Мастер -класс: "Функционально - графический способ решения уравнений и систем уравнений в электронных таблицах"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Старцева Любовь Викторовна

Вы узнаете, как можно использовать электронные таблицы на уроках алгебры при построении графиков функций,  решении уравнений и систем уравнений функционально- графическим способом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_seminar.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс: « Функционально-графический метод  решения уравнений и систем уравнений в электронных таблицах»

Цель данной работы: показать, как электронные таблицы Microsoft Excel могут помочь учителю математики в совершенствовании преподавания и обучения.

1 Учитель математики: Старцева Л.В.

   Мастер- класс называется: « Функционально-графический метод решения уравнений и систем уравнений в электронных таблицах». Сегодня мы расскажем, как можно использовать электронные таблицы на уроках алгебры при построении графиков функций, при решении уравнений и систем уравнений функционально- графическим методом. Конечно, покажем это все  на конкретных примерах.

    В настоящее время уже нет ни одного учителя, утверждающего, что применение информационно - коммуникационных  технологий на уроке математики неэффективно. Это здорово, быстро и наглядно. Вопрос уже другой: как сделать чтобы применение компьютера стало естественной потребностью, не вызывало различных дополнительных проблем, чтобы компьютер экономил время учителя, разгружал его.

  Компьютерным уроком называют любой урок с применением компьютера   как обучающего средства.

Цели:

  • Использование достоинств компьютера для повышения эффективности урока, учебного процесса.
  • Формирование у учащихся умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
  • Формирование личности человека «информационного общества».
  • Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
  • Предоставление учащемуся возможности выбора форм и методов работы,

             возможности использования дополнительного материала.

В большинстве же случаев учитель, применяя информационные технологии, сталкивается с рядом проблем:

  • сложность приобретения электронных учебников;
  • много времени тратится на ознакомление с их структурой, особенностями поиска, использования, редактирования материалов;
  • невозможность быстро адаптировать мультимедийные материалы к своим конкретным условиям;
  • задания трудно "вписать" в структуру урока;
  • многие замечательные программы требуют специального обучения.

   Электронные таблицы Microsoft Excel входят в полный пакет офисных программ Microsoft, что позволяет учителю на любом компьютере применять их на уроках математики, а также ученикам при выполнении домашних заданий.

В данной работе представлены «наработки» использования электронных таблиц Microsoft Excel на уроках математики и информатики.

2  Устройство электронных таблиц вам расскажет учитель информатики и ИКТ Мартынова Елена Анатольевна.

  Использование встроенных функций для выполнения стандартных вычислений

Excel содержит более 900 встроенных функций. Функции – это уже готовые, встроенные в Excel формулы, которым присвоены уникальные имена. Среди этого разнообразия есть функции, созданные специально для финансовых, инженерных, статистических и других специфических расчётов.

Каждая функция состоит из трёх обязательных элементов.

Знак равенства (=). Признак того, что в данную ячейку введена функция или формула, а не данные какого-либо другого типа.

Имя функции. Характеризует тип выполняемых операций.

Аргументы. Значения, на основе которых выполняются вычисления. Аргументы вводят в круглых скобках сразу после имени функции. Аргументами могут быть числа, адреса ячеек, текст, выражения, содержащие другие функции.

Функции, используемые на уроках математики.

СУММ(В2:В5) – вычисление суммы числовых значений диапазона ячеек начиная с В2 до В5.

 СУММ(В2:В5;100;К4) – вычисление суммы числовых значений диапазона ячеек В2:В5, числа 100 и значения ячейки К4.

 СУММЕСЛИ(В2:В5;”>10”) – вычисление суммы чисел, больших 10, из диапазона ячеек В2:В5.

 СРЗНАЧ(В2:В5) – вычисление среднего значения для диапазона ячеек В2:В5.

 МАКС(В2:В5) – вычисление максимального значения из диапазона ячеек В2:В5.

 МИН(В2:В5) – вычисление минимального значения из диапазона ячеек В2:В5.

 СЧЕТ(В2:В5) – подсчёт общего количества чисел из диапазона ячеек В2:В5.

 СЧЕТЕСЛИ(В2:В5;”<5”) – вычисление количества чисел меньших 5, из диапазона ячеек В2:В5.

 СТЕПЕНЬ(В1;А4) – вычисление значения степени с основанием В1 и показателем степени А4.

 КОРЕНЬ(В1) – вычисление значения квадратного корня.

3.  Примеры решения уравнений и систем уравнений.

1.Решить систему уравнений.

       (ЛИСТ 1)

Составим таблицу в Microsoft Excel.

x

-3

=В1+1

-1

0

1

2

3

4

y

=В1^2-3

1

-2

-3

-2

1

6

13

z

=2*B1+1

-3

-1

1

3

5

7

9

x

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

y

6

1

-2

-3

-2

1

6

13

z

-5

-3

-1

1

3

5

7

9

Находим координаты точек  пересечения графиков, которые и будут являться решением системы.

2.Решить систему уравнений.

                     (ЛИСТ 2)

x

-3

=В1+1

-1

0

1

2

3

y

=(СТЕПЕНЬ(3;В1)

0,111111

0,333333

1

3

9

27

z

=4+В1

6

5

4

3

2

1

x

-3

-2

-1

0

1

2

3

y

0,037037

0,111111

0,333333

1

3

9

27

z

7

6

5

4

3

2

1

Находим координаты точки  пересечения графиков, которая и будет являться решением системы.

3. Решить уравнение  .      (ЛИСТ 3)

Заполним таблицу.

x

0,5

=В1+1

2,5

3,5

4,5

5,5

6,5

y

=LOG(B1;3)

0,4

0,8

1,1

1,4

1,6

1,7

z

=B1+3

2,5

1,5

0,5

-0,5

-1,5

-2,5

x

0,5

1,5

2,5

3,5

4,5

5,5

6,5

y

-0,6

0,4

0,8

1,1

1,4

1,6

1,7

z

3,5

2,5

1,5

0,5

-0,5

-1,5

-2,5

Находим координаты точки  пересечения графиков, которая и будет являться решением уравнения.

4. Выполнение практической части мастер – класса.

Решить функционально-графическим способом.

1.                    (ЛИСТ 4)

x

-3

=В1+1

-1

0

1

2

3

4

y

=ABS(B1)

2

1

0

1

2

3

4

z

=B1^2-2

2

-1

-2

-1

2

7

14

x

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

y

3

2

1

0

1

2

3

4

z

7

2

-1

-2

-1

2

7

14

Найти координаты точек пересечения графиков и записать ответ.

  2.            (ЛИСТ 5)

x

0

=В1+1

2

3

4

5

6

y

=(В1+1)^1/2

1

1,5

2

2,5

3

3,5

z

=B1^2-1

0

3

8

15

24

35

x

0

1

2

3

4

5

6

y

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

z

-1

0

3

8

15

24

35

Находим координаты точек  пересечения графиков, которые и будут являться решением системы уравнений.

        

3.                (ЛИСТ 6)

x

-5

=В1+1

-3

-2

-1

0

1

y

=В1^2+6*В1-4

-12

-13

-12

-9

-4

3

z

=2*В1-3

-11

-9

-7

-5

-3

-1

x

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

y

-9

-12

-13

-12

-9

-4

3

z

-13

-11

-9

-7

-5

-3

-1

Находим координаты точек  пересечения графиков, которые и будут являться решением системы уравнений.

4.          (ЛИСТ 7)

x

-3

=В1+1

-1

0

1

2

3

4

y

=2*В1^2-6*В1+1

21

9

1

-3

-3

1

9

z

3

3

3

3

3

3

3

3

x

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

y

37

21

9

1

-3

-3

1

9

z

3

3

3

3

3

3

3

3

Находим координаты точек  пересечения графиков, которые и будут являться решением системы уравнений.

  1. Решить уравнение.  log 5x = 6-x    (ЛИСТ 8)

 

x

0,5

1

2

3

4

5

6

y

=LOG(B1;5)

0,00

0,43

0,68

0,86

1,00

1,11

z

=6-В1

5

4

3

2

1

0

x

0,5

1

2

3

4

5

6

y

-0,43

0,00

0,43

0,68

0,86

1,00

1,11

z

5,5

5

4

3

2

1

0

Находим координаты точки  пересечения графиков, которая и будет являться решением уравнения.

6.     Решить уравнение.       ( ЛИСТ 9)

x

-3

=В1+1

-1

0

1

2

3

y

=В1^2

4

1

0

1

4

9

z

=B1-6

-4

-5

-6

-7

-8

-9

x

-3

-2

-1

0

1

2

3

y

9

4

1

0

1

4

9

z

-3

-4

-5

-6

-7

-8

-9

Как видно из графика решения нет.

7.  Решить уравнение.    (ЛИСТ  10)

x

-4

=В1+1

-2

-1

0

1

2

3

y

=В1^2+2*B1-3

0

-3

-4

-3

0

5

12

x

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

y

5

0

-3

-4

-3

0

5

12

Находим абсциссы точек пересечения графика с осью ОХ,  которые и являются решением этого уравнения.

8.  Решить уравнение.    (ЛИСТ  11)

x

-4

=В1+1

-2

-1

0

1

2

3

5

6

7

y

=В1^2+6*B1-8

19

8

-1

-8

-13

-16

-17

-13

-8

-1

x

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

6

7

y

32

19

8

-1

-8

-13

-16

-17

-16

-13

-8

-1

Находим абсциссы точек пересечения графика с осью ОХ,  которые и являются решением этого уравнения.

Задания для практической работы.

Решить функционально-графическим способом систему уравнений.

1.                    

x

-3

=В1+1

y

=ABS(B1)

z

=B1^2-2

2           

x

0

=В1+1

y

=(В1+1)^1/2

z

=B1^2-1

3.           

     

x

-5

=В1+1

y

=В1^2+6*В1-4

z

=2*В1-3

4.          

x

-3

=В1+1

y

=2*В1^2-6*В1+1

z

3

5. Решить уравнение.  log 5x = 6-x   

 

x

0,5

1

2

3

4

5

6

y

=LOG(B1;5)

z

=6-В1

6.     Решить уравнение.       

x

-3

=В1+1

y

=В1^2

z

=B1-6

7. Решить уравнение.    

x

-4

=В1+1

y

=В1^2+2*B1-3

8.  Решить уравнение.    

x

-4

=В1+1

y

=В1^2+6*B1-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Графический способ решения уравнений и систем уравнений в среде Microsoft Excel "

Занятие в среде Microsoft Excel.  Графическое решение уравнения и системы уравнений с помощью Мастера диаграмм...

методика проведения интегрированного урока алгебры и информатики в 8 классе по теме " графический способ решения уравнений"

lРазвитие информационных технологий сделало информационное пространство одним из основных элементов окружающей среды человека и это невозможно игнорировать при организации учебного про...

Презентация к уроку алгебры в 11 классе "Функционально-графические методы решения уравнений".

Презентацию можно использовать на уроках итогового повторения....

Мастер-класс «Графический способ решения уравнений и систем уравнений с помощью графического калькулятора CASIO”.

"Графический способ решения уравнений и систем уравнений с помощью графического калькулятора CASIO. Презентацию можно посмотреть в ВИДЕО "Участие в экспериментальной площадке "Применение малых средств...

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОМУ МЕТОДУ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ

Одной из основных содержательных линий в изучении математики является линия уравнений и неравенств. Материал, связанный с уравнениями, составляет значительную часть школьного курса математики. Это объ...

Интегрированный урок: Графический способ решения уравнений и систем уравнений,

Освоение и использование информационных технологий в учебном процессе. Умение строить графики с помощью программы ADVANCED GRAPHER....