Рабочая программа по химии 9 класс 2015 г.
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Рабочая программа по химии 9 класс 2015-2016 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_9_klass.docx | 38.38 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Химия 9 класс.
Составитель: учитель химии и биологии
Лесков А.С.
2014 год
Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна (Дрофа 2011 г.). Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника О.С.Габриелян «Химия 9 класс», М.: Дрофа, 2011. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по химии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», а также дополнительных пособий
Настоящий календарно-тематический план рассчитан на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, т.е.68 часов в год, в том числе 4 часа для проведения контрольных работ по следующим темам: «Вводный контроль», «Металлы», «Неметаллы», «Органические соединения» и 6 часов для проведения практических работ: « Осуществление цепочки химических превращений металлов», «Получение и свойства соединений металлов», «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ», «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода», «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода», «Получение, собирание и распознавание газов». Также программа предусматривает проведение лабораторных опытов в темах: «Металлы», «Неметаллы» и «Органические соединения» и проектную работу учащихся по темам, предложенным учителем. Предусмотренные в курсе химии основной школы темы-модули «Химия и экология», «Химия и сельское хозяйство» и «Химия и экология» в предлагаемой рабочей программе исключены.
Согласно действующему в лицее учебному плану и обучение в объеме 68 часов ( 2 час. в неделю).
В соответствии с этим реализуется:
типовая программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна (Дрофа 2011).
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности:
• в 9 классе (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает кроме демонстрационных печатных пособий также раздаточные таблицы, карты-инструкции для практических занятий по химии, различные рабочие тетради и дидактические материалы, сборники тестов и т.д.(в расчёте на каждого ученика) Эти печатные материалы могут значительно облегчить работу преподавателя химии, их можно использовать для опроса на уроке и в качестве заданий на дом.
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных программ:
- «Химия неметаллов» (разделы «кислород и сера», «азот и фосфор», «галогены»);
- «Закономерности протекания химических реакций»;
- Электронный справочник «Кирилла и Мефодия».
- Библиотека электронных наглядных пособий. Химия 8-11. ООО «Кирилл и Мефодий».
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса (базовый уровень)
В результате изучения химии ученик должен
Знать/понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы(от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
- обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
В календарно-тематическом плане планируемые результаты продвинутого уровня усвоения знаний выделены курсивом.
№ | Количество Часов. | Тема урока. | Элементы содержания. | Планируемый результат и уровень усвоения | Дата |
Повторение основных вопросов курса химии 8-го класса и введение в курс 9-го класса. (6ч.) Цель: Дать план общей характеристики элемента по его положению в Периодической системе и научить девятиклассников использовать его для составления характеристики элемента-металла, неметалла. Повторить на основании этого сведения по курсу 8 класса о строении атома, о типах химической связи, о классификации неорганических веществ и их свойствах в свете ТЭД и ОВР, о генетической связи между классами соединений. Дать понятие об амфотерности. Раскрыть научное и мировоззренческое значение Периодического закона. Познакомить с решением задач на долю выхода продукта реакции. ( ценностно-ориентационная, смыслопоисковая компетенции). | |||||
1 | 3 | Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д. И. Менделеева. | Классификация химических элементов. | Уметь объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера группы и периода, к которым элемент принадлежит в П.С.Х.Э. Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в группах и периодах, а также свойств их оксидов и гидроксидов. | |
4 | 1 | Периодический закон и система элементов Д. И. Менделеева. | Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.И.Менделеева | Знать формулировку Периодического закона и Периодической системы Д.И.Менделеева, значение ПЗ и ПС( Р ) ,предсказания Д.И.Менделеева для германия, скандия, галлия( П ). | |
5-6 | 3 | Свойства оксидов, оснований, кислот и солей в свете теории ТЭД. | Свойства оксидов, оснований, кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов | Знать определения кислот щелочей и солей с позиции ТЭД( Р ). Уметь записывать уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде, уметь составлять электронный баланс для ОВР( П ). | |
Тема II Металлы (21 ч) Цель: Повторить с учащимися положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов(металлическую химическую связь и кристаллическую металлическую решетку). Обобщить и расширить сведения учащихся о физических свойствах металлов и их классификации. Развивать логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов для отдельных представителей этого класса простых веществ. (Рефлексивная, коммуникативная, смыслопоисковая компетенции, профессионально - трудовой выбор). | |||||
7 | 1 | Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. | Характеристика химических элементов-металлов в П.С.Х.Э. Строение атомов. | Уметь находить Ме в П.С.Х.И, | |
8 -9 | 2 | Химические свойства металлов. | Свойства простых веществ (металлов). | Уметь записывать уравнения р. (ок-вос) металлов с водой, солями, кислотами, уметь пользоваться рядом активности( П ). | |
10 | 1 | Коррозия металлов. | Коррозия металлов. | Знать определение коррозии металлов( Р ), объяснять процессы, | |
11 | 1 | Сплавы. | |||
12 | 1 | Решение задач на избыток одного из реагирующих веществ. | |||
13 | 1 | Металлы в природе. | Металлы. Общие способы получения металлов. | Знать основные способы получения металлов в промышленности ( П ). | |
14 | 1 | Общая характеристика элементов I A группы | Хим. элементы главных подгрупп П.С.Х.Э. Д И Менделеева: натрий, калий. | Уметь давать характеристику щелочного металла по плану. Записывать ур-р. (ок-вос) химических свойств. в сравнении (в группе) с другими металлами( П ). | |
15 | 1 | Соединения щелочных металлов. | Соединения щелочных металлов. | Знать важнейших представителей соединений щелочных Ме, уметь, на основании знаний их хим св-в осуществлять цепочки превращений. | |
16 | 1 | Общая характеристика элементов IIA группы. | Хим. элементы главных подгрупп П.С.Х.Э. Д И Менделеева: кальций, магний. Соединения щелочноземельных металлов. | Уметь давать характеристику щелочноземельных металлов по плану, уметь записывать уравнения(окислительно-восстановительные). | |
17-18 | 2 | Решение задач на определение выхода продукта реакции. | Соединения щелочноземельных металлов. | Знать важнейших представителей соединений щелочноземельных Ме, уметь, на основании знаний их химические свойства осуществлять цепочки превращений. Знать способы смягчения воды | |
19 | 1 | Алюминий, его физические и химические свойства. | Хим. элементы главных подгрупп П.С.Х.Э. Д И Менделеева: алюминий. | Уметь давать характеристику эл-та алюминия, объяснять наличие переходных св-в | |
20 | 1 | Соединения алюминия. | Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида. | Уметь записывать уравнения алюминия, оксида и гидроксида с кислотой и щелочью( П ). | |
21 | 1 | Железо, его физические и химические свойства. | Железо-элемент побочной подгруппы 8 группы. | Уметь объяснять строение атома железа ,уметь записывать уравнения реакции химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления железа( П ). | |
22-23 | 2 | Генетические ряды Fe2+, Fe3+ | Оксиды и гидроксиды железа. Соли железа. | Знать химические св-ва соединений железа (II) и (III)( Р ). Уметь определять соединения, содержащие ионы Fe2+, Fe3+ с помощью качественных реакций. Уметь осуществлять цепочки превращений ( Т ). | |
24 | 1 | Практическая работа № 1 « Осуществление цепочки химических превращений металлов». | Прогнозировать, аргументировать и экспериментально осуществлять цепочки хим. превращений.( Т ) | ||
25 | 1 | Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов» | Уметь экспериментально доказывать свойства соединений металлов. ( П ) | ||
26 | 1 | Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ». | Предлагать на практике способы получения и распознавания веществ. ( Т ) | ||
27 | 1 | Обобщение систематизация и коррекция знаний, умений, навыков уч-ся по теме «Химия металлов». | Знать строение атомов металлических элементов. Химические свойства и применение алюминия, железа, кальция и их важнейших соединений ( П ). | ||
28-29 | 2 | Контрольная работа № 1 по теме «Химия металлов». | |||
Тема III. Неметаллы (27 ч) | |||||
30 | 1 | Общая характеристика неметаллов | Свойства простых веществ (неметаллов). | Уметь давать характеристику элементам неметаллам на основании их положения в ПСХИ. Знать основные соединения, физические свойства ( П ). | |
31 | 1 | Водород. | Водород, его свойства. | Уметь характеризовать химический элемент водород по положению в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева и строению атомов. Уметь составлять уравнения реакций (ок-вос) химических свойств водорода( П ). | |
32 | 1 | Общая характеристика галогенов. | Хим. элементы главных подгрупп П.С.Х.Э. Д И Менделеева: хлор, бром, йод. Строение атомов галогенов, их степени окисления. | Уметь составлять схему строения атомов галогенов с указанием числа электронов в электронных слоях. | |
33 | 1 | Соединение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. | Галогено-водородные кислоты и их соли. | Уметь характеризовать свойства важнейших соединений галогенов ( П ). | |
34 | 1 | Кислород. | Кислород, его свойства. | Знать о значении кислорода в атмосфере, при дыхании и фотосинтезе. Уметь записывать уравнения реакций кислорода с простыми и сложными веществами. Знать способы получения( Р ). | |
35 | 1 | Сера, её физические и химические свойства. | Хим. элементы главных подгрупп П.С.Х.Э. Д И Менделеева: сера. Строение атома серы. | Уметь характеризовать химический элемент серу по положению в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева и строению атома. | |
36 | 1 | Оксиды серы (|V) и (V|). Серная кислота. Соли серной кислоты | Оксиды серы (IV и VI), серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. | Знать и уметь записывать хим. св.-ва оксидов -как кислотных оксидов, уметь записывать ур.-р. хим. свойств серной кислоты разбавленной и концентрированной, получение в промышленности, качественные реакции на SO42-( П ). | |
37 | 1 | Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». | Уметь доказывать качественный состав серной к.-ты, практически док-ть химические св.-ва, проводить качественные реакции на ионы Cl-, J-, SO42-,S2-, осуществлять превращения( Т ). | ||
38 | 1 | Азот и его свойства. | Хим. элементы главных подгрупп П.С.Х.Э. Д И Менделеева: азот. | Уметь составлять схему строения атома азота с указанием числа электронов в электронных слоях( П ). | |
39-40 | 1 | Аммиак. Соли аммония. | Аммиак и его свойства. Соли аммония. | Знать строение молекулы, основные хим. св-ва аммиака, гидроксида аммония( Р ), качественную реакцию на катион аммония( П ). | |
41 | 1 | Практическая работа № 5 « Получение, собирание и распознавание газов». | Уметь получать аммиак в лаборатории и доказывать его наличие( П ). Качественно доказывать наличие катионов NH4+ и OH- ионов( Т ). | ||
42 | 1 | Решение расчетных задач. | Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции ( П ). | ||
43-44 | 2 | Азотная кислота и её соли. Оксиды азота. | Азотная кислота и её | Знать основные химические свойства HNO3(взаимодействие с металлами и неметаллами)( Р ), — уметь приводить примеры азотных удобрений( П ). | |
45-46 | 2 | Фосфор и его соединения. | Хим. элементы главных подгрупп П.С.Х.Э. Д И Менделеева: фосфор. Соединения фосфора: оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и её соли. | Знать электронное строение атома фосфора, аллотропные видоизменения фосфора, хищнические свойства кислотных оксидов и фосфорной кислоты. Уметь записывать окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена( П ). | |
47 | 1 | Углерод, его физические и химические свойства. | Хим. элементы главных подгрупп П.С.Х.Э. Д И Менделеева: углерод. Алмаз, графит- аллотропные видоизменения. | Знать аллотропные видоизменения углерода, химические свойства. Уметь записывать окислительно — восстановительные реакции углерода с O2, Me, H2, оксидами металлов( П ). | |
48 | 1 | Оксиды углерода. Физические и хим. свойства в сравнении. Топливо. | Оксиды углерода: угарный и углекислый газ. | Уметь записывать уравнения реакций СО с кислородом, оксидами металлов, СО2 с водой и щелочами, получение. | |
49 | 1 | Угольная кислота и её соли. | Угольная кислота и её соли. | Знать важнейшие свойства угольной кислоты и карбонатов, качественную реакцию на соли угольной кислоты( П ). Уметь распознавать карбонаты с помощью качественных реакций | |
50 | 1 | Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода» | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием Знать устройство прибора для получения газов, уметь им пользоваться( Р ), уметь определять карбонат – ион( П ). | ||
51 | 1 | Кремний и его соединения. Силикатная промышленность. | Хим. элементы главных подгрупп П.С.Х.Э. Д И Менделеева: кремний. Кремниевая кислота и её соли. | Уметь составлять схему строения атома кремния с указанием числа электронов в электронных слоях. Знать свойства, применение кремния и оксида кремния ( Р ) . | |
52 | 1 | Решение расчетных задач. | Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции( П ). | ||
53-54 | 2 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме: «Химия неметаллов». | Знать: электронное строение атомов серы, азота, фосфора, углерода. Химические свойства и применение серы, оксида серы (IV), серной кислоты, азота, аммиака, азотной кислоты, фосфора, оксида фосфора (V), фосфорной кислоты, углерода, оксида углерода (IV), угольной кислоты, кремния, оксида кремния(1У), кремниевой кислоты( П ). | ||
55 | 1 | Контрольная работа | |||
Тема I V. Органические соединения (9ч.) | |||||
56 | 1 | Предмет органической химии. Многообразие органических соединений. | Органические вещества. Причины многообразия углеродных соединений | Знать особенности органических соединений, классификацию и химическое строение. Знать основные положения теории химического строения A.M. Бутлерова( Р ).^ Уметь называть представителей разных классов углеводородов, записывать структурные формулы важнейших представителей, изомеров, гомологов. Уметь называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре. | |
57-58 | 2 | Углеводороды. Предельные и непредельные. | Органические вещества. Предельные органические вещества: метан. | Уметь называть представителей разных классов углеводородов, записывать структурные формулы важнейших представителей, изомеров, гомологов. Уметь называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре. | |
59 | 1 | Природные источники углеводородов. Переработка нефти. | Природные источники углеводородов. Переработка нефти | Знать природные источники углеводородов, состав нефти, её перегонку( Р ). | |
60-61 | 2 | Кислородсодержащие соединения. | Органические вещества. Спирты: метанол, этанол, их физиологическое действие. Понятие о карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты. Реакция этерификации. | Знать представителей кислородсодержащих органических соединений: образование водородной связи. Знать о ядовитости спиртов( Р ). | |
62-63 | 2 | Углеводы. | Биологически важные органические вещества: жиры. Физические и химические свойства. | Знать представителей углеводов и их значение в природе и жизни человека( Р ). | |
65 | 1 | Понятие об аминокислотах и белках. Реакции поликонденсации Белки. | Биологически важные органические вещества: аминокислоты и белки. Состав, строение, биологическая роль белков. | Знать основные функции белков в живом организме, их значения и условия разрушения или денатурации( Р ). | |
66 | 1 | Обобщение знаний по курсу органической химии. | Уметь определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; | ||
67-68 | Обобщение знаний по химии за курс основной школы |
Литература
Для учителя: 1.О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В. Яшукова «Химия 9 класс. Настольная книга для учителя», Дрофа. М., 2006;
2. О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова «Химия в тестах, задачах и упражнениях. 8-9 классы», М.: Дрофа, 2005;
3.О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Изучаем химию в 9 классе: Дидактические материалы», М.: Блик плюс, 2004;
4.О.С.Габриелян, Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. «Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 9 класс», М.: Дрофа, 2006.
Для учащихся :
Энциклопедический словарь юного химика . (Сост. В.А.Крицман, В.В.Станцо.)-М.:Педагогика , 1990.
И.Г.Хомченко «сборник задач и упражнений по химии»(для средней школы) Москва,: Новая волна, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии 2014-2015 уч.г.
Рабочие программы по химии 2014-2015 уч.г....
Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год
Рабочая программа. Информатика 10 класс. 2015-2016 учебный год. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Учебник - Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатик...
Рабочая программа 9-й класс 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа 9-й класс....
Рабочая программа биология 10 класс 2015-2016 год базовый уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для 10 класса (базовый уровень) ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и професс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии на 2015-2016 учебный год 8 класс
Рабочая программа по химии 8 класс О.С. Габриелян...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии на 2015-2016 учебный год 10-11 классы
Рабочая программа по химии для 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии (профильный уровень), в соответствии с федеральным компонентом государственно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии на 2015-2016 учебный год 10-11 классы
Рабочая программа по химии для 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии (профильный уровень), в соответствии с федеральным компонентом государственно...