» протокол №1 от 30.08.2014г. заседания ШМО учителей _______________________ | «Согласовано» протокол № 1 от __.08.2014г. заседания НМС | «Утверждено» приказ № ___от 31.08.2014г |
Руководитель ШМО | Председатель НМС | Директор школы |
Бухарова Ю.А. | Сычёва Т.В. | Меха А.В. |
_______________ | _______________ | _______________ |
Программа допрофильного модульного курса «Клуб химиков-лаборантов»
7-8 классы
Автор-составитель
Пермякова Н.В.
учительхимии
г. Салехард, 2014
Пояснительная записка
Актуальность. Химия играет ведущую роль в решении наиболее значимых и перспективных проблем современного общества. Все отрасли промышленности зависят от научных и промышленных достижений химии. Новые синтетические и искусственные вещества, композиции, альтернативные источники энергии, наноматериалы являются продуктом химической мысли. Поэтому химическая наука и промышленность постоянно нуждаются в людях, у которых знания и экспериментальные умения сочетаются с любовью к химии. Увлечения экспериментальной химией в школьном возрасте могут перерасти в профессиональные интересы и пополнить ряды квалифицированных рабочих, инженеров и ученых. Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.
Реализация программы курса позволит создать благоприятные условия для удовлетворения познавательного интереса учащихся в области естествознания, проектирования будущей профессии. Знания и умения, заложенные в курсе, являются базовыми для многих химических специальностей: химик-инженер, химик-металлург, химик-органик, лаборант, химик-технолог, фармацевт, нанотехнолог, криминалист, агроном и др.
Цель реализации программы:
Создание условий для формирования раннего профессионального самоопределения личности ребенка.
Задачи реализации программы курса:
- создание в процессе изучении курса условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации учащихся, в том числе одаренных;
- создание в процессе изучения предмета условий для формирования у учащихся опыта самостоятельной учебной деятельности;
- создание в процессе изучения курса условий для формирования у учащихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
- знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и проводить опыты, экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Общая характеристика курса
Основные разделы программы курса:
В разделе «Введение в курс» формируются представления о задачах клуба, формах его работы, формулируются цели деятельности и ожидаемые результаты выполнения. Формируются начальные представления о рабочем месте лаборанта, его видах деятельности и правилах по технике безопасности, которые должен соблюдать лаборант при подготовке и проведении химического эксперимента. Обучающиеся получают информацию о классификации химических реактивов по их опасности, условиях хранения и использования в работе. По результатам практических занятий составляются инструкции, таблицы реактивов, мини-альбомы с оборудованием, схемы и рисунки рабочих зон химической лаборатории.
Раздел «Смеси. Растворы. Концентрация растворов» посвящен развитию умений различать чистые вещества и смеси, определять составляющие части раствора, пояснять значение процентной концентрации раствора. Формируются умения разделения различных смесей на основе физических свойств веществ, образующих смесь, приготовления растворов на основе растворимости веществ и массовой доли растворенного вещества. По результатам практических заданий составляются инструкции по приготовлению растворов и разделению смесей с итоговыми рисунками, фотографиями.
В разделе «Распознавание веществ» обучающиеся познакомятся с такими понятиями как индикаторы, ионы, катионы, анионы, качественные реакции. Исходя из большого разнообразия веществ, используемых в лабораторной практике, проводятся исследования на их идентификацию. Результатами работы являются отчеты по проведенным качественным реакциям, создание шкалы индикаторов и их заменителей в домашних условиях.
Раздел «Газы: получение, распознавание и применение» направлен на получение таких газов как аммиака, кислорода, углекислого газа. В результате исследования газов формируются умения при работе с газами, основанными на их физических и химических свойствах. Для развития познавательных интересов создаются исторические справки об открытии газов, проводятся эксперименты по распознаванию газообразных веществ.
В итоговом разделе «Конкурс-смотр химиков-лаборантов» обобщаются знания и умения обучающихся способом участия в викторине «ЗУН химика-лаборанта», общественном смотре-конкурсе химиков-лаборантов и представлению спецпортфолио лаборанта химии. Обучающиеся получают знания о правилах и приемах химического эксперимента, опыт работы с веществами, лабораторным оборудованием, опыт совместной деятельности для достижения результата.
Формы организации: практикум, экскурсия, групповая работа, работа в парах, лекция, конкурс.
Методы организации учебной деятельности:
Проблемно-диалоговое общение, метод учебного проекта, метод критического мышления.
Межпредметные связи
Курс «Клуб химиков-лаборантов» построен с учетом формирования межпредметных понятий и реализации межпредметных связей с другими предметными областями. В курсе используются знания алгебры, физики, биологии, географии и истории.
Математика: 1) расчетные задачи.
Физика: 1) вещества, их свойства, 2) закон Авогадро, закон сохранения массы веществ, 3) тепловой эффект х. реакций, 4) физические явления, 5) молекулы и атомы, строение атома, 7) кристаллические решетки. Биология: 1) физические и химические явления, 2) химическое загрязнение окружающей среды, 3) круговорот веществ в природе, 4) вода, растворы, 5) кислород, его роль в природе. География: 1) чистые вещества и смеси, 2) круговорот воды в природе. История: 1) открытие веществ, вклад ученых в изучении веществ.
Место курса в учебном плане
Программа данного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для реализации в смешанных группах, состоящих из учащихся 7-8 классов. На реализацию курса предусмотрены часы из школьного компонента учебного плана.
Итоговым результатом является участие в смотре-конкурсе и представления спецпортфолио. После выполнения работ ставится оценка “зачтено” или “не зачтено”.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
- формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
Метапредметные результаты
Регулятивные
- умение определять целевые ориентиры, формулирование задач в познавательной деятельности, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
- формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
- осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
- овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
- приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
Содержание программы курса
№ | Тема занятия. Дидактические единицы. | Количество часов |
Введение в курс. Инструктажи и их типы. Рабочее пространство лаборанта. Химические реактивы, их классификация. | 4 | |
Смеси. Растворы. Концентрация растворов. | 3 | |
Распознавание веществ. | 3 | |
Газы: получение, распознавание и применение. Викторина «ЗУН химика-лаборанта». | 4 | |
Итоговое контрольное занятие. Конкурс-смотр химиков-лаборантов. Рефлексия. | 2 |
Тематическое планирование и характеристика ученической деятельности
№ | Тема | Формы и способы организации учебной деятельности | Результат |
Введение в курс. Инструктажи и их типы. | Работа в группах, парах «Создание различных инструкций (средства защиты, с газами, с нагревательными приборами, с веществами, проведение эксперимента)» | Серия инструкций | |
Рабочее пространство лаборанта. Лаборантская кабинета химии. | Экскурсия | Схема, рисунок, фотоотчет «Лаборатория химика» | |
Химическое лабораторное оборудование. | Работа в группах «Виды лабораторного оборудования» | Мини-альбом | |
Химические реактивы, их классификация. | Лекция | Конспект | |
Смеси. | Практикум «Способы разделения смесей» | Отчет | |
6-7. | Растворы. Растворимость веществ. Концентрация растворов. | Практикум «Приготовление растворов: ненасыщенных, насыщенных, перенасыщенных, концентрированных» | Инструкции по приготовлению растворов, комплект растворов кислот, щелочей, солей (фото) |
8-10 | Распознавание веществ. Индикаторы. Качественные реакции на ионы. | Практикум «Индикаторы и среда» Практикум «Качественные реакции на катионы» Практикум «Качественные реакции на анионы» Практикум «Качественные реакции на органические вещества» | Отчеты, шкала индикаторов |
11-13 | Газы: получение, распознавание и применение | Практикум «Кислород – газ для дыхания и огня» Практикум «Испорченный воздух» Практикум «Занимательный аммиак» | Отчеты, исторические справки о газах |
14 | Викторина «ЗУН химика-лаборанта» | ||
15-16 | Итоговая зачётная работа. Рефлексия. | Конкурс химиков-лаборантов | Спецпортфолио |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебные пособия
- Аликберова, Л Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 – 560 с.:ил. – («Занимательные уроки»)
- Аранская, О.С., Бурая, И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8-11 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 288 с. – ( Библиотека учителя).
- Гаршин, А.П. Неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, формулах, химических реакциях. 2-е изд., испр. И доп. – Спб.:Лань, 2006. – 288 с.
- Леенсон, И.А. 100 вопросов и ответов по химии: материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: учеб. пособие / И.А.Леенсон. – М.: ООО «АСТ»: ООО «Астрель», 2002. – 347 с.
- Пичугина, Г.В. Химия и повседневная жизнь человека / Г.В.Пичугина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 252, [4] с.: ил. – ( Библиотека учителя).
- Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии: Учеб. пособие для студентов.-М.: Просвещение, 1989,-224 с
- Чертков, И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,. – 1989. - 191 с., 4 л. ил.: ил.
Учебное оборудование и компьютерная техника
- Химические лаборатории
- Химические реактивы
- Химическая посуда
- Измерительные приборы
Основные электронные образовательные ресурсы
- Химическая энциклопедия . http://www.xumuk.ru/encyklopedia/
- Занимательная химия. http://home.uic.tula.ru/~zanchem/
- Электронная библиотека по химии. http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/
- http://ru.wikipedia.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа допрофильного модульного курса "Профессия гид-переводчик" 7-8 классы
Глобальные изменения, происходящие в России последние десятилетия, отразились на обучении иностранным языкам. Повысился их престиж в обществе, возросла потребность и требования к уровню об...
Конкурсная программа "Смотр химиков - лаборантов"
Смотр - конкурс химиков-лаборантов состоит из 4 практических этапов, в каждом из которых ученики демонстрируют отработанные умения и навыки по работе с химическим оборудованием, веществами и с с...
Профессиональные пробы профессии химик-лаборант
В данной разработке предлагается ученикам выпускных классов пройти профпробы в типе профессий "Ч-П", "Ч-Т" по специальности лаборант. Для проведение проб используется оборудование лаборантской кабинет...
Модель школы допрофильной ориентации
В материале представлен инновационный проект, который является инструментом реализации программы развития МАОУ СОШ №1 "Школа саморазвития и профессионального самоопределения"....
Занятие по внеурочной деятельности по химии 6 класс "ХИМИК-ЛАБОРАНТ"
Занятие по внеурочной деятельности по химии предназначенно для учащихся 6-7 классов, которые интересуются данным предметом и знакомятся с первоначальными понятиями по химии. Занятие построенно в игров...
Конкурс "Юный химик-лаборант"
Данный конкурс проводился в рамках предметной недели химии. Участие в нем принимали участие школьники 9-11 класса, в качестве зрителей 8 класс. Первый этап конкурса основан на теоретические знания по ...
Рабочая программа факультативного модульного курса по обществознанию "Философия стран Востока"
Данная рабочая программа разработана для дополнительного изучения религии и философии стран Востока в старших классах общеобразовательной школы в рамках модульного факультативного курса....