Комплексные соединения. Урок-исследование для 11 профильного класса.
методическая разработка по химии (11 класс) по теме
Мир химии богат и разнообразен. Немало загадок и тайн приготовил он человеку. Но человек любознателен и настойчив – множество веществ и явлений было открыто уже очень давно. Однако не все еще познано.
Сегодня вашему вниманию я предлагаю вещество, качественный и количественный состав, которого определен экспериментально абсолютно точно К4FeC6N6.
К какому классу соединений может принадлежать это вещество?
В ходе беседы возникает предположение: судя по составу, вещество не может быть ни кислотой, ни основанием. Значит, это соль.
– Если это соль, то какой кислоты? И какова же истинная формула вещества?
Начиная с XVIII в., накапливались сведенья о таких соединениях. Долгое время эти соединения оставались непонятными. Число их росло, расширялся круг элементов, способных давать такие соединения. Были предприняты попытки, объяснить, что скрывается за таинственной точкой, связывающей друг с другом формулы двух или нескольких соединений, но эти попытки не выдержали испытанием времени, т. к. не могли удовлетворенно объяснить всю совокупность экспериментальных сведений.
Возникает проблемная ситуация: учащиеся знают состав и некоторые свойства вещества, однако их теоретические знания не позволяют объяснить его строение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnye_soedineniya.docx | 483.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №5»
г. ТЫРНЫАУЗА КБР
Открытый урок-исследование
Учитель химии: Грамотеева С.В.
I квалификационной категории
Класс: 11 «А» химико-биологический
Дата: 14.02.2012 г.
Комплексные соединения.
Требования к уровню подготовки выпускников: знать важнейшие химические понятия: комплексные соединения; уметь называть вещества по систематической номенклатуре.
Цели урока: Обучающие цели: сформировать представление учащихся о составе, строении, номенклатуре, видах и классификации комплексных соединений; научить давать названия комплексным соединениям по формулам, составлять формулы по названиям.
Воспитывающие цели: Создать условия для самостоятельной работы учащихся, укреплять навыки работы учащихся с текстом, выделять основное в тексте, выполнять тесты.
Развивающие цели: Создать на уроке диалоговое взаимодействие, содействовать развитию умений учащихся высказывать свое мнение, выслушивать товарища, задавать друг другу вопросы и дополнять выступления друг друга.
Оборудование: мел, доска, экран, проектор, презентация, компьютер, электронные носители, учебник «Химия», 11 кл., О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, учебник «Химия: в тестах, задачах и упражнениях», 11 кл., О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов.
Лабораторные опыты: №1. Получение комплексного соединения меди
№2. Получение комплексного соединения алюминия
№3. Определение ионов Fe2+ и Fe3+
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Подготовка к изучению нового материала.
- Фронтальный опрос
- Что такое гибридизация атомных орбиталей?
- Какие типы гибридизации s- и р-орбиталей второго энерге тического уровня вы знаете?
- Приведите примеры органических и неорганических ве ществ, содержащих атомы углерода, кислорода, азота в со стояниях sp3-, sp2- и sp-гибридизации.
- Изобразите электронно-графическую формулу атома бора в основном и возбужденном состояниях. Какой тип гибриди зации характерен для атома бора?
- Приведите электронно-графическую формулу атома берил лия в нормальном и возбужденном состояниях. Какой тип гибридизации характерен для атома бериллия? Какова гео метрическая форма молекул состава ВеЭ2?
- Почему молекулы одного и того же состава (например, АВ3) имеют различную геометрическую форму? В качестве иллюстрации ответа сравните формы молекул ВСl3 и NH3.
- Какой тип гибридизации наблюдается у атомов углерода в различных аллотропных модификациях: алмаз, графит, карбин, фуллерен? Каким образом тип гибридизации сказывается на строении макромолекул и физических свойствах аллотропных форм?
- Назовите известные вам виды пространственного строения молекул. Приведите примеры.
- Проверка домашнего задания: учебник: стр. 62, упр. 1-4.
- Изучение нового материала.
Мир химии богат и разнообразен. Немало загадок и тайн приготовил он человеку. Но человек любознателен и настойчив – множество веществ и явлений было открыто уже очень давно. Однако не все еще познано.
Сегодня вашему вниманию я предлагаю вещество, качественный и количественный состав, которого определен экспериментально абсолютно точно К4FeC6N6.
К какому классу соединений может принадлежать это вещество?
В ходе беседы возникает предположение: судя по составу, вещество не может быть ни кислотой, ни основанием. Значит, это соль.
– Если это соль, то какой кислоты? И какова же истинная формула вещества?
Начиная с XVIII в., накапливались сведенья о таких соединениях. Долгое время эти соединения оставались непонятными. Число их росло, расширялся круг элементов, способных давать такие соединения. Были предприняты попытки, объяснить, что скрывается за таинственной точкой, связывающей друг с другом формулы двух или нескольких соединений, но эти попытки не выдержали испытанием времени, т. к. не могли удовлетворенно объяснить всю совокупность экспериментальных сведений.
Возникает проблемная ситуация: учащиеся знают состав и некоторые свойства вещества, однако их теоретические знания не позволяют объяснить его строение.
– Сегодня мы рассмотрим соединения этого типа, которые называются комплексными соединениями. И чтобы отразить свойства вещества формулу, рассмотренной нами соли записывают K4[Fe(CN)6]. Эта формула будет занимать центральное место, и мы не раз еще вернемся к ней. К соединениям этого класса относятся [Cu(NH3)4]SO4, K3[Al(OH)6], [Al(H2O)3(OH)3]
И нашей задачей будет разобраться каковы эти соединения, живущие в квадратных скобках.
Комплексные (координационные) соединения чрезвычайно широко распространены в живой и неживой природе, применяются в промышленности, сельском хозяйстве, науке, медицине. Так, хлорофилл - это комплексное соединение магния с порфиринами, гемоглобин содержит комплекс железа(II) с порфириновыми циклами. Многочисленные минералы, как правило, представляют собой координационные соединения металлов. Значительное число лекарственных препаратов содержит комплексы металлов в качестве фармакологически активных веществ, например инсулин (комплекс цинка), витамин B12 (комплекс кобальта), платинол (комплекс платины) и т.д. В широком смысле слова почти все соединения металлов можно считать комплексными соединениями.
Основателем координационной теории комплексных соединений является швейцарский химик Альфред Вернер (1866 - 1919); за работы в этой области ему в 1913 году была присуждена Нобелевская премия по химии.
По словам Л.А.Чугаева, "только с появлением теории Вернера химия комплексных соединений утратила характер лабиринта или темного леса, в котором исследователь рисковал заблудиться... Нынче в этом лесу проложены широкие дороги...".
Согласно теории А. Вернера, комплексные соединения - это сложные вещества, в которых можно выделить:
- внутреннюю сферу, в которую входят: цен тральный атом (ион) – комплексообразователь. Ионами-комплексообразователями являются ионы металлов. Наибольшую склонность к комплексообразованию проявляют ионы d-элементов. Вокруг центрально го иона-комплексообразователя находятся, связанные с ним донорно-акцепторными связями, противополож но заряженные ионы или нейтральные молекулы, которые называются лнгандамн, или аддендами. Число лигандов (аддендов), которое координируется вокруг центрального иона-комплексообразователя, называется координационным числом. Внутреннюю сферу обозначают квадратными скобками.
- внешнюю сферу образуют ионы, не вошедшие во внутреннюю сферу. Если комплексный ион — катион, то во внешней сфере находятся анионы: [Cu(NH3)4]2+SO42-, [Ag(NH3)2]+Cl-. Если комплексный ион — анион, то во внешней сфере находятся катионы. Катионами обычно являются ионы ще лочных и щелочноземельных металлов или катион аммония: K4+[Fe(CN)6]4-, Na+[Ag(CN)2]-
Типы комплексных соединений
Заряд комплексного иона равен алгебраической сумме зарядов иона-комплексообразователя и лигандов. Если лигандами являются электронейтральные молекулы, то заряд комплексного иона равен заряду комплексообразователя.
Форма комплексного иона определяется типом гибридиза ции атомных орбиталей центрального иона.
У иона Ag+ на внешнем уровне нет электронов, по донорно-акцепторному механизму на s- и р-орбитали присоединяются молекулы аммиака. Теперь у серебра задействованы 2 орбитали, значит гибридизация sp, комплекс имеет линейную форму.
Номенклатура комплексных соединений.
- Соль содержит комплексный катион:
Первым называют анион соли (сульфат, фосфат, хлорид и др.). Затем называют входящие во внутреннюю сферу лиганды-анионы с окончанием на «о»: ОН - гидроксо; F; Cl; Br; I - фторо-; хлоро-; бромо-; йодо-; N- циано; NО2 - нитро и т. д. После этого называют лиганды, представляющие собой нейтральные полярные молекулы (Н2О - акво; NH3 - аммин; СО - карбонил). Если одинако вых лигандов во внутренней сфере комплекса больше од ного, то их количество указывают греческими числитель ными (2 — ди, 3 — три, 4 — тетра, 5 — пента, 6 — гекса и т. д.). Последним называют центральный ион-комплексообразователь, причем металлы называют в русской транскрип ции.
Если центральный атом имеет переменную валентность, ее указывают римской цифрой в скобках после названия комплексообразователя (она равна заряду иона).
Например:
[Ag(NH3)2]Cl — хлорид диаммин серебра (I),
[Cu(NH3)4]SO4 — сульфат тетрааммин меди (II),
[Co(NH3)4Cl2]Cl — хлорид дихлоротетрааммин кобаль та (III).
- Соль содержит комплексный анион
Сначала называют лиганды-анионы, затем молекуляр ные лиганды с окончанием «о», указывая количество их греческими числительными. Затем называют комплексообразователь, используя латинское название элемента с при бавлением суффикса «ат»:
Fe – феррат
Сu - купрат
Ag - аргентат
Аu - аурат
Hg - меркурат
Zn - цинкат
Аl - алюминат и т. д.
Валентность центрального иона (если это необходимо) отмечается римскими цифрами в скобках после названия элемента. Последним называют катион, находящийся во внешней сфере (русское название элемента в родительном падеже). Число катионов в назва нии соли не указывается.
Например:
K4[Fe(CN)6] — гексацианоферрат (II) калия, (желтая кровяная соль)
K3[Fe(CN)6] — гексацианоферрат (III) калия, (красная кровяная соль)
Na[Al(OH)4] — тетрагидроксоалюминат натрия.
Химические свойства комплексных соединений.
- Диссоциация: K4[Fe(CN)6] ↔ 4K+ + [Fe(CN)6]4-
Внутренняя сфера практически не диссоциирует.
- Реакция по внешней сфере: 4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] → Fe4[Fe(CN)6]3↓ + 12KCl
4Fe3+ + 3[Fe(CN)6]4- → Fe4[Fe(CN)6]3↓ Берлинская лазурь
3FeSO4 + 2 K3[Fe(CN)6] → Fe3[Fe(CN)6]2↓ + 3K2SO4
3Fe2+ + 2[Fe(CN)6]3- → Fe3[Fe(CN)6]2↓ турнбулева синь
[Cu(NH3)4]SO4 + BaCl2 → BaSO4↓ + [Cu(NH3)4]Cl2
- Реакции с участием лигандов: [Cu(NH3)4]SO4 + 4HCl → CuSO4↓ + 4NH4Cl
- Реакции по центральному иону:
- Обменные: [Ag(NH3)2]Cl + KI → AgI↓ + KCl + 2NH3
- Окислительно-восстановительные:
2[Ag(NH3)2]OH + RCOH → 2Ag↓ + RCOONH4 + H2O + 3NH3 (реакция «серебряного зеркала»)
Лабораторные опыты
Опыт 1.
Получение комплексного соединения меди
Получите гидроксид меди (II) и прилейте к нему избыток концентрированного раствора аммиака.
Задания для самостоятельных выводов.
- Как изменился цвет при действии на осадок гидроксида меди (II) раствором аммиака? Как это объяснить?
- 2. Составьте уравнение полученной реакции и назовите комплексное соединение.
Опыт 2.
Получение комплексного соединения алюминия
Налейте в пробирку 1-2 мл хлорида алюминия. Затем в пробирку постепенно добавьте концентрированный раствор гидроксида натрия до исчезновения осадка.
Задания для самостоятельных выводов.
1. Почему в начале образовался осадок?
2. Почему при избытке гидроксида натрия осадок исчезает?
3. Составьте уравнение происходящих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. Назовите образовавшиеся вещества.
Опыт 3.
Качественная реакция на катионы Fe2+ и Fe3+
- В пробирку налейте 2мл раствора хлорида железа (III), чуть подкислите соляной кислотой, и прибавьте немного раствора гексацианоферрата (II) калия K4[Fe(CN)6] (жёлтая кровяная соль). Выпадает осадок берлинской лазури.
- Во вторую пробирку налейте 2мл раствора сульфата железа (II) и прилейте к нему немного раствора гексацианоферрата (III) калия K3[Fe(CN)6] (красная кровяная соль). Образуется осадок турнбулевой сини. Напишите уравнения реакций.
Задания для самостоятельных выводов.
1. Какие изменения происходят в обеих пробирках?
2. Составьте уравнения происходящих реакций а молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
3. Напишите названия веществ, образующихся в результате реакций.
4. На основании проделанных опытов объясните, как можно определить в растворе ионы Fe2+ и Fe3+?
А знаете ли вы, что…
Берлинская лазурь была случайно получена в 1704 году немецким мастером Дисбахом, готовившим краски для художников. В России её применяли для окраски тканей, бумаги, в иконописи и при создании фресок, одна из распространённых синих красок.
Турнбулева синь названа в честь Турнбуля (дед английского физика и химика У. Рамзая), владевшего заводом, на котором производились вещества, применяемые для крашения тканей.
Желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6] (синильно-кислый поташ, синькали) – вещество ядовитое. Это соединение получали из животных отбросов (кровь, копыта, шкуры, сухая рыба и другое). Закупать её в России можно было только с разрушения полиции, используется в аналитической химии для определения ионов железа Fe3+.
Реактив Швейцера [Cu(NH3)4](OH)2 – обладает способностью растворять целлюлозу (вату, фильтровальную бумагу) и применяется для изготовления искусственного волокна – ацетатного.
Кобальтовые соединения входят в состав красителей.
CoCl3*6NH3 - оранжевый, CoCl3*5NH3 - пурпурный, CoCl3*4NH3 – зелёно-фиолетовый, CoCl3*3NH3 – зелёно-голубой.
- Закрепление ЗУН.
Раздаточный материал
- определить степень окисления центрального иона и назвать вещество:
K3[Fe(CN)6], K2[Zn(OH)4], [Ni(CO)4], Na3[Al(F)6], Na4[Fe(CN)6], [Cr(H2O)6]Cl3, Ca[Hg(CN)4], [Ag(NH3)2]OH.
- Построить формулы веществ по назвниям:
Гексахлороплатинат (IV) калия
Нитрат хлоронитротетраамминкобальта (III)
Гексагидроксохромат (III) натрия
Тетрахлороаурат (III) водорода
Нитрат гексаамминникеля (II)
Гексацианохромат (III) гексаамминкобальта (III)
- Напишите уравнения реакций между следующими веществами:
А) [Cu(NH3)4]SO4 с BaCl2, Na2S, H2SO4$
Б) [Ag(NH3)2]Cl с CH≡CH, HCl, H2S
В) Na3[Cr(OH)6] с H2SO4, Na3PO4.
Домашнее задание:
- Записи (учить);
- Стр. 187, 188 (читать);
- Подготовить сообщения по теории типов и теории радикалов;
- Упр. в тетради (выполнить).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - исследование слова в 5 классе. « Пусть всегда будет солнце…»
Мы так каждый урок говорим о словах, об их использовании, и о роли в предложении. На этом уроке речь пойдёт только об одном слове - солнце. Погружаясь в мир ...
Презентация к уроку-исследования слова в 5 классе "Пусть всегда будет солнце"
Презентация позволяет усилить эмоциональное отношение к материалу, используемому на урокае. Красочные фотографии, рисунки способствуют развитию навыков устной и письменной речи, позволяют увидет...
Методическая разработка урока - исследования по географии 8 класс "Байкал - жемчужина Сибири "
Конспект урока-исследования по географии в 8-ом классе на тему: «Байкал — «жемчужина Сибири». Цели урока. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геолог...
Макет уроков-исследований "Микромир" (7, 8 класс)
Уроки -исследования проводятся в МАОУ лицее №28 учителями естественно-научного цикла с целью обучить учащихся навыкам научно-исследовательской деятельности и глубокому пониманию процессов, проис...
Урок-исследование по истории 6 класс "Батыево нашествие"
Урок исследование...
Урок-исследование по истории 9 класс "Коренной перелом в ВОв"
Урок исследование...
Урок - исследование слова в 7 классе. Моё сердце – это моя жизнь»
Н.В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок…». Мы с вами отправляемся в путешествие в мир слов. Вы скажете, что...