РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ 8 КЛАССА.
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Рабочая программа включает пояснительную записку, описание места  учебного предмета, курса в учебном плане, требования к результатам усвоения учебного материала за курс основной школы, содержание учебного предмета, календарно - тематическое планирование,описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_8a_kl.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

1Пояснительная записка……………………………………….….…………3

2 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане…………....5

3 Требования к результатам усвоения учебного материала за курс основной школы……………………..……………………………..………......6

4 Содержание учебного предмета………………………...……………..…7

5 Календарно–тематическое планирование…………………………...…9

6 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса ………………………………………………………………………..…15

1.Пояснительная записка

Рабочая программа курса химии 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 8 классов общеобразовательных учреждений автора О. С. Габриеляна Дрофа Москва 2005 год 208 с.полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки воспитанников.

Цели курса:

  • формирование основ химического знания важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных  воспитанникам обобщений мировоззренческого характера;
  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;
  • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в  повседневной жизни;
  • выработку у воспитанников понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

развитие личности воспитанников, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

Исходными документами для составления рабочей программы явились: 

  • Закон «Об образовании»
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
  • Письмо   Минобразования   России от 20.02.2004   г.   №   03-51-10/14-03   «О введении федерального   компонента государственных образовательных   стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
  • Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

       Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

       Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана. Примерная  программа  основного  общего образования  по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2011. (Современное образование).

       Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013/2014 учебный год;

       Авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. ДРОФА, М.: 2008 г.).

       Региональный учебный план для образовательных учреждений Костромской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Департамента образования и науки Костромской области №1376 от 8 июля 2013года)

       Учебный план МОУ Шолоховской СОШ на 2013/14 учебный год;

2. Места предмета химии в базисном учебном плане;

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:  использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов в рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал -  химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

 Программа построена с учетом реализации межпредметных связей  

Распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и  тем – соответствует  авторской программе. В 8 классе за год распределено 68 часов из федерального компонента,2 часа в неделю.

Тема урока совпадает с названием параграфа учебника, все демонстрации,  лабораторные опыты взяты из Примерной программы.

3.Требования к результатам усвоения учебного материала за курс основной школы

Обучающиеся 8 класса должны знать:

Основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химической связи; типы кристаллических решеток; факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации; названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиции окисления-восстановления.

Обучающиеся  должны уметь:

- применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;

- разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей; определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений;

- составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции;

-  определять по составу принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства,  в том числе в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

- обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

- производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

4.Содержание учебного предмета

8 «А» класс – по 68 часов, 2 часа в неделю.

Тема

Понятия

Часов

Пр.раб

Контр.раб

Атомы химических элементов

Основные понятия: Протоны, нейтроны, электроны. Изотопы. Схема строения атома. ПЗХЭ и ПСХЭ Д.И. Менделеева.  Типы химической связи: ионная, ковалентная неполярная, ковалентная полярная, металлическая.  

12

1

Простые вещества

Основные понятия:

Простые вещества  - металлы и неметаллы. Количество вещества, моль, молярная масса. Молярный объем.

6

1

Соединения химических элементов

Степень окисления.

Основания, их состав и названия.

Кислоты, их состав и названия.

Соли как производные кислот и оснований.

Межмолекулярные взаимодействия.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Чистые вещества и смеси.

12

1

Изменения, происходящие с веществами

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции.

Закон сохранения массы веществ.

Расчеты по химическим уравнениям.

Типы химических реакций.

Реакции обмена.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды.

7

1

Химический практикум №1 по теме:

«Простейшие операции с веществом»

Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Очистка поваренной соли от примесей. Признаки химических реакций. Получение водорода, кислорода и определение его свойств. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.

6

6

Скорость химических реакций. Химическое равновесие.

Скорость химической реакции. Катализаторы.  Химическое равновесие.

6

Растворение растворы. Свойства растворов электролитов

Растворение как физико-химический процесс.

Понятие об электролитической диссоциации.

Основные положения теории электролитической диссоциации.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация.

Основания, их классификация.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов.

Окислительно-восстановительные реакции.

Реакции  ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

16

1

Химический практикум по теме: «Свойства растворов электролитов»

Ионные реакции. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Решение экспериментальных задач

3

3

5.Календарно–тематическое планирование в  8 «А»  классе (68 часов в год,  2 часа в неделю).

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование

По плану

Фактически

Тема № 1. « Атомы химических элементов» (12 ч)

1

Предмет химии. Вещества.

1

Необходимые химические реагенты для проведения демонстрационных опытов, комплект учебника и дидактических материалов, различные тела из одного и того же вещества (наборы стеклянных, деревянных, алюминиевых изделий).

2

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории.

1

Растворы: соляной кислоты, известковой воды, кусочек мела. Прибор для получения газов, фарфоровая чашечка для выпаривания, газовая горелка, держатель.

3

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

1

Таблица Д.И.Менделеева, его портрет.

4

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

1

Таблица Д.И.Менделеева.

5

Основные сведения о строении атомов.

1

Таблицы «Строение атома», «Модели атомов», ПСХЭ

6

Изменение в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы.

1

Таблица Д.И.Менделеева, таблица «Строение атома».

7

Строение электронных оболочек атомов.

1

Таблица Д.И.Менделеева, таблица «распределение электронов в атомах элементов главных подгрупп»

8

Изменение числа электронов на внешнем уровне атомов химических элементов. Ионная связь.

1

Таблица Д.И.Менделеева, таблицы «Изменение строения атомов одного периода, одной главной подгруппы», «Виды химической связи».

9

 Ковалентная химическая связь

1

Таблица Д.И.Менделеева, таблица «Виды химической связи».

10

Ковалентная полярная химическая связь.

1

Таблица Д.И.Менделеева, таблица «Виды химической связи».

11

Металлическая химическая связь.

1

Таблица Д.И.Менделеева, таблица «Виды химической связи», образцы металлов.

12

Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов.

1

Таблица Д.И.Менделеева, карточки с заданием.

Тема № 2. «Простые вещества» (6 ч)

13

Простые вещества-металлы и неметаллы.

1

Таблица Д.И.Менделеева, образцы металлов и неметаллов, прибор для определения электропроводности, гранулы цинка, соляная кислота, раствор CuSO4, медная проволока, спиртовка, колба с хлором.

14

Количество вещества.

1

Некоторые вещества количеством 1 моль и 1 ммоль

15

Молярный объём газов.

1

Таблица Д.И.Менделеева.

16

Подготовка к контрольной работе. Решение задач. Решение типовых заданий.

1

Таблица Д.И.Менделеева.

17

Урок – упражнение.

1

Таблица Д.И.Менделеева.

18

Контрольная работа № 2 по теме «Простые вещества».

1

Таблица Д.И.Менделеева.

Тема № 3 «Соединения химических элементов» (12 ч)

19

Степень окисления.

1

Таблица Д.И.Менделеева, таблица «Виды химической связи».

20

Оксиды.

1

Образцы оксидов, имеющихся в школьной лаборатории, а также природных руд и минералов, содержащих оксиды

21

Важнейшие оксиды в природе и жизни. человека. Водородные соединения элементов.

1

Таблица «Круговорот воды», таблица Д.И. Менделеева.

22

Основания.

1

Твёрдые щёлочи и их растворы (NaOH, КОН, Са(ОН)2- в виде «известковой воды». Свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований, индикаторы

23

Кислоты.

1

Растворы важнейших неорганических и органических кислот: соляной, серной, уксусной, лимонной. Индикаторы, стеклянная химическая посуда, спиртовой градусник

24-25

Соли.

2

Таблица «Номенклатура солей», образцы солей, отличающихся по цвету, все разновидности кальцита: мел, мрамор, известняк, образцы фосфоритов и апатитов

26

Кристаллические решётки.

1

Модели кристаллических решёток разных типов. Образцы кристаллических и аморфных тел

27

Чистые вещества и смеси.

1

Различные смеси: раствор сахара, уксусной кислоты, соли, глина с водой, воронка, фильтровальная бумага

28

Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора).

1

Дидактический материал

29

Решение расчётных задач. Подготовка к контрольной работе «Соединение химических элементов».

1

Карточки с заданиями

30

К.р.3 «Соединение химических элементов».

1

Карточки с заданиями

Тема № 4 «Изменения, происходящие с веществами» (7 ч)

31

Физические явления в химии.

1

Приборы для дистилляции воды, для фильтрования, выпаривания, возгонки. Делительная воронка, закреплённая в штативе, растворы и смеси.

32

Химические реакции.

1

Растворы реактивов: KCNS, FeCI3,NaOH, (NH4)2Cr2O7, Cu(OH)2,HCI, Na2CO3, весы.

33

Уравнения химических реакций.

Типы химических реакций.

1

Магнитные модели атомов, реактивы и оборудование для демонстрационного эксперимента:Растворы KCNS,FeCI3,(NH4)2Cr2O7,

Cu(OH)2,HCI, Na2CO3, NaOH,спиртовка, спички, пробиркодержатель, хлорид аммония, известковая вода, малахит, магний, медная пластина, щипцы, цинк, пробирки.

34

Реакции ионного обмена.

1

Растворы: CuSO4, HCI, Na2CO3, NaOH, пробирки.

35

Расчёты по химическим уравнениям.

1

Таблица Д.И.Менделеева.

36

Подготовка к контрольной работе по теме «Изменения, происходящие с веществами».

1

Таблица Д.И.Менделеева.

37

Контрольная работа № 4.по теме«Изменения происходящие с веществами».

1

Таблица Д.И.Менделеева.

Химический практикум № 1 по теме «Простейшие операции с веществом»

(6 ч)

38

Практическое занятие № 1.«Приёмы обращения с лабораторным оборудованием».

1

Химическое оборудование: химическая плитка, газовая горелка, спиртовка, штатив. Химическая        посуда: различные колбы, пробирки, фарфоровая посуда, воронка и т.д.        

39

Практическое занятие № 2.«Очистка поваренной соли от примесей».

1

Штатив, смесь соли с песком, стакан со стеклянной палочкой, колба, воронка, бумажный фильтр, чашка для выпаривания, стакан с водой, спиртовка, спички.

40

Практическое занятие № 3. «Признаки химических реакций».

1

Медная проволока, оксид меди (II), серная кислота, мел, KCNS, FeCI3, HCI, Na2SO4, BaCI2, тигельные щипцы, спиртовка, лист бумаги, пробирки, лучина, спички.

41

Практическое занятие № 4. «Получение водорода и определение его свойств».

1

Гранулы цинка и алюминия, серная и соляная кислоты, пробирки, штатив с лапками, газоотводная трубка, спички, химический стакан, оксид меди (II).

42

Практическое занятие № 5. «Получение кислорода и определение его свойств».

1

КМпО4, кусочек угля и серы, Са(ОН)2, штатив с лапками, газоотводная трубка, ватный тампон, 2 стакана, лучина, спички, спиртовка, стеклянная пластинка, сосуд с водой, пробирки, железная ложечка

43

Практическое занятие №6. Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе».

1

Дистиллированная вода, сахар, весы, коническая колба, стеклянная палочка.

Тема №6 «Скорость химических реакций. Химическое равновесие» (6 ч)

44

Скорость химической реакции.

1

Растворы: Na2SO4, BaCI2, гранулы цинка и соляная кислота, пробирки. Презентация.

45

Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

1

46

Катализаторы.

1

Пероксид водорода (3%), диоксид марганца, куски варенных и сырых продуктов  ( мясо, морковь),
кусочки сахара, свежий сигаретный пепел или соль лития.

47

Необратимые и обратимые реакции.

1

Растворы: Na2SO4, BaCI2, Na2CO3, гранулы цинка и соляная кислота, пробирки. Презентация.

48

Химическое равновесие и способы его смещения.

1

Презентация.

49

Повторение материала по теме №6. «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».

1

Карточки с вариантами заданий.

Тема №7 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». (16 ч)

50-51

Растворение. Растворимость веществ в воде.

2

Презентация.

52

Электролитическая диссоциация.

1

Прибор для определения электропроводности растворов с электрической лампочкой. Растворы
кислот, щелочей, солей, одинаковой концентрации, а также раствор сахара, спирт, ледяная уксусная кислота.

53

Основные положения теории электролитической диссоциации.

1

Учебник по химии

54

Ионные уравнения.

1

Карточки с заданиями. Растворы: Na2SO4, BaCI2, Na2CO3 ,HCI ,KOH,FeSO4, индикатор, таблица растворимости веществ в воде

55

Кислоты, их классификация и свойства.

1

Образцы кислот: лимонная, борная, ортофосфорная, серная, азотная. Металлы: цинк, алюминий, медь. Оксиды металлов. Соли (мел).

56

Химические свойства кислот.

1

Карточка с заданиями.

57

Основания, их классификация и свойства.

1

Образцы оснований, отличающихся по физическимсвойствам, вода,NaOH,КОН,FeSO4, HCI,H2SO4,Cr(OH)3,P2O5,

(NH4)2SO4, пробирки

58

Оксиды, их классификация и свойства.

1

Образцы оксидов.

59

Соли, их классификация и свойства.

1

Образцы солей, таблица «Номенклатура солей».

60

Химические свойства солей.

1

Химические реактивы: HCI NaOH, FeSO4, Na2CO3, Fe, CuSO4,CuCI2,AgNO3, пробирки.

61

Генетическая связь между классами веществ.

1

Дидактический материал.

62-63

Окислительно-восстановительные реакции.

2

Презентация, таблица Д.И.Менделеева.

64

Подготовка к контрольной работе.

1

Дидактический материал.

65

Итоговая контрольная работа.

1

Таблица Д.И.Менделеева.

Химический практикум №2 по теме «Свойства растворов электролитов» (3 ч)

66

Практическое занятие №7«Ионные реакции. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца».

1

Растворы:CuSO4, HCI,Na2SO4, BaCI2,KCI,Na3PO4,AI2(SO4)3,

HNO3,Na2SO3, пробирки.

67

Практическое занятие № 8. «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».

1

Pacтворы:HCI,AgNO3,H2SO4,

NaOH,CuSO4,KOH,

 FeC I3,Zn,MgO,CuO, пробирки

68

Практическое занятие № 9«Решение экспериментальных задач».

1

Pacтворы: MgCI2,Na2CO3,K2CO3,Na2SO3

HNO3,BaCI2,HCI,NaOH,CuSO4,H2SO4 (конц), пробирки.

6.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

  1. Габриелян, О. С. Химия. 8 класс. М: Дрофа, 2006.
  2. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных
    учреждениях Волгоградской области. Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Габриелян, О. С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс: методическое пособие. М.: Дрофа, 2002.
  1. Габриелян, О. С. и др. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. М.: Дрофа, 2003.
  2. Ким, Е. П. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна. Саратов: Лицей, 2005.
  3. Некрасова, Л. И. Химия. 8 класс: карточки заданий к учебнику О. С. Габриеляна. Саратов: Лицей, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа клуба «Суворовская гостиная» на 2015 – 2016 учебный год

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять, познать и развиваться в духе социально-активного, культурного, эстетически и экономически грамотного человек...

Рабочая программа (адаптированная) по физике на 2015-2016 учебный год для учащихся 8 класса

Рабочая программа (адаптированная) по физике на 2015-2016 учебный год для учащихся 8 класса...

Рабочие программы по музыке Школа России 2015-2016 учебный год

Рабочая программа составлена на основе рабочей программы "Музыка" и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, примерной программы и на осно...

Рабочая программа по биологии 7 классс 2015-2016 учебный год

Рабочая программа составлена на основании авторской пронраммы В.Б Захарова. Количество часов в неделю 2. Количество часов за год 70.Данная программа дает распределение учебных часов по разделам предме...

Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год для 7 класса

Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год для 7 класса...

Рабочая программа "Программирование в ТРИКСтудии" за 2015-2016 учебный год

Рабочая программа в рамках образовательной программы "Программирование в ТРИКСтудии" за 2015-2016 учебный год...

Рабочая программа по физической культуре на 2015-2016 учебный год

     Программа по физической культуре разработана на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Она определяет инвариантную (обязательную) часть уче...