Открытый урок химии в 8 классе "Путешествие в мир кислот"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок- знакомсто с новым материалом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_8_klass_puteshestvie_v_mir_kislot.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по химии в 8 классе
Учитель химии
МБОУ «Центр образования №2»
Семина Галина Анатольевна
Цели урока:
- Познакомить с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот.
- Продолжить формирование знаний о различиях между зарядами ионов и степенью окисления элементов.
- Вырабатывать у школьников познавательную активность, интерес к предмету.
Задачи урока:
Образовательные: дать понятие класса кислот, рассмотреть классификацию кислот по различным признакам.
Развивающие: развить практические умения определения кислот среди других классов неорганических веществ в виртуальной лаборатории с помощью индикаторов.
Воспитывающие: вырабатывать у школьников познавательную активность, интерес к предмету через работу с икт.
Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: урок-лекция.
Методы и методические приемы: словесный, исследовательский, иллюстративный; беседа, рассказ, эксперимент, тестовая работа.
Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить путешествие в мир кислот. А наши тетради превратятся сегодня в путевые дневники.
Мы находимся на станции «Информационная». Прежде чем отправиться в путь, нам необходимо подготовиться к путешествию, получить информацию о веществах, которые будут нас окружать. Здесь мы познакомимся с многообразием веществ, относящихся к классу кислот. Приготовьтесь внимательно слушать и записывать.
(на доске следующая запись:
Станция «Информационная»
HR- кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка (R).
Классификация
По основности (основность кислоты определяется числом атомов водорода):
Одноосновные Двуосновные Трехосновные
HCl H2 SO4 H 3PO4
соляная серная ортофосфорная
По содержанию атомов кислорода в кислородном остатке:
Кислородные Бескислородные
HNO3-азотная H 2S-сероводородная
H 2SO4-серная HCl-соляная
Текст к таблице:
Посмотрите на таблицу. Обратите внимание на состав кислот, в них обязательно входит водород-он определяет основность. Вся остальная часть молекулы называется кислотным остатком. Итак, кислоты-сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. В растворах между ионами водорода и ионами кислотного остатка возникает ионная связь. Водород имеет положительный заряд, а кислотный остаток будет иметь отрицательный заряд.
Например, HPO:а)заряды ионов-HPO; б)с.о.-HPO.
Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, а в другие нет. Классифицируем кислоты по 2 признакам:
1)по числу атомов водорода:а)одноосновные, б)двухосновные, в)трехосновные;
2)по наличию кислорода в кислотном остатке:
кислородсодержащие и бескислородные.
Работа по карточкам: с каждой стороны формула кислоты. Задание: показать карточку с формулой одноосновной, кислородсод-ей, трехосновной и т.д. –1-
Мы прибываем на станцию «Историческая», где познакомимся с историей открытия некоторых кислот.
Станция «Историческая»
Доклады уч-ся.
Уксусная кислота. Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была уксусная. Слово «уксус» происходит от греческого слова «оксос»-кислый. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Его научились использовать как лекарство, приправу к пище как растворитель красок. В России уксус называли «древесная кислота».
Серная кислота. С серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в 10 веке. Честь ее открытия приписывается персидскому химику Абубекеру аль Рези. Но это не совсем точно. По крайней мере серную кислоту человечество знает около 1000 лет. Серную кислоту выделили из купоросов и назвали купоросным маслом. Именно под таким названием серная кислота была известна в России.
Соляная и азотная кислоты были выделены и определены химиками примерно в 15 веке. Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную-селитряной водкой. Получали эти кислоты с помощью серной кислоты. Которую потом стали называть «матерью всех кислот».
Угольная кислота. Угольную кислоту получил впервые в конце 18 века Джозеф Пристли-священник. Для этого он растворял в воде углекислый газ. Раствор углекислого газа в воде называли содовой водой, а так как она получила широкое применение как напиток, за это открытие Пристли наградили золотой медалью.
К концу 18 века химики уже знали более десятка кислот. Что общее в составе кислот? Общее в составе и строении кислот обуславливает их общие свойства. Именно это и предстоит выяснить на следующей станции под названием «Дегустационная».
Станция «Дегустационная».
В химическом кабинете нельзя пробовать вещества на вкус. Это-грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешаю вам определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты или кристалликов лимонной, которые лежат перед каждым. Запишите первый вывод урока: большинство кислот кислые на вкус.
Мы продолжаем свое путешествие. У нас на пути красный свет-проезда нет!
Станция «Стоп! Красный свет!»
(демонстрация с диска опытов с серной кислотой)
Запишите в тетрадь: разрушают кожу, ткани, древесину!
Осторожно!
Нейтрализовать раствором соды, смыть водой!
Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот!!!
Наряду с общими свойствами кислот они отличаются друг от друга по ряду признаков. Проведем сравнение свойств серной и соляной кислот. Для этого заполним таблицу. (диск)
Станция «Экспериментальная»
Хим. формула | Название | Агрег. состояние | Цвет | Запах | Синий лакмус |
HSO | Серная кислота | Вязкая жидкость | Не имеет | Не имеет | |
HCl | Соляная кислота | Дымящаяся жидкость | Не имеет | Запах хлора |
Мы прибываем на конечную станцию- «Индикаторная»
Постепенно химики научились распознавать кислоты. Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворе кислот он становился красным. Такие вещества Бойль назвал индикаторами. Сейчас мы с вами в виртуальной лаборатории. Будьте внимательны. Итак, что вы узнали на станции Индикаторная»?
Синий лакмус + кислота = красный цвет
Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за то, что помогли мне осуществить его. Хотелось теперь выяснить, что вы узнали из этого путешествия? Для этого выполним некоторые упражнения.
Тест по теме «Кислоты».
1.Кислоты-сложные вещества, состоящие из ионов:
а)водорода и ионов кислотного остатка
б)ионов металла и ионов кислотного остатка
в)ионов водорода и гидроксид-ионов
2.В пробирках находятся вещества: известковая вода, серная кислота, гидроксид калия. Как определить, где кислота:
а)добавить воду
б)добавить азотную кислоту
в)добавить синий лакмус
3.Подчеркните кислотные остатки и укажите их заряд:
HNO3 H2 CO3
H3 PO4 H2 SiO3
H2 SO4 HCl
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок химии в 8 классе "Кислоты, их состав, классификация и значение"
Открытый урок химии в 8 классе по теме "Кислоты, их состав, классификация и значение" с мультимедийной презентацией предолагает первое знакомство с кислотами. Разработан по программе О.С. Г...
Урок химии в 8 классе. Тема "Кислоты"
в данной разработке представлен материал по теме "Кислоты" по учебнику О.С.Габриелян "Химия 8 класс. испльзованы элементы модульного обучения, подробные инструкции для учащихся, задания для эксп...
Конспект урока химии по теме:" Непредельные карбоновые кислоты "
конспект урока химии 10 класс...
урок химии 8 класс "Химические свойства кислот"
Урок химии 8 класс "Химические свойства кислот" .Этот урок посвящен изучению нового материала. Ребята, выполняя лабораторную работу, изучают химические свойства кислот....
Урок химии 8 кл. по теме кислоты
Урок химии 8 кл. по теме кислоты...
Урок химии в 9 классе "Угольная кислота и её соли"
Урок изучения нового материала....
Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"
Тип урока: урок «открытия» новых знанийФорма организации - урок-расследованиеФорма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах...