Разработка урока Щелочные металлы 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Тип урока :изечения нового материала, технология деятельностного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_shelochnye_metally._problemnyy_urok_eshchanova.s.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Химия
Ещанова Сания Мурзалиевна
9 класс
Тема: Щелочные металлы
Технология: Проблемного обучения
Тип урока: Изучения нового материала
УМК.
1. Курс химии для 9 классов /О.С. Габриелян – 2-е Изд., перераб. И доп.-М.: Дрофа, 2008
2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2005.-78с.
3. Контрольные и проверочные работы. Химия 9 кл. к учебнику О.С.Габриеляна – М.: Дрофа 2008
4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия 9 класс: В 2 ч. Ч.2: Настольная книга учителя– М.: Дрофа, 2003.-320с
Оборудование и реактивы: инструкции для групп, информационные листы, образцы щелочных металлов, вода, чашка Петри, фенолфталеин, соли натрия, калия, фарфоровые чашки, спиртовка, нихромовая проволока, медиапроектор, экран, презентация, тест. Цель: Изучить общую характеристику щелочных металлов
Задачи.
Образовательная:
1. Расширить знания о щелочных металлах в свете общего, особенного и единичного по трём формам существования химических элементов: атомов, простых и сложных веществ.
2. Повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе химических элементов (в группе), металлическую связь, физические и химические свойства металлов
3. Совершенствовать умение экспериментальной работы, оформления результатов, умения делать выводы; совершенствование наблюдательной деятельности, умения применять полученные знания на практике.
Развивающая:
Продолжить развитие навыков самообразования: умение работать с инструкцией, текстом, умения работать в группе, умения сравнивать, обобщать, давать самооценку и делать выводы.
Воспитательная:
Формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира, самостоятельности, повышение самооценки.
Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, работа с дополнительной литературой.
Планируемый результат: | |
Предметные умения | УУД |
В познавательной сфере: 1. Знают положение щелочных металлов в периодической системе Д.И. Менделеева 2. Различают строение атомов щелочных металлов 3. Знают закономерности изменения свойств, в группах атомов щелочных металлов 4. Знают химические свойства щелочных металлов; 5. Умеют составлять уравнения химических реакций; 6. решают экспериментальные задачи по данной теме. В ценностно- ориентационной сфере: Значение щелочных металлов и их соединений в для окружающей среды, использование щелочных металлов и их соединений в производстве и в быту. В сфере безопасности жизнедеятельности: Соблюдать ТБ в работе со щелочными металлами | Личностные: 1.Умение управлять своёй познавательной деятельностью. 2. Признание ценности использования щелочных металлов повседневной жизни. Регулятивные: 1. Постановка цели и анализирование условий достижения цели. 2.Прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата. Познавательные: 1. Осуществление поиска информации с использованием различных ресурсов. 2.Определениепонятий. 3.Умение структурировать знания. 4. Умение выделять существенные характеристики объектов. 5. Умение устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. 2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию |
Этап урока | Основные дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат | |
Организационный | Психологический настрой учащихся на урок. | -Приветствует учащихся. | - Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства
| ||
Актуализация | Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке Обозначение темы урока | -Актуализирует имеющийся информационный ресурс, у обучающихся. -Определяет тему занятия в сотрудничестве с обучающимися. | - Аргументация своей позиции - Выполняют задания в тетрадях -Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения. - Записывают тему урока | ||
Целеполагание | Постановка цели урока и доведения её до сознания учащихся. | -Направляет обучающихся на самостоятельное определение целей занятия. -Организует работу учеников по группам. Деление класса на 6 групп: выдача заданий и их выполнение | -Обучающиеся в группах определяют цели занятия. -Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп и дальнейшей работе. - Составляют план последовательности действий. -Формулируют интересующие их вопросы | Что мы хотели бы узнать об этих металлах? - Почему их называют щелочными? ( Химические свойства) - Как их открыли? (История открытия) - Что они собой представляют? Почему? (Физические свойства) - Где мы можем их встретить? (Нахождение в природе. - Где человек их использует? (Применение) - Значение щелочных металлов для живых организмов. | |
Изучение нового материала | Организовать деятельность учащихся на усвоение новых знаний и способов деятельности
| Учитель консультирует работу в группах. | Анализируют задание для работы Осуществляют поиск информации с использованием справочной литературы, учебника и информационного листа. Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику. Взаимодействуют в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений По окончании работы группы докладывают о результатах своих изысканий. Остальные, дополняют свои карты «расследования» новыми данными | ||
Самоконтроль и взаимоконтроль | Выявление качества знаний, установление причин недостатков, обеспечение способностей к оценочным действиям. Тест на первичное усвоение материала ( учащиеся выполнившие 4,5 заданий полу чают «5», отрицательные отметки не выставляются.) | -Организует обсуждение результатов. - Сопровождая ответы учащихся Д.О Взаимодействие щелочных металлов с водой ( В выступлении группы по химическим свойствам) ТБ при работе с щелочными металлами ( Стихотворение) Д.О. Окраска пламени солями щелочных металлов ( В выступлении группы - Создает условия для проведения тестового самоконтроля (первичное усвоение знаний). | - Презентуют ответы в виде карт ответов - Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение. -Выполняют тестовое задание с выбором ответа - Контроль, коррекция, оценка действий партнера. | ||
Подведение итогов | Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении. Рефлексия | Организует обсуждение результатов работы, (решение проблемы, выполнение поставленной цели). | - Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели. -Участвуют в обсуждении -Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. -Умение выражать свои мысли. - Анализируют правильность выполненных действий и уровень усвоения. - Осознание качества и уровня усвоения. | ||
Домашнее задание | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий | Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание. | Воспринимают информацию, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник. Записывают и слушают пояснения учителя. Задают вопросы на уточнение. Делают выбор уровня и вида Д/З. |
Домашнее задание: с.52-54 по учебнику Габриелян О.С. Химия 9 класс.
На оценку «5» Упр 1,2. с.59
На оценку «4» Упр 1,3. с.59
На оценку «3» Упр 5. с.59.
Творческое задание (по желанию) Написать сочинение Упр. 4. с.59.
Приложение 1
Задания и вопросы на этапе «Актуализации имеющихся знаний»
Задание:
- Изобразите электронное строение атомов: К, Na, Li
Вопросы:
- В чём сходство и различие строения атомов этих трёх элементов?
- Расположите эти элементы в порядке возрастания их атомных радиусов.
- Дополните этот ряд металлов. Объясните свой ответ.
- Сформулируйте закономерности изменения свойств металлов этого ряда.
- Как называется эта группа элементов? ( Почему?)
Приложение 2
Задания на этапе Изучения нового материала
Инструкция для группы №1 История открытия щелочных металлов
Цель: Подготовить историческую справку об открытии щелочных металлов Порядок действий:
1.Прочитайте текст.
2. Внесите в блок «история» своей карты исследования сведения об открытии щелочных металлов . 3. Подготовьте устный отчёт.
Инструкция для группы №2 Нахождение в природе.
Цель: Выяснить области распространения щелочных металлов.
Порядок действий:
1.Прочитайте текст.
2. Обозначьте места распространения каждого элемента. 3. Подготовьте устный отчёт.
Инструкция для группы №3 Физические свойства щелочных металлов
Цель: Выявить физические свойства щелочных металлов.
Порядок действий:
1. Прочитайте тест. Заполните таблицу используя текст и электронно- информационный справочник ПСХЭ 2. Объясните физические свойства металлов: а) электрическую проводимость, б) теплопроводность, в) ковкость. 3. Подготовьте устный отчёт об особенностях физических свойств металлов.
«Физические свойства щелочных металлов»
Металл | Цвет | Плотность | Т пл. | Т кип. | Rат. |
Инструкция для группы №4 Химические свойства щелочных металлов
Цель: Изучить химические свойства щелочных металлов.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст учебника с 52-54.(О.С. Габриелян) 2. Составьте схему, характеризующую химические свойства щелочных металлов. 3. Подготовьте письменный отчёт об особенностях химических свойств щелочных металлов.
Инструкция для группы №5 Биологическая роль щелочных металлов
Цель: Выяснить содержание щелочных металлов в живой природе.
Порядок действий:
1.Прочитайте текст.
2. В блоке «Биологическая роль» своей карты исследования внесите сведения о содержании щелочных металлов в живых организмах. 3. Подготовьте устный отчёт.
Инструкция для группы №6 Применение щелочных металлов
Цель: Выявить области применения щелочных металлов и их соединений.
Порядок действий:
1. Прочитайте текст.
2. Составьте схему, характеризующую области применения щелочных металлов и их соединений. 3. Подготовьте письменный отчёт.
Приложение 3
Задания на этапе самоконтроля и взаимоконтроля
Тест. Щелочные металлы
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Наиболее ярко выраженные металлические свойства проявляет: а) Mg б) K в) Al г) Ca | 1. Атом какого элемента имеет электронную конфигурацию 1s22s22p63s23p64s1 ? а) К б) Са в) Ва г) Na |
2. Щелочной металл натрий встречается в природе в виде: а) оксида; б) карбоната; в) гидроксида; г) хлорида. | 2. Натрий взаимодействует со следующей парой веществ: а) медь, гидроксид калия; б) соляная кислота, кальций; в) натрий хлорид, серная кислота; г) серная кислота, вода. |
3. Наиболее энергично взаимодействует с водой а) Al б) Mg в)Са г) К | 3. Какой металл самый легкий? |
4. Какие частицы находятся в узлах кристаллической решетки металлов? а) катионы металлов б) нейтральные атомы в) катионы металлов и нейтральные атомы г) анионы и катионы | 4. В какой группе ПС химических элементов находятся самые активные металлы? г) V группа, побочная подгруппа |
5. При взаимодействии с кислородом литий образует а) LiO б) Li2O в) LiO2 г) Li2O2 | 5. При взаимодействии с кислородом натрий образует а) NaO б) Na2O в) NaO2 г) Na2O2 |
Ответы: Вариант 1: 1-б, 2-г, 3-г, 4-в, 5-б. Вариант 2: 1-а, 2-г, 3-а, 4-б, 5-г
Приложение 4
Информационный лист «Литий » Серебристо – белый метал, покрывающийся на воздухе тёмно- серым налетом. Самый лёгкий из всех известных металлов. Легче воды почти в двое, что усложняет его хранение. По этой причине приходится заполнять сосуд с литием доверху наполненным минеральным маслом. Литий был открыт в 1817 г. шведским химиком А. Арфведсоном при анализе минерала петалита. Металл назвали литием, что в переводе с греческого означает «камень». Впервые был получен Г.Дэви в 1818 г. Содержание лития в земной коре – 3,2*10 -3 % от ее массы. Известно около 30 минералов лития, пять из них имеют промышленное значение. Следы лития можно обнаружить в воде многих минеральных источников, в почве, а также в золе некоторых растений, как, например, свеклы, табака, хмеля. В морской воде содержание лития 0,17*10-4 %. Среднее содержание в организме человека (мышечная, костная ткани, кровь) – 0,67 мг. Максимальное количество лития найдено в мышцах человека. Биологическая роль лития как микроэлемента пока до конца не выяснена. Суточная потребность организма: 0,1- 2 мг. Соединения лития у высших животных концентрируется в печени, почках, селезенке, легких, крови, молоке Мировое производство этого металла – около 39000 тонн в год; по некоторым оценкам, его запасы составляют 7,3*106 т. Долгое время и литий, и его соединения почти не находили практического применения. Лишь в XX в. их стали использовать в производстве аккумуляторов, в химической промышленности как катализаторы, в металлургии. Сплавы лития легки, прочны, пластичны. Но главная область применения лития сегодня – атомная техника. Литий нашел применение и в медицине: карбонат лития и литиевая соль салициловой кислоты служат средством для растворения мочевой кислоты, выделяющейся при подагре и некоторых других болезнях. Так «безработный» в прошлом веке элемент в наши дни стал необходимым. Биологическая роль лития до конца не выяснена.
Информационный лист «Цезий» Цезий был первым элементом, открытым с помощью метода спектрального анализа. В 1860 г немецкие ученые Р.Бунзен и Г.Кирхгоф по синим линиям в спектре обнаружили в воде, взятой из минеральных источников в Баварии, новый химический элемент. Название элемента происходит от латинского слова «цезиус» - «голубой». По распространению в земной коре цезий достаточно редкий элемент: 3,7*10-4 % по массе. Незначительное количество цезия есть в морской воде – 5*10-6 %. Промышленное значение имеет лишь один из минералов цезия – поллуцит. Содержится в человеческом организме, суточная потребность составляет 0,004 – 0,03 мг. Соединения цезия используют довольно широко в оптике, электротехнике, радиолокации, кинотехнике. Металлический цезий чаще всего применяется в исследованиях по физике и химии плазмы. Способность цезия отдавать электрон даже при незначительных воздействиях извне сделала этот металл незаменимым для изготовления фотоэлементов и фотомножителей.
Информационный лист «Натрий» В 1807 английский химик и физик Г.Дэви впервые получил натрий в чистом виде при электролизе едкого натра. Натрий – самый распространенный в природе щелочной металл, один из самых распространенных в природе элементов – 2,5 % от массы земной коры. Натрий входит в состав гранитов, базальтов, полевых шпатов, множества минералов. Его содержание в морской воде составляет 1,06 Среднее содержание в организме человека – 100 г. Натрий активно участвует в обмене веществ в живых организмах. Натрий – из общего содержания в организме человека 44% натрия находится во внеклекточной жидкости, 9% - внутриклеточной. Остальное количество натрия находится в костной ткани, При увеличении количества натрия в организме усиливается выведение калия почками, т.е. наступает гипокалиемия. Содержится в эритроцитах крови, сыворотке, пищеварительных соках, играет важную роль в водно-солевом обмене и поддержании кислотно-щелочного равновесия. Присутствует натрий и в тканях растений. Однако роль этого элемента в жизни растений еще не изучена до конца. Натрий – основной внеклеточный ион. В организме человека находится натрий в виде его растворимых солей, главным образом: хлорид натрия – NaCl, ортофосфат натрия – Na3PO4, гидрокарбонат натрия – NaHCO3. %. Мировое производство поваренной соли – 1,68*107 , карбоната натрия – 2,9*107, металлического натрия – 2*105 т в год, запасы натрия практически не ограничены. Натрий входит в состав многих лекарственных препаратов. В том числе таких, как питьевая сода, норсульфазол. Многие антибиотики используются в медицинской практике главным образом в виде натриевых солей. Столь же разнообразно применение натрия и его соединений в промышленности. Жидкий натрий служит теплоносителем в атомных реакторах некоторых конструкций. Металлическим натрием восстанавливают из соединений такие ценные металлы, как цирконий тантал. Используется в качестве катализатора при синтезе каучука и в других органических синтезах.
Информационный лист «Калий »
В земной коре содержится 2,5% калия по массе. Калийсодержащих минералов известно несколько сотен, среди них сильвин, карналлит, ортоклаз. Содержится в морской воде – 0,037%. Мировое производство солей калия – 5,1*107, металлического калия – 200 т в год. Запасы огромны. Он важен для всех живых организмов. Содержится в человеческом организме (140г). Суточная потребность организма: 1,4- 7,4 г. При недостатке этого элемента замедляется рост растений, желтеют листья, плоды становятся менее сладкими, семена теряют всхожесть. Калий используют обычно в форме солей. Калийные удобрения – это природные или измененные в процессе химической обработки соли калия. Нитрат калия (калийная селитра) – двойное удобрение и окислитель, компонент дымного пороха; фторид калия важнейший металлургический флюс; перманганат калия (марганцовка) – окислитель и антисептик; хлорат калия (бертолетова соль) применяют в пиротехнике и производстве спичек; карбонат калия (поташ) необходим при варке стекла. Металлический калий употребляется как материал электродов в химических источниках тока, как восстановитель при получении некоторых металлов и как теплоноситель в атомных реакторах. Основное применение металлического калия- приготовление пероксида калия, служащей для регенерации кислорода в подводных лодках и др.
Информационный лист «Франций» Часто франций относят к синтезированным элементам, хотя первоначально он был обнаружен в природе (1939). Франций был открыт французской исследовательницей М.Перей. Она доказала, что актиний в редких случаях распадается, испуская альфа-частицу. Продуктом альфа-распада актиния и оказался франций. Все его изотопы неустойчивы, период полураспада наиболее устойчивого из них равен 21, 8 мин. Это один из редчайших элементов. В поверхностном слое земной коры толщиной 1,6 км содержится около 24,5 г франция. Ничтожные количества франция содержатся в урановых рудах. Чтобы изучить его свойства, ученым приходилось работать с ничтожным количеством элемента. Это радиоактивный химический элемент, полученный искусственным путем. Имеются данные, что франций, способен избирательно накапливаться в опухолях на самых ранних стадиях их развития. Эти наблюдения могут оказаться полезными при диагностике онкологических заболеваний.
Информационный лист «Рубидий» Рубидий был открыт по характерным линиям в длинноволновой области спектра в 1861 г. немецкими учеными Р.Бунзеном и Г.Кирхгофом. Цвет этих линий определил и название элемента: в переводе с латыни «рубидис» - «темно-красный». В 1863 г. Бунзен получил рубидий в чистом виде. В земной коре содержится 1,5*10-2 % рубидия. Он не принадлежит к числу редких элементов, но очень рассеян и не образует собственных минералов. Как примесь он входит в минералы калия, цезия и лития. В морской воде 2*10-5 % рубидия. Рубидий – один из немногих химических элементов, ресурсы и возможности добычи которого больше, чем нынешние потребности в нем. Применяют его (только в виде соединений) весьма ограничено: как катализатор некоторых нефтехимических процессов и при получении стирола и бутадиена – исходных веществ, для получения синтетического каучука. Рубидий входит в состав некоторых болеутоляющих лекарственных средств. Рубидий содержится в морских водорослях, чае, кофе, сахарном тростнике и табаке. Рубидий и цезий содержатся в малых количествах в некоторых литиевых минералах. Среднее содержание в организме человека – 680 мг. Суточная потребность организма: 1,5 – 6 мг. При поступлении с пищей оказывает успокаивающее, противовоспалительное, противоаллергическое действие. Недостаток рубидия в организме может приводить к психическим заболеваниям. Но избыток его в организме более вреден, чем недостаток.
Приложение 5 Презентация «Щелочные металлы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Щелочные металлы"
конспект урока по химии "Щелочные металлы" с использованием ЭОР - 9 класс...
Презентация к уроку "Щелочные металлы"
Данная презентация предназначена для проведения урока по этой теме в 9 классе...
Конспект урока Щелочные металлы 9 класс
Конспект урока и презентация на тему "Щелочные металлы" 9 класс...
Модульный урок Щелочные металлы 9 класс
Данный материал используется при изучении темы Металлы...
План проведения урока "Щелочные металлы" и презентация к уроку
Урок в соответствии с требованиями ФГОС. В материале представлены: план проведения урока и презентация к уроку....
Технологическая карта урока "Щелочные металлы", 9 класс
Краткая аннотация к работеРазработано для учащихся 9 класса общеобразовательных учебных заведений. УМК О.С. Габриеляна.Тип урока: открытие нового знания .Методы обучения: реализация системно-деятельно...
Презентация к уроку "Щелочные металлы", 9 класс
Презентация к уроку "Щелочные металлы", 9 класс...