Методическая разработка урока в 8 классе по теме "Реакция нейтрализации"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Материал содержит конспект урока, презентацию, инструктивные карты к проведению опытов, приложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reaktsiya_neytralizatsii1.ppt | 1.58 МБ |
prilozhenie_1.doc | 38 КБ |
prilozhenie_2.doc | 22.5 КБ |
k2so4_2h2o.rar | 763.25 КБ |
konspekt_uroka_reaktsiya_neytralizatsii.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Инструктивная карта №1 к уроку «Реакция нейтрализации»
Учись наблюдать.
Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой
Налейте в пробирку немного гидроксида натрия, опустите небольшой кусочек фенолфталеиновой бумаги.
- Что наблюдаете?
- Почему фенолфталеин принял такую окраску?
Добавляйте к раствору гидроксида натрия по каплям раствор соляной кислоты до изменения окраски индикатора.
- Почему малиновая окраска исчезла?
- Почему пробирка стала теплой?
- К какому типу относится данная реакция?
При оформлении опишите ход работы, свои наблюдения, уравнение химической реакции. Ответьте на вопросы, сделайте вывод о том, с какими свойствами щелочей вы познакомились при проведении опыта.
Инструктивная карта №2 к уроку «Реакция нейтрализации»
Учись наблюдать.
Взаимодействие гидроксида калия с серной кислотой
Задание: Получите соль сульфат калия с помощью реакции нейтрализации
гидроксида калия с серной кислотой.
Налейте в пробирку 1 мл. гидроксида калия, добавьте индикатор фенолфталеин.
- Что наблюдаете?
Приливайте по каплям раствор серной кислоты, встряхивая пробирку.
- Что происходит?
- Почему исчезла окраска индикатора?
- Каков признак данной реакции?
- Как получить соль в сухом виде?
Кратко опишите ход работы, свои наблюдения, уравнение химической реакции, ответьте на вопросы, определите, к какому типу относится данная реакция. Сделайте вывод о том, с каким свойством оснований вы познакомились при проведении данного опыта.
Инструктивная карта №3 к уроку «Реакция нейтрализации»
Учись наблюдать.
Взаимодействие нерастворимого основания с кислотой.
Задание: осуществите превращения: Fe(OH)3↓ → FeCl3
К гидроксиду железа (осадок бурого цвета) прилейте по каплям, постоянно встряхивая, раствор соляной кислоты до растворения осадка.
- Почему осадок растворился?
- Какое вещество выделится при выпаривании полученного раствора?
Напишите его формулу. Составьте уравнение реакции между гидроксидом железа и соляной кислотой.
- К какому типу относится эта реакция?
Сделайте вывод о том, с каким свойством нерастворимых оснований вы познакомились при проведении опыта.
Индивидуальное творческое задание:
Вы умираете от жажды, а в источник с водой попала серная кислота.
- Как очистить воду от кислоты?
Подсказка: неподалеку от источника стоит бутыль неиспользованной известковой воды, а в кармане у вас есть универсальный индикатор.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Ну а теперь - сенсация!
Идёт нейтрализация!
Свирепо действие кислот,
И щелочь тоже всё сожжёт.
А чтобы пыл их остудить,
Активность чтоб остановить,
Друг с другом их соединяют,
И как не странно – укрощают
В обмен, кислотные остатки!
И сразу будет всё в порядке!
Теперь вам не страшна беда –
Соль получилась и вода,
Но сам процесс не безопасен-
труд повторить его напрасен,
Коль правил основных не знаешь,
Иль знаешь, но не соблюдаешь.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по химии Беликовой Г. А.
Тема урока: « Реакция нейтрализации».
Цель урока: Ввести понятие о реакции нейтрализации. Познакомить с практическим применением реакции нейтрализации.
Задачи урока:
Обучающие: уметь определять момент нейтрализации с помощью индикаторов, закрепить полученные знания и навыки в составлении формул и уравнений реакций, проверить степень усвоения материала
Развивающие: совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; развивать память, устойчивое внимание, применять свои знания на практике.
Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно
Оборудование и реактивы: презентация к уроку «Реакция нейтрализации», проектор, бюретка с раствором соляной кислоты, набор индикаторов (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин), стаканчики с растворами щелочи, кислоты и воды, для лабораторной работы растворы соляной и серной кислот, пробирки со свежеосажденными осадками гидроксидов меди (II) и железа (III).
Этап урока | Время | Речь и действия учителя | Примечания |
Организационный момент. | 1мин. | Сообщает тему урока и цель. | Слайд 1 |
Проверка домашнего задания. | 7мин. | Из предложенных формул, выберите формулы кислот, оснований, солей (со второго слайда по гиперссылке кислот переходим на слайд 3, по щелчку появляется общая формула кислот и звучит определение кислот, и обратно по гиперссылке кислоты переходим на слайд 2,по щелчку проверяем выбранные формулы и т. д. оснований, солей) | Фронтальная работа с классом. Повторение определений кислот, солей и оснований, и нахождение их по формуле. На каждый вопрос отвечает один ученик. Слайд 2,3,4,5 |
Активизация изученного материала. | 5мин. | (Нажимаем на слайде 2, выберите, и переходим на слайд 6). В трёх пробирках находятся, раствор щёлочи, раствор кислоты и вода. Как опытным путём определить, в какой пробирке что находится? (Нажимаем на слайде 6 слово пробирке и переходим на слайд 7.) По таблице вспоминаем изменение цвета индикаторов в разных средах. | Учащиеся предлагают воспользоваться для определения среды индикатором – лакмус. Нажимаем гиперссылку лакмус и переходим на слайд 6. Смотрим опыт. |
Изучение нового материала. | 20-23 мин. | Мы знаем, что соли можно получить из кислот. Например… А можно ли получить соль из основания? Попробуйте получить из гидроксида натрия хлорид натрия. Слайды 8, 9, 10, 11. После слайда 8 учитель читает стихотворение (приложение 2) Лабораторная работа. Опыт 1. Взаимодействие гидроксида меди (II) с соляной кислотой. Опыт 2. Взаимодействие гидроксида железа (III) с соляной кислотой. Уравнения реакций проверяем взаимопроверкой. | Cлайд 8, 9, 10, 11. Отмечаем, что это реакция ионного обмена, происходит нейтрализация основания кислотой. ОР + КР →С+Н2О Осадок растворился, получили раствор голубого цвета. Слайды 12,13 О↓ + КР → СР + Н2О. Учащиеся пользуются инструктивными картами (приложение 1) |
Закрепление изученного материала. | 8 мин. | Записываем определение «реакции нейтрализации» слайд 14. Самостоятельная работа слайд 15. | Учащиеся проверяют свою работу, используя слайд16. |
Объяснение домашнего задания. | 1 мин. | Уравнения реакций с участием электролитов записать в ионной форме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"
данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...