РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии «Химия – союзник медицины»
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Гермаш Ольга Ивановна

Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказания первой медицинской помощи. Актуальность данного курса подкрепляется его практической значимостью – ориентирует на профессии, связанные с медициной, и способствует повышению интереса к познанию химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_9.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благовещенская  средняя общеобразовательная школа №1                                                               имени Петра Петровича Корягина»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей ______________________

по УВР

__________ О.И. Реймер

Протокол №______________

 _________(А.Д. Денисенко)

Приказ № ____________

от «____»____________20__г.

«____»_________20__г.

от «___» __________20__г.

Руководитель МО

 __________ (Л.И. Ермоленко)                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по химии

«Химия – союзник медицины»

основное общее образование, базовый уровень  

Составитель

Реймер Ольга Ивановна, учитель химии

р.п. Благовещенка – 2018

Содержание

стр.

1. Пояснительная записка                                                                                                            3

2. Календарно – тематический план                                                                                           4

3. Планируемые  результаты освоения учебного курса                                                            8

5. Учебно-методическое обеспечение                                                                                         9

6. Лист внесения изменений и дополнений                                                                                10

7. Выполнение программы                                                                                                           11

Пояснительная записка

Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказания первой медицинской помощи. Актуальность данного курса подкрепляется его практической значимостью – ориентирует на профессии, связанные с медициной, и способствует повышению интереса к познанию химии.

Данный элективный курс предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, семинары, практические и лабораторные работы (которые не только дополняют теоретические знания по химии, но и актуализируют практические умения), экскурсии, а также самостоятельные работы с использованием различных источников информации (в том числе и Интернета).

Цель курса: расширение знаний учащихся о применении химических веществ в медицине, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего обучения.

 Основные задачи курса – предоставить учащимся возможность:

- реализовать интерес к химии и применять знания о веществах в повседневной жизни;

- совершенствовать свои экспериментальные умения;

- развивать общеучебные умения – работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;

- активизировать самостоятельность и творчество при решении практических задач.

 Формы контроля усвоения материала: отчёты по лабораторным и практическим работам, отчёт об экскурсии, тест, подготовка и защита рефератов.

Программа курса рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

Возможные темы рефератов:

  • Лекарственные растения;
  • Наркомания: дорога в бездну;
  • Физиологический раствор в медицинской практике;
  • Витамины;
  • Чудесный гриб Александра Флеминга;
  • Полимеры в медицине;
  • Продукты пчеловодства: пчелиный яд;
  • Дезинфекция.


Календарно – тематический план

№ урока

Тема занятия

Количество часов

Дата

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

Введение

1

Учащиеся должны знать: о химических веществах, используемых в медицине, понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм,  способы оказания первой медицинской помощи.

Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, проводить качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

2-3

Домашняя аптечка

2

Учащиеся должны знать: состав домашней аптечки, знать о препаратах аптечки и их назначении в медицине, понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм,  способы оказания первой медицинской помощи.

Учащиеся должны уметь: находить необходимые в домашней аптечке лекарственные препараты.

4-7

Пока не пришёл врач

4

Учащиеся должны знать: правила оказания первой медицинской помощи.

Учащиеся должны уметь: оказывать первую медицинскую помощь при ранах, ушибах, царапинах, ожогах и отравлениях; накладывать основные виды повязок.

8-9

Лечит природа

2

Учащиеся должны знать: о полезных веществах, содержащихся в растениях, знать продукты пчеловодчества, состав витаминов и других веществ.

Учащиеся должны уметь: определять лекарственные растения, использовать правильно продукцию пчеловодчества, правильно применять витамины, фитонциды и другие вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности человеческого организма.

10-11

Вокруг аспирина

2

Учащиеся должны знать: состав аспирина и правила проведения химического анализа аспирина, правила техники безопасности с химическими реактивами.

Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препарат аспирин, проводить качественные реакции на функциональные группы органических соединений, входящих в аспирин; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

12-15

Анализ лекарственных препаратов

4

Учащиеся должны знать: правила проведения химического анализа препаратов, реагенты на качественные реакции органических соединений, правила техники безопасности с химическими реактивами.

Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, проводить качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

16-19

За стеклом аптеки

4

Учащиеся должны знать: особенности работы аптечной системы, какие правила распределения лекарственных препаратов существуют, как продаются лекарственные препараты.

Учащиеся должны уметь: уметь по инструкции определять необходимость использования препаратов без рецепта и назначения врача, сравнивать, анализировать, делать выводы.

20-21

Болезнь XXI века - аллергия

2

Учащиеся должны знать: что такое аллергия, какие симптомы аллергии проявляются у человека, как лечить аллергию.

Учащиеся должны уметь: правильно использовать лекарственные препараты, назначенные врачом при лечении аллергии.

22-23

Химик направляет здоровье

2

Учащиеся должны знать: работу химика с лекарственными препаратами, правила проведения химического анализа препаратов, реагенты на качественные реакции органических соединений, правила техники безопасности с химическими реактивами.

Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, проводить качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

24-25

Полимеры в медицине

2

Учащиеся должны знать: правила проведения химического анализа на полимеры, реагенты на качественные реакции на полимеры, правила техники безопасности с химическими реактивами.

Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, проводить качественные реакции на функциональные группы полимеров; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

26-28

Химические элементы в организме человека

3

Учащиеся должны знать: какие химические элементы находятся в организме человека, правила проведения химического анализа препаратов на наличие элементов в составе препарата, реагенты на качественные реакции элементов, правила техники безопасности с химическими реактивами.

Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты по качественному составу на элементы; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

29-30

Химия в стоматологии

2

Учащиеся должны знать: какие препараты используют в стоматологии, правила проведения химического анализа препаратов, правила техники безопасности с химическими реактивами.

Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, используемые в стоматологии, проводить качественные реакции на функциональные группы; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

31-32

Химия на службе у онкологов

2

Учащиеся должны знать: основные особенности заболевания, препараты, используемые для лечения и облегчения боли.

Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты по составу при данном заболевании, проводить и знать  качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

33-34

Итоговое занятие

2

Учащиеся должны знать: основные особенности различных  заболеваний, лекарственные препараты, используемые для лечения и облегчения боли.

Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты по составу при различных заболеваниях, проводить и знать  качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

 Итого:1*34=34 часа


Планируемые  результаты освоения учебного курса

Учащиеся должны знать:

– понятия «лекарственные вещества», «ядовитые вещества», «белки »,«жиры »,«углеводы »,  «ферменты »,« гомеостаз» ,« буферные системы»,« витамины», роль неметаллов и металлов в природе, «макроэлементы »,«микроэлементы », «осмотическое давление », «лекарственное растение »

– фармакологические группы лекарственных средств в зависимости от их лечебного действия;

- семейства растений,  морфологические признаки  изученных на занятии лекарственных растений;

– влияние на состояние здоровья человека вредных веществ;

– правила пользования лекарственными средствами и условия их хранения;

– правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

Учащиеся должны  уметь:

– проводить качественные реакции на белки, жиры, углеводы, катионы и анионы;

– работать с лабораторным оборудованием;

– идентифицировать лекарственные средства с помощью химических реакций;

– решать расчетные задачи с медицинским содержанием;

– работать в группе;

– анализировать состав лекарственных препаратов;

- определять лекарственное растение при помощи определителя растений.

 

Учебно-методическое обеспечение

  1. Вехова В.Н. Растения и животные. Руководство для натуралиста. - М.: Мир, 2007.
  2. Кузнецова М. А. Сказания о лекарственных растениях  -  М.: Высшая школа,  1992.
  3. Насонова Т.И. Химия – союзник медицины: Элективный курс.9 класс/ Т.И. Насонова. – М.: Чистые пруды, 2008.
  4. Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. Книга для чтения. - М.: Просвещение, 2011.
  5. Хомченко Г.П. Пособие по химии. - М.:  Новая волна, 2002.

Лист внесения изменений и дополнений

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица, внёсшего запись

 Выполнение программы 2018 – 2019  уч.г

ФИО учителя:___Гаврилова Е.И.________________

Курс: ____химия_______________

Классы: __9__

   

Период

По плану

Фактически

Отставание

Причина

Способ устранения отставания

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...

Рабочая программа элективного курса по химии "Химия и медицина"

Цели курса:Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельно...

Авторская рабочая программа элективного курса (предмета) по химии "Химия в помощь сельскому жителю - владельцу земельного участка"

Предлагаемый элективный курс (предмет) предназначен для учащихся 9 (10) классов сельских школ. Имеет прикладную направленность, способствует профессиональной ориентации старшеклассников. Сохраняя стру...

Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины"

Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины" ...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...

Рабочая программа элективного курса Основы общей химии 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Основы общей химии "11 класс...

Рабочая программа элективного курса "В мире химии"

Программа предназначена для дополнительного образованию учащихся 8 класса по химии. Способствует формированию химической грамотности учащихся, расширяет кругозор, способствует формированию естественно...