Рабочая программа "Программирование в ТРИКСтудии" за 2015-2016 учебный год
рабочая программа на тему
Рабочая программа в рамках образовательной программы "Программирование в ТРИКСтудии" за 2015-2016 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2015-2016_programmirovanie_v_trikstudii_rabochiyplan.docx | 37.3 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
На сегодняшний день робототехника играет важную роль в современном обществе. В частности, данная отрасль всё больше проникает в сферу образования, а именно в школы, университеты и другие учебные заведения. Регулярно проводятся различные соревнования по конструированию и программированию роботов среди учащихся. Уже существует множество кружков, которые знакомят с робототехникой всех желающих. Помимо этого разработаны различные обучающие робототехнические конструкторы, которые позволяют с ранних лет постепенно приобщаться к этой отрасли. Примером такого конструктора является TRIK.
TRIK – это отечественный кибернетический конструктор, состоящий из контроллера, набора металлических деталей для построения корпуса робота и ряда воспитательных элементов (например, моторов, набора сенсоров, видеокамеры, USB-провода и т.п.). Такие наборы позволяют собирать множество различных робототехнических моделей, начиная от самых простых базовых, заканчивая сложными оригинальными роботами, которые способны не только ездить, но и полноценно взаимодействовать с окружающим пространством. Однако чтобы задать желаемое поведение робота, необходимо написать под него программу. Для этого существует визуальная среда программирования TRIK Studio.
TRIK Studio позволяет создавать программы визуальным образом, а именно с помощью набора наглядных, интуитивно понятных блоков. Помимо этого среда поддерживает возможность интерактивного пошагового исполнения разработанных диаграмм, что значительно помогает при отладке. Для просмотра же результата выполнения программ студия содержит специальный режим двухмерного моделирования поведения робота и окружающего его мира. Такая 2d-модель робота позволяет наглядно увидеть работоспособность разработанной диаграммы. Также среда умеет связываться через wi-fi с реальным роботом и передавать ему на исполнение текстовый код, сгенерированный по визуальным диаграммам.
Данная образовательная программа направлена на обучение обучающихся основам программирования в рассмотренной среде TRIKStudio. Визуальный подход к разработке программ позволяет отойти от текстового кода в чистом виде и тем самым лучше видеть скелет самого разрабатываемого алгоритма. Таким образом, обучающимся становится легче понять базовые алгоритмы и основы создания программ. А исполнение программ на реальном роботе или его двумерной модели придаёт процессу разработки также и наглядность, что еще больше повышает эффективность обучения.
Актуальность
Актуальность данной образовательной программы обусловлена тем, что помогает обучающимся лучше понимать школьные курсы, связанные с программированием. Также программа содействует профессиональной ориентации обучающихся, позволяя им оценить свои возможности в сфере программирования.
Курс обучения построен на использовании реального робота, на котором проверяются написанные программы, что увеличивает интерес к освоению материала со стороны обучающихся.
Помимо этого курс, в первую очередь, нацелен на обучение навыку разрабатывать свои собственные программы, описывающие поведение робота, что способствует развитию творческих способностей обучающегося в технической сфере.
Педагогическая целесообразность
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. направлена не только на обучение основам программирования, но и способствует у обучающихся развитию технического творчества, проявлению лидерского характера, формированию самостоятельности и приспособлению к работе в коллективе.
Направленность
Данная программа относится к технической направленности.
Сроки реализации, режим занятий
Программа рассчитана на 1 год по 2 часа 1 раз в неделю. Всего за год – 72 часа. Возраст обучающихся от 9 до 12 лет.
Цель курса: изучение основ программирования и формирование навыков применения базовых алгоритмических конструкций у обучающихся для решения определенных задач, связанных с заданием поведения робота (на примере конструктора TRIK).
Задачи курса:
- Образовательные:
- Познакомить обучающихся с робототехническим конструктором TRIK, в том числе и с различными датчиками, используемыми при создании конкретных базовых моделей.
- Сформировать у обучающихся понятия массива, типов данных, операторов программирования, подпрограмм, параллельности задач.
- Научить применять алгоритмические конструкции при задании поведения робота.
- Сформировать представление о процессе разработки, включающим в себя этапы построения программы и этапы её отладки.
- Познакомить с базовыми понятиями ТАУ (Теория автоматического управления).
- Развивающие:
- Способствовать развитию логического мышления и навыков программирования.
- Развивать образное мышление обучающихся.
- Способствовать развитию внимательности и аккуратности.
- Воспитательные:
- Формировать чувство ответственности при выполнении заданий и стремление к получению результата.
- Формировать навыки самостоятельного решения задач.
- Воспитывать чувство самоконтроля.
Формы проведения занятий: групповые и индивидуально-групповые. Занятия проходят в виде лекций и беседы с демонстрацией реального робота и презентаций при объяснении новой теории. Далее следует самостоятельная практическая работа обучающихся (решения задач, проверочных работ и т.п.).
Результаты обучения
- В результате изучения курса обучающиеся должны знать:
- основной набор визуальных блоков среды TRIK Studio;
- назначение ряда датчиков конструктора TRIK;
- понятия массива, подпрограммы, параллельности задач, типов данных;
- принцип работы основных алгоритмических конструкций (ветвлений, циклов, оператора условия);
- базовые понятия ТАУ (шум, калибровка, регулятор).
- В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:
- применять основные алгоритмические конструкции при решении конкретных задач;
- разрабатывать диаграммы поведения робота в среде визуального программирования TRIK Studio;
- отлаживать написанную программу на 2d-модели робота;
- решать классические задачи поведения робота (движение, езда в лабиринте, парковка);
- решать задачи поведения робота с наличием обратной связи (езда по линии, трасса, определение перекрестков).
2. Календарно-тематическое планирование
Дата проведения занятия | № занятия | Тема и содержание | Кол-во часов | изменения |
Тема 1. Введение. О робототехнике | 4 | |||
13.09.2015 | 1-2 | О робототехнике. Техника безопасности. Конструктор TRIK. Написание программы “Hello, world”. | 2 | |
20.09.2015 | 3-4 | Терминология конструктора ТРИК. Алгоритм и блок-схемы. Светодиод. Теоретический опрос по пройденной теме "Введение". | 2 | |
Тема 2. Базовые алгоритмы поведения робота | 28 | |||
27.09.2015 | 5-6 | Энкодеры. Таймер. Резкие и плавные повороты. | 2 | |
04.10.2015 | 7-8 | Следование.Ветвления (switch). Операторы сравнения. Переменные. Рандом. | 2 | |
11.10.2015 | 9-10 | ИК датчик. УЗ датчик. Датчик света. Логические операторы. Задача о настроении робота без цикла. | 2 | |
18.10.2015 | 11-12 | Промежуточная сдача задач по теме "Базовые алгоритмы" | 2 | |
25.10.2015 | 13-14 | Циклы. Задача о настроении робота с циклом. | 2 | |
01.11.2015 | 15-16 | Циклы. Задача о настроении робота с циклом. | 2 | |
08.11.2015 | 17-18 | Подпрограммы. Построение простого лабиринта в 2д-модели. | 2 | |
15.11.2015 | 19-20 | Подпрограммы. Задача прохождения простого лабиринта. | 2 | |
22.11.2015 | 21-22 | Задача прохождения лабиринта с двумя датчиками. | 2 | |
29.11.2015 | 23-24 | Задача прохождения лабиринта с двумя датчиками. | 2 | |
06.12.2015 | 25-26 | Параллельные задачи. Задача парковки робота. | 2 | |
13.12.2015 | 27-28 | Управление роботом кнопками контроллера. | 2 | |
20.12.2015 | 29-30 | Выбор (switch). Теоретический опрос по теме "Базовые алгоритмы". | 2 | |
27.12.2015 | 31-32 | Повторение пройденного материала по теме. Решение и итоговая сдача задач по теме "Базовые алгоритмы". Подведение итогов полугодия. | 2 | |
Тема 3. Геометрия в робототехнике | 4 | |||
17.01.2016 | 33-34 | Рисование на дисплее робота. Рисование маркером робота в 2d-модели. | 2 | |
24.01.2016 | 35-36 | Подобие треугольников. Угол поворота. | 2 | |
Тема 4. Массивы и представление данных | 4 | |||
31.01.2016 | 37-38 | Понятие массива. Инициализация массива. Понятие сортировки. | 2 | |
07.02.2016 | 39-40 | Типы данных. Неявное преобразования. Опрос и итоговое решение по теме «Массивы и представление данных» | 2 | |
Тема 5. Элементы физики в робототехнике | 6 | |||
14.02.2016 | 41-42 | Разгон. Торможение. Задача «Танец в круге». | 2 | |
21.02.2016 | 43-44 | Задача путешествия по комнате. Проблема застревания. | 2 | |
28.02.2016 | 45-46 | Теоретический опрос и итоговое решение задач по пройденной теме. | 2 | |
Тема 6. Основы ТАУ | 26 | |||
06.03.2016 | 47-48 | Введение в ТАУ (шум, обратная связь). Регуляторы. | 2 | |
13.03.2016 | 49-50 | Релейный регулятор. | 2 | |
20.03.2016 | 51-52 | Пропорциональный регулятор. | 2 | |
27.03.2016 | 53-54 | Пропорциональный регулятор. | 2 | |
03.04.2016 | 55-56 | Пропорционально-дифференциальный регулятор. | 2 | |
10.04.2016 | 57-58 | Пропорционально-дифференциальный регулятор. | 2 | |
17.04.2016 | 59-60 | Калибровка. | 2 | |
24.04.2016 | 61-62 | Задача езды по линии с разными регуляторами (релейный) | 2 | |
08.05.2016 | 63-64 | Задача езды по линии с разными регуляторами (пропорциональный) | 2 | |
15.05.2016 | 65-66 | Задача езды по линии с разными регуляторами (пропорционально-дифференциальный) | 2 | |
22.05.2016 | 67-68 | Перекрестки. Задача проезда по трассе с перекрестками. | 2 | |
29.05.2016 | 69-70 | Повторение пройденного материала по теме «Основы ТАУ». Теоретический опрос по пройденной теме. | 2 | |
05.06.2016 | 71-72 | Итоговое решение задач по пройденной теме «Основы ТАУ». Подведение итогов. | 2 | |
ИТОГО | 72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 2015-2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологииуровень образования, класс:основное общее образование 6-9 классучитель: Алексеева Татьяна Петровнаколичество часов: всего 272 прогр...
Рабочая программа по математике 2015 - 2016 учебный год
Данная программа рассчитана на 5 часов в неделю по учебнику Виленкин Н.Я. (ФГОС)...
Рабочие программы по информатике 2015-2016 учебный год
Рабочие программы по информатике составлены на основе:1) Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня основного общего образования, утверждённого прик...
Рабочая программа по информатике 2015-2016 учебный год
В работе представлено тематическое планирование по информатике, по учебнику Угриновича Н.Д. для 8-11 классов. 2 часа в неделю....
РМО учителей технологии на 2015-2016-2017 учебный год
Разработал руководитель РМО Гизззатуллин Фанис Камилович...
Рабочая программа по логопедии 2015 - 2016 учебный год
Программа по логопедии разработана на основе:- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (...
Рабочая программа профессионального модуля 2015-2016 учебный год
Рабочая программа профессионального модуля...