Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины"
элективный курс по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_po_himii_himiya_-_soyuznik_meditsiny_.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по химии
«Химия – союзник медицины»
основное общее образование, базовый уровень
Составитель
Чернышев Виталий Иванович, учитель химии и биологии, ГБОУ СОШ 266,
г. Санкт-Петербург
Содержание
стр.
1. Пояснительная записка 3
2. Календарно – тематический план 4
3. Планируемые результаты освоения учебного курса 8
5. Учебно-методическое обеспечение 9
6. Лист внесения изменений и дополнений 10
7. Выполнение программы 11
Пояснительная записка
Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказания первой медицинской помощи. Актуальность данного курса подкрепляется его практической значимостью – ориентирует на профессии, связанные с медициной, и способствует повышению интереса к познанию химии.
Данный элективный курс предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, семинары, практические и лабораторные работы (которые не только дополняют теоретические знания по химии, но и актуализируют практические умения), экскурсии, а также самостоятельные работы с использованием различных источников информации (в том числе и Интернета).
Цель курса: расширение знаний учащихся о применении химических веществ в медицине, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего обучения.
Основные задачи курса – предоставить учащимся возможность:
- реализовать интерес к химии и применять знания о веществах в повседневной жизни;
- совершенствовать свои экспериментальные умения;
- развивать общеучебные умения – работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;
- активизировать самостоятельность и творчество при решении практических задач.
Формы контроля усвоения материала: отчёты по лабораторным и практическим работам, отчёт об экскурсии, тест, подготовка и защита рефератов.
Программа курса рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.
Возможные темы рефератов:
- Лекарственные растения;
- Наркомания: дорога в бездну;
- Физиологический раствор в медицинской практике;
- Витамины;
- Чудесный гриб Александра Флеминга;
- Полимеры в медицине;
- Продукты пчеловодства: пчелиный яд;
- Дезинфекция.
Календарно – тематический план
№ урока | Тема занятия | Количество часов | Дата | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | Введение | 1 | Учащиеся должны знать: о химических веществах, используемых в медицине, понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, способы оказания первой медицинской помощи. Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, проводить качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
2-3 | Домашняя аптечка | 2 | Учащиеся должны знать: состав домашней аптечки, знать о препаратах аптечки и их назначении в медицине, понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, способы оказания первой медицинской помощи. Учащиеся должны уметь: находить необходимые в домашней аптечке лекарственные препараты. | |
4-7 | Пока не пришёл врач | 4 | Учащиеся должны знать: правила оказания первой медицинской помощи. Учащиеся должны уметь: оказывать первую медицинскую помощь при ранах, ушибах, царапинах, ожогах и отравлениях; накладывать основные виды повязок. | |
8-9 | Лечит природа | 2 | Учащиеся должны знать: о полезных веществах, содержащихся в растениях, знать продукты пчеловодчества, состав витаминов и других веществ. Учащиеся должны уметь: определять лекарственные растения, использовать правильно продукцию пчеловодчества, правильно применять витамины, фитонциды и другие вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности человеческого организма. | |
10-11 | Вокруг аспирина | 2 | Учащиеся должны знать: состав аспирина и правила проведения химического анализа аспирина, правила техники безопасности с химическими реактивами. Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препарат аспирин, проводить качественные реакции на функциональные группы органических соединений, входящих в аспирин; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
12-15 | Анализ лекарственных препаратов | 4 | Учащиеся должны знать: правила проведения химического анализа препаратов, реагенты на качественные реакции органических соединений, правила техники безопасности с химическими реактивами. Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, проводить качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
16-19 | За стеклом аптеки | 4 | Учащиеся должны знать: особенности работы аптечной системы, какие правила распределения лекарственных препаратов существуют, как продаются лекарственные препараты. Учащиеся должны уметь: уметь по инструкции определять необходимость использования препаратов без рецепта и назначения врача, сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
20-21 | Болезнь XXI века - аллергия | 2 | Учащиеся должны знать: что такое аллергия, какие симптомы аллергии проявляются у человека, как лечить аллергию. Учащиеся должны уметь: правильно использовать лекарственные препараты, назначенные врачом при лечении аллергии. | |
22-23 | Химик направляет здоровье | 2 | Учащиеся должны знать: работу химика с лекарственными препаратами, правила проведения химического анализа препаратов, реагенты на качественные реакции органических соединений, правила техники безопасности с химическими реактивами. Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, проводить качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
24-25 | Полимеры в медицине | 2 | Учащиеся должны знать: правила проведения химического анализа на полимеры, реагенты на качественные реакции на полимеры, правила техники безопасности с химическими реактивами. Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, проводить качественные реакции на функциональные группы полимеров; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
26-28 | Химические элементы в организме человека | 3 | Учащиеся должны знать: какие химические элементы находятся в организме человека, правила проведения химического анализа препаратов на наличие элементов в составе препарата, реагенты на качественные реакции элементов, правила техники безопасности с химическими реактивами. Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты по качественному составу на элементы; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
29-30 | Химия в стоматологии | 2 | Учащиеся должны знать: какие препараты используют в стоматологии, правила проведения химического анализа препаратов, правила техники безопасности с химическими реактивами. Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, используемые в стоматологии, проводить качественные реакции на функциональные группы; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
31-32 | Химия на службе у онкологов | 2 | Учащиеся должны знать: основные особенности заболевания, препараты, используемые для лечения и облегчения боли. Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты по составу при данном заболевании, проводить и знать качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
33-34 | Итоговое занятие | 2 | Учащиеся должны знать: основные особенности различных заболеваний, лекарственные препараты, используемые для лечения и облегчения боли. Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты по составу при различных заболеваниях, проводить и знать качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
Итого:1*34=34 часа |
Планируемые результаты освоения учебного курса
Учащиеся должны знать:
– понятия «лекарственные вещества», «ядовитые вещества», «белки »,«жиры »,«углеводы », «ферменты »,« гомеостаз» ,« буферные системы»,« витамины», роль неметаллов и металлов в природе, «макроэлементы »,«микроэлементы », «осмотическое давление », «лекарственное растение »
– фармакологические группы лекарственных средств в зависимости от их лечебного действия;
- семейства растений, морфологические признаки изученных на занятии лекарственных растений;
– влияние на состояние здоровья человека вредных веществ;
– правила пользования лекарственными средствами и условия их хранения;
– правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.
Учащиеся должны уметь:
– проводить качественные реакции на белки, жиры, углеводы, катионы и анионы;
– работать с лабораторным оборудованием;
– идентифицировать лекарственные средства с помощью химических реакций;
– решать расчетные задачи с медицинским содержанием;
– работать в группе;
– анализировать состав лекарственных препаратов;
- определять лекарственное растение при помощи определителя растений.
Учебно-методическое обеспечение
- Вехова В.Н. Растения и животные. Руководство для натуралиста. - М.: Мир, 2007.
- Кузнецова М. А. Сказания о лекарственных растениях - М.: Высшая школа, 1992.
- Насонова Т.И. Химия – союзник медицины: Элективный курс.9 класс/ Т.И. Насонова. – М.: Чистые пруды, 2008.
- Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. Книга для чтения. - М.: Просвещение, 2011.
- Хомченко Г.П. Пособие по химии. - М.: Новая волна, 2002.
Лист внесения изменений и дополнений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа | Подпись лица, внёсшего запись |
Выполнение программы 2019 - 2020
ФИО учителя:___Чернышев Виталий Иванович
Курс: ____химия_______________
Классы: __9__
Период | По плану | Фактически | Отставание | Причина | Способ устранения отставания |
I четверть | |||||
II четверть | |||||
III четверть | |||||
IV четверть | |||||
Год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по химии "Химия и медицина"
Цели курса:Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельно...
Рабочая программа элективного курса "Физика и медицина" 9 класс
Рабочая программа элективного курса «Физика в медицине» разработана на основе авторской программы С. М Новикова (Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение/ сост...
Рабочая программа элективного курса "Химия и медицина"
Пояснительная запискаЭлективный курс «Химия и медицина» рассчитан на 17 часов, рекомендован для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофил...
Рабочая программа элективного курса «Биохимия и медицина»
Программа элективного курса «Биохимия и медицина» предназначена для учащихся 10-11 классов, избравших химико-биологический профиль, и носит межпредметный характер на стыке экологии, ...
Рабочая программа элективного курса "Биология в медицине".
Рабочая программа элективного курса 9 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии «Химия – союзник медицины»
Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказа...
Рабочие программы элективного курса "Химия и медицина"
Содержание курса расширяет представление обучающихся о химических веществах, используемых в медицине, дает понятие о лекарствах и механизмах их действия на организм человека.Интеграция этого курса с б...