Конспект урока по теме "Комплексные соединения"
план-конспект урока по химии (11 класс)
Урок предназначен для учащихся 11 класса, изучающих предмет химия на углубленном уровне. Продолжительность урока - 2 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnye_soedineniya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Тема: Комплексные соединения.
Цель: сформировать представление учащихся о составе, строении, номенклатуре, видах и классификации комплексных соединений, познакомить с химическими свойствами соединений данного вида.
Ход и содержание урока.
- Оргмомент. Цели и задачи урока.
3. Изучение нового материала.
Комплексные соединения распространены в природе (это гемоглобин и хлорофилл), используются в аналитической химии, в медицине, технике, в химической промышленности как катализаторы.
Комплексные соединения - это сложные вещества, в которых можно выделить:
1) внутреннюю сферу, в которую входят: центральный атом (ион) - комплексообразователь; связанные с ним донорно-акцепторными связями лиганды;
2) внешнюю сферу, связанную с внутренней ионной связью.
Число лигандов во внутренней сфере называется координационным числом.
Координационное число зависит от заряда центрального иона, и, как правило, в 2 раза больше него.
центр
ион лиганд
↓ ↓
[Ag (NH3)2]Cl ← внешняя сфера
↑
внутр сфера
Лигандами выступают атомы, ионы, молекулы, имеющие неподеленные электронные пары: H2O; NH3; Cl; Br; 1; F; CN; NO2; ОН; СО0; остатки многоатомных спиртов, аминокислот; амины и т. д.
Комплексные соединения бывают:
а) анионные (комплексный анион) K3[Fe(CN)6];
б) катионные (комплексный катион) [Cu(NH3)4]SO4;
в) катионанионные (комплексные анион и катион) [Cu(NH3)4] [PtCl4];
г) нейтральные (комплексная группа нейтральна) [Fe(CO)5].
Комплексные соединения могут относиться к:
- кислотам H[AuCl4]);
- основаниям [Ag (NH3)2]OH,
- солям Na3[AlF6],
- неэлектролитам [Pt(NH3)2Cl2]0.
Получение комплексных соединений.
Лабораторная работа.
Опыт 1. Взаимодействие сульфата меди (II) с аммиаком.
Опыт 2. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II).
Опыт 3. Взаимодействие фенола с хлоридом железа (III).
Записываем уравнения соответствующих реакций. Отмечаем цвет полученных соединений.
Номенклатура комплексных соединений.
Сначала называют анион, потом катион, как бы читая формулу комплексного соединения с конца к началу.
В названиях комплексных соединений используют числительные:
2 - ди; 3 - три; 4 - тетра; 5 - пента; 6 – гекса.
Названия лигандов:
Н2О - аква; NH3 - аммин; СО - карбонил | F; Сl; Br, I фторо-; хлоро-; бромо-; йодо-; | ОН - гидроксо; CN- циано; NO2 - нитро и т. д. |
Если центральный ион входит в состав комплексного аниона, то анион называется:
Fe - феррат Сu - купрат Ag - аргентат Аu - аурат | Hg - меркурат Zn - цинкат Аl — алюминат и т. д. |
После названия центрального иона в скобках указывается его валентность, равная заряду.
Примеры:
K2[HgI4] - тетрайодомеркурат (II) калия
[Cu(NH3)4]SO4 - сульфат тетраамминмеди (II)
Fe(CO)5 - пентакарбонилжелезо (0).
Химические свойства комплексных соединений.
- Диссоциация [Cu(NH3)4]SO4 ↔ [Cu(NH3)4]2+ + SO42-
Внутренняя сфера практически не диссоциирует.
Реакции по внешней сфере.
Демонстрация опытов.
FeCl3 + K4[Fe(CN)6) → KFe [Fe(CN)6]↓ + 3KC1
синий
[Cu (NH3)4]SO4 + BaCl2 → [Cu(NH3)4] Cl2 + BaSO4 ↓
3. Реакции с участием лигандов:
Демонстрация опыта.
[Cu (NH3)4]SO4 + 4HCl → CuSO4 +4NH4Cl
4. Реакции по центральному иону:
Демонстрация опытов.
• Обменные: [Ag(NH3)2]Cl + KI → AgI + KCl + 2NH3
желтый
• Окислительно-восстановительные:
2[Ag(NH3)2]OH + CH3 – C = O → CH3 – C = O + 2Ag + 3NH3 + H2O
| |
H ONH4
Реакция «серебряное зеркало»
Домашнее задание:
1) Выучить конспект.
2) Подготовиться к практической работе по инструктивной карте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Соединения алюминия", 9 класс
Урок изучения нового материала с использованием презентации....
Конспект урока по теме "Соединения щелочноземельных металлов"
Конспект урока к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 9 класс"...
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...
Конспект урока с ИКТ "Соединения алюминия"
Урок химии 9 класс по программе О.С.Габриелян...
Конспект урока "Угловое концевое соединение брусков в полдерева"
Подробный консрект урока для коррекционной школы VIII вида....
Конспект урока: «Угловые шиповые соединения УК-2 (7 класс).
Конспект ук-2 7 класс...