мастер класс по химии "Расстановка коэффициентов в уравнениях на занимательных опытах"
материал по химии (8 класс) на тему
Химия интересная и увлекательная ! Занимательные опыты повышают интерес к изучаемым предметам и заставляют задуматься над необьяснимыми фактами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 42 КБ |
master-klass.ppt | 478 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
учителя химии МБУ СОШ №85
Ухаткиной Валентины Петровны.
Здравствуйте, сегодня мне выпала возможность познакомить вас с увлекательной наукой химией. Но вначале я хотела бы напомнить вам о правилах поведения в кабинете химии и при работе с химическими реактивами.
(слайд 1)
При проведении опытов нельзя ходить по классу, химические реактивы нельзя брать руками, если на кожу попала кислота, необходимо смыть её водой и обработать 2%-ым раствором соды. Надеюсь, что наше знакомство с химией пройдёт без происшествий.
C чего начинается увлечение людей химией – наукой, полной удивительных загадок, таинственных и непонятных явлений? Очень часто – с химических опытов, которые сопровождаются красочными эффектами и «чудесами», поэтому и мы начнём наше знакомство с опыта. В стаканчики, стоящие у вас на столах, необходимо бросить кристаллики из баночек и в конце нашего занятия мы посмотрим, что произойдёт.
Опыт «Морское дно»
Необходим химический стакан примерно на 200мл. Налить в стакан около 100мл водного раствора метасиликата натрия (канцелярский, или силикатный клей) и добавить около 60-70мл воды. Перемешать. Теперь внести в раствор кристаллики хлоридов различных металлов, и сразу каждый из них пускает "отросточек": вверх начинает двигаться пузырёк, оставляя за собой след, похожий на водоросль. Цвет водоросли зависит от того, хлорид какого металла вы погрузили в раствор.
Вот некоторые цвета:
CoCl2*6H2O - сначала розовые, потом синие;
NiCl2*6H2O - зелёные;
FeCl3*6H2O - буро-коричневые;
MnCl2*4H2O - телесного цвета;
FeSO4*7H2O - чёрно-зелёного;
Кристаллик будто превращается в кустик.
«Чудеса» происходили всегда, тому есть множество исторических свидетельств.
Например, еще в доисторические времена, когда первобытные люди только научились добывать огонь, они не только грелись у костра и готовили пищу, но и любовались таинственными языками пламени. В одной из легенд Древней Греции говорится о хромоногом боге-кузнеце Гефесте: «И ударил по своей наковальне гигантским молотом черный от копоти и пыли бог Гефест, и проснулись вулканы на Земле...»
Химик тоже может стать «факиром», который способен на расстояния зажечь свечи, сделать огни цветными или искристыми, заставить вспыхнуть вулканы.
Вулкан Бёттгера.
Дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 - оранжево-красное кристаллическое вещество. Насыпать на тарелку горку кристаллов, поднести к ней горящую лучинку. Горка станет увеличиваться и скоро примет внушительные размеры. Дихромат аммония самопроизвольно разлагается не только от зажженной лучинки или спички, но и от нагретой стеклянной палочки. При этом выделяется газообразный азот, пары воды, твердые частички раскаленного оксида хрома и большое количество теплоты. Идет внутримолекулярная окислительно-восстановительная реакция.
Вы видели эффектный опыт, но каким бы удивительным не было действо, это всегда химический процесс. Погружаясь в мир этой удивительной науки, я постараюсь вас научить простейшему действию, без которого никакая запись химического процесса не будет являться правильной – это расстановка коэффициентов в химических уравнениях.
(слайд 2)
Уравнение химической реакции – это условная запись химического процесса, посредством химических знаков и символов. Для чего же нужны коэффициенты? Коэффициенты уравнивают количество атомов каждого элемента, ведь сколько атомов каждого элемента было до реакции, столько же должно остаться после ее завершения. Это было доказано экспериментально и сформулировано в законе сохранения массы веществ.
(слайд 3)
Как видно из фрагмента, ни что не возникает из ничего и не исчезает в никуда…
Научимся расставлять коэффициенты на примере реакции образования оксида фосфора (V).
(слайд 4)
А теперь вернёмся к нашему вулкану и запишем уравнение химической реакции, которую мы наблюдали:
(слайд 5) (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 2H2O (давайте постараемся расставить коэффициенты в этом уравнении)
А теперь вспомнить ещё одно историческое свидетельство.
В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо. Он бросил свой жезл к ногам фараона, и жезл превратился в извивающуюся змею... Много лет прошло, много воды утекло, но мы, химики ХXI в., тоже можем совершить нечто похожее на чудо, сотворенное Моисеем.
В химический стакан ёмкостью 150мл насыпьте 40гр растёртого в порошок сахара и слегка смочите его 3-4мл воды. Теперь в полученную массу добавьте 20-25мл концентрированной серной кислоты и размешайте смесь стеклянной палочкой. Палочку не вынимайте. Через несколько минут смесь потемнеет, температура повысится, и из стакана начнёт "вырастать" чёрная пенообразная масса.
Это пористый уголь, появление которого объясняется тем, что серная кислота забирает воду из сахара:
(щлк) C12H22O11 => 12C + 11H2O (расставим коэффициенты в этом уравнении)
Мы с вами вырастили очень красивые, разноцветные «водоросли». Пришло время проверить, сможете ли вы самостоятельно расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций.
Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, которые происходили в ваших стаканчиках:
(щлк)
CoCl2 + Na2SiO3 => CoSiO3 + 2NaCl
NiCl2 + Na2SiO3 => NiSiO3 + 2NaCl
FeCl2 + Na2SiO3 => FeSiO3 + 2NaCl
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задавай себе вопрос, Но не суй в пробирку нос. Будешь кашлять и чихать, Слезы градом проливать. Помаши рукой ты к носу- Вот ответ на все вопросы.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Уравнение химической реакции – это условная запись химического процесса, посредством химических знаков и символов. Пример: N 2 + H 2 NH 3 t 0 C кат. N 2 + H 2 NH 3 t 0 C кат. - реагирующие вещества - продукты реакции - взаимодействие - условие протекания реакции
СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Пример: Составить уравнение реакции взаимодействия фосфора и кислорода. 1. В левой части уравнения запиши формулы веществ, которые вступают в реакцию. (Формулы простых газообразных веществ состоят из двух атомов: Н 2 , О 2 , N 2 , C l 2 и.т.д.) = P O 2 + 2. В правой части уравнения запиши формулы веществ образующихся в результате реакции. P 2 O 5 3. Определи: атомов, какого элемента в левой части уравнения больше. (Вначале уравнивают число атомов, которых в левой части уравнения больше.) 4. Соедини фигурной стрелкой атомы этого элемента в левой и правой частях. 5. Определи Н.О.К. чисел атомов в левой и правой частях уравнения. 10 6. Запиши Н.О.К. в квадратике под стрелкой. 7. Раздели Н.О.К. на число атомов каждого соединенного элемента. 10 : 2 = 5 10 : 5 = 2 8. Запиши полученный коэффициент перед формулой. 5 2 9. Определи: есть ли еще не уравненные (не соединенные) атомы: а) Если есть, то вернись к пункту 3. б) Если нет, то ВСЁ. 4 4 : 4 = 1 4 : 1 = 4 4
2N2 +3H2 = 2NH3
В одной из легенд Древней Греции говорится о хромоногом боге-кузнеце Гефесте: «И ударил по своей наковальне гигантским молотом черный от копоти и пыли бог Гефест, и проснулись вулканы на Земле...»
( NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 = > Cr 2 O 3 + N 2 + H 2 O
( NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 = > Cr 2 O 3 + N 2 + 4 H 2 O
В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо. Он бросил свой жезл к ногам фараона, и жезл превратился в извивающуюся змею...
C 12 H 22 O 11 =>C + H 2 O
C 12 H 22 O 11 =>12C + 11H 2 O
FeCl 2 + Na 2 SiO 3 => FeSiO 3 + 2 NaCl CoCl 2 + Na 2 SiO 3 => CoSiO 3 + 2 NaCl NiCl 2 + Na 2 SiO 3 => NiSiO 3 + 2 NaCl
Молодцы ! Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по химии "Расстановка коэффициентов в химических уравнениях"
Данный мастер класс был представлен мной в рамках городского конкурса "Педагог года 2009", на котором в результате я заняла 1 место...
Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения.
Конспект урока по теме "Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения" - урок обобщения знаний. Содержит различные виды и формы работ. Основной форм является мини - исс...
Угловой коэффициент и уравнение касательной
Материал предназначен для подготовки к контрольной работе по данной теме и может служить как раздаточный материал....
Мастер-класс «Самооценка учащихся. Виды самооценки. Шкала самооценки». Из опыта работы
Мастер-класс «Самооценка учащихся. Виды самооценки. Шкала самооценки». Из опыта работы...
"Свойства и коэффициенты квадратного уравнения" алгебра 8 класс
Материал для открытого урока в 8 классе по алгебре...
Мастер -класс: "Функционально - графический способ решения уравнений и систем уравнений в электронных таблицах"
Вы узнаете, как можно использовать электронные таблицы на уроках алгебры при построении графиков функций, решении уравнений и систем уравнений функционально- графическим способом....
Мастер-класс "Методические особенности обучения решению уравнений в курсе математики 5-7 классов"
Прадлагаю вашему вниманию мастер-класс с презентацией...