рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
рабочая программа кружка по химии " Химия и медицина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_i_meditsina.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс « Химия и биология медицина» по химии для учащихся 10 классов общеобразовательных школ.
Пояснительная записка.
Программа предназначена для учащихся, избравших в условиях профильного обучения биолого-химическое направление.
Содержание программы может быть рассмотрено как один элективный курс, рассчитанный на 34 часа (1 час в неделю) или служить основой для разработки относительно самостоятельных более мелких курсов, основанные на актуализации широких межпредметные и внутрипредметных связей.
Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности. Беседы с учащимися, анкетирование показывают, что собственное здоровье и способы его сохранения интересуют многих.
Элективный курс «Химия и биология в медицина» поможет учащимся выявить первопричины нарушения здоровья, объяснить влияние различных факторов на организм человека, расширит представление учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, будет способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Содержание учебного материала данного курса соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Элективные курсы по химии в 10 классе призваны развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии, медицины; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.
При изучении этого курса формируются понятия о здоровье, компонентах и показателях здоровья, факторах, определяющих здоровье (наследственность, продукты питания, качество среды обитания, образ жизни), о лекарствах и их действии на организм, правильном их употреблении. Всегда необходимо помнить о том, что «доза может убить и доза может вылечить».
Курс «Химия и биология в медицина» позволяет погрузиться в систему вопросов по биологии и химии: химические свойства металлов и неметаллов, химические реакции, химия клетки, продукты питания, наследственность организма. Содержание данного элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, так как предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитание культуры поведения в мире веществ и химических превращений.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
- системность;
- целостность;
- объективность;
- научность;
- доступность для учащихся основной школы;
- реалистичность;
- практическая направленность.
Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты.
Ведущая идея курса: развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь человеку и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством; следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно применять.
Основные цели элективного курса
1. Расширить знания учащихся об организме как химической фабрике
2. Продолжить формирование у учащихся понимания важности сохранения здоровья на биологическом и химическом уровне.
3,Формирование ключевых компетенций через активную образовательную деятельность.
4.Формирование ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности
Задачи курса
1. Актуализировать и расширить знания учащихся по вопросам здоровьесбережения.
2. Научить школьников анализировать образ жизни с точки зрения влияния на здоровье.
3. Выработать у учащихся навыки оценки функционального состояния своего организма.
4. Обеспечить профессиональную ориентацию старшеклассников.
5. Вовлечение учащихся в активный познавательный поиск;
6. Создание условий для творческой самореализации и саморазвития;
7.Выработка на этой основе экологически грамотного поведения
учащихся.
Учащиеся должны знать:
- влияние химических веществ и биологических добавок на здоровье человека и его наследственность;
- основные правила и нормы поведения ,позволяющие сохранить организм здоровым.
Учащиеся должны уметь:
- получать необходимую информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней;
- управлять собой в жизненных различных ситуациях;
- проводить элементарный анализ веществ;
- уметь приготавливать настои и растворы на основе лекарственных трав.
Структура курса.
Введение ( 2 ч)
Понятие о здоровом организме. Здоровье – бесценный дар природы. Факторы здоровья. Влияние природных факторов на здоровье человека. Правила гигиены . Здоровый образ жизни.
Тема 1. Химия здоровья (10 ч)
Химический состав живого организма. Основные элементы живого организма. Влияние химических элементов и их соединений на организм человека. Значение металлов ,характер воздействия их на человека. Использование меди и серебра в медицине.
Токсические вещества, особенности их свойств , действие на организм.
Соли , их действие на организм, солелечение .Минеральные воды, их состав.
Биологические добавки, состав и влияние на организм человека .
Практическая работы.1.Основа химического анализа на примере исследования состава минеральных вод. 2.Анализ биологических пищевых добавок.
Тема 2.Химия – союзник медицины(15 ч)
История развития медицины. Общая характеристика лекарств, фармакологические свойства, фармакокинетика, побочные действия, взаимодействие с другими лекарственными препаратами. Основные лекарственные формы. Лекарства в нашем доме . Правила приема лекарственных веществ. Болеутоляющие средства. Антибактериальные и химиотерапевтические средства. Витамины, их биологическая ценность. Вещества, регулирующие рождаемость.
Лекарственные растения Астраханской области.Фитотерапия.
Полимеры и медицина.
Практическая работа.1.Рецепты приготовления лекарственных настоев. 2. Обнаружение углеводов и спиртов в составе лекарств.
Тема 3. Химия и наследственность( 2 ч )
Генная инженерия , её развитие.
Методы изучения наследственности. Генетическая терминология и символика. Наследственные заболевания человека , их предупреждение.
Тема 4.Образ жизни и вредные привычки (5 ч )
Здоровый образ жизни. Вредные привычки: как их избежать, сохранения высокой работоспособности и долголетия.
Наркотические вещества и их характеристика.
Исследовательская работа :1.Социальный опрос « Твой образ жизни», 2.Защита проекта «Я – активный участник или активный наблюдатель».
Заключение (2 ч)
Экскурсия в аптеку. Итоговое занятие.
Учебнотематический план.
№ | Тема занятия | Всего | В том числе | |||
Лекции | Практ. работа | Сообщения | Защита проекта | |||
1. 2. | Введение ( 2 часа) Для чего нужно здоровье? Сохраним организм здоровым. | 1 1 | ||||
3. 4. 5. 6.7. 8. 9. 10 | Химия и здоровье.(10 часов) Химические элементы в организме человека и их роль. К чему приводит недостаток химических элементов в организме. Лечение металлами. Металлотерапия и её история. Использование меди, серебра в медицине. Где «задерживаются» токсичные вещества, Соль и её воздействие на организм. Солелечение. Основы химического анализа на примере исследования состава минеральных вод. Биологические пищевые добавки – польза или вред? Анализ биологических пищевых добавок.
| 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 1 |
11 12 13 14 1516 17 181920 212223 24 25 | Химия – союзник медицины. (15 часов) Медицина : прошлое, настоящее и будущее. Лекарства: история создания. Лекарственные формы. Лекарства : их применение и действие Побочные эффекты от употребления лекарств. Болеутоляющие средства. Антибактериальные и химиотерапевтические средства. Витамины. Химия регулирует рождаемость. Лекарства в моем доме. Лекарственные растения . Фитотерапия. Что нужно знать при покупке лекарств. Рецепты приготовления лекарственных настоев. Полимеры и медицина. Этиловый спирт и его свойства, используемые в медицине. Обнаружение углеводов и спиртов в составе лекарств. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 . 1 | 1 1 | 1 1 1. | |
2627 | Химия и наследственность (2часа). Генная инженерия : за и против. Химия и мутационная изменчивость. | 1 1 | ||||
28 29 3031 | Образ жизни и вредные привычки (5 часов). Здоровый образ жизни - важнейшие условие предотвращения различных заболеваний, сохранения высокой работоспособности и долголетия. Наркотические вещества: метилксантины, опиаты, психостимуляторы и другие. Наш социальный опрос « Твой образ жизни». Защита проекта « Я – активный участник или активный наблюдатель». | 1 1 1 1 | 1 1 | 1 | ||
32 33 | Заключение (2часа) Экскурсия в аптеку. Итоговое занятие. | 1 1 | 1 | |||
34 | Итог | 1 | ||||
Итого: Лекции-9 Практические работы-5 Сообщения-5 Защита проекта- 1 | ||||||
Литература.
1. Рукк Н.С., Аликберова Л.Ю. Полезная химия. Задачи на каждый день // Химия: приложение к газете «1 сентября». – 2001. - №16-17.
2. Северюхина Т.В.,Сентемов В.В. Исследование пищевых продуктов.// Химия в школе. – 2000.-№5. – с. 72-79.
3. Суханов Н.Ю., Чернобельская Г.М. Практикум с валеологической направленностью. //Химия в школе. – 2002. - №2.- с. 71-72.
4. Шульпин Г.Б. Это увлекательная химия. – М: Химия, 1984. – 184 с.,ил.
5. Харлампович Г.Д. и др. Многоликая химия: Книга для учащихся, М: Просвещение, Гроссе Э., Вайсмантель Х.Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты, ГДР. 1974. – Пер. с нем. – Л.: Химия, 1979. – 392с.,ил.
7. Березин С.В.. Лисецкий К.С., Ореникова И.Б. Предупреждение подростковой наркомании. М.,2000г.,241с.
8. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков.М:«Academ»,
1999., 144с.
9.Соловьев М.Ю., Дорогов М.В. Современные методы конструирования лекарственных препаратов.// Химия в школе. – 2007. - №3. – с.8-13.
10.Авдеев Я.Г., Авдеева Е.В., Савиткин Н.И., Толкачева Т.К.Минеральная вода – чудесный дар природы.// Химия в школе. – 2007. - №2. – с.8-15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по химии "Химия и медицина"
Цели курса:Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельно...
Рабочая программа внеурочной деятельности по химии " Химия вокруг нас"
Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется умение прав...
Рабочая программа кружка по химии "Химия в задачах"
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Да...
Рабочая программа элективного курса по химии " Химия и мы" 8 класс
Рабочая программа элективного курса по химии " Химия и мы" 8 класс...
Рабочая программа элективного курса по химии " Химия вокруг нас" 10 класс
Рабочая программа элективного курса по химии " Химия вокруг нас" 10 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии «Химия – союзник медицины»
Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказа...
Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины"
Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины" ...