Конкурс "Юный химик-лаборант"
опыты и эксперименты по химии
Данный конкурс проводился в рамках предметной недели химии. Участие в нем принимали участие школьники 9-11 класса, в качестве зрителей 8 класс. Первый этап конкурса основан на теоретические знания по предмету, второй этап - практический. Ребята попробовали себя в качестве лаборантов в кабинете химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка конкурса | 23.7 КБ |
презентация | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя Общеобразовательная школа № 10
Мероприятие по химии
«Предметная неделя»
9-11 класс
Тема: «Юный химик-лаборант»
Разработала: учитель химии
Румянцева Юлия Александровна
Домодедово
2019
Цель мероприятия:
Формировать у учащихся практические знания, умения и навыки при работе с лабораторным оборудованием, химическими реактивами, а также познавательный интерес к предмету. Проверить свои интересы и склонности в химическом профиле и соотнести их с требованиями, которые предъявляет профессия химика-лаборанта.
Оборудование и реактивы: штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатели для пробирок, штативы с муфтами и лапками, фильтровальная бумага, воронки, индикатор фенолфталеин, растворы соляной и серной кислоты, цинк, медь, сульфат натрия, карбонат натрия, хлорид бария, гидроксид натрия, сульфат цинка, сульфат меди (II).
Подготовка: создаются две группы из учащихся 9-11 классов, проводится инструктаж по технике безопасности и методике работы с оборудованием и реактивами. Руководитель мероприятия – учитель химии. Помощник в мероприятии – лаборант. Жюри – учащиеся старших классов, отличающиеся отличными знаниями по химии. В качестве зрителей приглашаются учащиеся 8 класса.
Проведение мероприятия: руководитель и помощник следят за соблюдением техники безопасности и методики работы. Оценивают правильность, четкость и логичность проведения практической работы, ответов на поставленные вопросы и оформления отчета.
Ход мероприятия:
- Знакомство с профессией химика-лаборанта:
- НУЖНО: для успешного освоения профессии химика-лаборанта необходимы базовые знания по химии и биологии.
- КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА: эмоциональная устойчивость, ответственность, внимательность.
- СПОСОБНОСТИ: склонность к работе с информацией, развитые логические способности, способность к концентрации внимания, склонность к работе с объектами природы, развитые математические способности.
- ТРЕБОВАНИЯ К ЗДОРОВЬЮ: работа не рекомендуется людям с заболеваниями:
- органов дыхания (хронический бронхит, хроническая пневмония и др.);
- сердечно-сосудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.);
- органов пищеварения (хронические заболевания печени, хронический гастрит и др.);
- почек и мочевых путей (нефрит, почечно-каменная болезнь и др.);
- нервной системы (менингит, миастения и др.);
- кожи с локализацией на кистях рук (дермиты, экзема и др.).
- УСЛОВИЯ ТРУДА: работа в помещении, воздействие химических веществ, паров, сквозняков от вытяжных шкафов.
- ПОТРЕБНОСТИ в ОБЩЕСТВЕ: химики-лаборанты могут работать в таких организациях и сферах, как:
- химические и нефтехимические производства;
- научно-исследовательские институты и различные лаборатории;
- предприятия машиностроительной, а также радиотехнической промышленности.
- Техника безопасности для химика-лаборанта и должностные обязанности.
Лаборант должен:
- все работы выполнять в рабочей одежде;
- соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте;
- во время лабораторных работ находиться в учебном кабинете;
- оказывать помощь учителю химии в проведении практических работ;
- помогать учителю химии оказывать первую медицинскую помощь; эвакуировать учащихся из помещения;
- мыть лабораторную посуду в резиновых перчатках, пользуясь «ершом»;
- сушить посуду на специальных подставках;
- убирать посуду, реактивы, химические вещества в места хранения;
- наклеить бирку с названием на все реактивы;
- собирать у учащихся остатки растворов, реактивов, помещать их в специальную посуду для последующей нейтрализации;
- отметить опасные вещества красной полосой;
- отключать вытяжной шкаф, освещение;
- следить за уборкой лабораторных столов; проветривать кабинет и следит за его уборкой;
- о всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщить администрации.
- Предстоящая работа химика-лаборанта:
(Зачитывает учитель)
- заправка спиртовки;
- проведение нагревания пробирки;
- взятие навески твердого вещества;
- взвешивание веществ;
- измельчение твердого вещества;
- забор объема концентрированных кислот;
- размешивание веществ;
- переливание веществ;
- приготовление фильтра;
- фильтрование неоднородной смеси;
- мытье посуды (пробирки, колбы);
- оформление этикетки для реактива;
- сборка прибора для получения газа;
- составление и приготовление растворов различных концентраций;
- ведение документации по учету расхода веществ, регистрации проведенных инструктажей.
- Выполнение работы юных химиков-лаборантов.
1 часть.
Группам выдаются инструктивные карты № 1, где указаны задания (Приложение 1). Группы заполняют их. На работу дается 5-10 мин. В это время учитель проводит игру с болельщиками – загадывает химические загадки (Приложение 2).
По завершению работы карты сдаются жюри для проверки.
2 часть.
Выполнение практической части.
Группы получают инструктивные карты № 2 с алгоритмом выполнения опытов и по ТБ (Приложение 2).
- Вручение грамот и дипломов «Юный химик-лаборант».
(дипломы вручаются победителям конкурса – всей группе, грамотами принятие участия в конкурсе «Юный химик-лаборант» награждается другая группа).
Инструктивная карта №1
«ЗАГАДКА ФИОЛЕТОВОГО ВЕЩЕСТВА»
История про одного уважаемого химика. Однажды пришел к нему купец, принес с собой банку с каким-то веществом и попросил ученого определить, что это за вещество. Химик открыл банку, понюхал и с удивлением спросил купца, где он взял это вещество. Купец рассказал, что торговал он в далекой заморской стране, а когда возвращался домой, то корабль, на котором он плыл попал в шторм. Он случайно задержался на палубе и услышал крик о помощи. Преодолевая ветер, он постарался обнаружить того, кто кричал. Человек висел за бортом, ухватившись одной рукой за металлический поручень. Купец спас этого человека.
Много позже , после выздоровления, человек нашел купца и подарил ему в благодарность за спасение банку с каким-то веществом. При этом он сказал: «Да хранит вас это вещество от порезов, нарывов, болезни зубов!»
Купец ушел оставив банку с веществом химику, который стал его исследовать. Достав из банки он положил его на лист бумаги и стал рассматривать. Вещество лежало перед ним красивым кристаллом черно- серого цвета. Солнечный луч, падая на него подчеркивал его серебристо – фиолетовый блеск. «Что за дивное вещество? Давненько я хотел познакомиться с тобой поближе», - проговорил химик.
Прежде всего он убедился, что это вещество не проводит электрический ток. Потом он взял вещество в руки, обратив внимание на желто – бурые пятна, оставшиеся на бумаге. Через несколько секунд и на пальцах он обнаружил такие же пятна. Вещество источало специфический запах. Затем он решил проверить, как вещество растворяется в воде, и обнаружил, что оно мало растворимо. На столе стояла банка с крахмальным клейстером. Он решил опустить это вещество в клейстер. Содержимое банки окрасилось в темно-синий цвет.
Насыпав вещество в реторту, химик попытался его нагреть. Сразу же появились фиолетовые пары, которые оседали на холодной части пробирки. превращаясь опять в темно-серые кристаллы.
Что же это было за вещество?________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Где его можно найти в природе?_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
Где оно применяется?______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Какое значение имеет в жизни человека?______________________________________
_____________________________________________________________________________
Инструктивная карта №2
1. Получите водород (используя имеющиеся реактивы и оборудование) и соберите его методом вытеснения воздуха.
2. Получение оксида меди:
- Комплектация химической посуды, реактивов.
- Отмер определенного объема веществ (2 мл NaOH и 4 мл CuSO4).
- Определение индикатором среды образовавшегося вещества.
- Проверка рабочего состояния спиртовки.
- Закрепление пробирки с веществом держателем.
- Проведение нагревания пробирки.
- Изготовление фильтра.
- Проведение фильтрования.
- Приведение рабочего места в порядок: демонтаж приборов, проверка спиртовок, слив отработанных веществ, мытье х. посуды.
3. Какие правила ТБ здесь можно выделить:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знакомство с профессией химика-лаборанта Базовые знания по химии и биологии; Эмоциональная устойчивость, внимательность, ответственность; Склонность к работе с объектами природы, развитые математические способности; Работа в помещении, воздействие химических веществ, паров, сквозняков от вытяжных шкафов; Требования к здоровью.
ПОТРЕБНОСТИ в ОБЩЕСТВЕ Х имики-лаборанты могут работать в таких организациях и сферах, как: химические и нефтехимические производства; научно-исследовательские институты и различные лаборатории; предприятия машиностроительной, а также радиотехнической промышленности; в лабораториях пищевых предприятий.
Лаборант должен: все работы выполнять в рабочей одежде; соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте; следить за уборкой лабораторных столов; проветривать кабинет и следит за его уборкой; мыть лабораторную посуду в резиновых перчатках, пользуясь «ершом»; сушить посуду на специальных подставках; убирать посуду, реактивы, химические вещества в места хранения; наклеить бирку с названием на все реактивы; собирать у учащихся остатки растворов, реактивов, помещать их в специальную посуду для последующей нейтрализации; отметить опасные вещества красной полосой; отключать вытяжной шкаф, освещение .
Предстоящая работа химика-лаборанта : заправка спиртовки; проведение нагревания пробирки; взятие навески твердого вещества; взвешивание веществ; измельчение твердого вещества; забор объема концентрированных кислот; размешивание веществ; переливание веществ; приготовление фильтра; фильтрование неоднородной смеси; мытье посуды (пробирки, колбы); оформление этикетки для реактива; сборка прибора для получения газа; составление и приготовление растворов различных концентраций; ведение документации по учету расхода веществ, регистрации проведенных инструктажей.
I ЧАСТЬ Учащиеся делятся на две группы. Группам выдаются инструктивные карты № 1, где указаны задания. Они заполняют их. На работу дается 5-10 мин. По завершению работы карты сдаются жюри для проверки.
II ЧАСТЬ Выполнение практической части. Группы получают инструктивные карты № 2 с алгоритмом выполнения опытов и по ТБ. Заполняют их. Учитель химии следит за правильностью выполнения опытов и ТБ. Подведение итогов конкурса.
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа допрофильного модульного курса "Клуб химиков-лаборантов"
Реализация программы курса позволит создать благоприятные условия для удовлетворения познавательного интереса учащихся в области естествознания, проектирования будущей профессии. Зна...
Конкурсная программа "Смотр химиков - лаборантов"
Смотр - конкурс химиков-лаборантов состоит из 4 практических этапов, в каждом из которых ученики демонстрируют отработанные умения и навыки по работе с химическим оборудованием, веществами и с с...
Профессиональные пробы профессии химик-лаборант
В данной разработке предлагается ученикам выпускных классов пройти профпробы в типе профессий "Ч-П", "Ч-Т" по специальности лаборант. Для проведение проб используется оборудование лаборантской кабинет...
Занятие по внеурочной деятельности по химии 6 класс "ХИМИК-ЛАБОРАНТ"
Занятие по внеурочной деятельности по химии предназначенно для учащихся 6-7 классов, которые интересуются данным предметом и знакомятся с первоначальными понятиями по химии. Занятие построенно в игров...