Открытый урок по химии в 9 классе по теме: « Угольная кислота и ее соли».
план-конспект урока по химии на тему
Цели урока: изучить свойства солей угольной кислоты карбонатов и гидрокарбонатов.
Задачи урока:
Образовательная:
- повторить средние и кислые соли на примере карбонатов и гидрокарбонатов.
-выявить качественную реакцию на карбонат - ион.
-отработать навыки в решении расчетных и экспериментальных задачах;
- повторить свойства и строение угольной кислоты, гидролиз солей и реакции обмена;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
105a380a262d4c4c578da6b2fbc0570c.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по химии в 9 классе по теме:
« Угольная кислота и ее соли».
Учитель химии
Габуева Неза Тотразовна
Цели урока: изучить свойства солей угольной кислоты карбонатов и гидрокарбонатов.
Задачи урока:
Образовательная:
- повторить средние и кислые соли на примере карбонатов и гидрокарбонатов.
-выявить качественную реакцию на карбонат - ион.
-отработать навыки в решении расчетных и экспериментальных задачах;
- повторить свойства и строение угольной кислоты, гидролиз солей и реакции обмена;
Воспитательная: воспитывать коммуникативную культуру, уверенность в себе и своих знаниях, навыки контроля и самоконтроля.
Развивающая: Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся,
формирование исследовательских навыков.
Формы организации деятельности на уроке – парная, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения – частично-поисковый, проблемный, исследовательский.
Ведущий вид деятельности учащихся – лабораторные опыты.
Оборудование: раствор Na2CO3; раствор HCl, H2SO4, Ca(OH)2, Na2CO3 твердая, индикатор – фенолфталеин, штатив, газоотводная трубка; карточки – задания
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
III Основная часть . Изучение новой темы.
Химическая формула - H2CO3
Структурная формула – все связи ковалентные полярные:
Кислота слабая, существует только в водном растворе, очень непрочная, разлагается на углекислый газ и воду:
CO2 + H2O ↔ H2CO3
Опыт "Получение угольной кислоты"
Получение угольной кислоты
Углекислый газ CO2 растворяется в воде. При растворении происходит его частичное взаимодействие с водой с образованием угольной кислоты.
CO2 + H2O ↔ H2CO3
Чтобы заметить появление кислоты, добавим в стакан с водой лакмус. В нейтральной среде лакмус остается фиолетовым.
Углекислый газ получаем действием соляной кислоты на мрамор - карбонат кальция.
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2↑ + H2O
Направим углекислый газ в стакан с раствором лакмуса. Фиолетовый лакмус становится красным – в стакане с водой появилась кислота.
Оборудование: пробирка, воронка, газоотводная трубка, штатив, пинцет, химический стакан.
Техника безопасности.
Следует соблюдать правила работы с растворами кислот. Не допускать попадания кислот на кожу и слизистые оболочки.
Химические свойства:
Для угольной кислоты характерны все свойства кислот.
1) Диссоциация – двухосновная кислота, диссоциирует слабо в две ступени, индикатор - лакмус краснеет в водном растворе:
H2CO3 ↔ H+ + HCO3-(гидрокарбонат-ион)
HCO3- ↔ H+ + CO32- (карбонат-ион)
2) с активными металлами
H2CO3 + Ca = CaCO3 + H2↑
3) с основными оксидами
H2CO3 + CaO = CaCO3 + H2O
4) с основаниями
H2CO3(изб) + NaOH = NaHCO3 + H2O
H2CO3 + 2NaOH = Na2CO3 + 2H2O
5) Очень непрочная кислота – разлагается
Соли угольной кислоты – карбонаты и гидрокарбонаты
Угольная кислота образует два ряда солей:
· Средние соли - карбонаты Na2СO3, (NH4)2CO3
· Кислые соли - бикарбонаты, гидрокарбонаты NaHCO3 , Ca(HCO3)2
В природе встречаются:
CaCO3
Мел
мрамор
известняк
NaHCO3 – питьевая сода
K2CO3(поташ, в золе растений)
Na2CO3 – сода, кальцинированная сода
Na2CO3 x 10H2O – кристаллическая сода
Физические свойства:
Все карбонаты – твёрдые кристаллические вещества. Большинство из них в воде не растворяются. Гидрокарбонаты растворяются в воде.
Химические свойства солей угольной кислоты:
Общие свойства солей:
1) Вступают в реакции обмена с другими растворимыми солями
Na2CO3 + CaCl2 = CaCO3↓ + 2NaCl
2) Разложение гидрокарбонатов при нагревании
NaHCO3 t˚C → Na2CO3 + H2O + CO2↑
3) Разложение нерастворимых карбонатов при нагревании
CaCO3 t˚C → CaO+ CO2↑
4) Карбонаты и гидрокарбонаты могут превращаться друг в друга:
Опыт Взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов
Пропускаем через раствор гидроксида кальция углекислый газ, получается нерастворимый карбонат кальция.
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 ↓ + H2O
Карбонаты – соли угольной кислоты, в которых замещены оба иона водорода. Когда замещен только один ион водорода – получаются гидрокарбонаты. Большинство карбонатов – нерастворимые соединения, все гидрокарбонаты – растворимые. Нерастворимый карбонат превращается в растворимый гидрокарбонат при пропускании через раствор углекислого газа.
CaCO3 + CO2 + H2O ↔ Ca(HCO3)2
При нагревании раствора гидрокарбоната выделяется углекислый газ, и вновь образуется нерастворимый карбонат кальция.
Ca(HCO3)2 = CaCO3↓ + CO2 + H2O
Оборудование: пробирка, воронка, газоотводная трубка, штатив, пинцет, спиртовка, держатель, химический стакан.
Техника безопасности. Следует соблюдать правила работы с растворами кислот. Не допускать попадания кислот на кожу и слизистые оболочки.
гидрокарбонаты в карбонаты
Me(HCO3)n + Me(OH)n → MeCO3+H2O
Me(HCO3)n t˚C → MeCO3↓+H2O+CO2↑
карбонаты в гидрокарбонаты
MeCO3+H2O+CO2= Me(HCO3)n
Специфические свойства:
1) Качественная реакция на CO32- карбонат – ион "вскипание" при действии сильной кислоты:
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
№ 1. Закончите уравнения осуществимых химических реакций:
CO 2+ KOH =
CO + Al =
H2CO3+ K2SO4 =
CO2( изб ) + NaOH =
С O2+ Na2O =
CaCO3+ CO2 + H2O =
CO2+ Ca(OH)2 =
CO + CaO =
CO2+ H2SO4 =
Ca(HCO3)2+ Ca(OH)2=
H2CO3+ NaCl =
C + ZnO =
№2.
Осуществите превращения по схеме:
1) Al 4 C 3→ CH 4→ CO 2→ CaCO 3→ Ca ( HCO 3)2→ CaCO 3
2) Ca → CaC 2→ Ca ( OH )2→ CaCO 3→ CO 2→ C
3) CO2 → H2CO3 → Na2CO3 → CO2
4) CaCO3 → CO2 → NaHCO3 → Na2CO3
№3. Решите задачи
1.Какой объем СО2 выделится (при н.у.) при обжиге 230 кг известняка, содержащего 10 % примесей.
2.Какой объём углекислого газа выделится при обжиге карбоната кальция массой 200 г
3. Сколько угольной кислоты можно получить при взаимодействии 2 л углекислого газа (н.у.) с водой, если выход кислоты составил 90% по сравнению с теоретическим
Рефлексия
- Я узнал (а) много нового…
- Мне это пригодится в моей жизни …
- На уроке было над, чем подумать …
- На все возникшие вопросы я получил (а) ответы ….
- На уроке я работал (а) добросовестно...
Домашнее задание
П. 27-29, упр. 14-20, задача 3 на стр. 91.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в 9 классе по теме "Кремниевая кислота и её соли"
Урок по теме «Кремниевая кислота и её соли» является уроком изучения новой темы. Урок тесно связан со следующей темой раздела «Силикатная промышленность».Целью является знакомство со свойс...
Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Серная кислота и ее соли"
Методическая разработка урока содержит подробный конспект, инструкцию по проведению лабораторной работы. Используется проблемно-исследовательская технология....
Урок химии в 9классе по теме"Угольная кислота и её соли"
Урок изучения и первичного закрепления знаний.Материал урока позволяет закрепить знания о средних и кислых солях на примере карбонатов и гидрокарбонатов, их взаимопревращениях; изучи...
Конспект урока и презентация по теме "Угольная кислота и её соли"
Конспект урока, презентация по теме "Угольная кислота и её соли"...
Презентация для урока по теме Угольная кислота и её соли
Презентация для урока "Угольная кислота и её соли"...
Учебно-методическая разработка урока химии для 9 класса на тему: "Серная кислота и ее соли"
Учебно-методическая разработка урока химии для 9 класса на тему: "Серная кислота и ее соли" позволяет конкретизировать общие знания учащихся о свойствах кислот в свете теории электролитическ...
Открытый урок в 8 классе на тему: "Кислоты. Их физические и химические свойства"
Разработка открытого урока в 8 классе на тему: "Физические и химические свойства кислот"....