Конспект урока "Комплексные соединения"
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_kompleksnym_soedineniyam.doc | 50.5 КБ |
prezentatsiya_o_kompleksnykh_soedineniyakh.ppt | 815 КБ |
komentariy_k_uroku.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ткаченко Алла Евгеньевна
УРОК ХИМИИ
11 КЛАСС
ТЕМА « КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ».
ТКАЧЕНКО АЛЛА ЕВГЕНЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ
Г. ПЕРМЬ, МАОУ СОШ № 84
2013г.
Раздел химии «ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА».
Урок « КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ » - 11 класс.
Цель: Сформировать представление учащихся о комплексных соединениях.
Задачи: 1) Повторить виды химической связи.
2) Получить представление о комплексных соединениях и на их примере раскрыть идею
многообразия и взаимосвязи неорганических и органических соединений.
3) Развивать логическое мышление, самостоятельность учащихся.
4) Закрепить практические навыки при работе с хим. веществами.
Оборудование: реактивы, необходимые для проведения лабораторных опытов ( хлорид алюминия, соляная кислота (конц.), гидроксид натрия, раствор аммиака); компьютер, проектор.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
ХОД УРОКА:
Актуализация ранее полученных знаний и приобретение новых знаний
УЧИТЕЛЬ: На предыдущем уроке, рассматривая хим. свойства амфотерных соединений, мы встретились с таким понятием - как комплексное соединение (на примере тетрагидроксоцинката
натрия). Комплексные соединения весьма многочисленная группа веществ. К ним принадлежат некоторые металлоорганические вещества: витамин В12 ,гемоглобин, хлорофилл… и многие неорганические соединения.
- Давайте познакомимся с определением. (показ слайда №2)
- Какова структура комплексного соединения? (показ слайда №3)
- Как можно получить комплексное соединение – хлорид аммония? (показ слайда №4 + д/о)
- Какую характеристику можно составить для данной группы веществ? (показ слайда №5,6)
- Давайте проведем лабораторный опыт и получим комплексное соединение из хлорида алюминия и гидроксида натрия. ( показ слайда №7 + л/о)
- Составьте уравнение для этой хим. реакции и проверьте свою запись. (показ слайда №8)
- Какова же номенклатура комплексных соединений? (показ слайда№9)
- Для чего нужна изучаемая сегодня нами группа веществ? (показ слайда №10, 11, 12)
Комплексные соединения играют большую роль в жизнедеятельности живых организмов. Почти все ферменты, многие гормоны, хлорофилл зеленых растений и гемоглобин крови животных, многие лекарства и другие биологически активные вещества представляют собой комплексные соединения.
На практике широко используется несколько комплексных соединений кобальта, которые имеют одинаковый качественный состав, но различаются числом и характером связи компонентов. Эти вещества входят в состав красителей (кобальтовые краски). Они по-разному окрашены.
Учитель: Познакомившись с комплексными соединениями, вы можете представить себе, как нелегко было выяснить строение этих веществ и объяснить их свойства.
- Какие ученые сыграли существенную роль в создании современных представлений о комплексных соединениях? (показ слайда №13, 14)
Для объяснения их строения и свойств в 1893г. швейцарский химик А.Вернер разработал координационную теорию, в основу которой легли представления о пространственном строении веществ (стереохимия) и теория электролитической диссоциации. (А.Вернер – лауреат Нобелевской премии, он синтезировал большое число новых комплексных соединений, систематизировал ранее известные и вновь полученные комплексные соединения и разработал экспериментальные методы доказательства их строения. Координационная теория легла в основу современных представлений о комплексных соединениях).
Л.В.Чугаев принадлежит к числу наиболее выдающихся советских химиков. Занимался изучением химии комплексных соединений металлов платиновой группы. Открыл много новых, важных веществ как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ:
Учитель - Прокоментируйте следующие формулы комплексных соединений:
- [Cu(H2О)4]SO4 – медный купорос (ядохимикат и микроудобрение)
- Na3[ALF6] - криолит (вещество, применяемое при выплавке алюминия)
* [AL(H2O)6]CL3 ; * [Zn(NH3)4]SO4 ; * [Cu(NH3)4]SO4 ; * K[AL(SO4)2] ;
- Na [AL (OH)4(H2O)2] . (показ слайда №15)
Учитель - Давайте подведем итог нашего урока:
- Что такое комплексные соединения? (показ слайда №16)
- Чем обусловлено многообразие этих веществ?
- Каким образом осуществляется связь между компонентами комплексных соединений?
- К какой группе веществ можно отнести комплексные соединения – к неорганическим или органическим? Ответ обоснуйте.
Комплексное соединение – это сложное химическое соединение, содержащее в своём составе внутреннюю сферу – комплексный ион и внешнюю сферу, которая может быть представлена как анионом, так и катионом, и служит нейтрализатором заряда комплексного иона.
Комплексные соединения чрезвычайно разнообразны по составу и строению, поскольку может быть много различных комбинаций не только из разных, но и из одних и тех же компонентов.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Учебник химии ( О.С. Габриелян ) 11 класс, стр.259-260, №3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Т.В.Смирнова «Обучение химии в 11 классе» , М. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1992г.
Н.Л.Глинка «Общая химия», Ленинград «Химия», 1985г.
О.С.Габриелян, учебник «Химия-11 класс», М. «Дрофа», 2003г.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
см. презентацию по комплексным соединениям
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Комплексные соединения Это соединения, имеющие в своём составе комплексные ионы.
Структура комплексного соединения [NH 4 ]Cl Внутренняя сфера – комплексный ион аммония Внешняя сфера – анион хлора
Получение комплексного соединения NH 3 ( г ) + HCl( г ) = [NH 4 ]Cl аммиак хлороводород хлорид аммония Атом азота донорно- Ион водорода имеет акцепторный имеет неподелённую механизм свободную электронную электронную пару орбиталь
Характеристики составляющих комплексное соединение Комплексообразователь – ион, который имеет неподелённую электронную пару и играет роль донора в химическом соединении. Лиганда – ион, который имеет свободную орбиталь и играет роль акцептора в химическом соединении. Координационное число – число лиганд, которое зависит от строения комплексообразователя.
Характеристики составляющих комплексное соединение Внутренняя сфера – комплексный ион, характеризующий общий заряд комплексообразователя и лиганд. Внешняя сфера – заряженная частица, нейтрализующая заряд внутренней сферы.
Лабораторный опыт: получение комплексного соединения Реактивы : AlCl 3 ( хлорид алюминия ) и NaOH( гидроксид натрия ) Ход работы : В пробирку с раствором хлорида алюминия прилейте по каплям гидроксид натрия. Образующийся белый осадок растворите в избытке щёлочи. Составьте уравнение реакции получения комплексного соединения.
Проверьте свою запись AlCl 3 + 3NaOH = Al(OH) 3 + 3Na Cl Al(OH) 3 + NaOH = Na[ Al(OH) 4 ] Схема строения полученного соединения: Na[ Al(OH) 4 ] Внутренняя сфера – комплексный ион, где комплексообразователь – ион алюминия, лиганды – 4 гидроксид иона Внешняя сфера – ион натрия, нейтрализующий заряд внутренней сферы.
Номенклатура комплексных соединений Чтение формул происходит справа налево. Координационные числа: 2 – ди, 3 – три, 4 – тетра, 5 – пента и т.д. Лиганды: H 2 O – аква, CN - – циано, NH 4 + – амино, OH - – гидроксо и т.д. Комплексообразователи:ион Al 3+ – алюминат, ион Zn 2 + – цинкат, ион Fe 2 + – феррат и т.д.
Применение комплексных соединений Кобальтовые краски: [ Co(NH 3 ) 6 ]Cl 3 – оранжевая [ Co(NH 3 ) 5 Cl ]Cl 2 – пурпурная [ Co(NH 3 ) 4 Cl 2 ]Cl – зелёная Ядохимикат [ Cu(H 2 O) 4 ]SO 4 H 2 O – медный купорос Химические реактивы K 4 [ Fe(CN) 6 ] – жёлтая кровяная соль K 3 [ Fe(CN) 6 ] – красная кровяная соль
Биологическое значение комплексных соединений Хлорофилл – основа растительных клеток, имеет похожее строение, отличительный признак: комплексообразователь– ион магния.
Составная часть гемоглобина – красное вещество гем – комплексное соединение, где комплексообразователь – ион железа(2), лиганды – 4 кольца пиррола, имеющего боковые цепи. Биологическое значение комплексных соединений
Историческая справка : Создание теории комплексных соединений – швейцарский учёный А. Вернер (1866 - 1919)
Историческая справка : Изучение свойств комплексных соединений – русский химик Л. А. Чугаев (1873 - 1922)
Прокомментируйте комплексные соединения [ Cu(H 2 O) 4 ]SO 4 [ Al(H 2 O) 6 ]Cl 3 [ Cu(NH 3 ) 4 ]SO 4 Na[ Al(OH) 4 (H 2 O) 2 ] Na 3 [ AlF 6 ] [ Zn(NH 3 ) 4 ]SO 4 K[ Al(SO 4 ) 2 ]
Вывод : Комплексное соединение – это сложное химическое соединение, содержащее в своём составе внутреннюю сферу – комплексный ион и внешнюю сферу , которая может быть представлена как анионом, так и катионом, и служит нейтрализатором заряда комплексного иона.
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Тема: Комплексные соединения
Задачи урока: повторить виды химической связи; ознакомить с комплексными соединениями, на их примере раскрыть идею многообразия и взаимосвязи неорганических и органических соединений; рассмотреть значение комплексных соединений.
Планируемые результаты обучения: учащиеся должны уметь разъяснять строение комплексных соединений на примере хлорида аммония, определять вид химической связи между комплексообразователем и лигандами, внешней и внутренней сферами; комментировать химические формулы некоторых комплексных соединений, экспериментально получать эти вещества; характеризовать свойства и применение некоторых комплексных соединений, называть причины их многообразия; рассматривать комплексные соединения как свидетельство взаимосвязи неорганических и органических веществ.
Оборудование: реактивы, необходимые для проведения лабораторных опытов( хлорид алюминия, хлорид меди, гидроксид натрия, раствор аммиака).
Количество слайдов и их комментарий по ходу урока
1. Комплексные соединения
•Это соединения, имеющие в своём составе комплексные ионы
2.Структура комплексного соединения
[NH4]CL
Внутренняя сфера – комплексный ион
Внешняя сфера – анион CL
3.Получение комплексного соединения
•NH3(г) + HCL(г) = [NH4]CL
аммиак хлороводород хлорид аммония
Ион азота донорно- Ион водорода
Имеет акцепторный имеет
неподелённую механизм свободную
электронную электронную
пару орбиталь
4.Характеристики составляющих комплексное соединение
•Комплексообразователь – ион, который имеет неподелённую электронную пару и играет роль донора в химическом соединении.
•Лиганда – ион, который имеет свободную орбиталь и играет роль акцептора в химическом соединении.
•Координационное число – число лиганд, которое зависит от строения комплексообразователя
5.Лабораторный опыт: получение комплексного соединения
•Реактивы: ALCL3(хлорид алюминия)
• NaOH(гидроксид натрия)
•Ход работы:
•В пробирку с раствором хлорида алюминия прилейте по каплям гидроксид натрия.
•Образующийся белый осадок растворите в избытке щёлочи.
•Составьте уравнение реакции получения комплексного соединения
6.Проверьте свою запись
•ALCL3 + 3NaOH = AL(OH)3 + 3Na CL
•AL(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4]
•Схема строения полученного соединения: Na[AL(OH)4]
•Внутренняя сфера – комплексный ион, где комплексообразователь – ион алюминия, лиганды – 4 гидроксид иона
•Внешняя сфера – ион натрия, нейтрализующий заряд внутренней сферы.
7.Номенклатура комплексного соединения
•Чтение формул происходит справа налево.
•Координационные числа: 2 – ди, 3 – три, 4 – тетра, 5 – пента и т.д.
•Лиганды: H2O – аква, CN – циано, NH4 – амино, OH – гидроксо и т.д.
•Комплексообразователи: ион AL – алюминат, ион Zn – цинкат, ион Fe – феррат и т.д.
8.Применение комплексных соединений
•Кобальтовые краски:
•[Co(NH3)6]CL3 – оранжевая
•[Co(NH3)5CL]CL2 – пурпурная
•[Co(NH3)4CL2]CL – зелёная
•Ядохимикат
•[Cu(H2O)4]SO4H2O – медный купорос
•Химические реактивы
•K4[Fe(CN)6] – жёлтая кровяная соль
•K3[Fe(CN)6] – красная кровяная соль
9.•Биологическое значение комплексных соединений
•Составная часть гемоглобина – красное вещество гем – комплексное соединение, где комплексообразователь – ион железа(2), лиганды – 4 кольца пиррола, имеющего боковые цепи.
•Хлорофилл – основа растительных клеток, имеет похожее строение, отличительный признак: комплексообразователь – ион магния.
10.Историческая справка
Создание теории комплексных соединений – швейцарский учёный
А. Вернер (1866 – 1919
Изучение свойств комплексных соединений – русский химик
Л. А. Чугаев (1873 - 1922)
11.Прокомментируйте комплексные соединения
[Cu(H2O)4]SO4 * Na3[ALF6]
* [AL(H2O)6]CL3 * [Zn(NH3)4]SO4
* [Cu(NH3)4]SO4 * K[AL(SO4)2] Na[AL(OH)4(H2O)2]
12.Вывод
Комплексное соединение – это сложное химическое соединение, содержащее в своём составе внутреннюю сферу – комплексный ион и внешнюю сферу, которая может быть представлена как анионом, так и катионом, и служит нейтрализатором заряда комплексного иона.
В заключение урока можно предложить учащимся прокомментировать химические формулы комплексных соединений и выполнить проверочную работу по выбору структуры комплексного соединения, по выбору заряда иона и т.д..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Соединение части вида с частью разреза на чертежах"
Цель урока: познакомить учащихся с правилами ГОСТа использования части вида и части соответствующего разреза, половины вида и половины разреза. Задачи: Закрепить изученный материал по теме "Разрезы". ...
Конспект урока: "Соединения фосфора"
Данный ресурс представляет собой конспект урока по теме : "Соединения фосфора". Урок расчитан на знания учащихся 9 класса....
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
Конспект урока "Соединения щелочноземельных металлов"
Конспект урока для 9 класса с элементами ФГОС...
Конспект урока "Соединение брусков" с технологической картой 6 класс
Предлагаю вам подробный конспект урока по теме "Соединение брусков" в 6 классе. К конспекту прилагается технологическая карта....
Конспект урока «СОЕДИНЕНИЕ НА ЧЕРТЕЖЕ ВИДА И РАЗРЕЗА»
Мы продолжаем с вами изучать основные изображения на чертеже. Тема нашего сегодняшнего урока «СОЕДИНЕНИЕ НА ЧЕРТЕЖЕ ВИДА И РАЗРЕЗА», то есть речь у нас пойдет о видах и разрезах.На прошлом занятии мы ...
Конспект урока «Соединенные штаты Америки. Достопримечательности Нью –Йорка» (9 класс.)
У УМК«Счастливый английский.ру»Авторы М.Ю.Кауфман,К.И.КауфманТип урока- урок контроля знаний и умений учащихсяЦель урока: углубление и закрепление знаний о стране изучаемого языка...