Разработка урока в 11 классе "Комплексные соединения"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Урок изучения нового материала, с выполнением лабораторной работа на получение комплексных соединений, с призентацией, с сообщениями учеников, приготовленных дома. В конце урока проводится самостоятельная работа на проверку усвоения изученного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
призентация к уроку "Комплексные соединения" | 599.5 КБ |
план урока с необходимыми материалами | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТ № 1(приложение 5)
В соответствии с координационной теорией объясните строение комплексного соединения. Составьте уравнение диссоциации этого соединения, дайте ему название:
Формула соединения | Ионы внешней сферы | Число лигандов | Лигандов | Комплексообразователь | Степень окисления комплексообразователя |
| |||||
б) [ Cu (NH3)4 ] (OH)2 | |||||
ВАРИАНТ № 2 (приложение 5)
В соответствии с координационной теорией объясните строение комплексного соединения.Составьте уравнение диссоциации этого соединения, дайте ему название:
б) [ Cu (NH3)4 ] Cl2
Формула соединения | Ионы внешней сферы | Число лигандов | Лигандов | Комплексообразователь | Степень окисления комплексообразователя | |
а) Na 2[Zn (OH)4] | ||||||
б) [ Cu (NH3)4 ] Cl2 | ||||||
_____________________________________________________________________________________
Лабораторный опыт(приложение 4)
1. Получение комплексного соединения – гидроксида тетрааминмеди (II)
В пробирку с раствором хлорида меди (II) прилейте по каплям аммиачную воду. Отметьте образование взвеси гидроксида меди (II). Затем к осадку гидроксида меди (II) добавьте избыток аммиачной воды до появления ярко-синего цвета.
Напишите уравнение образования комплексного соединения.
2. Получение комплексного соединения – татрагидроксоцинката натрия.
В пробирку с раствором хлорида цинка прилейте по каплям раствор гидроксида натрия. Образующийся осадок ( взвесь) гидроксида цинка постепенно растворите в избытке щелочи.
Напишите уравнение образования комплексного соединения.
Названи лигандов (приложение 2)
Формула лиганда | Название лиганда |
H2O | Аква |
NH3 | Амин |
Cl- | Хлоро |
CN- | Циано |
OH- | Гидроксо |
SO42- | Сульфато |
Названия некоторых комплексных соединений (приложение 3)
Формула | Название |
K2 [PtCl6 ] | |
[ Cr (H2O)6 ]Cl3 | |
K2 [Zn (OH)4 ] | |
[ Cu (NH3)4 ] (OH)2 | |
Fe4 [ Fe ( CN )6 ]3 |
Построение названий комплексных соединений
Формула соединения | Название внешней сферы (ион) | Число лигандов | Название лигандов | Название комплексообразователя | Степень окисления комплексообразователя |
[ Cu (NH3)4]SO4 | сульфат | тетра | аммин | меди | II |
C у л ь ф а т т е т р а а м и н м е д и (II) | |||||
K3[Fe (CN)6 ] | калий | гекса | циано | феррат | III |
Г е к с а ц и а н о ф е р р а т (III) к а л и я |
Берлинская лазурь(приложение 6)
Берлинская лазурь была случайно получена в 1704 году немецким мастером Дисбахом, готовившим краски для художников. В России ее применяли для окраски тканей. бумаги, в иконописи и при создании фресок. Желтая кровяная соль (синильно – кислый поташ, синькали) – вещество ядовитое. Это соединение получали из животных отбросов (кровь, копыта, шкуры, сухая рыба и другое). Закупать ее в России можно было только с разрешения полиции.
________________________________________________________________-
Турнбулева синь
Турнбулева синь названа в честь Турнбуля (дед английского физика и химика У. Рамзая), владевшего заводом, на котором производились вещества, применяемые для крашения тканей
Гем крови – это красное дерево, являющееся составной частью гемоглобина крови теплокровных животных и человека, - это сложное комплексное соединение. В нем комплексообразователем является ион железа Fe2+ , а лигандами – четыре кольца пиррола, имеющие боковые цепи.
Хлорофилл
У хлорофилла строение похоже на строение гемма крови, но в нем комплексообразователем служит илн магния. Схожее строение имеет витамин В12 (комплексообразователь – ион кобальта).
Многие стоматологи считают, что хлорофилл лучше любой жевательной резинки. При регулярном приеме хлорофилла внутрь исчезает неприятный запах изо рта.
Но хлорофилл применим не только в стоматологии, но и в других направлениях медицины. Например, для лечения кожных ран и язв, для стимулирования работы многих внутренних органов.
Функциональные свойства хлорофилла сходны с функцией крови в организме человека. Поэтому ученые называют хлорофилл «кровью растений».
Наиболее частым источником промышленного получения хлорофилла является люцерна.
__________________________________________________________________________________
Историческая справка (приложение 1)
Еще в XVIII веке знали о существовании особых соединений. Было известно, что при смешивании растворов некоторых солей образуется не просто их смесь, а новое вещество со специфическими свойствами. Такие вещества получили название – двойные соли, например:
PtCl4 + 2KCl = K2 [ PtCl6 ]
В начале XIX века Й.Я.Берцелиус отнес двойные соли к соединениям высшего порядка. Но создалась критическая ситуация, когда число новых соединений постоянно увеличивалось, а объяснить их состав и строение не могли, так как не хватало знаний.
Это позже удалось сделать Альфреду Вернеру, который стал основоположником совершенно нового направления в неорганической химии – химии комплексных соединений. Я хочу немного рассказать о выдающемся швейцарском химике, лауреате Нобелевской премии Альфреде Вернере. Он родился 12 декабря 1866 года в г. Мюлузе, который в то время принадлежал Франции. Интерес к химии у него возник еще в школьные годы. Первое научное сообщение, которое было посвящено органической химии, Вернер написал в 18 лет. Затем было множество других работ в области химии, но основной его работой считается создание координационной теории строения комплексных соединений (1893 г).
Основные положения координационной теории стали для неорганической химии тем же, чем была теория строения органических веществ А.М.Бутлерова (1861) для органической химии. П.Прейффер, ученик Вернера, в своих воспоминаниях так описал со слов Вернера момент открытия: «…озарение пришло к нему молниеносно. Однажды он проснулся в 2 часа ночи в состоянии крайнего возбуждения – явилось, наконец,, то решение, которое его мозг так долго и настойчиво искал. Он немедленно поднялся с постели, и к 5 часам вечера координационное учение в основном было описано».
Руководствуясь основными положениями координационной теории, Вернер синтезировал все известные до него соединения этого типа и разработал экспериментальные методы доказательства их строения. Его представления о комплексных соединениях помогли уяснить строение многих органических веществ (таких как хлорофилл, гемоглобин и др.).
Почти четверть века продолжались научные поиски Вернера, посвященные всестороннему обоснованию координационной теории, ее экспериментальному «подкреплению».
Координационная теория Вернера имела не только сторонников, но и противников, поэтому многие годы основная часть научной деятельности ученого была посвящена экспериментальному доказательству новой теории.
Главное отличие теории Вернера от всех предшествующих заключалась в том, что она не только объясняла известные факты, но и обладала предсказательной силой.
В наши дни практическое и теоретическое значение координационной теории Вернера бесспорно. Она составляет основу фундамента структурной неорганической химии. На протяжении XX века координационная теория получила подтверждение и развитие, был также подтвержден ее физический смысл.
Тема: «К о м п л е к с н ы е с о е д и н е н и я»
Цели урока:- познакомить учащихся с координационной теорией А.Вернера,
- сформировать понятия о комплексных соединениях;
- разобрать состав, строение, номенклатуру;
- изучить свойства и способы получения комплексных соединений;
- выяснить значимость комплексных соединений в реальной жизни;
- продолжить развивать способности учащихся анализировать ситуации;
- отрабатывать навыки и умения работать с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.
Оборудование и реактивы.
Для учителя:
- проектор;
- экран;
- слайды к уроку;
- портреты ученых – химиков.
Для учеников:
- таблицы названий комплексных соединений;
- таблицы построения названий комплексных соединений;
- конверты с заданиями для самостоятельной работы по вариантам;
- инструкции для проведения лабораторного опыта;
- чистые пробирки;
- штативы;
- пипетки;
- реактивы: CuSO4 - сульфат меди (II); NH3 – раствор аммиака.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма проведения урока: журнал «Научно – популярный альманах».
П Л А Н У Р О К А
Учитель | Ученики |
I. Мотивация. На экране слайд № 1. Определите формулу вещества по следующим данным: молярная масса равна 329г/моль, массовые доли химических элементов в этом соединении: калия – 35,56%, железа – 17,02%, углерода – 21,88% и азот. Элементы разместить в порядке возрастания электроотрицательности. (ученики решают задачу в тетрадях) Ответ: K3 Fe C6 N6 Вам знакома формула этого соединения? К какому классу веществ оно может принадлежать? Хорошо растворяется в воде. Но это упрощенная запись. Это вещество может быть выражено другой формулой (на экране слайд № 2) K3[Fe (CN)6] Эта формула и будет нашей учебной задачей. Она выражает новые для вас понятия о состоянии вещества, которое называется в химии «комплексное соединение». Я напомню вам значение слова «комплекс» - это совокупность предметов, составляющих одно целое. Наша цель сегодня – разобраться в комплексных соединениях. На ваш взгляд, что нужно о них знать? Вот мы и вышли на тему нашего урока «К о м п л е к с н ы е с о е д и н е н и я» (на экране слайд № 3) Форма нашего урока «Научно – популярный альманах», перелистывая страницы которого мы ответим на вопросы:
Работаем сегодня по парам. У вас на столах лежат конверты с заданиями для самостоятельной работы по вариантам, и весь необходимый для урока комплект наглядных пособий. II. Изучение нового материала и первичный контроль. Первая страница нашего журнала «Историческая» (на экране слайд № 5) Историческую справку дают ученики…….. Немного добавлю я. Интересный факт: в 1943 году датский физик, лауреат Нобелевской премии Нильс Бор, спасаясь от гитлеровских оккупантов, был вынужден покинуть Копенгаген. Но у него хранились две золотые Нобелевские медали его коллег: немецких физиков – антифашистов Джеймса Франка и Макса Лауэ (медаль самого Бора была вывезена из Дании раньше). Не рискуя взять медали с собой, ученый растворил их в царской водке (Au + HNO3 +4HCl = H[Au Cl4] + NO + 2H2O) и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылились много таких же бутылок и пузырьков с различными жидкостями. Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор прежде всего нашел драгоценную бутылку. По его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили обе медали. Вторая страница журнала «Информационная» (на экране слайд № 6) Слушая объяснения нового материала, составляете конспект по плану: План конспекта:
1). Соединения, имеющие в своём составе комплексные ионы (анионы или катионы), относятся к комплексным соединениям. 2). Для объяснения строения и свойств комплексных соединений швейцарский химик А.Вернер в 1893году предложил координационную теорию, согласно которой любое комплексное соединение можно рассматривать следующим образом: (на экране слайд № 7)
значения 2,4,6,8.
Рассмотрим с точки зрения координационной теории строение соединений: [NH4]Cl и Na2[Cu (OH)4] К каким классам относятся эти вещества? Что может происходить с этими веществами в растворах или расплавах? (диссоциация электролитов) Запишите уравнение диссоциации этих электролитов. [NH4]Cl = [NH4]+ + Cl- Na2[Cu (OH)4]= 2Na+ + [Cu (OH)4]2- Какие вы видите катионы и анионы? Таким образом, катионы и анионы тоже могут быть комплексными. Обратите внимание на экран. Перед вами таблица с названиями и формулами лиганд. (на экране слайд № 8) Такие же таблицы находятся у вас на столах (приложение 2) Алгоритм названия комплексных соединений выглядит так (на экране слайд №9) 1.Первым указывают анион в именительном падеже. 2.Далее катион в родительном падеже, независимо от того, какой из этих ионов комплексный. 3.Название комплексного иона строится так:
Пример: K2[PtCl6] – гексахлорплатинат (IV) калия На данном примере рассмотрим, как определяются степени окисления и заряды ионов в комплексных соединениях? III.Закрепление изученного материала. На столах таблицы, в которых вы должны вписать названия комплексных соединений, т.о. проверим, как вы усвоили материал (приложение 3).. А теперь внимание на экран (на экране слайд №10), проверьте себя, пожалуйста. Правильные ответы говорят о том, что мы можем перелистывать следующую страницу. Третья страница «Экспериментальная» (на экране слайд №11) Пользуясь инструкциями, которые лежат у вас на столах, получите комплексное соединение на основе ионов меди. Запишите уравнение реакции получения комплексного соединения (приложение 4). Далее вам предстоит индивидуальная работа. Карточки с заданиями лежат на партах. На работу отводится 3 минуты. Оценку за выполненную работу я выставлю на следующем уроке (приложение 5). Открываем последнюю страницу нашего журнала «Знаете ли Вы, что…» экран (на экране слайд №12), где мы узнаем о значимости комплексных соединений в реальной жизни. Некоторые ученики получили задание – подготовить краткое сообщение, о каком – либо комплексном соединении (приложение 6) Итак, комплексные соединения имеют большое значение в различных областях науки и техники. Их используют:
IV. Подведение итогов ( на экране слайд №14). Итак, подведем итог:
Какой же вывод можем сделать из того, что вы увидели? Вывод: комплексные соединения чрезвычайно разнообразны по составу и строению, т.к. может быть много различных комбинаций не только из разных, но и одних и тех же компонентов. V. Рефлексия. Спасибо за урок. Я хочу услышать от вас продолжение следующих фраз об уроке: 4
VI Домашнее задание (на экране слайд №15) 1.Учить конспекты в тетрадях; 2.В соответствии с координационной теорией составить и назвать комплексное соединение по следующим данным:
Мир веществ богат и разнообразен. Он открывает свои тайны тому, кто настойчиво добивается этого (на экране слайд №16). | Один из учеников решает задачу у доски, записывает ответ. Ответы учеников Ответы учеников Ученики выступают с краткими сообщениями (приложение 1) Ответы учащихся Ответы учащихся Ответы учащихся Ответы учащихся Ученики работают по парам, дают ответы. Лабораторная работа по парам. Уравнение учащиеся записывают на доске. Учащиеся выполняют задания. Выступления учеников Ответы учащихся. Учащиеся делают выводы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Гидролиз неорганических соединений - солей"
Данный материал предназначен для проведения урока в 11 классе с целью углубления и систематизации знаний в рамках подготовки к ЕГЭ....
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Разработка урока по теме "Соединения железа"
Формирование новых знаний о соединениях железа, их свойствах проводится с помощью эксперементальной работы. К уроку составлена технологическая карта согласно требований ФГОС второго поколения. На урок...
Разработка урока по теме "Соединения химических элементов"
Обобщающий урок-путешествие по теме «Соединения химических элементов»Цель: обобщить, систематизировать знания о классификации, номенклатуре, строении веществ основных классов неорганических соеди...
Методическая разработка урока по теме: «Соединение деталей шкантами, шурупами и нагелями» 6 класс.
Методическая разработка урока по теме: «Соединение деталей шкантами, шурупами и нагелями» 6 класс....
Разработка урока.9 класс "Соединения щелочных металлов"
Тема урока: Соединения щелочных металлов. 9 класс Цели урока: * ознакомление обучающихся с наиболее распространенными соединениями щелочных металлов и их применением; * выявле...
Разработка урока "Кислородсодержащие органические соединения"
Разработка урока с презентацией на тему: "Кислородсодержащие органические соединения"...