РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ 8 КЛАССА.
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Рабочая программа включает пояснительную записку, описание места учебного предмета, курса в учебном плане, требования к результатам усвоения учебного материала за курс основной школы, содержание учебного предмета, календарно - тематическое планирование,описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_8a_kl.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
1Пояснительная записка……………………………………….….…………3
2 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане…………....5
3 Требования к результатам усвоения учебного материала за курс основной школы……………………..……………………………..………......6
4 Содержание учебного предмета………………………...……………..…7
5 Календарно–тематическое планирование…………………………...…9
6 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса ………………………………………………………………………..…15
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса химии 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 8 классов общеобразовательных учреждений автора О. С. Габриеляна Дрофа Москва 2005 год 208 с.полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки воспитанников.
Цели курса:
- формирование основ химического знания важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных воспитанникам обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;
- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;
- выработку у воспитанников понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
развитие личности воспитанников, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Закон «Об образовании»
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
- Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
- Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана. Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2011. (Современное образование).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013/2014 учебный год;
Авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. ДРОФА, М.: 2008 г.).
Региональный учебный план для образовательных учреждений Костромской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Департамента образования и науки Костромской области №1376 от 8 июля 2013года)
Учебный план МОУ Шолоховской СОШ на 2013/14 учебный год;
2. Места предмета химии в базисном учебном плане;
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов в рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал - химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей
Распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и тем – соответствует авторской программе. В 8 классе за год распределено 68 часов из федерального компонента,2 часа в неделю.
Тема урока совпадает с названием параграфа учебника, все демонстрации, лабораторные опыты взяты из Примерной программы.
3.Требования к результатам усвоения учебного материала за курс основной школы
Обучающиеся 8 класса должны знать:
Основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химической связи; типы кристаллических решеток; факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации; названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиции окисления-восстановления.
Обучающиеся должны уметь:
- применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
- разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей; определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений;
- составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции;
- определять по составу принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;
- обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
- производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
4.Содержание учебного предмета
8 «А» класс – по 68 часов, 2 часа в неделю.
Тема | Понятия | Часов | Пр.раб | Контр.раб |
Атомы химических элементов | Основные понятия: Протоны, нейтроны, электроны. Изотопы. Схема строения атома. ПЗХЭ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Типы химической связи: ионная, ковалентная неполярная, ковалентная полярная, металлическая. | 12 | 1 | |
Простые вещества | Основные понятия: Простые вещества - металлы и неметаллы. Количество вещества, моль, молярная масса. Молярный объем. | 6 | 1 | |
Соединения химических элементов | Степень окисления. Основания, их состав и названия. Кислоты, их состав и названия. Соли как производные кислот и оснований. Межмолекулярные взаимодействия. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Чистые вещества и смеси. | 12 | 1 | |
Изменения, происходящие с веществами | Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Закон сохранения массы веществ. Расчеты по химическим уравнениям. Типы химических реакций. Реакции обмена. Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. | 7 | 1 | |
Химический практикум №1 по теме: «Простейшие операции с веществом» | Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Очистка поваренной соли от примесей. Признаки химических реакций. Получение водорода, кислорода и определение его свойств. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе. | 6 | 6 | |
Скорость химических реакций. Химическое равновесие. | Скорость химической реакции. Катализаторы. Химическое равновесие. | 6 | ||
Растворение растворы. Свойства растворов электролитов | Растворение как физико-химический процесс. Понятие об электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов. Окислительно-восстановительные реакции. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. | 16 | 1 | |
Химический практикум по теме: «Свойства растворов электролитов» | Ионные реакции. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Решение экспериментальных задач | 3 | 3 |
5.Календарно–тематическое планирование в 8 «А» классе (68 часов в год, 2 часа в неделю).
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование | |
По плану | Фактически | ||||
Тема № 1. « Атомы химических элементов» (12 ч) | |||||
1 | Предмет химии. Вещества. | 1 | Необходимые химические реагенты для проведения демонстрационных опытов, комплект учебника и дидактических материалов, различные тела из одного и того же вещества (наборы стеклянных, деревянных, алюминиевых изделий). | ||
2 | Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории. | 1 | Растворы: соляной кислоты, известковой воды, кусочек мела. Прибор для получения газов, фарфоровая чашечка для выпаривания, газовая горелка, держатель. | ||
3 | Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | 1 | Таблица Д.И.Менделеева, его портрет. | ||
4 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. | 1 | Таблица Д.И.Менделеева. | ||
5 | Основные сведения о строении атомов. | 1 | Таблицы «Строение атома», «Модели атомов», ПСХЭ | ||
6 | Изменение в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы. | 1 | Таблица Д.И.Менделеева, таблица «Строение атома». | ||
7 | Строение электронных оболочек атомов. | 1 | Таблица Д.И.Менделеева, таблица «распределение электронов в атомах элементов главных подгрупп» | ||
8 | Изменение числа электронов на внешнем уровне атомов химических элементов. Ионная связь. | 1 | Таблица Д.И.Менделеева, таблицы «Изменение строения атомов одного периода, одной главной подгруппы», «Виды химической связи». | ||
9 | Ковалентная химическая связь | 1 | Таблица Д.И.Менделеева, таблица «Виды химической связи». | ||
10 | Ковалентная полярная химическая связь. | 1 | Таблица Д.И.Менделеева, таблица «Виды химической связи». | ||
11 | Металлическая химическая связь. | 1 | Таблица Д.И.Менделеева, таблица «Виды химической связи», образцы металлов. | ||
12 | Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов. | 1 | Таблица Д.И.Менделеева, карточки с заданием. | ||
Тема № 2. «Простые вещества» (6 ч) | |||||
13 | Простые вещества-металлы и неметаллы. | 1 | Таблица Д.И.Менделеева, образцы металлов и неметаллов, прибор для определения электропроводности, гранулы цинка, соляная кислота, раствор CuSO4, медная проволока, спиртовка, колба с хлором. | ||
14 | Количество вещества. | 1 | Некоторые вещества количеством 1 моль и 1 ммоль | ||
15 | Молярный объём газов. | 1 | Таблица Д.И.Менделеева. | ||
16 | Подготовка к контрольной работе. Решение задач. Решение типовых заданий. | 1 | Таблица Д.И.Менделеева. | ||
17 | Урок – упражнение. | 1 | Таблица Д.И.Менделеева. | ||
18 | Контрольная работа № 2 по теме «Простые вещества». | 1 | Таблица Д.И.Менделеева. | ||
Тема № 3 «Соединения химических элементов» (12 ч) | |||||
19 | Степень окисления. | 1 | Таблица Д.И.Менделеева, таблица «Виды химической связи». | ||
20 | Оксиды. | 1 | Образцы оксидов, имеющихся в школьной лаборатории, а также природных руд и минералов, содержащих оксиды | ||
21 | Важнейшие оксиды в природе и жизни. человека. Водородные соединения элементов. | 1 | Таблица «Круговорот воды», таблица Д.И. Менделеева. | ||
22 | Основания. | 1 | Твёрдые щёлочи и их растворы (NaOH, КОН, Са(ОН)2- в виде «известковой воды». Свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований, индикаторы | ||
23 | Кислоты. | 1 | Растворы важнейших неорганических и органических кислот: соляной, серной, уксусной, лимонной. Индикаторы, стеклянная химическая посуда, спиртовой градусник | ||
24-25 | Соли. | 2 | Таблица «Номенклатура солей», образцы солей, отличающихся по цвету, все разновидности кальцита: мел, мрамор, известняк, образцы фосфоритов и апатитов | ||
26 | Кристаллические решётки. | 1 | Модели кристаллических решёток разных типов. Образцы кристаллических и аморфных тел | ||
27 | Чистые вещества и смеси. | 1 | Различные смеси: раствор сахара, уксусной кислоты, соли, глина с водой, воронка, фильтровальная бумага | ||
28 | Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора). | 1 | Дидактический материал | ||
29 | Решение расчётных задач. Подготовка к контрольной работе «Соединение химических элементов». | 1 | Карточки с заданиями | ||
30 | К.р.3 «Соединение химических элементов». | 1 | Карточки с заданиями | ||
Тема № 4 «Изменения, происходящие с веществами» (7 ч) | |||||
31 | Физические явления в химии. | 1 | Приборы для дистилляции воды, для фильтрования, выпаривания, возгонки. Делительная воронка, закреплённая в штативе, растворы и смеси. | ||
32 | Химические реакции. | 1 | Растворы реактивов: KCNS, FeCI3,NaOH, (NH4)2Cr2O7, Cu(OH)2,HCI, Na2CO3, весы. | ||
33 | Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. | 1 | Магнитные модели атомов, реактивы и оборудование для демонстрационного эксперимента:Растворы KCNS,FeCI3,(NH4)2Cr2O7, Cu(OH)2,HCI, Na2CO3, NaOH,спиртовка, спички, пробиркодержатель, хлорид аммония, известковая вода, малахит, магний, медная пластина, щипцы, цинк, пробирки. | ||
34 | Реакции ионного обмена. | 1 | Растворы: CuSO4, HCI, Na2CO3, NaOH, пробирки. | ||
35 | Расчёты по химическим уравнениям. | 1 | Таблица Д.И.Менделеева. | ||
36 | Подготовка к контрольной работе по теме «Изменения, происходящие с веществами». | 1 | Таблица Д.И.Менделеева. | ||
37 | Контрольная работа № 4.по теме«Изменения происходящие с веществами». | 1 | Таблица Д.И.Менделеева. | ||
Химический практикум № 1 по теме «Простейшие операции с веществом» (6 ч) | |||||
38 | Практическое занятие № 1.«Приёмы обращения с лабораторным оборудованием». | 1 | Химическое оборудование: химическая плитка, газовая горелка, спиртовка, штатив. Химическая посуда: различные колбы, пробирки, фарфоровая посуда, воронка и т.д. | ||
39 | Практическое занятие № 2.«Очистка поваренной соли от примесей». | 1 | Штатив, смесь соли с песком, стакан со стеклянной палочкой, колба, воронка, бумажный фильтр, чашка для выпаривания, стакан с водой, спиртовка, спички. | ||
40 | Практическое занятие № 3. «Признаки химических реакций». | 1 | Медная проволока, оксид меди (II), серная кислота, мел, KCNS, FeCI3, HCI, Na2SO4, BaCI2, тигельные щипцы, спиртовка, лист бумаги, пробирки, лучина, спички. | ||
41 | Практическое занятие № 4. «Получение водорода и определение его свойств». | 1 | Гранулы цинка и алюминия, серная и соляная кислоты, пробирки, штатив с лапками, газоотводная трубка, спички, химический стакан, оксид меди (II). | ||
42 | Практическое занятие № 5. «Получение кислорода и определение его свойств». | 1 | КМпО4, кусочек угля и серы, Са(ОН)2, штатив с лапками, газоотводная трубка, ватный тампон, 2 стакана, лучина, спички, спиртовка, стеклянная пластинка, сосуд с водой, пробирки, железная ложечка | ||
43 | Практическое занятие №6. Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе». | 1 | Дистиллированная вода, сахар, весы, коническая колба, стеклянная палочка. | ||
Тема №6 «Скорость химических реакций. Химическое равновесие» (6 ч) | |||||
44 | Скорость химической реакции. | 1 | Растворы: Na2SO4, BaCI2, гранулы цинка и соляная кислота, пробирки. Презентация. | ||
45 | Факторы, влияющие на скорость химических реакций. | 1 | |||
46 | Катализаторы. | 1 | Пероксид водорода (3%), диоксид марганца, куски варенных и сырых продуктов ( мясо, морковь), | ||
47 | Необратимые и обратимые реакции. | 1 | Растворы: Na2SO4, BaCI2, Na2CO3, гранулы цинка и соляная кислота, пробирки. Презентация. | ||
48 | Химическое равновесие и способы его смещения. | 1 | Презентация. | ||
49 | Повторение материала по теме №6. «Скорость химических реакций. Химическое равновесие». | 1 | Карточки с вариантами заданий. | ||
Тема №7 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». (16 ч) | |||||
50-51 | Растворение. Растворимость веществ в воде. | 2 | Презентация. | ||
52 | Электролитическая диссоциация. | 1 | Прибор для определения электропроводности растворов с электрической лампочкой. Растворы | ||
53 | Основные положения теории электролитической диссоциации. | 1 | Учебник по химии | ||
54 | Ионные уравнения. | 1 | Карточки с заданиями. Растворы: Na2SO4, BaCI2, Na2CO3 ,HCI ,KOH,FeSO4, индикатор, таблица растворимости веществ в воде | ||
55 | Кислоты, их классификация и свойства. | 1 | Образцы кислот: лимонная, борная, ортофосфорная, серная, азотная. Металлы: цинк, алюминий, медь. Оксиды металлов. Соли (мел). | ||
56 | Химические свойства кислот. | 1 | Карточка с заданиями. | ||
57 | Основания, их классификация и свойства. | 1 | Образцы оснований, отличающихся по физическимсвойствам, вода,NaOH,КОН,FeSO4, HCI,H2SO4,Cr(OH)3,P2O5, (NH4)2SO4, пробирки | ||
58 | Оксиды, их классификация и свойства. | 1 | Образцы оксидов. | ||
59 | Соли, их классификация и свойства. | 1 | Образцы солей, таблица «Номенклатура солей». | ||
60 | Химические свойства солей. | 1 | Химические реактивы: HCI NaOH, FeSO4, Na2CO3, Fe, CuSO4,CuCI2,AgNO3, пробирки. | ||
61 | Генетическая связь между классами веществ. | 1 | Дидактический материал. | ||
62-63 | Окислительно-восстановительные реакции. | 2 | Презентация, таблица Д.И.Менделеева. | ||
64 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | Дидактический материал. | ||
65 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Таблица Д.И.Менделеева. | ||
Химический практикум №2 по теме «Свойства растворов электролитов» (3 ч) | |||||
66 | Практическое занятие №7«Ионные реакции. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца». | 1 | Растворы:CuSO4, HCI,Na2SO4, BaCI2,KCI,Na3PO4,AI2(SO4)3, HNO3,Na2SO3, пробирки. | ||
67 | Практическое занятие № 8. «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». | 1 | Pacтворы:HCI,AgNO3,H2SO4, NaOH,CuSO4,KOH, FeC I3,Zn,MgO,CuO, пробирки | ||
68 | Практическое занятие № 9«Решение экспериментальных задач». | 1 | Pacтворы: MgCI2,Na2CO3,K2CO3,Na2SO3 HNO3,BaCI2,HCI,NaOH,CuSO4,H2SO4 (конц), пробирки. |
6.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
- Габриелян, О. С. Химия. 8 класс. М: Дрофа, 2006.
- Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных
учреждениях Волгоградской области. Волгоград: Учитель, 2006. - Габриелян, О. С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс: методическое пособие. М.: Дрофа, 2002.
- Габриелян, О. С. и др. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. М.: Дрофа, 2003.
- Ким, Е. П. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна. Саратов: Лицей, 2005.
- Некрасова, Л. И. Химия. 8 класс: карточки заданий к учебнику О. С. Габриеляна. Саратов: Лицей, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа клуба «Суворовская гостиная» на 2015 – 2016 учебный год
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять, познать и развиваться в духе социально-активного, культурного, эстетически и экономически грамотного человек...
Рабочая программа (адаптированная) по физике на 2015-2016 учебный год для учащихся 8 класса
Рабочая программа (адаптированная) по физике на 2015-2016 учебный год для учащихся 8 класса...
Рабочие программы по музыке Школа России 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе рабочей программы "Музыка" и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, примерной программы и на осно...
Рабочая программа по биологии 7 классс 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской пронраммы В.Б Захарова. Количество часов в неделю 2. Количество часов за год 70.Данная программа дает распределение учебных часов по разделам предме...
Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год для 7 класса
Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год для 7 класса...
Рабочая программа "Программирование в ТРИКСтудии" за 2015-2016 учебный год
Рабочая программа в рамках образовательной программы "Программирование в ТРИКСтудии" за 2015-2016 учебный год...
Рабочая программа по физической культуре на 2015-2016 учебный год
Программа по физической культуре разработана на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Она определяет инвариантную (обязательную) часть уче...