Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения.
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
Конспект урока по теме "Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения" - урок обобщения знаний. Содержит различные виды и формы работ. Основной форм является мини - исследовнаие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_korney.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»
Тема урока:
«Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения».
Учитель математики:
Неворотова Ольга Васильевна
Губкин 2006
Тема: Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения.
Тип урока: изучение нового материала.
Класс: 8.
Цель урока: Образовательные цели урока:
- Повторить формулы корней неполных квадратных уравнений.
- Сформировать у учащихся умение применять теорему Виета при решении квадратных уравнений.
Воспитательные цели урока:
- Способствовать выработке у школьников желания и потребности, изучаемых фактов.
- Воспитывать самостоятельность и творчество.
Развивающие цели урока:
- Развивать и совершенствовать умение применять, имеющиеся у учащихся знания в изменённой ситуации.
- Способствовать развитию умения делать выводы и обобщения.
Материалы и оборудование урока: проектор, слайд-фильм
Ход урока (урок сопровождается слайд-фильмом):
I. Постановка цели урока. Актуализация опорных знаний.
1. 1 учащийся заполняет таблицу у доски
(Остальная часть класса разгадывает кроссворд, используя теоретические знания)
Задание: если вписать верные слова, то в выделенной строке получится фамилия французского математика
п | р | и | в | е | д | ё | н | н | о | е | |||||||
д | и | с | к | р | и | м | и | н | а | н | т | ||||||
н | е | п | о | л | н | о | е | ||||||||||
к | о | э | ф | ф | и | ц | и | е | н | т | ы |
Вопросы:
1. Квадратное уравнение с
первым коэффициентом
равным 1. (приведенная)
2. Подкоренное выражение
в формуле корней. (дискриминант)
квадратного уравнения.
3. Один из видов
квадратного уравнения. (неполное)
4. a, b в квадратном уравнении.
(коэффициенты)
В выделенной строке получится фамилия французского математика Виета.
II. Историческая справка.
Слайд №1
Франсуа Виет
Франсуа Виет родился в 1540 году во Франции. Отец Виета был прокурором. Сын выбрал профессию отца и стал юристом, окончив университет в Пуату. В 1563 году он оставляет юриспруденцию и становится учителем в знатной семье. Именно преподавание побудило в молодом юристе интерес к математике.
Виет переезжает в Париж, где легче узнать о достижениях ведущих математиков Европы. С 1571 года Виет занимает важные государственные посты, но в 1584 году он был отстранен и выслан из Парижа. Теперь он имел возможность всерьез заняться математикой.
В 1591 году он издает трактат «Введение в аналитическое искусство», где показал, что, оперируя с символами, можно получить результат, применимый к любым соответствующим величинам. Знаменитая теорема была обнародована в том же году.
Громкую славу получил при Генрихе lll во время Франко-Испанской войны. В течение двух недель, просидев за работой дни и ночи, он нашел ключ к Испанскому шифру.
Умер в Париже в 1603 году, есть подозрения, что он был убит.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
III. Проверка домашнего задания и формулирование проблемы.
Слайд №2
Исследование связи между корнями
и коэффициентами квадратного уравнения.
Обратимся к домашней работе. Дома вы решали 4 уравнения и заполняли таблицу.
Слайд №2.
Проверьте свою работу по таблице. А теперь посмотрите внимательно, что интересного вы заметили? Обсудите это в парах и попытайтесь сформулировать предположение (выслушиваем предположения). Действительно, вы правы, существует такое утверждение.
IV. Изучение нового материала.
Слайд 3.
Утверждение №1:
Пусть х1 и х2 – корни уравнения х2+pх+q=0.
Тогда числа х1, х2 , p, q связаны равенствами:
х1+х2= -p, х1х2=q
Утверждение № 2:
Пусть числа х1,х2,p,q связаны равенствами х1+х2= -p, х1х2=q.
Тогда х1 и х2 – корни уравнения х2+pх+q=0
Записываем в тетрадях и доказываем данные утверждения. Проверку правильности полученного доказательства можете осуществить по адресу:
(в процессе доказательства обратного утверждения получается
равенство: х2+рх+q=(х-х1)(х-х2))
Итак, мы доказали теорему Виета. Запишите ее в тетрадях.
Итак, какие связи между коэффициентами и корнями приведенного квадратного уравнения мы обнаружили? Чем интересно полученное следствие? Где это можно использовать?
Подумайте и ответьте: где, в каких ситуациях можно воспользоваться теоремой и следствием?
Свои предположения обсудите в парах и полученные ситуации запишите в тетрадь.
(выслушиваем то, что получилось, обсуждаем)
Давайте сравним ваши предположения с предлагаемыми ситуациями.
Слайд №6
Ситуации, в которых может использоваться теорема Виета.
- Проверка правильности найденных корней.
- Определение знаков корней квадратного уравнения.
- Устное нахождение целых корней приведенного квадратного уравнения.
- Составление квадратных уравнений с заданными корнями.
- Разложение квадратного трехчлена на множители.
V. Самостоятельная работа учащихся.
Выполним задания.
Слайд №7
Решите следующие задания:
- Верно ли, что числа 15 и 7 являются корнями уравнения х2 -22х+105=0?
- Определите знаки корней уравнения х2+5х-36=0.
- Найдите устно корни уравнения х2 -9х+20=0.
- Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа 1/3 и 0,3.
- Разложите квадратный трехчлен на множители х2+2х-48.
Учащиеся решают в парах, полученные решения объясняют у доски.
VI. Постановка новой проблемы.
Используя ответ задания №4, сначала переходим к квадратному уравнению с целыми коэффициентами, а затем задается вопрос: будет ли верна теорема Виета для данного неприведенного квадратного уравнения?
Учащиеся в парах обсуждают возникшую проблему, пробуют сформулировать по аналогии обобщенную теорему Виета. Обсуждаем полученные варианты ответов. Затем выясняем, как бы выглядело следствие для таких уравнений. Сравниваем со следующим слайдом.
Слайд №8
Обобщенная теорема Виета:
Числа х1 и х2 являются корнями квадратного уравнения ах2+bх+с=0 тогда и только тогда, когда
х1+х2= -b/а, х1х2=с/а.
Следствие: ах2+bх+c=а(х-х1)(х-х2).
VI. Применение полученных знаний.
Учащимся предлагается применить полученные знания в следующих ситуациях.
Слайд №9
Решите следующие задания:
- В уравнении х2+pх-32=0 один из корней равен 7. Найдите другой корень и коэффициент p.
- Один из корней уравнения 10х2 -33х+с=0 равен 5,3. Найдите другой корень и коэффициент с.
- Разность корней квадратного уравнения х2 -12х+q=0 равна 2. Найдите q.
- Определите знаки корней квадратного уравнения ( если они существуют), не решая уравнения: 5х2-х- 108=0.
- Найдите b и решите уравнение (b-1) х2-(b+1)х=72, если х1 = 3.
Учащиеся решают в парах, полученные решения объясняют у доски. После решения этих заданий подводится итог урока.
VII. Итог урока. Задание на дом.
Слайд №10
Итог урока:
- Знакомство с теоремой Виета и следствием.
- Применение теоремы Виета в различных ситуациях.
Домашнее задание
Слайд №11
Домашнее задание:
Корни уравнения являются натуральными числами. Доказать, что - составное число.
Проверить свое решение или обратиться к подсказке можно по адресу
Стр.50 – 62 прочитать, выучить теоремы и следствия.
Стр.66 , №51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения
РЕЦЕНЗИЯна урок математики с использованием информационных технологийв 8 классе.Учитель Брусенко В.В. Тема урока «Исследов...
Самостоятельная работа (5-10 мин.) "Коэффициенты квадратного уравнения"
Самостоятельная работа (5-10 мин.) "Коэффициенты квадратного уравнения" к УМК Алимова...
"Свойства и коэффициенты квадратного уравнения" алгебра 8 класс
Материал для открытого урока в 8 классе по алгебре...
Итоговый контроль по темам № 1, 2, 3, 4: «Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена»
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...
Открытый урок «Квадратное уравнение и его корни. Решение полных квадратных уравнений»
Открытый урок для учеников 8 класса «Квадратное уравнение и его корни. Решение полных квадратных уравнений»...
Открытый урок по теме "Исследование соотношения между корнями и коэффициентами квадратного уравнения".
Представлен конспетк урока "открытия" нового знания (ФГОС). Рассмотрены этапы мотивации к учебной деятельности, актуализации и пробного учебного действия, выявления места и причины затруднен...
Свойство коэффициентов квадратного уравнения в заданиях ЕГЭ
Применение свойства коэффициентов квадратного уравнения обеспечивает более высокий уровень воспроизведения учебной деятельности. Одним из пунктов формирования метапредметных результатов, при вне...