мастер класс по химии "Расстановка коэффициентов в уравнениях на занимательных опытах"
материал по химии (8 класс) на тему

Химия интересная и увлекательная ! Занимательные опыты повышают интерес к изучаемым предметам и заставляют задуматься над необьяснимыми фактами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc42 КБ
Office presentation icon master-klass.ppt478 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 учителя химии МБУ СОШ №85

Ухаткиной Валентины Петровны.

Здравствуйте, сегодня мне выпала возможность познакомить вас с увлекательной наукой химией. Но вначале я хотела бы напомнить вам о правилах поведения в кабинете химии и при работе с химическими реактивами.

(слайд 1)

При проведении опытов нельзя ходить по классу, химические реактивы нельзя брать руками, если на кожу попала кислота, необходимо смыть её водой и обработать 2%-ым раствором соды. Надеюсь, что наше знакомство с химией пройдёт без происшествий.

C чего начинается увлечение людей химией – наукой, полной удивительных загадок, таинственных и непонятных явлений? Очень часто – с химических опытов, которые сопровождаются красочными эффектами и «чудесами», поэтому и мы начнём наше знакомство с опыта. В стаканчики, стоящие у вас на столах, необходимо бросить кристаллики из баночек и в конце нашего занятия мы посмотрим, что произойдёт.

Опыт «Морское дно»

Необходим химический стакан примерно на 200мл. Налить в стакан около 100мл водного раствора метасиликата натрия (канцелярский, или силикатный клей) и добавить около 60-70мл воды. Перемешать. Теперь внести в раствор кристаллики хлоридов различных металлов, и сразу каждый из них пускает "отросточек": вверх начинает двигаться пузырёк, оставляя за собой след, похожий на водоросль. Цвет водоросли зависит от того, хлорид какого металла вы погрузили в раствор.

    Вот некоторые цвета:
CoCl
2*6H2O - сначала розовые, потом синие;
NiCl
2*6H2O - зелёные;
FeCl
3*6H2O - буро-коричневые;
MnCl
2*4H2O - телесного цвета;
FeSO
4*7H2O - чёрно-зелёного;

   Кристаллик будто превращается в кустик.

«Чудеса» происходили всегда, тому есть множество исторических свидетельств.

Например, еще в доисторические времена, когда первобытные люди только научились добывать огонь, они не только грелись у костра и готовили пищу, но и любовались таинственными языками пламени. В одной из легенд Древней Греции говорится о хромоногом боге-кузнеце Гефесте: «И ударил по своей наковальне гигантским молотом черный от копоти и пыли бог Гефест, и проснулись вулканы на Земле...»

Химик тоже может стать «факиром», который способен на расстояния зажечь свечи, сделать огни цветными или искристыми, заставить вспыхнуть вулканы.

Вулкан Бёттгера.

Дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 - оранжево-красное кристаллическое вещество. Насыпать на тарелку горку кристаллов, поднести к ней горящую лучинку. Горка станет увеличиваться и скоро примет внушительные размеры. Дихромат аммония самопроизвольно разлагается не только от зажженной лучинки или спички, но и от нагретой стеклянной палочки. При этом выделяется газообразный азот, пары воды, твердые частички раскаленного оксида хрома и большое количество теплоты. Идет внутримолекулярная окислительно-восстановительная реакция.

Вы видели эффектный опыт, но каким бы удивительным не было действо, это всегда химический процесс. Погружаясь в мир этой удивительной науки, я постараюсь вас научить простейшему действию, без которого никакая запись химического процесса не будет являться правильной – это расстановка коэффициентов в химических уравнениях.

(слайд 2)

Уравнение химической реакции – это условная запись химического процесса, посредством химических знаков и символов. Для чего же нужны коэффициенты? Коэффициенты уравнивают количество атомов каждого элемента, ведь сколько атомов каждого элемента было до реакции, столько же должно остаться после ее завершения. Это было доказано экспериментально и сформулировано в законе сохранения массы веществ.

(слайд 3)

Как видно из фрагмента, ни что не возникает из ничего и не исчезает в никуда…

Научимся расставлять коэффициенты на примере реакции образования оксида фосфора (V).

(слайд 4)

А теперь вернёмся к нашему вулкану и запишем уравнение химической реакции, которую мы наблюдали:

(слайд 5)    (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 2H2O (давайте постараемся расставить коэффициенты в этом уравнении)

А теперь вспомнить ещё одно историческое свидетельство.

В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо. Он бросил свой жезл к ногам фараона, и жезл превратился в извивающуюся змею... Много лет прошло, много воды утекло, но мы, химики ХXI в., тоже можем совершить нечто похожее на чудо, сотворенное Моисеем.

        Опыт «Обугливание сахара»

   В химический стакан ёмкостью 150мл насыпьте 40гр растёртого в порошок сахара и слегка смочите его 3-4мл воды. Теперь в полученную массу добавьте 20-25мл концентрированной серной кислоты и размешайте смесь стеклянной палочкой. Палочку не вынимайте. Через несколько минут смесь потемнеет, температура повысится, и из стакана начнёт "вырастать" чёрная пенообразная масса. 

Это пористый уголь, появление которого объясняется тем, что серная кислота забирает воду из сахара:

(щлк)         C12H22O11 => 12C + 11H2O   (расставим коэффициенты в этом уравнении)

         Мы с вами вырастили очень красивые, разноцветные «водоросли». Пришло время проверить, сможете ли вы самостоятельно расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций.

         Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, которые происходили в ваших стаканчиках:

(щлк)

CoCl2 + Na2SiO3 => CoSiO3 + 2NaCl
NiCl
2 + Na2SiO3 => NiSiO3 + 2NaCl Rambler's Top100

FeCl2 + Na2SiO3 => FeSiO3 + 2NaCl


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций. Ухаткина В.П. МБУ СОШ№85

Слайд 2

Задавай себе вопрос, Но не суй в пробирку нос. Будешь кашлять и чихать, Слезы градом проливать. Помаши рукой ты к носу- Вот ответ на все вопросы.

Слайд 3

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Слайд 4

Уравнение химической реакции – это условная запись химического процесса, посредством химических знаков и символов. Пример: N 2 + H 2 NH 3 t 0 C кат. N 2 + H 2 NH 3 t 0 C кат. - реагирующие вещества - продукты реакции - взаимодействие - условие протекания реакции

Слайд 5

СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Пример: Составить уравнение реакции взаимодействия фосфора и кислорода. 1. В левой части уравнения запиши формулы веществ, которые вступают в реакцию. (Формулы простых газообразных веществ состоят из двух атомов: Н 2 , О 2 , N 2 , C l 2 и.т.д.) = P O 2 + 2. В правой части уравнения запиши формулы веществ образующихся в результате реакции. P 2 O 5 3. Определи: атомов, какого элемента в левой части уравнения больше. (Вначале уравнивают число атомов, которых в левой части уравнения больше.) 4. Соедини фигурной стрелкой атомы этого элемента в левой и правой частях. 5. Определи Н.О.К. чисел атомов в левой и правой частях уравнения. 10 6. Запиши Н.О.К. в квадратике под стрелкой. 7. Раздели Н.О.К. на число атомов каждого соединенного элемента. 10 : 2 = 5 10 : 5 = 2 8. Запиши полученный коэффициент перед формулой. 5 2 9. Определи: есть ли еще не уравненные (не соединенные) атомы: а) Если есть, то вернись к пункту 3. б) Если нет, то ВСЁ. 4 4 : 4 = 1 4 : 1 = 4 4

Слайд 6

2N2 +3H2 = 2NH3

Слайд 7

В одной из легенд Древней Греции говорится о хромоногом боге-кузнеце Гефесте: «И ударил по своей наковальне гигантским молотом черный от копоти и пыли бог Гефест, и проснулись вулканы на Земле...»

Слайд 8

( NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 = > Cr 2 O 3 + N 2 + H 2 O

Слайд 9

( NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 = > Cr 2 O 3 + N 2 + 4 H 2 O

Слайд 10

В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо. Он бросил свой жезл к ногам фараона, и жезл превратился в извивающуюся змею...

Слайд 11

C 12 H 22 O 11 =>C + H 2 O

Слайд 12

C 12 H 22 O 11 =>12C + 11H 2 O

Слайд 13

FeCl 2 + Na 2 SiO 3 => FeSiO 3 + 2 NaCl CoCl 2 + Na 2 SiO 3 => CoSiO 3 + 2 NaCl NiCl 2 + Na 2 SiO 3 => NiSiO 3 + 2 NaCl

Слайд 14

Молодцы ! Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по химии "Расстановка коэффициентов в химических уравнениях"

Данный мастер класс был представлен мной в рамках городского конкурса "Педагог года 2009", на котором в результате я заняла 1 место...

Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения.

Конспект урока по теме "Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения"  - урок обобщения знаний. Содержит различные виды и формы работ. Основной форм является мини - исс...

Угловой коэффициент и уравнение касательной

Материал предназначен для подготовки к контрольной работе по данной теме и может служить как раздаточный материал....

Мастер-класс «Самооценка учащихся. Виды самооценки. Шкала самооценки». Из опыта работы

Мастер-класс «Самооценка учащихся. Виды самооценки. Шкала самооценки». Из опыта работы...

"Свойства и коэффициенты квадратного уравнения" алгебра 8 класс

Материал для открытого урока в 8 классе по алгебре...

Мастер -класс: "Функционально - графический способ решения уравнений и систем уравнений в электронных таблицах"

Вы узнаете, как можно использовать электронные таблицы на уроках алгебры при построении графиков функций,  решении уравнений и систем уравнений функционально- графическим способом....