Подготовка к ЭГЕ "Классификация химических реакций в неорганической и органической химии"
план-конспект урока по химии (11 класс)
Каждый учитель сталкивается с проблемой нехватки учебного времени. Точнее даже не сталкивается, а постоянно работает в условиях его хронического недостатка. Причем с годами последний неуклонно увеличивается вследствие уплотнения учебного материала, сокращения числа часов, отводимых на изучение химии, и усложнения задач обучения, призванного обеспечивать разностороннее развивающее воздействие на личность учащегося.
Для разрешения этого постоянно усиливающегося противоречия важно, с одной стороны, убедительно раскрыть перед учеником значимость образования, необходимость личностной заинтересованности в нем и перспективности самодвижения в его приобретении. С другой стороны – интенсифицировать осуществляемый в школе учебно – воспитательный процесс (УВП). Первого можно достигнуть в том случае, если обучение будет построено так, что ученик ЗАХОЧЕТ и СМОЖЕТ осознать себя СУБЪЕКТОМ УЧЕНИЯ, то есть таким участником УВП, который понимает и принимает его цели, владеет способами их достижения и стремится к расширению спектра этих способов. Таким образом, ведущими условиями превращения учащегося в субъект учения (в рамках предметного обучения химии) является его компетентность в содержании рассматриваемых учебных вопросов и способах овладения им и ориентация на достижение целостных знаний по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege_him_reaktsii.docx | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
/в помощь молодому учителю/
Цель: систематизировать знания учащихся о подходах к классификации химических реакций. Образовательные задачи: · повторить и обобщить сведения о классификации химических реакций по признаку – числу исходных и полученных веществ; рассмотреть законы сохранения массы веществ и энергии при химических реакциях как частный случай проявления всеобщего закона природы.
Воспитательные задачи: · доказать ведущую роль теории в познании практики; · показать учащимся взаимосвязь противоположных процессов; · доказать материальность изучаемых процессов;
Развивающие задачи: · развитие логического мышления путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Методы и приемы: беседа, письменная работа, фронтальный опрос.
Ход урока I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели, задач урока.
III. Проверка знаний учащимися фактического материала.
Фронтальная беседа: 1. Какие типы химических реакций вам известны? (реакции разложения, соединения, замещения и обмена). 2. Дайте определение реакции разложения? (Реакции разложения – реакции, при которых из одного сложного вещества образуются два и более новых простых или менее сложных веществ). 3. Дайте определение реакции соединения? (Реакции соединения – реакции, при которых два или несколько веществ образуют одно более сложное вещество). 4. Дайте определение реакции замещения? (Реакции замещения – реакции, при которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе). 5 Дайте определение реакции обмена? (Реакции обмена – реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями). 6. Какова основа этой классификации? (основой классификации является число исходных и образовавшихся веществ)
IV. Проверка знаний учащимися основных понятий, законов, теорий, умений объяснять их сущность.
- Объясните сущность протекания химических реакций. (Сущность химических реакций сводится к разрыву связей в исходных веществах и возникновению новых химических связей в продуктах реакции. При этом общее число атомов каждого элемента остается постоянным, следовательно, масса веществ в результате химических реакций не изменяется.)
- Кем и когда была установлена эта закономерность? (В 1748 году русским ученым М.В.Ломоносовым – закон сохранения массы веществ).
V. Проверка глубины осмысления знаний, степени обобщения.
Задание: определите тип химической реакции (соединения, разложения, замещения, обмена). Дайте объяснения сделанным вами заключения. Расставьте коэффициенты. (ИКТ)
№ | 1 ВАРИАНТ | 2 ВАРИАНТ | 3 ВАРИАНТ |
1 | Mg + O2 =MgO | Fe + CuCl2 = Cu + FeCl2 | Cu + O2 = CuO |
2 | K + H2O = KOH + H2 ↑ | P + O2 = P2O5 | Fe2O3 + HCl = FeCl3 + H2O |
3 | Fe + H2SO4 = FeSO4+H2 ↑ | Mg + HCl = MgCl2 + H2 ↑ | Ba + H2O = Ba(OH)2 + H2 |
4 | Zn + Cu(NO3)2 =Cu+Zn(NO3)2 | Al2O3 + HCl = AlCl3 +H2O | SO2 + H2O ↔ H2SO3 |
5 | CaO + H2O = Ca(OH)2 | P2O5 + H2O = H3PO4 | CuCl2 + KOH= Cu(OH)2+KCl |
6 | CaO + H3PO4 = Ca3(PO4)2 + H2O | Ba(OH)2 + HNO3 = Ba(NO3)2 + H2O | Ca(OH)2 + HNO3 = Ca(NO3)2 + H2O |
7 | NaOH + H2S = Na2S + H2O | Ca + H2O = Ca(OH)2 +H2 | AgNO3 + NaBr = AgBr↓ + NaNO3 |
8 | BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4↓+ NaCl | AgNO3 + KCl = AgCl +KNO3 | Cu + Hg(NO3)2 = Cu(NO3)2 + Hg |
9 | CO2 + H2O ↔ H2CO3 | Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O | Mg + HCl = MgCl2 + H2 ↑ |
VI Классификация химических реакций в органической химии.
А: В неорганической химии реакции соединения, а в органической химии такие реакции часто называют реакциями присоединения (Реакции, в результате которых две и более молекул реагирующих веществ соединяются в одну) В них обычно участвуют соединения, содержащие двойную или тройную связь. Разновидности реакций присоединения: гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование, галогенирование, полимеризация. Примеры данных реакций:
1.Гидрирование – реакция присоединения молекулы водорода по кратной связи:
Н2С = СН2 + Н2 → CН3 – СН3
этилен этан
НС ≡ СН + Н2 → CН2 = СН2
ацетилен этилен
2.Гидрогалогенирование – реакция присоединения галогеноводорода по кратной связи
Н2С = СН2 + НCl→ CН3─CH2Cl
этилен хлорэтан
(по правилу В.В.Марковникова)
Н2С = СН─СН3 + НCl→ CН3─CHCl─СН3
пропилен 2 - хлорпропан
HC≡CH + HCl → H2C=CHCl
ацетилен хлорвинил
HC≡C─СН3 + HCl → H2C=CCl─СН3
пропин 2-хлорпропен
3.Гидратация – реакция присоединения воды по кратной связи
Н2С = СН2 + Н2О→ CН3─CH2ОН (первичный спирт)
этен этанол
(при гидратации пропена и других алкенов образуются вторичные спирты)
HC≡CH + H2О → H3C─CНО
ацетилен альдегид – этаналь (реакция Кучерова)
4.Галогенирование – реакция присоединения молекулы галогена по кратной связи
Н2С = СН─СН3 + Cl2→ CН2Cl─CHCl─СН3
пропилен 1,2 – дихлорпропан
HC≡C─СН3 + Cl2 → HCCl=CCl─СН3
пропин 1,2-дихлорпропен
5.Полимеризация – реакции, в ходе которых молекулы веществ с небольшой молекулярной массой соединяются друг с другом с образованием молекул веществ с высокой молекулярной массой.
n СН2=СН2 → (-СН2-СН2-)n
этилен полиэтилен
Б: В органической химии к реакциям разложения (отщепления) относятся: дегидратация, дегидрирование, крекинг, дегидрогалогенирование.
Соответствующие уравнения реакций:
1.Дегидратация (отщепление воды)
С2Н5ОН → C2H4 + Н2O (H2SO4)
2.Дегидрирование (отщепление водорода)
С6Н14 → С6Н6 + 4Н2
гексан бензол
3.Крекинг
C8H18 → C4H10 + C4H8
октан бутан бутен
4. Дегидрогалогенирование (отщепление галогеноводорода)
C2H5Br → C2H4+ НВг (NaOH,спирт)
В: В органической химии реакции замещения понимаются шире, то есть замещать может не один атом, а группа атомов или замещается не атом, а группа атомов. К разновидности реакции замещения можно отнести нитрование и галогенирование предельных углеводородов, ароматических соединений, спиртов и фенола:
С2Н6 + Cl2→ C2H5Cl +HCl
этан хлорэтан
С2Н6 + HNO3→ C2H5NO2 +H2O (реакция Коновалова)
этан нитроэтан
C6H6 + Br2 → C6H5Br + HBr
бензол бромбензол
С6Н6 + HNO3→ C6H5NO2 +H2O
бензол нитробензол
C2H5OH + HCl → C2H5Cl + H2O
этанол хлорэтан
C6H5ОН + 3Br2 → C6H2Br3 + 3HBr
фенол 2,4,6 - трибромфенол
Г: Реакции обмена в органической химии характерны для спиртов и карбоновых кислот
НСООН + NaOH → HCOONa + Н2O
муравьиная кислота формиат натрия
(реакция нейтрализации)
CH3COOH + C2H5OH↔ CH3COOC2H5 + H2O
уксусная этанол этиловый эфир уксусной кислоты
(реакция этерификации ↔ гидролиз)
VII Закрепление ЗУН
- При нагревании гидроксида железа (3) происходит реакция
- Взаимодействие алюминия с серной кислотой относится к реакции
- Взаимодействие уксусной кислоты с магнием относится к реакции
- Определите тип химических реакций в цепочке превращений:
(использование ИКТ)
А) Si→SiO2→Na2SiO3→H2SiO3→SiO2→Si
Б) СН4→С2Н2→С2Н4→С2Н5ОН→С2Н5Сl
В) Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2O3→Al
Г) С2Н6→С2Н5Cl→С2Н5ОН→С2Н4→C2H4Br2
Учитель химии
МОУ СОШ № 15 г Лиски
Решетников Евгений Анатольевич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Качественные реакции в неорганической и органической химии
Данный материал распечатывается учащимся, как памятка при подготовке к сдаче экзаменов...
Классификация химических реакций в неорганической химии
Химия Презентация...
Сценарий урока: Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
Дорогие коллеги. Я хочу поделиться с вами разработкой урока.В связи с достаточно быстрым темпом жизни в последние десятилетие, с быстро меняющейся обстановкой в стране и мире, в настоящее время на сме...
Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества."
Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества." ...
Методическая разработка внеурочного занятия по химии по теме: " Классификация химических реакций в неорганической химии ". Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.
Тема "Классификация химических реакий в неорганической химии"является одной из основополагающих для успешной подготовки и сдачи экзамена по химии. В данном материале рассмотрена теория ...
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
В данной презентации рассмотрен материал вопроса № 17 при подготовке к ЕГЭ по химии....
Технологическая карта урока «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»
Предмет: биологияКласс: 5Место урока в программе: в системе уроков раздела «Клеточное строение организмов» - 11-й урок. (Программа В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Издат...