Лесков Анатолий Сергеевич

Сайт заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе и учителя химии

Профессия: Учитель химии

Профессиональные интересы: Администрирование школы

Увлечения: Литература

Регион: Забайкальский край

Населенный пункт: с. Дунаево.

Место работы: МОУ "Дунаевская средняя общеобразовательная школа № 57"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/anatoliy-sergeevich-leskov

Один из моих принципов работы – это «Шаг вперёд и ещё два!». Всем известно, что всё познаётся в сравнении. Из своего 18-летнего опыта работы я могу себе это позволить. Пятый год я работаю по образовательной системе «Школа 2100», благодаря которой появилась возможность максимально раскрыть внутренний потенциал каждого ребёнка, а также реализовать свой. Она, на мой взгляд, соответствует требованиям современного образования – это достижение нового качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности Принимая принципы этой системы, считаю, что отношение к миру младшего школьника, выраженное в схемах «знаю – не знаю», «умею – не умею», «владею – не владею», должно смениться параметрами«ищу – и нахожу», «думаю – и узнаю», «пробую – и делаю».

Личностный подход заставляет переосмысливать формы организации урока и всей классно-урочной деятельности. Он предполагает изменение самой структуры урока. Урок превращается в творческое общение учителя с учениками и учеников между собой и в проблемную дискуссию. Мы постепенно отходим от преимущественно фронтальной работы со всем классом, комбинируя ее с работой в малых группах и с индивидуальной (самостоятельной) работой.

На своих уроках я применяю групповую форму работы. Делю детей на группы, учитывая характер ребёнка, уровень умственных способностей, межличностные взаимоотношения, назначаю старшего, эксперта-консультанта, которые руководят работой рядовых, помогают ребятам и контролируют выполнение заданий.  

Также использую работу в парах. Задание дети выполняют либо вместе в паре, либо вариативно, потом проверяя друг друга. Хорош этот вид работы на уроках гуманитарного цикла, когда дети, прослушав товарища, могут задать ему вопросы, либо поддержать в беседе.

Применяю игры (коллективно, в группах, в парах): например, «Защита проекта» – ученик готовит дома материал, затем выступает в роли учителя, используя наглядность, доску. «Любознательный» – им назначается ребенок, который должен задать как можно больше толковых вопросов. Освоив принципы организации учебно-познаватель­ной деятельности, я учу детей самостоятельности в мышлении и познании, формирую умение целенаправ­ленно работать самим и оказывать помощь товарищам. Они учатся размышлять, задавать вопросы, решать про­блемы. Мои ученики постоянно в поиске. Новый материал не преподношу в готовом виде, а создаю проблемную ситуацию.

Личностный подход меняет отношение к оценке и отметке как стимулам поощрения и наказания. Я стала практиковать бездвоечную систему оценивания, она очень действенна (в моём классе). Мои ребята очень сильно расстраивались, получая отрицательную отметку, что огорчало и меня, а сейчас слова  «додумай, неверно, не так» воспринимают как шанс исправить свой недочёт, свою ошибку, это стимулирует их к действию. Они обязательно используют этот шанс и получают удовлетворение от конечного результата.  

По планам Министерства образования, в школе будущего ребенок будет находиться полный день. А мы уже реализуем эти планы, работая в односменной гимназии. В новом учебном году мы перешли на новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. У нас есть уникальная возможность для занятий с одарёнными детьми. Я провожу занятия по системе «свободная группа». Диапазон учебной деятельности в «свободной группе» широк и разнообразен, более того, эта система позволяет одновременно проводить несколько различных занятий. Часто у нас можно наблюдать такую картину: в одной группе дети увлечены разгадыванием ребусов, кроссвордов, в другой – заняты чтением, а рядом – группа ребят строит сложный объект из конструкционных элементов. По окончании занятий дети подробным образом докладывают учителю о результатах своей деятельности. 

Мой второй принцип работы – «Гореть самой и зажигать других!». Все учащиеся класса охвачены внеклассной работой. Это помогает им раскрываться, раскрепощаться, учит коммуникативности.

Отдельно надо отметить те социальные институты, которые параллельно со школой воздействуют на личностное развитие ребенка: один из них – семья, бытовое окружение.

Отсюда вытекает третий принцип – это «треугольник отношений», вершинами которого являются родитель – РЕБЁНОК – учитель.Семья – первый учитель ребёнка. Родители – это помощники, наставники, советчики и хорошие товарищи своих детей.  Очень большое значение я уделяю аспектам семейного воспитания, именно поэтому такова тематика практически всех родительских собраний, которые я провожу в разной форме: «семейные советы», анкетирование, «поговорилки», родительские практикумы и т.д. В моём классе родители являются активными участниками всех классных, школьных и районных мероприятий, ведь личный пример – это действенный механизм воспитания.

А следующий мой принцип вытекает из той ситуации, когда человеку психологически комфортно. Когда же человек испытывает страшный дискомфорт в коллективе?.. Когда его сравнивают с другими.

И четвёртый мой принцип – это «никогда не сравнивать детей друг с другом»: принцип психологической комфортности. Не должно быть победителей и побеждённых, каждый ребёнок индивидуален. Ребёнка можно сравнить только с самим собой: «какой я был вчера, какой же я сегодня». Я ценю своеобразие ребенка, наблюдаю, выявляю и поддерживаю основные линии его развития, исключая технологию подгонки под стандарт. Для меня главное, чтобы ребенок, уходя домой, же­лал встретиться со мной вновь. Каждый день ребенок должен уходить с победой. Один решил задачу, другой придумал яркий рассказ, третий сочинил стихотворение. И если мои ребятишки работают с увлечением и удо­вольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольные и ждут с нетерпением завтрашнего дня – это показатель успешности моего учительского труда.

Когда я вхожу в класс, сразу окунаюсь в бездонное море прекрасных, лучезарных глаз, в которых таится вопрос: «А что сегодня интересного Вы нам приготовили?» Я часто задумываюсь над вопросом, кто же такой учитель? В моём представлении это так: прежде всего добрый советчик и наставник, ведь сколько секретов таится в детских сердечках – и многие из них известны учителю. Становится очень хорошо на душе, когда малыш подходит и делится своими тайнами или проблемами, значит, я вызываю доверие у маленького человечка, он мне верит. Учитель также и творитель, сколько творений являет он своим маленьким друзьям в течение всего периода обучения, делясь с ними опытом  и сотрудничая. Учитель – это учёный, слова говорят сами за себя, ведь они однокоренные. Сколько терминов, законов нужно знать педагогу! Готовясь к урокам, учитель рассчитывает на понимание своих учеников, надеется на их работоспособность, изобретает и апробирует новые методики, порой идя на риск, в какой-то степени он – игрок.

Всё моё педагогическое кредо, как результат душевных переживаний и долгих раздумий, хочу вам преподнести такими поэтическими строчками собственного сочинения.

Всякий труд почётен, уважаем –
Об этом все прекрасно знают.
Но есть такой, который не сравним ни с чем…
Где я работаю? И кем?

Я с гордостью произношу – «учитель» –
Душевной доброты и щедрости хранитель.
Профессий много – и они все хороши,
А учитель – не призвание, а состояние души.      

Об авторе.    

Альфина Римовна Валеева – учитель начальных классов, руководитель кафедры начальных классов гимназии МБОУ Гимназия № 1 города Туймазы, Республика Башкортостан. Ее стаж работы по специальности – 18 лет.

О себе

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Мёртвые души " Н.В. Гоголь, А.  Толстой "Пётр I",  "Властелин Колец" 

Рецензия на трилогию "Властелин колец"

Властелин колец — пожалуй самая известная книга в жанре фэнтези, не говоря уже о том, что она одна из первых. Это произведение было написано в середине ХХ века английским профессором лингвистом Джоном Р. Р. Толкином и состоит из трех частей: Хранители, Две твердыни и Возвращение короля.

Я даже боюсь представить, как было сложно создать такое масштабное, удивительнейшее произведение. В этом Толкиену во многом помогло изучение литературы и мифологии, что дало возможность создать такой мир, который мог когда-то существовать. Ведь эльфы, гномы или волшебники присутствуют в каждой мифологии, в каждом фольклоре любой страны. Просто в разных странах они называются по разному и представлены в ином виде...

Но суть одна — это существа, которые раньше жили с людьми бок о бок (вспомнить хотя бы древнерусские предания, они же наполнены духами лесов, рек и озер...).

Поэтому, я думаю, это произведение хорошо перекликается с историей, пусть и мифологической, но зато близкой почти каждому человеку. Толкиен написал не просто фантастический роман, он создал целый мир с собственным языком (что не удивительно для профессора англосаксонского языка), картой, хроникой (летосчисление и исторические события, предшествующие событиям в книгах и последующие после них), волшебными существами и их философией.

Но я хотела бы рассказать конкретно о романе «Властелин колец». Действия в нем происходят после книги «Хоббит» и являются логичным продолжением его сюжета, хотя главным героем уже становится не хоббит Бильбо Торбинс, состарившийся после своих приключений, а его племянник Фродо. Ему переходит Кольцо, выкованное самим Сауроном и «случайно» попавшее в руки Бильбо, обладающее огромной темной силой. И на его плечи ложится тяжелая миссия — уничтожить это Кольцо, пока Оно не подчинило его разум себе.

Сюжетная линия, лишь косвенно открытая в «Хоббите», здесь получает самостоятельное и куда более масштабное развитие, нежели действия, происходившие в первом романе. Стоит пояснить: хоббит — это существо, меньше человека, иначе часто называемое полуросликом. Живут они в уютных норах и ведут неспешный и размеренный образ жизни. Не любят показываться людям на глаза и вообще участвовать в каких-либо приключениях. Фродо и Бильбо — первые хоббиты, которые пошли наперерез этим традициям и сыгравшие глобальную роль в судьбе всего Средиземья — мира, в котором и происходят действия книг.

Сюжет «Властелина колец» совсем не детский и сказочный, по серьезности и масштабности приключений, происходящих в романе, он может легко сравниться с любой исторической драмой. С поправкой лишь на то, что все действия происходят в фантастическом мире и участвуют в них не только люди... Благодаря фантастичности происходящего, в романе легко можно вписать символизм, параллели с реальным миром. Обратить внимание людей на происходящее в жизни. Ведь роман был опубликован после Второй мировой войны. И в книге поднимается тема об объединении своих сил против одного зла. Но в книге можно увидеть гораздо больше... Стоит только прочитать. И просто получить от этого удовольствие.

 
 
 

 

Мой взгляд на мир

Сорвались в пропасть два альпиниста -
оптимист и пессимист.
Пессимист:
— Падаю…
Оптимист:
— Лечу!

 
"Здравствуйте, Николай! Недавно смотрела телепередачу, где вскользь говорилось об исследовании стрессоустойчивости оптимистов и пессимистов. Поразило меня то, что по большинству тестов пессимисты показали лучшие результаты. Как же так? Ведь нас с малолетства приучали быть оптимистами. Получается, что у оптимизма есть тоже свои слабые стороны? Что вы думаете по этому поводу?" Людмила

Наш мир помешан на оптимизме. С детства нам навязывается оптимистический взгляд на мир, хотя последний от этого не становится лучше. В чём причина? А если посмотреть на оптимизм и пессимизм непредвзято?  Может, всё то, что нам внушали, работает с точностью до наоборот? Итак, открыв словарь, узнаём, что оптимизмом (от лат. — наилучший) принято называть взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, верой в будущее, а пессимизмом (от лат. — наихудший), соответственно, наоборот. На первый взгляд, оптимизм подкупает своим определением, и не хочется в сто первый раз писать о том, что оптимизм — это хорошо, а пессимизм — плохо. Это вы и сами много раз слышали. Давайте посмотрим на это глазами психолога.

По сути своей оптимизм и пессимизм — это типичные механизмы психологической защиты. В связи с этим, можно предположить, что оптимисты и пессимисты стремятся таким образом избежать контакта с реальностью. И у того, и у другого есть зацикленность на будущем, пусть и с разной полярностью. А когда мы убегаем в будущее? Когда мечты и надежды становятся спасением? Правильно, когда есть проблемы в настоящем, которые причиняют много боли, заставляя человека тщательно избегать мыслей о плохом.

Оптимиста точно характеризует фраза — “отсутствие причин для радостей ещё не повод для уныния” (Александр Махнёв). Первая часть данной цитаты — ключевая. Отсутствие причин для радости в настоящем, и поэтому фанатичный поиск позитива в будущем! Вот корень всех зол! Только “завтра” рождается из “сегодня”, и если в последнем нет причин для радости, то откуда же она возьмется в будущем? Только в мечтах и надеждах! Поэтому оптимисты только кажутся позитивными, весёлыми и счастливыми, а под маской — неудовлетворённый человек.

А теперь немного о пессимистах. Забавно характеризует пессимиста одна американская поговорка: пессимист — это тот, кто чувствует себя плохо, когда ему хорошо, из-за страха, что почувствует себя хуже, когда будет чувствовать себя лучше. Куда “бежит” он, когда в настоящем ему плохо? В прошлое? Вряд ли. Ведь пессимизм — это “хронический” взгляд на мир, поэтому в прошлом, видимо, тоже была не очень радостная жизнь. Из “вчера” рождается “сегодня”, но “завтра” ещё не наступило. С ним нет реального контакта, причиняющего болевой опыт, и поэтому пессимист тоже пытается найти ресурс в будущем. Но чем же он тогда отличается от оптимиста? Ведь в словаре было сказано — “неверие в будущее”…

То, что пессимист не верит в будущее, очень сомнительно, так как иначе все они давно уже бы вымерли. Но ведь многие пессимисты являются долгожителями, да в придачу — успешными людьми. Значит верят они в будущее! Верят! И не хуже оптимистов, но никогда вам в этом не признаются, так как это их “кредо”, в котором их спасение, защита. И не какая-нибудь, а психологическая!

Оптимист открыто заявляет, что скоро будет лучше, и если это «лучше» не наступает, то оптимисту ничто не помешает повторить это снова. А как же иначе? Надежда на лучшее будущее греет душу. Если приглядеться, то вся жизнь оптимиста – это подготовка к завтрашнему дню. Если бы мы применили «формулу» оптимизма в арифметике, то получилось бы такая несуразица: «дважды два, увы, четыре, а скоро будет еще лучше – пять». Поэтому и не удивительно, что оптимисты даже ошибаются «удачно».

Если задуматься, то пессимисты на порядок чувствительнее, а значит и ранимее оптимистов. Они тоже где-то глубоко внутри хотят верить в светлое будущее, но очень тяжело переживают, если их надежды не оправдываются. И чтобы защититься от несбыточных надежд, пессимисты переходят в глухую оборону со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Это напоминает юношу, который не приглашает понравившуюся девушку на свидание, боясь отказа. Она очень ему нравится, но её возможный отказ “ранит” его очень больно. И чтобы избежать возможных страданий, юноша может несколько лет мысленно проигрывать предстоящую ситуацию, учитывая мельчайшие препятствия, с которыми он может и не столкнуться…

Обратите внимание, что непринятие данной статьи будет, скорее всего, у оптимистов, так как они привыкли получать поглаживание за свой «позитивный» взгляд на мир. Пессимисты же всегда готовы к худшему. Чтобы лишний раз не «наступить на грабли»,пессимисты часто мысленно проигрывают предстоящую ситуацию, учитывая мелкие препятствия, с которыми они могут столкнуться. Возможно, поэтому они совершают меньше ошибок, а это в свою очередь способствует росту их стрессоустойчивости.

Однако следует понимать, что основная проблема оптимиста и пессимиста в завышенных притязаниях и потере контакта с реальностью. Мечты ведь тоже должны «отталкиваться» от реальности. И не думайте, что все самоубийцы – потомственные пессимисты. Непредвиденный крах надежд и жестокое разочарование  часто плоды беспечного оптимизма.

Крайняя степень оптимизма и пессимизма вызывает сильный крен в мировосприятии. Односторонний взгляд на мир, скрадывающий реальную картину происходящего, невыгоден обоим. Выводы пессимиста и оптимиста по одному и тому же вопросу могут сильно отличаться и при этом оставаться далекими от реальности.

Моё портфолио

«Современное образование – взгляд изнутри»

Притча

Идут времена, меняются правители,  взгляды. Время невозможно повернуть вспять. Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те спросили царя, какой час на земле самый главный, какое дело на земле самое главное, какой человек на земле самый главный? В притче царь не сумел ответить на эти вопросы. Это оставляет  место для собственных размышлений.

Размышляя об образовании в современном мире, мне захотелось рассмотреть всех участников образовательного процесса с философской стороны.

Притча первая – родители

Обычный день. Мать идет с работы с думами о предстоящих домашних хлопотах. В коридоре ее ожидала школьница – дочь.

– Мама, можно у тебя что-то спросить?
– Конечно.
– Мама, какая у тебя зарплата? Сколько стоит один твой рабочий час?
– Зачем тебе?
– Просто хочу знать.
– Ну, вообще-то, пятьсот. А что?

Дочь вопросительно посмотрела и спросила: «Мама, можешь ты мне занять 250 рублей?»

– Если ты начала этот разговор, для того, чтобы купить себе очередную безделушку, то сначала подумала, как мне достаются эти деньги! Иди к себе в комнату и лучше делай уроки!

Дочь тихо ушла в комнату. А мать занялась приготовлением ужина. Но нечаянные мысли рисовали в ее воображении разные образы – новая заколка? Компьютерная игра? А может действительно, необходимы деньги на что-то стоящее.

Мать вошла в комнату, дочь делала уроки.

– Кажется, я не поняла тебя, вот деньги, которые ты просила. Дочь повернулась к матери и улыбнулась. – Ой,  спасибо!

Затем она зашелестела книжкой, достала несколько мелких смятых банкнот и, тщательно пересчитав купюры, протянула их матери: Мама, можно я куплю час твоего времени? Давай вместе приготовим и ужин и уроки.

Мораль. Морали нет.

Просто хочется напомнить родителям своих студентов, что наша жизнь слишком коротка, чтобы целиком проводить ее на работе. Подумайте об этом, ведь мы уделяем времени работе гораздо больше, чем воспитанию своих детей.

Исторически сложено, что воспитание начинается в семье. С детства формируются основы нравственности, духовности, будущей успешности детей, а роль образования развить эти ценности далее.

 
 

Здесь вы можете узнать, как получить образование MBA в Международной школе бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

 
 
 

Притча вторая – студенты

Студенты пришли в гости к преподавателю с тортом. Вскоре разговор зашел о жизни, учитель спросила об успехах своих учеников, а в ответ услышала жалобы на несправедливость сверстников, обиды на родителей. Учитель пошла на кухню и, разрезав торт на порции, положила его на разные тарелки – все, какие нашлись в доме.

Студенты разобрали торт, выбрав самые дорогие и изысканные тарелки. А простые тарелки остались нетронутыми.

Когда студенты разобрали тарелки, преподаватель сказал: «Если вы заметили, что самые дорогие тарелки с тортом разобраны, но никто не выбрал простые и дешевые тарелки. Но наличие дорогой тарелки в руках не делает торт лучше или вкуснее. А теперь представьте, что торт – это жизнь, а учеба, карьера – это тарелки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую тарелку мы имеем, не меняет качества нашей Жизни, но иногда, концентрируясь на тарелке, мы забываем насладиться вкусом торта».

Мораль. Учись отделять второстепенное от главного.

У самых счастливых людей нет всего лучшего. Но они извлекают все лучшее из того, что есть. Счастье в том, чтобы хотеть то, что у тебя есть, а не в том, чтобы иметь то, что хочешь. В последние годы со всех сторон пропагандируется образ жизни, ориентированный на потребление. Потеряв часть материальных благ, человек ощущает себя обделенным, неудачником. Важно, чтобы подрастающее поколение поняло ценность образования как такового, как начальный капитал для обеспечения достойного существования.

Взгляд третий – преподаватели

2010 год – Год Учителя в России. Реализация национальных проектов, внедрение новой системы оплаты труда, предоставление самостоятельности образовательным учреждениям, конкурсы профессионального мастерства – эти мероприятия направлены на улучшение качества образования, его модернизацию. Но вместе с тем, наблюдается и парадоксы. Парадокс нашего образования состоит в том, что:

  • Мы говорим об инновациях, а пишем на доске мелом
  • Наши знания увеличиваются с каждым днем, а терпение сокращается
  • У нас больше ученых званий, но меньше рассуждений
  • Мы приумножили свою собственность, но уменьшили свои ценности
  • Мы говорим слишком много, а достижений, которыми мы можем гордиться, слишком мало
  • Мы освоили внешний мир, но не внутренний
  • Мы развиваем внутренний мир учащихся, но забываем о собственном
  • Мы разложили атом, но не наши предубеждения
  • У нас выросли доходы, но упала нравственность
  • Мы гонимся за количеством, но теряем качество
  • У нас большое количество развлечений, но меньше радостей.

Мораль. Изменяя большее, изменяй малое. Все перемены в образовании будут лишь тогда эффективными, когда сами участники образовательного процесса захотят изменить его. Только человек с его стремлениями и поступками – движущая сила любого преобразования.

Настоящее время – это всего лишь мгновение. Так в какой миг российское образование начнет соответствовать моим представлениям о современном образовании? Когда наступит его время? Думаю, что это зависит от того, что происходит с образованием в настоящее время. Ведь российское образование построено на лучшем предшествующем педагогическом опыте, который теперь обогащается новым содержанием и базируется на лучших инновационных находках. Содержанием современного образования занимается все сообщество, но основная роль отводится учителю, от которого, в первую очередь, зависит технологичность и продуктивность образовательного процесса.

Об авторе

Татьяна Васильевна Орлова – преподаватель специальных дисциплин «Политехнического техникума», поселок  Селенгинск, Республика Бурятия. Ее педагогический  стаж – 13 лет.

Татьяна Васильевна увлекается фотографией, коллажами, информационными технологиями. В мае 2010 года заняла гран-при в республиканском конкурсе «Преподаватель – 2010» и 3 место в  региональном конкурсе «Педагог-новатор».

 

Добавить грамоту в портфолио