Разработка урока (конспект с презентацией) по теме " Реакция обмена"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Урок для 8класса по программе Гузей. Урок комбинированный, подготовлен для хорошо подготовленного класса.  На уроке присутствуют формы работы: фронтальная - работа с кроссвордами, индивидуальная, парная при выполнении  теста, групповая при лабораторной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_himii.docx852.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по химии.

8класс

Тема урока «Реакции обмена»

Цель урока  :закрепить знания о изученных типах реакций, проверить уровень усвоения материала, провести коррекцию знаний по теме. Познакомить с понятием «Реакция обмена» и изучить признаки реакции обмена, случаи протекания реакций обмена до конца.

Образовательная задача:  обобщить, систематизировать знания о типах химических реакций, устранить пробелы в знаниях по темам «Основные классы веществ. Типы реакций», отработать навыки составления уравнений реакций.

Развивающая задача:  развивают операционно- контрольные  умения, умения делать выводы на основе сравнения и анализа результатов проведенного изучения.

Воспитательная задача: Воспитание коммуникативных отношений,  уважения к мнению других, умения работать в паре, формирование познавательной потребности.

Оборудование урока: кроссворды на два варианта, опросники 4 варианта, цветная бумага 4х цветов, реактивы для лабораторных опытов, пробирки, инструкции по работе, рефлексивный тест, мультимедийная установка, презентация.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Методы:

а) по источнику получения знаний—словесные, наглядные, практические.

б) по характеру деятельности  репродуктивный, поисковый, проблемный, исследовательский.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

а) организация класса;

б)психологический настрой:

Посмотрите друг на друга, забутьде  обиды с перемены, посмотрите на меня, улыбнитесь друг другу и мне. Я желаю вам доброго утра и удачного дня.  Пожалуйста, садитесь.  Отмечаем отсутствующих, желаем им скорейшего выздоровления.  

На урок надо тетрадь, учебник, дневник, ручка, карандаш.

 Сегодня мы работаем под девизом:

 « Если действовать не будешь, ни к чуму ума палата»

                                                         Шота Руставели     Слайд №1

« Не многие умы гибнут от износа, по большей части  они ржавеют от неупотребления»                                К.Боуви

2.Проверка домашнего задания

На доске фронтально ( в перемену учеником записано правильно выполненное  задание на доске.)

3.Повторение изученного материала и актуализация знаний.

Работа с кроссвордами.( раздаточный материал)  Приложение 1

На данном этапе работы  с кроссвордами дети, решая кроссворды получают ключевые слова, которые составляют тему урока. Решая кроссворд , дети повторяют материал предыдущих уроков, готовятся к  индивидуальной проверки знаний.

Ключевые слова кроссворда:  1вариант  РЕАКЦИЯ

                                                     2вариант    ОБМЕНА

Целеполагание .

Какова же тема сегодняшнего урока?

  Дети формулируют тему самостоятельно                      Слайд №2                                                                                   

Задачи урока:

1.повторить материал о классах веществ и типах реакций.

2.изучить новый тип реакций.

Приступаем к решению первой задачи.

На доске для двоих учеников задания. Работают у доски 2 ученика.

Двое работают по заданию на листочках

 У вас на столах опросники и цветные листочки. На цветных листочках записываем  ручкой ответы.

На партах один опросник  из 13 вопросов:

 1-7 вопрос для 1 варианта, 7-8 для второго варианта

Опросник 1---1и 2 вариант и опросник 2---3и 4 вариант

Опрсник 2 для более подготовленных детей.

1вариант на желтых листочках, 2 вариант на зеленых,

 3 вариант  на розовых и 4  голубых

 Работа рассчитана на 5 мин.

                                                 Опросник  №1

1

Вещества, отнимающие кислород , называются……

A

В кислой среде

2

Вещества, состоящие из 2х элементов, один из которых кислород, называются…….

Б

Сложные вещества, состоящие из водорода и кислотного остатка

3

 Группа  - ОН……

В

восстановитель

4

Основные оксиды

Г

Гидроксильная группа

5

Кислоты….

Д

Между кислотой и основанием

6

Вещества, состоящие из металла и кислотного остатка, называются

Е

Оксидами

7

Индикатор

Ж

соединения

8

Схема реакции соединения

З

Оксиды, которым соответствуют основания

9

Пример реакции замещения

И

А+В=АВ

10

Реакция разложения

К

Соли

11

В каких реакциях всегда получается  одно сложное вещество

Л

CuSO4   +Fe  = Fe SO4  +Cu

12

Реакция нейтрализации это реакция между…

М

Вещества, при помощи которых определяют среду

13

Лакмус красный в ….

Н

                                                  Опросник  №2

1

Один кислотный оксид среди основных..

A

HCl  HNO3  H2S  HBr

2

Реакция соединения…

Б

Карбонты

3

Соли угольной кислоты называют…

В

CuO   SO3   FeO

4

Двухосновная кислота   среди одноосновных..

Г

H2 +O2= 2H2O

5

В реакцию разложения может вступать ….

Д

H2CO3

6

Простое и сложное вещество всегда получается в ходе..

Е

H2SiO3

7

 С помощью какого вещества определяют среду

Ж

Замещения

8

Чем сходны соль и кислота

З

Индикатор

9

Пример реакции замещения..

И

Кислотным остатком

10

Какая кислота не получится от взаимодействия  оксида и воды

К

Соединения

11

 Тип реакции между металлом и неметаллом

Л

Только сложные вещества

12

Азотная кислота…

М

HNO3

13

Двухосновная кислота…

Н

CuO + H2 = Cu + H2O

Заканчиваем работу и самопроверку.   Соблюдайте цветовое совпадение

                                                                                                  Слайд№3

Проводим самооценку. Соотношение ошибок и оценка на слайде      

                                                                                                Слайд№4

4.Изучение нового материала.

1.Разбор упражнения на доске.    Задания связывают изученный и новый материал.

Упражнение опережающее, на доске его выполняли  более подготовленные ученики  с начала урока.

Дописать уравнения реакций, исправить, если есть ошибки в формулах, указать тип реакции.

№1

CuO  + ?   = Cu +H2O                               Na +S    =  NaS

NH3  ----- N2 + H2                                                                  Al  + HCl   --- ?  + ?

AqNO3   + NaCl  ---- NaNO3  +?                           ? + CuO  ----  CuSO4   + ?

№2

Fe(OH)3 --- ? +  ?                                              Al  +? ----- Al2O3

NH3  -----N2+ H2                                                                    CuO + ?  ------Сu +H2O

№3

Среди уравнений выбрать реакции соединения, разложения и  замещения  и исравить ошибки в коэффициентах.

Zn  +2HCl = ZnCl2 + H2                                       3Fe(OH)3  = Fe2O3 + 2 H2O  

4 P +5O2   = 2P2O5                                                            CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

5.Подготовка к восприятию нового материала.

? Почему вы не смогли определить тип  некоторых реакций.

Верно. Они не подходят под наши известные определения.

Проанализируйте, какие вступают в реакцию и какие получаются?

Сходны ли с изученными типами

Чем они отличаются от всех остальных?

6.Изучение нового материала

Эти неопределенные уравнения  это реакция обмена.

Опыт 1.   CuO  + H2SO4   = 

Вспомните признаки реакции

Какие признаки наблюдаются в данном случае?

Записываем уравнение реакции.

!!!! Попробуйте сформулировать:  Что такое реакция обмена?

Ответы детей

Правильный ответ                                                    Слайд№5

Разбираем как происходит реакция обмена, как образуются продукты реакции.          Работа со схемами на слайде, на цветных полосках

                                                                                    Слайд№6

Проведем реакции обмена на практике и понаблюдаем за признаками.

Лабораторная работа.

Задача работы:

                             - на практике осуществить реакции обмена

                             - выяснить условия протекания реакции до конца

                            - попробовать самостоятельно  составить уравнения реакций            обмена

Инструктаж о выполнении работы; правила обращения с агрессивными веществами: кислотами и щелочами.

Выполнение работы   2мин.

Обсуждение результатов работы:

Почему вы считаете , что реакция прошла?

А.  выпал осадок                                                Слайд№7

Б. выделился газ        Слайд№8

В. Получилась вода        Слайд№9

5. Закрепление

1.Составить уравнения реакций на доске

2.Какие вещества не могут вступать в реакции обмена и получаться в результате реакции

5. Выводы по уроку:  Работа с аппликацией

Итак, реакции обмена идут до конца:

Если выделится газ -это раз        Слайд№10

И получится вода – это два        Слайд№11

А ещё нерастворимый

осаждается продукт…

«есть осадок» - говорим мы        Слайд№12

Это третий важный пункт

Химик правила обмена         

Не забудет никогда        

В результате непременно

 будет газ или вода, выпадет осадок,

 вот тогда порядок

6.Домашнее задание                                                       Слайд №13

§9.4вопросы.3,4. По желанию таблица со слайда

7.Итоги урока. Выставление и комментирование  оценок за урок

8.Рефлексифный тест

C:\Users\Тётя Надя\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Изображение0001.jpg

C:\Users\Тётя Надя\Pictures\2015-10-16\Изображение.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по химии в 8 классе по теме "Реакции обмена"

тип урока: урок изучения нового материала.Цели урока:Образовательная.В результате урока ученики узнают:что такое реакция обмена;как отличить реакцию обмена от других химических реакций;что такое реакц...

Разработка урока с мультимедийной презентацией по теме "Буквы е-и в корнях с чередованием"

Конспект урока русского языка с мульдимедийной презентацией по теме "Буквы е-и в корнях с чередованием"....

Методическая разработка урока в 8 классе по теме "Реакция нейтрализации"

Материал содержит конспект урока, презентацию, инструктивные карты к проведению опытов, приложение....

разработка урока c электронной презентацией по теме "Is the system of Wellfare fair in Great Britain?"

Dажной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы, таких как  ролевые игры, творческие проект...

презентация по теме "Реакции обмена"

урок-презентация для 8 класса.после этапа повторения  материала предыдущих уроков ставится  проблемный вопрос, исходя из которого учащиеся формулируют тему урока и образовательную цель....

Разработка урока (конспект и презентация) по обществознанию в 5 классе на тему "Наша Родина - Россия"

Разработка открытого урока на тему "Наша Родина - Россия" в 5 кл. по предмету обществознание (составлен по требованиям ФГОС).Разработка урока включает в себя конспект и презентацию....