Урок химии "Свойства комплексных соединений"
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
Разработка урока для 11 физико-химического класса по теме "Свойства комплексных соединений" с использованием интерактивной доски
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 301.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» г.Альметьевск
Химия
11 физико-химический класс
Разработка урока по теме
«Свойства комплексных соединений»
Комбинированный урок с использованием интерактивных технологий
Учитель: Бодрова Татьяна Владимировна
2013-2014 учебный год
Цель урока: закрепить знания учащихся о составе, строении, классификации и основах номенклатуры комплексных соединений. Ознакомить с их химическими свойствами и способами получения.
Задачи:- контроль знаний, полученных на последнем уроке о строении, классификации, номенклатуре комплексных соединений;
-в ходе проведения лабораторной работы изучить способы получения и химические свойства комплексных соединений;
-научиться составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства, комплексных соединений;
-развивать умение быстро и точно организовывать свой труд, мотивировать свои ответы;
-способствовать развитию памяти, мышления, познавательной активности, логического мышления путем проведения лабораторных опытов и анализа их результатов.
Оборудование и реактивы: интерактивная доска, растворы CuSO4, NH3 ,BaCI2, Na2S, HCI, NaOH, CrCI3 ,H2O2, пробирки.
Ход урока
Актуализация знаний и проверка домашнего задания:
-Судя по оборудованию на партах, предположите о чем будет идти речь сегодня на уроке? (Будем изучать свойства комплексных соединений)
- Какие соединения называются комплексными?
-На боковой доске разобрать строение комплексных ионов [Cu(NH3)4]2+и [Cr(OH)6]3-. Указать гибридизацию иона комплексообразователя и пространственное строение комплексного иона.
-На центральной доске составить формулы комплексных соединений по приведенным названиям: гексахлороплатинат (IV) калия,
нитрат хлоронитротетраамминкобальта (III),
тетрахлороаурат (III) водорода,
дироданодиамминмеди (II),
трифторогидроксобериллат магния.
-С места рассказать о строении комплексных соединений.
- На интерактивной доске разобрать строение приведенных на слайде комплексных соединений ( слайд 1)
-С места рассказать о классификации комплексных соединений.
- Осуществить соответствие на интерактивной доске (слайд 2)
Слайд 1 Слайд 2
(Проверить выполнение заданий на боковой и центральной досках)
Изучение нового материала в форме проведения лабораторной работы.
- Составьте формулу сульфата тетраамминмеди (II). К какому типу комплексных соединений оно относится?
-Используя находящиеся в лабораторном лотке реактивы, предложите, как можно получить данное комплексное соединение.
- Получим предложенную соль, добавив к раствору сульфата меди раствор аммиака. Запишите уравнение проведенной реакции. Опишите свои наблюдения. Почему сначала наблюдаем образование осадка синего цвета, который при дальнейшем добавлении раствора аммиака растворяется?
CuSO4 + 2NH4OH→ (NH4)2SО4+ Cu(OH)2↓ осадок синего цвета
CuSO4 + 4NH4OH→ [Cu(NH3)4]SO4 + 4H2O раствор фиолетового цвета
1.Диссоциация комплексных соединений
Запишите уравнение диссоциации полученного комплекса.
[Cu(NH3)4]SO4→ [Cu(NH3)4]2+ + SO42-
-Разделите полученный раствор на три равные части. Добавьте в пробирку с первой частью раствора раствор хлорида бария. Запишите уравнение проведенной реакции. Опишите свои наблюдения. К какому типу относится данная реакция? Какие частицы участвовали в обмене?
2. Реакции обмена с участием ионов внешней сферы.
[Cu(NH3)4]SO4 +BaCI2→ [Cu(NH3)4]CI2+BaSO4↓ осадок белого цвета
-В пробирку со второй частью раствора добавьте раствор сульфида натрия. Опишите наблюдения. Какие ионы в данном случае участвовали в обмене? Запишите уравнение проведенной реакции
3. Реакции обмена с участием иона-комплексообразователя.
[Cu(NH3)4]SO4 + Na2S→Na2SO4+4NH3+ CuS↓ осадокчерногоцвета
-В пробирку с третьей частью раствора добавьте раствор соляной кислоты. Опишите наблюдения.Какие ионы в данном случае участвовали в обмене?Запишите уравнение проведенной реакции
4. Реакции обмена с участием лигандов.
[Cu(NH3)4]SO4 + 4HCI→CuSO4+4NH4CIраствор голубого цвета
-Очень часто в качестве иона-комплексообразователя встречаются ионы d-элементов. Какие элементы относятся к d-элементам? Соединения d-элементов часто участвуют в окислительно-восстановительных реакциях и комплексные соединения не являются исключением.
5. Окислительно-восстановительные реакции.
-Используя находящиеся в лабораторном лотке реактивы, получите гексагидроксохромат (III) натрия. Запишите уравнение проведенной реакции. Опишите свои наблюдения.
6NaOH +CrCI3→ 3NaCI + Na3[Cr(OH)6]
Добавьте к полученному раствору перекись водорода. Запишите уравнение проведенной реакции.Cоставьте электронный баланс. Опишите свои наблюдения.
2Na3[Cr(OH)6] +3H2O2→ 2Na2CrO4 + 2NaOH + 8H2O
Закрепление изученного материала
-Какое комплексное соединение часто встречается в органической химии? Предложите способ получения данного соединения? Определите ,с какими из предложенных веществ будет реагировать это соединение? Составьте уравнения соответствующих реакций. (Задание записано на слайде №3 на интерактивной доске)
слайд 3
Учитель проводит демонстрационный опыт: в пробирку наливает 1 мл раствора AICI3 и добавляет небольшими порциями раствор KOH. Учащиеся сначала наблюдают образование студенистого осадка, который при дальнейшем добавлении КОН растворяется.
Домашнее задание
Объясните наблюдения в проведенном опыте. Запишите уравнения соответствующих реакций.
Список используемой литературы:
1.Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия, 11 класс.- М.: Дрофа, 2009
2. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М.: Высшая школа, 1998
3. Бабич Л.В., Балезин С.А. Практикум по неорганической химии. М.: Просвещение, 1998
4. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. Л.: Химия, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексные соединения. Урок-исследование для 11 профильного класса.
Мир химии богат и разнообразен. Немало загадок и тайн приготовил он человеку. Но человек любознателен и настойчив – множество веществ и явлений было открыто уже очень д...
Конспект урока "Комплексные соединения"
Химия 11 класс. Задачи урока: повторить виды химической связи; ознакомить с комплексными соединениями, на их примере раскрыть идею многообразия и взаимосвязи неорганических и органических соединений; ...
Разработка урока в 11 классе "Комплексные соединения"
Урок изучения нового материала, с выполнением лабораторной работа на получение комплексных соединений, с призентацией, с сообщениями учеников, приготовленных дома. В конце урока проводится самостоятел...
Конспект урока по химии 11 класс «Комплексные соединения».
Краткий план-конспект урока по химии на тему "Комплексные соединения" в 11 классе....
Конспект урока по химии 11 класс «Комплексные соединения».
Краткий план-конспект урока по химии на тему "Комплексные соединения" в 11 классе....
Конспект урока по теме "Комплексные соединения"
Урок предназначен для учащихся 11 класса, изучающих предмет химия на углубленном уровне. Продолжительность урока - 2 часа....
МП для самостоятельного изучения темы обучающимися. Тема: «Классы неорганических соединений. Комплексные соединения»
Закрепление и систематизация знаний по классам неорганических веществ, к которым относятся оксиды, основания, амфотерные гидроксиды, кислоты и соли. Классификация веществ облегчает их изучение. Зная о...