Технологическая карта урока химии в 11 классе на тему "Гидролиз"
план-конспект занятия по химии (11 класс) на тему

Разработана и реализована технологическая карта  практической работы по химии в 11 классе на тему "Гидролиз", ориентированная на формирование  универсальных учебных действий  в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gidroliz_25.09.2015_1.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ  КАРТЫ

 УРОКА ХИМИИ В 11 КЛАССЕ

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ «ГИДРОЛИЗ»

          Авторы проекта:    

                                                                               Арсланов А.А, Хабибуллина Г.А.,      

                                                  Хисамиева Н.М.


Оглавление

Введение………………………………………………………………..…………..

2.Актуальность проекта ……………………………………………………....……. 4

  1. Цель и задачи проекта …………………………………….……………............… 7
  2. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)…..... 8
  3. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта……………………...……….... 22
  4. Бюджет проекта…………………………………………………………………..
  5. Ожидаемые результаты реализации проекта……………………………......…. 23
  6. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта.…...... 23
  7. Список использованной литературы и источников информации……………..
  8.  Глоссарий……………………………………………………………………..
  9.  Приложение……………………………………………………………..

Введение

     Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Важнейшим нормативным документом в современном школьном образовании являются «Требования к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы». В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» требования к уровню подготовки выпускников, обязательный минимум содержания и максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников три  составляющих  Государственного образовательного стандарта. Выделение требований в качестве самостоятельного компонента образовательного стандарта обусловлено тем, что именно этот норматив  должен стать основой,  как для определения самого обязательного содержания, так и важнейшим критерием оценки достижения результатов его усвоения.

      На основе учета различных факторов были приняты следующие установки.

1. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии предполагают, что по итогам усвоения обязательного минимума содержания выпускники основной общеобразовательной школы должны овладеть интеллектуальными и практическими умениями. Требования фактически представляют собой основу для разработки заданий, посредством которых адекватно оценивается достижение каждым учащимся обязательного уровня подготовки по химии.

2. Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы предполагают, что по итогам обучения химии выпускники должны: приобрести умения применять знания – теоретические  и фактологические; овладеть определенными способами деятельности; уметь проводить химические эксперименты в строгом соответствии с правилами техники безопасности.

3. Требования создают уровень владения учащимися обязательным минимумом содержания основного общего и среднего (полного) общего химического образования. Требования предполагают осуществление учащимися учебной деятельности (действий) различной степени сложности. А именно: называть; определять; составлять; характеризовать; объяснять; пользоваться (обращаться с лабораторным оборудованием и веществами); проводить эксперимент (опыты) и необходимые расчеты; соблюдать соответствующие правила техники безопасности.

   В данном проекте представлена разработка технологической карты к уроку химии в 11 классе на тему «Практическая работа на тему «Гидролиз солей» Технологическая карта разработана в соответствии со стандартами второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный химический эксперимент обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

 Одним из важных требований  к  предметным результатам химического образования школьников согласно ФГОС основного и среднего общего образования является умение обрабатывать, объяснять результаты  экспериментов  и делать выводы. Применение  проблемных экспериментов  позволяет выявлять причинно – следственные связи, использовать  полученные знания в новых ситуациях.

Технологическая карта раскрывает содержание темы «Гидролиз» в  соответствии с учебно –методическим комплектом И. И. Новошинского и Н.С. Новошинской. Дидактический материал представлен в виде презентации, дифференцированных заданий по тексту практической работ, разработаны инструктивные карты практической работы на тему «Гидролиз солей». Контрольно – измерительные материалы разработаны в виде тестовых заданий, мысленных экспериментов, придающим практическим занятиям проблемный характер и стимулирующих  творческую деятельность.

2. Актуальность проекта

       В основе федерального государственного образовательного стандарта лежит системно деятельный подход, включающий  активную учебно- познавательную деятельность учащихся, организованную методами и средствами развивающего обучения.

Успешная реализация ФГОС предполагает приобретение учащимися универсальных учебных умений. Фундаментальным ядром развития универсальных учебных умений является проблемно - развивающее обучение, обеспечивающее разностороннее развитие личности школьников. Поэтому модификация школьного химического эксперимента должна быть направлена на разработку проблемных опытов и заданий. Применение проблемных экспериментов дает возможность эффективнее использовать химический эксперимент, сделать обучение индивидуально ориентированным. Ученики при этом получают более точную и целостную картину изучаемых явлений и процессов, выявляют новые причинно – следственные связи в изучаемом материале, учатся планировать и организовывать  свою учебную деятельность, использовать знания в новых ситуациях.

Решение вопроса индивидуализации процесса обучения на уроке химии с использованием проблемного химического  эксперимента представляется в трех направлениях:

При работе в группе участник получает возможность понять и изменить собственную личность, повысить уверенность себе.

Мысленный эксперимент обладает большим познавательным значением,  для него характерны продумывание, выдвижение гипотез, составление плана решения проблемы и высокая активность учащихся.

  Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.

Технологическая  карта   поможет учителям проецировать свою деятельность на уроке; позволит увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

         Из приведённых характеристик созданной нами технологической карты урока очевидно, что она соответствует основным требованиям реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы.

                         

3. Цель и задачи проекта

3.1 Цель проекта: Разработать и реализовать технологическую карту практической работы по  химии на тему: «Практическая работа на тему «Гидролиз солей»,  ориентированную  на формирование УУД у учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

3.2 Задачи проекта:

1. Изучить требования ФГОС  к достижению предметных и метапредметных планируемых результатов.

2. Разработать структуру технологической карты в соответствии с нормативными требованиями и содержание урока в рамках УМК по химии для 11 классов И. И. Новошиского и Н.С.Новошинской;

3. Разработать систему дидактических материалов для проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС;

4. Провести урок с использованием разработанной технологической карты и оценить его эффективность для формирования УУД у учащихся.

3.2.3 Целевая группа проекта: учащиеся 11-х классов

  1. Объект исследования: использование технологической карты в качестве структуры для проведения современного урока в рамках ФГОС;

б. Предмет исследования: методика разработки технологической карты урока на основе и в соответствии ФГОС.

      4. Проектное решение

Основная идея проекта: потребность педагогической практики в технологизации образовательной и воспитательной деятельности, создании технологических карт урока.

Технологическая карта урока

Предмет: ХИМИЯ Класс: 11

Автор УМК: И. И. Новошиский,  Н.С.Новошинская

Тема урока: Практическая работа №4 «Гидролиз солей»

Цель урока: на практике убедиться в существование гидролиза; совершенствовать умения наблюдать химические явления, объяснять наблюдения и результаты опытов, решать качественные химические задачи.

Задачи урока:

  1. На практике убедиться в существование гидролиза солей (предметный результат).
  2. Продолжить развивать  внимательность, наблюдательность,  пытливость, инициативу,  выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде (метапредметный результат).
  3. Формировать умения управлять своей учебной деятельностью (личностный результат).

Методы обучения: проблемный, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная, парная

Средства: учебник, проектор, индивидуальные инструктивные карты, лабораторный набор реактивов для химического эксперимента, пробирки, спиртовки, держалки, лучинки.

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

I. Этап «Актуализация знаний, мотивация и постановка цели урока»

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Знакомит инструктивной картой практической работы. Акцентирует внимание на выполнение правил по ТБ: 1)аккуратно работать с реактивами и приборами;  2) не смешивать реактивы без согласования с заданием.

Предлагает выполнить задание1

«Проверьте свою готовность  к выполнению практической работы»

Формулирует задачи урока: 1)совершенствовать умение наблюдать химические явления,

2)объяснять наблюдения и результаты

опытов,

3)решать качественные химические задачи

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Выполняют задание 1

Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя, контролируют

правильность ответов.

Формулируют цель урока практике убедиться в существова

ние гидролиза

знакомятся инструктивной картой

практической

работы, работают в паре

Построение логической цепи рассуждения, установление причинно- следственных связей

 Целеполагание

Полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Повышение своего образовательного уровня, владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием

II. Этап «Выполнение практической работы»

 Контролирует,

направляет, отвечает на вопросы

Выполняют задание 2

1)определяют способ выполнения задания

2)обсуждают с соседом по парте возможные результаты

3) пишут предполагаемые реакции

4)проводят опыты подтвеждающие свою  гипотезу

5) оформляют практическую работу

Выпоняют задание 3

Выпоняют задание 4

Умение  организовывать исследование с целью проверки гипотез, выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом, самостоятельный  выбор  основания и критерий для

логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей, объяснение явлений, процессов, выявляемых в ходе исследования;

Планирование пути достижения целей. преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный  анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, организация рабочего места при выполнении химического эксперимента, способность к мобилизации сил и энергии.

 Полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватное использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, умение представлять конкретное содержание с сообщением его в письменной и устной форме, определение  способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации,  оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,  проявление готовности к сотрудничеству, ведение диалога на основе взаимного уважения и равноправных отношений; определение  способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге, планирование общих способов работы,

описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки предметно- практической деятельности,

Владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и обо рудованием, определение мотивации изучения учебного материала; оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей; повышение своего образовательного уровня  определение мотивации изучения учебного материала; оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей; повышение своего образовательного уровня  

III. Этап Рефлексия

Предлагает мысленный эксперимент.

1)В медицинской практике раствор питьевой соды используют  для полоскания при воспалительных заболеваниях горла Для чего?

2) Какова роль гидролиза в природе?

3)Почему раствор мыла пенится в воде?

Выпоняют задание 5

1)обсуждают с соседом по парте возможные результаты

2) пишут предпологаемые реакции

3) оформляют практическую

Работу

Формулируют выводы

Умение  делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации, использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ

Понимание и сохранение познавательной цели, прогнозирование результата усвоения, оценивание усвоенного материала

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор

 Владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры.

IV. Этап Итоги

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Домашнее задание: Работа по интернет ресурсам «Самое интересное  о гидролизе»

Обсуждают , делают вывод, отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание

Умение  делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации,

Прогнозирова

ние результата усвоения

                    5. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

5.1 Сроки реализации проекта   сентябрь 2015 – август 2016 года

5.2 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с 14 сентября  по 25 сентября 2015 года)

2. Основной (с сентября 2015 года  по май 2016 года)

3. заключительный (с мая 2015 года по август 2016 года)

6. Бюджет проекта

Ресурсы

Имеется

Необходимо

Источник

Лабораторный набор реактивов

13

10

школьная химическая лаборатория

Набор пробирок

13

10

школьная химическая лаборатория

Универсальная индикаторная бумага

13

10

школьная химическая лаборатория

Спиртовка

11

10

школьная химическая лаборатория

Стеклянная палочка

15

10

школьная химическая лаборатория

Держалка

18

10

школьная химическая лаборатория

7. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Разработаны методические материалы   к уроку химии в 11 классе по теме «Гидролиз  солей»  с учетом требований ФГОС

2. Разработана  технологическая  карта к уроку химии в 11 классе по теме «Гидролиз солей» на основе изученных требований

       3. Разработана система дидактических и  контрольно – диагностических материалов к уроку       

8. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

1

2

3

Критерий эффективности

Условие (%)

Измеритель

Удовлетворительная реализация проекта, улучшение качества процесса усвоения материала  по предмету в образовательном учреждении

42%

Мысленный эксперимент

Заключение

      Данный материал проекта позволит оптимизировать работу учителя по химии и стать примером для составления технологических  карт  для практических работ с учетом требований ФГОС ООО. Так как  именно технологическая карта является современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, способом графического проектирования  урока, таблицей, позволяющей структурировать урок по выбранным учителем параметрам.  Технологическая карта раскрывает  общедидактические  принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для усвоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных  и предметных результатов

Список использованной литературы и источников информации

1.  Учебник: «Химия 11 класс» Новошинский И.И.,Новошинская Н.С.-3-е изд., - М.: ООО  «Русское слово – учебник»,2014.-440 с.: ил.- (Инновационная школа)

2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. Сборник самостоятельных работ 11 класс Краснодар. «Советская Кубань», 2009.

3. Новошинский  И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007.

4.  Троегубова Н.П. Контрольно-измерительные материалы. Химия. 10 класс / Н.П. Троегубова – М.: Издательство «ВАКО»,2012. -  96 с.

Интернет – ресурсы:

  1. Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерацииhttp://минобрнауки.рф/документы/2365
  2. Методическая поддержка: http://ptu30.gomel.by

     III. Совершенствование профессиональных компетенций учителя  химии в условиях введения ФГОС ООО  http://tulpar.kfu.ru.

Глоссарий

ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).

Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре. Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер. Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. (Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990).

Навык – действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Интеллектуальный навык – автоматизированный приём, способ решения встречавшейся ранее задачи. (Психология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990).

 Приложение

Инструктивная карта практической работы на тему «Гидролиз солей»

Задание 1. Проверьте готовность к выполнению практической работы:

1.Определите, подчеркнув, верное суждение:

А) При гидролизе карбоната натрия индикатор меняет свою окраску.

Б) Гидролизу подвергаются все соли.

В) Гидролиз – это процесс обменного взаимодействия сложных веществ.

2.Восстановите схему реакции гидролиза, подставив формулы исходного вещества одного из продуктов:

                         … + H2O ------  Fe(OH)Cl2  + …

3.Какому гидролизу подвергается водный раствор сульфита натрия. Подчеркните верный ответ:

А) по катиону;    Б) по аниону;  В) не гидролизуется

Задание 2. С помощью химических экспериментов убедитесь в существовании гидролиза, попытайтесь дать объяснение проведенным опытам.

1).Как определить растворы карбоната калия, нитрата алюминия и нитрата калия, если они находятся в склянках без этикеток.

Составьте план определения веществ в пронумерованных пробирках и поясните результат  с помощью уравнений химических реакций (за помощью обратитесь к таблице «Растворимость кислот, оснований, солей в воде и цвет осадков)

действия

наблюдения

уравнения реакций , выводы

План действий:1)определите способ выполнения задания;

                            2) обсудите с соседом по парте возможные результаты;

                            3) запишите предполагаемые уравнения реакций;

                            4) поведите опыты, подтверждающие вашу гипотезу.

При составлении уравнения гидролиза используйте следующий алгоритм:

1. Запишите уравнения реакции диссоциации соли.

2. Выберите ион слабого основания или слабой кислоты, взаимодействующий с водой.

3. Запишите уравнение в ионном виде.

4. Определите среду раствора.

Задание 3. Экспериментальная задача ( Факторы влияющие на степень гидролиза)

Опыт 1. На полоску универсальной индикаторной бумаге нанесите стеклянной палочкой по 2-3 капли растворов солей: сульфита натрия, карбоната натрия и силиката натрия. Сравните окраску сырых пятен на бумаге со цветной шкалой и определите  pH растворов данных солей. Полученные результаты запишите в таблице.

В растворе,  какой соли концентрация ионов OH- наибольшая?

Формула соли

pH  раствора

Сокращенное ионно - молекулярное уравнение гидролиза

Опыт 2.Анологичный опыт проводите  с растворами солей хлорида алюминия, хлорида магния и хлорида железа (III). Полученные результаты запишите в таблице.

В растворе,  какой соли концентрация ионов H+ наибольшая?

Формула соли

pH  раствора

Сокращенное  ионно - молекулярное уравнение гидролиза

Опыт 3.Что произойдет, если охладить раствор карбоната натрия или добавить к нему гидроксид натрия. Проведите опыт и обоснуйте свои заключения с точки зрения теории химического строения.

Задание 4. Проблемный опыт.

  1. В одну пробирку с раствором сульфата меди(II) прилейте раствор гидроксида натрия, а в другую постепенно – раствор карбоната натрия.
  2. Сравните цвет образующихся осадков.
  3. Обратите внимание: в одной из пробирок выделяется газ (Подумайте, откуда может выделяться этот газ?) Проверьте качественный состав газа горящей лучинкой.

Задание 5. Мысленный эксперимент.

Подумайте и ответьте на вопросы:

  1. В медицинской практике раствор питьевой соды используют для полоскания при воспалительных заболеваниях горла. Для чего?
  2. Какова роль гидролиза в природе?
  3. Почему раствор мыла пенится в воде?
  1. Попробуйте объяснить происходящее явление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.

Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....

Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...

Технологическая карта урока химии. 9 класс.

Урок - практикум: "Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация""...

Технологическая карта урока химии 8 класс

Технологическая карта урока химии 8 класс по теме "Предмет химии.Вещества и их свойства"...

Технологическая карта урока химии 8 класс "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Цель урока: Дать представление о формировании знаний о периодическом законе и установить периодическую зависимость свойств химических элементов....

Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

Работа проводится в 9 классах по  УМК. Химия Учебник 9 класса  под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Прикольно! От души посмеялся! Это Вы сами придумали? Наверное какие-нибудь курсы, да? )))

Мудрецов Игорь Вячеславович

Меня многое позабавило, но особенно это: "Жизненный цикл и этапы реализации проекта". Жизненный цикл... это ж надо было до такого додуматься! ))) Год на создание технологической карты и проведение урока? Да, уж, тщательная подготовка... Бюджет проекта... ))) Зачем лишние 5 держателей? Держателей (правильно, т.к. это запатентованый термин и инструмент), а не державка. Лишние 2 палочки? Ну, эти могут разбиться... Но при всем при этом кому-то не хватит спиртовок. Где логика? Затем, задачи, дублирующие цель. Судя по ожидаемым результатам задачи проекта не реализованы полностью. Заключение (вывод), т.о. предстает неким пафосом и набором общих фраз. ИМХО