Программа элективного курса по химии 11 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (11 класс) на тему

Филиппова Галина Александровна

Элективный курс по химии 11 класс"Законы общей химии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТРОИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2013 - 2014_ учебный год

Курс: Законы общей химии 

Класс:   10

Учитель:  Филиппова Г.А.,учитель биологии и химии.

с. Троицк, 2014г.

Пояснительная записка

  Элективный курс « Законы общей химии» дает возможность не только обобщить на более высоком уровне знания учащихся на основе общих понятий, законов и теорий химии, но и сформировать единую химическую картину мира.  Умение решать расчетные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины усвоения ими учебного материала.

  В настоящее время программа по химии для 8-9 классов очень перегружена теоретическим материалом и для решения расчетных задач отведено совсем немного времени, которого недостаточно для выработки высокого уровня умений и навыка решения задач. Умение решать расчетные задачи некоторых типов входит в минимум обязательного образования. Решение задач повышенного уровня является актуальным и необходимым навыком  для учащихся старших классов естественно-научного профиля.

  Цель элективного курса -  развитие умения решать расчетные задачи по химии разных типов и повышенного уровня сложности.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с типами расчетных задач по химии и способами их решения
  • Развить умения логически рассуждать, планировать, дифференцировать, устанавливать причинно-следственные связи, производить расчеты, обосновывать их теоретическими предпосылками
  • Развить навыки самостоятельной работы
  • Содействовать конкретизации и упрочению знаний

  Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

  При изучении элективного курса осуществляется  практическое применение теоретического материала и  приложение научных знаний на практике. При решении задач не только закрепляются и развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и формируются новые.

Решение задач – прекрасный способ осуществления межпредметных и курсовых связей, а также связи химической науки с жизнью. При решении задач развиваются кругозор, память, мышление. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, способствует политехнической подготовке. В процессе решения задач развивается научно-теоретическое, логическое и творческое мышление.

  При подборе расчетных задач учитывается целесообразность использования задач и репродуктивного, и продуктивного типа. 80% предложенных учащимся задач, разбираемых на уроках этого курса,  являются задачами повышенного уровня, среди которых есть и  олимпиадные задачи.

  Реализация данного элективного курса предполагает сочетание разных форм и методов обучения, таких как лекция, беседа, семинар, самостоятельная работа,  урок с элементами КСО, групповая работа, зачет.

  Результатом реализации данной программы является формирование  умения решать расчетные задачи разного типа (в том числе комбинированных и задач повышенного уровня сложности)

  Итоги реализации данной программы могут быть в форме:

- конкурса (количественного) числа решенных задач;

- составления дидактических пособий по различным типам задач (с решениями);

- защиты компьютерной презентации по одной из тем курса;

- зачета по решению задач.

Учебно-тематический план

 №

         

                         Тема занятия

К-во

часов

  Виды                   деятельности

Дата проведения

1

Введение.

Цель  и задачи элективного курса.

Типы расчетных задач. Основные физические и химические величины.

Общие подходы к анализу условия, решению и оформлению решения задач.

1

Лекция

2.

Тема 1. Расчеты по химическим формулам (4 часа). 

Основные формулы для решения  указанных задач.

Вычисления с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», « молярный объем газа».

1

Беседа,

решение задач

3.

Определение массовой доли элемента.

Определение относительной плотности газа

1

Беседа,

решение задач

4.

Расчеты с использованием газовых законов Бойля-Мариотта и Гей-Люссака и уравнения Менделеева-Клайперона.

1

Лекция,

решение задач

5.

Зачётное занятие по теме «Расчеты по химическим формулам»

1

Зачёт

6.

Тема 2.Растворы (8 часов). 

Способы выражения концентрации растворов.

1

Лекция,

Опорный конспект.

7.

Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе, молярности и нормальности раствора.

1

Алгоритмы,

решение задач

8-9.

Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе при дополнительном введении воды или твердого вещества.

Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе, полученном после смешивания  растворов с различным содержанием этого растворенного вещества.

2

Решение задач,

элементы проблемного обучения, КСО

10.

Кристаллогидраты.

Определение массовой доли растворённого вещества в растворе, полученном при растворении кристаллогидрата.

1

Демонстрация коллекции кристаллогидратов,

решение задач

11-12.

Растворимость веществ. Ненасыщенный, насыщенный, перенасыщенный раствор.

Решение задач с использованием данных о растворимости веществ.

Определение массы кристаллизовавшегося  вещества в результате  охлаждения раствора.

2

Семинар, демонстрационный

эксперимент,

решение задач,

работа с таблицей

и графиком.

13.

Зачетное занятие по теме «Растворы»

1

Самостоятельная работа, зачет.

14-15.

Тема 3.Задачи на вывод формулы вещества (7 часов)

Задачи на вывод молекулярной формулы вещества на основании массовой доли элементов.

Задачи на вывод молекулярной формулы вещества на основании относительной плотности его паров и массовой доли элементов.

2

Решение задач,

групповая работа

16-17.

Задачи на вывод молекулярной формулы вещества по относительной плотности его паров и массе, объему или количеству вещества продуктов сгорания.

2

Решение задач

18.

Задачи на вывод формулы вещества на основании общей формулы гомологического ряда органических соединений.

1

Решение задач

19.

Задачи на вывод формулы кристаллогидрата.

1

Решение задач

20.

Зачетное занятие по теме «Задачи на вывод формулы вещества»

1

Зачет.

21-22.

Тема 4. Вычисления по химическим уравнениям

(9 часов).

Вычисление массовых долей растворённых  веществ в растворе после реакции, в результате которой происходит изменение массы раствора.

2

Решение задач,

алгоритм, групповая работа

23-24.

Вычисление массовой доли растворенного вещества  в растворе после протекания реакции исходного вещества с растворителем.

2

Беседа,

решение задач

25-26.

Задачи на образование солей различного состава.

2

Лекция,

решение задач

27-28.

Задачи на вывод формулы вещества по уравнению химической реакции.

2

Решение задач

29.

Зачетное занятие по теме «Вычисления по химическим уравнениям»

1

Зачет.

30.

Тема 5. Задачи на вычисление массы (объема) компонентов смеси (4 часа).

Определение состава смеси, если одно вещество, входящее в состав смеси, реагирует с соответствующим реагентом.

1

Алгоритм,

решение задач.

31-32.

Определение состава смеси, если все вещества, входящие в состав смеси, взаимодействуют с соответствующим реагентом.

2

Решение задач, использование элемента проблемного обучения.

33.

Определение состава газовых смесей

1

Решение задач

34.

Обобщающий урок по курсу «Решение расчетных задач по химии»

1

Подведение итогов конкурса числа решенных задач, защита творческих работ по разработке дидактического материала или компьютерной презентации

Содержание программы

   Введение (1 час)   

Цель и задачи элективного курса. Типы расчетных задач. Основные физические и химические величины. Общие подходы к анализу условия, решению и оформлению решения задач.

  Тема 1. Расчеты по химическим формулам (4 часа). 

Основные формулы для решения  указанных задач. Вычисления с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», «молярный объем газа». Определение массовой доли элемента. Определение относительной плотности газа. Расчеты с использованием газовых законов Бойля-Мариотта и Гей-Люссака и уравнения Менделеева-Клайперона.

  Тема 2. Растворы (8 часов). 

Способы выражения концентрации растворов (массовая доля растворенного вещества в растворе, молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента). Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе, молярности, нормальности. Вычисление массовой доли растворённого вещества  в растворе при дополнительном введении воды или твердого вещества. Задачи на определение массовой доли растворённого вещества в растворе, полученном после смешивания растворов  различной концентрации. Способы решения задач на растворы («правило смешения» в виде  формулы, в виде диагональной схемы «правило креста», с помощью  формулы с использованием рисунка «стакана»). Кристаллогидраты. Определение массовой доли растворённого вещества в растворе, полученном при растворении кристаллогидрата. Растворимость веществ. Ненасыщенный, насыщенный, перенасыщенный раствор. Решение задач с использованием данных о растворимости веществ. Определение массы кристаллизовавшегося вещества в результате охлаждения раствора.

   Тема 3. Задачи на вывод формулы вещества (7 часов). 

Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества на основании массовой доли элементов. Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества на основании относительной плотности его паров и массовой доли элементов. Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества по относительной плотности его паров и массе, объему или количеству вещества продуктов сгорания. Решение задач  на вывод формулы вещества на основании общей формулы гомологического ряда органических соединений. Задачи на вывод формулы кристаллогидрата.

   Тема 4. Вычисления по химическим уравнениям (9 часов).

Вычисление массовых долей растворённых веществ в растворе после реакции, в результате которой происходит изменение массы раствора. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе после протекания реакции исходного вещества с растворителем. Задачи на образование солей различного состава. Задачи на вывод формулы вещества по уравнению химической реакции.

   Тема 5. Задачи на вычисление массы (объема) компонентов смеси (4 часа)

Решение задач на смеси, если  одно вещество, входящее в состав смеси, реагирует с соответствующим реагентом. Решение задач на смеси, если все вещества, входящие в состав смеси, взаимодействуют с соответствующим реагентом. Определение состава газовых смесей.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

•   основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

•  важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

•   называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

•  определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

•  характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

•  объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);

•  использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

•  объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

•  определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

•  экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

•  безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

•  приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

•  критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Список литературы

  1. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. М.: Издат-школа, РАЙЛ, 1997.
  2. Маршанова Г.Л. Сборник задач по органической химии 10-11 класс.М.: Издат-школа,РАЙЛ, 1997.

Хомченко И.Г. Решение задач по химии 8-11. М.: Новая волна, 2001.

3.Хомченко г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы.М.: Новая волна, 2002.

Аннотация для учащихся и родителей

Элективный курс «Решение расчётных задач по химии» предназначен для учащихся 10 класса естественно-научного профиля. Рассчитан на 34 часа  (1 час в неделю). В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основными типами расчётных задач по химии, способами их решения.

Цель элективного курса -  развитие умения решать расчетные задачи по химии разных типов и повышенного уровня сложности.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с типами расчетных задач по химии и способами их решения
  • Развить умения логически рассуждать, планировать, дифференцировать, устанавливать причинно-следственные связи, производить расчеты, обосновывать их теоретическими предпосылками
  • Развить навыки самостоятельной работы
  • Содействовать конкретизации и упрочению знаний

Подбор задач основывается:

-    на уже имеющихся умениях учащихся  решать задачи, входящие в обязательный

     минимум 8-9 классов;

 -   на целесообразности использования задач и репродуктивного, и продуктивного типа;

-   на  развитии  новых  теоретических  знаний  учащихся  и  формировании  устойчивых

     умений  решения  задач повышенной сложности. 80% предложенных учащимся задач,

     разбираемых на уроках этого курса,   являются  задачами  повышенного уровня, среди

     которых есть и  олимпиадные задачи.

Элективный курс является логичным и актуальным дополнением к основному курсу химии. Материал курса повысит уровень знаний учащихся по химии, поможет при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по химии для 9 класса "Химия в быту"

Программа элективного курса "Химия в быту" была разработана для проведения занятий в 9 классе(предпрофильные подгруппы)....

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Авторская программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса "Химия вокруг нас"

Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных  школ и рассчитан на 17 часов.Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная  лит...

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

рабочая программа элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"...

рабочая программа элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"...

Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...