Урок химии в 8 классе. Тема "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
в данной разработке представлен материал по теме "Кислоты" по учебнику О.С.Габриелян "Химия 8 класс. испльзованы элементы модульного обучения, подробные инструкции для учащихся, задания для экспериментальной работы, материалы для закрепления и проверки усвоенного материала. в ходе данного урока ученики не только приобретут новые знания, но и получат практические умения проведения эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl._kisloty_urok.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Кислоты»
Цель:
1. Создать условия для формирования представлений о кислотах как классе неорганических соединений.
2. Изучить химические свойства характерные для класса кислоты.
Задачи:
1. Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях класса неорганических веществ – кислот.
2. Познакомить учащихся с химическими свойствами кислот.
3. Совершенствовать экспериментальные умения учащихся (исследования действия кислот на индикаторы, отношения кислот к различным металлам) и делать на основе опытов правильные теоретические выводы.
4. Развивать умения применять имеющиеся знания в новой ситуации посредством составления уравнений химических реакций кислот с металлами;
5. Продолжить формирование умений работать в группах.
6. Развивать процессы мышления: анализ, синтез, обобщение
Метод обучения: словесный, практический и наглядный.
Тип урока: изучение нового материала.
План:
- Организационный момент.
- Актуализация пройденного материала
- Изучение нового материала.
1. Работа лабораторий.
2. Обобщение и выводы.
- Закрепление.
- Домашнее задание. Подведение итогов.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация пройденного материала
На прошлом уроке вы начали изучать тему «Кислоты», мы говорили о составе и строении данного касса веществ. Изучением химических свойств кислот мы займемся сегодня на уроке. Тема сегодняшнего урока «Химические свойства кислот». Сегодня мы все ученые – экспериментаторы, перед нами стоит задача – исследовать химические свойства кислот. Для работы в лаборатории необходимо получить пропуск.
1. Химический диктант: азотная кислота, соляная кислота, Н2 SO4, угольная кислота, H3PO4, кремневая кислота, HNO3, H2S, серная кислота, HCl
(Ответ: HNO3, HCl, серная, Н2 СO3, фосфорная, Н2 Si O3, азотная, сероводородная, Н2 SO4, соляная)
2. Ответьте на вопросы:
- Дайте определение классу кислот.
- На какие группы делятся кислоты по составу (приведите примеры).
- На какие группы делятся кислоты по оснoвности (приведите примеры).
- Назовите другие признаки классификации кислот.
- Какие природные кислоты вам известны? (Чайка)
- Где применяются кислоты? (Чазова)
- Назовите правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
- Назовите правила техники безопасности при работе с серной кислотой.
Материал о составе кислот вами усвоен, технику безопасности вы знаете - допуск к работе получен.
III. Изучение нового материала.
1. Работа лабораторий.
Каждой группе определена своя область исследования и инструкция, как его провести. В сложных ситуациях вы можете обратиться за помощью ко мне..
Необходимо точно по инструкции провести эксперимент, записать в тетради уравнения реакций, ответить на предложенные вопросы.
После окончания исследования один человек из группы рассказывает, что и как проводили, показывает результаты исследования, другой человек из группы записывает уравнение реакции на доске под цифрой, которая соответствует номеру вашего опыта.
К концу урока мы составим подробное описание химических свойств кислот, у каждого ученика оно должно быть в тетради.
Свою работу каждый оценивает и делает пометки в оценочном листе, затем с учетом этих оценок и работы на уроке каждый получит итоговую оценку в журнал.
1 группа: Изменение окраски индикаторов при действии растворов кислот.
2 группа: Взаимодействие кислот с металлами.
3 группа: Взаимодействие кислот с основными оксидами.
4 группа: Взаимодействие кислот с основаниями.
5 группа: Взаимодействие кислот с солями.
Самостоятельная работа учащихся в группах по инструкциям
2. Обсуждение результатов с записью уравнений реакций на доске.
Запись на доске и в тетради:
1. Действие индикаторов.
2. Взаимодействие с металлами (до Н !)
Дополнительный материал: Подобные опыты по взаимодействию кислот с металлами проводил русский ученый Бекетов, в результате чего им был составлен ряд активности металлов {теперь носящий его имя).
Металлы в ряду Бекетова разделяет водород. Какие металлы, стоящие до или после водорода способны вытеснять его из кислот?
3. Взаимодействие с основными оксидами.
5. Взаимодействие с растворимыми основаниями (щелочами).
Взаимодействие с нерастворимыми основаниями.
7. Взаимодействие с солями.
Соляная + карбонат натрия
Таким образом, сегодня на уроке мы узнали, что кислоты изменяют окраску индикаторов, взаимодействуют с металлами (до водорода), с основными оксидами, с основаниями, с солями.
Исследовательская работа лабораторий прошла успешно. А теперь перед вами еще одно задание. Мы сегодня уже слышали, что с кислотами человечество познакомилось давно. При раскопках легендарной Трои были обнаружены химические записи, но они очень пострадали от времени, влаги, огня. Но кое – что осталось. Вам предстоит разгадать записи.
- Закрепление.
1. Древняя рукопись.
….. + 2HCl= MgCl2 + H2 2KOH + ……= K2SO4 + 2H2O
3Zn+2H3PO4= Zn3(PO4)2 + …..
…..2O3+6H… = 2Al Cl3 + 3H2O
K2CO3 + 2HNO3 =2 …NO3 + CO2 + …O
Mg+2HCl= MgCl2 + H2 2 KOH + H2SO4 = K2SO4 +2 H2O
3Zn+2H3PO4= Zn3(PO4)2 +3 H2 Al2O3+6HCl = 2Al Cl3 + 3H2O
K2CO3 + 2HNO3 = 2KNO3 + CO2 + H2O
2. Химические загадки (тест)
V. Подведение итога Самооценка. Домашнее задание.
Инструктивная карточка
Опыт №1
Действие кислот на растворы индикаторов.
В три пробирки налить раствор серной кислоты – H2SO4
- В 1-ю пробирку добавить 2 – 3 капли лакмуса;
- Во 2 –ю пробирку добавить 2 – 3 капли метилового оранжевого;
- В 3-ю пробирку добавить 2 – 3 капли фенолфталеина.
Что наблюдаете?
Какой индикатор не изменяет своей окраски в присутствии раствора кислоты?
Инструктивная карточка.
Опыт №2
Взаимодействие кислот с металлами.
В 1-ю пробирку поместите несколько гранул цинка - Zn;
Во 2-ю пробирку поместите несколько гранул алюминия - Al;
В 3-ю пробирку поместите несколько гранул меди - Cu.
В каждую пробирку прилейте по 2 – 3 мл соляной кислоты - HСl;
Что наблюдаете?
Во всех ли пробирках происходят химические реакции? Что является признаком химической реакции?
С каким металлом реакция идет быстрее?
Инструктивная карточка.
Опыт №3.
Взаимодействие кислот с основными оксидами.
1. В пробирку поместите несколько гранул оксида меди - CuO.
2. Прилейте 2 – 3 мл серной кислоты - Н2SO4
3. В другую пробирку поместите оксид магния.
4. Прилейте 2 мл серной кислоты.
Что наблюдаете?
По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?
Инструктивная карточка.
Опыт №4.
Взаимодействие кислот с основаниями.
1. В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия - NaOH, добавьте 2 – 3 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?
2. Постепенно по каплям добавьте соляную кислоту - HСl; Что наблюдаете?
По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?
3. К нерастворимому осадку Cu (OH)2 прилейте 2 – 3 мл соляную кислоту - HСl;. Все содержимое пробирки перемешайте стеклянной палочкой.
Что наблюдаете? По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?
Инструктивная карточка.
Опыт №5.
Взаимодействие кислот с растворами солей.
1. В пробирку налейте 1 – 2 мл хлорида бария – BaCl2, затем добавьте 1 – 2 мл серной кислоты - H2SO4.
Что наблюдаете?
По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?
2. В пробирку налейте 1 – 2 мл карбоната натрия Na2 CO3, добавьте 1 – 2 мл соляной кислоты HCl.
Что наблюдаете?
По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?
Древняя рукопись
Mg + 2HCl= MgCl2 + H2 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O
3Zn+2H3PO4= Zn3(PO4)2 + 3H2 Al2O3+6HCl = 2Al Cl3 + 3H2O
K2CO3 + 2HNO3 =2 KNO3 + CO2 + H2O
Древняя рукопись
Mg + 2HCl= MgCl2 + H2 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O
3Zn+2H3PO4= Zn3(PO4)2 + 3H2 Al2O3+6HCl = 2Al Cl3 + 3H2O
K2CO3 + 2HNO3 =2 KNO3 + CO2 + H2O
Древняя рукопись
Mg + 2HCl= MgCl2 + H2 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O
3Zn+2H3PO4= Zn3(PO4)2 + 3H2 Al2O3+6HCl = 2Al Cl3 + 3H2O
K2CO3 + 2HNO3 =2 KNO3 + CO2 + H2O
Древняя рукопись
Mg + 2HCl= MgCl2 + H2 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O
3Zn+2H3PO4= Zn3(PO4)2 + 3H2 Al2O3+6HCl = 2Al Cl3 + 3H2O
K2CO3 + 2HNO3 =2 KNO3 + CO2 + H2O
Древняя рукопись
Mg + 2HCl= MgCl2 + H2 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O
3Zn+2H3PO4= Zn3(PO4)2 + 3H2 Al2O3+6HCl = 2Al Cl3 + 3H2O
K2CO3 + 2HNO3 =2 KNO3 + CO2 + H2O
Древняя рукопись
Mg + 2HCl= MgCl2 + H2 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O
3Zn+2H3PO4= Zn3(PO4)2 + 3H2 Al2O3+6HCl = 2Al Cl3 + 3H2O
K2CO3 + 2HNO3 =2 KNO3 + CO2 + H2O
Древняя рукопись
Mg + 2HCl= MgCl2 + H2 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O
3Zn+2H3PO4= Zn3(PO4)2 + 3H2 Al2O3+6HCl = 2Al Cl3 + 3H2O
K2CO3 + 2HNO3 =2 KNO3 + CO2 + H2O
Древняя рукопись
Mg + 2HCl= MgCl2 + H2 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O
3Zn+2H3PO4= Zn3(PO4)2 + 3H2 Al2O3+6HCl = 2Al Cl3 + 3H2O
K2CO3 + 2HNO3 =2 KNO3 + CO2 + H2O
Древняя рукопись
Mg + 2HCl= MgCl2 + H2 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O
3Zn+2H3PO4= Zn3(PO4)2 + 3H2 Al2O3+6HCl = 2Al Cl3 + 3H2O
K2CO3 + 2HNO3 =2 KNO3 + CO2 + H2O
Древняя рукопись
Mg + 2HCl= MgCl2 + H2 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O
3Zn+2H3PO4= Zn3(PO4)2 + 3H2 Al2O3+6HCl = 2Al Cl3 + 3H2O
K2CO3 + 2HNO3 =2 KNO3 + CO2 + H2O
Инструктивная карта.
№ | Этап урока | Деятельность ученика |
УЭ –1 | Организационный момент | Запиши тему урока в тетради. |
УЭ - 2 | Актуализация пройденного материала 1. Химический диктант
| Проверь химический диктант по ключу, поставь оценку в лист: 9 – 10 - «5» 7- 8 - «4» 5 – 6 - «3» Оцени свой ответ, поставь оценку в лист: |
УЭ- 3 | Изучение нового материала 1. Работа лабораторий. 2. Обобщение изученного материала | Выполни работу в соответствии с инструкцией. Оцени работу, поставь оценку Сделай записи уравнений, запиши признаки реакций. |
УЭ - 4 | Закрепление. 1. Древняя рукопись. ….. + 2HCl= MgCl2 + H2 2KOH + ……= K2SO4 + 2H2O 3Zn+2H3PO4= Zn3(PO4)2 + ….. …..2O3+6H… = 2Al Cl3 + 3H2O K2CO3 + 2HNO3 =2 …NO3 + CO2 + …O 2. Загадки «Химического царства» (тест) | Сделай задание в тетради. Проверь по ключу. Оцени свой ответ, поставь оценку в лист: Оцени свой ответ, поставь оценку в лист: |
УЭ - 5 | Домашнее задание: §38, упр. 4, записи в тетради. | Запиши в дневник |
Оценочный лист ___________________________
Я знаю формулы кислот | Я знаю и выполняю правила техники безопаснос-ти | Я выполнил эксперимент в соответствии с инструкцией | Я умею записывать уравнения реакций | Я правильно отгадал загадки |
Итоговая самооценка
Оценка: Самооценка:
Тест «Химическая загадка»
1. В данном ряду к кислотам не относятся: л) H2S м) NH3 н) HCl.
2.Какое из веществ изменяет окраску фиолетового лакмуса на красный ?
о)H2SO3 р) H2O н) NaOH.
3.Кислотному остатку РO4 соответствует кислота:
и) серная к) угольная л) фосфорная м) кремневая
4.Наличие кислорода - обязательная часть всех кислот: о) нет р) иногда н) да
5.Металл, не способный вытеснять водород из растворов кислот:
б) Zn в) Pb г) Na д) Hg.
6. При взаимодействии кислот с оксидами образуются: г) соль д) новый оксид и новая кислота е) соль и вода ж) вода
7. Реакция взаимодействия кислоты с основаниями относится к типу: у) соединения ф) замещения х) разложения ц) обмена
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии 8 класс тема "Строение электронных оболочек атомов"
Разноуровневый урок химии в 8 классе по теме "Строение электронных оболочек атомов" по программе О.С. Габриеляна позволяет на практике реализовать ЛО подход в обучении....
Урок химии 8 класс тема Физические и химические свойства оснований
урок химии 8 класс ТЕМА № 5. «Основные классы неорганических веществ...
Урок химии, 9 класс,тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"
В методической разработке представлен урок по теме "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов". Тип урока - урок усвоения новых знаний, а конкретнее урок работы с понятием «неметаллы» и поиска ...
Конспект урока химия 9 класс "Кремниевая кислота .Соли"
Кремниевая кислотаи её соли. Получение, свойства....
Видео материал с конкурсного урока химии 9 класс тема: "Соединения галогенов"
Тема "Галогены" изучается по химии в 9 классе. Урок "Соединения галогенов" является заключительным. Учащиеся получают новую информацию, проводят лабораторную работу, на основании ее обо...
Химия 8 класс тема: "Кислоты"
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» по ФГОС. Тип урока: урок изучения нового материалаЦели урока: сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; изучить соста...
Конспект урока по химии 9 класс Тема: Кислоты: понятие, классификация, названия.
Цель урока: познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – кислотами, изучить их классификацию и номенклатуру. Задачи: 1. сформировать у учащихся понятия о кислотах, индик...