РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии на 2015-2016 учебный год 10-11 классы
рабочая программа по химии (10, 11 класс) на тему

Рабочая программа по химии для 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии (профильный уровень), в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего  общего образования по химии и базисным учебным планом. Реализуется посредством УМК, включающем сборник программ курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_10-11_klass_feldman_rudzitis.rar134.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Налимская средняя общеобразовательная школа»

 

Рассмотрено:

на заседании методического объединения

учителей точного цикла МБОУ Налимская СОШ

протокол №___________

от «_____» сентября 2015 г.

руководитель МО

_________________/В.И. Еремеева/

Согласовано:

Зам. Директора по УВР МБОУ Налимская СОШ

____________________/С.А.Бережнова/

«_____» сентября 2015 г.

Утверждено: директор МБОУ Налимская СОШ

________________/Л.Е.Бубякина/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

на 2015-2016 учебный год

10 класс

составитель: учитель биологии и химии

МБОУ «Налимская СОШ»

Винокуров Иннокентий Владимирович

2015-2016 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа по химии для 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии (профильный уровень), в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего  общего образования по химии и базисным учебным планом. Реализуется посредством УМК, включающем сборник программ курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Автор программы Н.Н.Гара. Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8—9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.
     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. 8-9 классы. 10-11 классы. Москва «Просвещение» 2008.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» марта 2014года № 253. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомен-дованных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программа начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

3.Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);

Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:

на освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;

на овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

на воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.

В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.

Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.

В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах. В этом учащимся помогают различные наглядные схемы и таблицы, которые позволяют выделить самое главное, самое существенное.

Содержание этих разделов химии раскрывается во взаимосвязи органических и неорганических веществ.

Особое внимание уделено химическому эксперименту, который является основой формирования теоретических знаний. В конце курса выделены три практических занятия обобщающего характера: решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии, получение, собирание и распознавание газов.

Программа реализована в учебниках Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. «Химия 10» и «Химия 11», издательства «Просвещение», вышедших в 2010 году и  в 2011 году.

                Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;  умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности

                               Результаты обучения

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

          Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

10 класс

68 ч/год (2 ч/нед.; )

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Теоретические основы органической химии (4 ч)

Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений
А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи.

Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.

Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы.

Классификация органических соединений.

Демонстрации. Ознакомление с образцами органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.

УГЛЕВОДОРОДЫ  (23 ч)

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (7 ч)

Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов.

Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение
в природе. Физические и химические свойства.

Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов  к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия и бромной воде.

Лабораторные опыты.Изготовление моделей молекул углеводородов  и галогенопроизводных.

Практическая работа. Качественное определение углерода, водорода
и хлора в органических веществах.

Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

Тема 3. Непредельные углеводороды (6 ч)

Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов.

Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук.

Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.

Демонстрации. Получение ацетилена в лаборатории. Реакция ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.

Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.

Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (4 ч)

Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия
и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.

Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.

Тема 5. Природные источники углеводородов (6 ч)

Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимическое производство.

Лабораторные опыты. Ознакомление c образцами продуктов нефтепереработки.

Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (25 ч)

Тема 6. Спирты и фенолы (6 ч)

Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов
на организм человека. Генетическая связь одноатомных предельных спиртов с углеводородами.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.

Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов
в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.

Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия.

Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 7. Альдегиды, кетоны (3 ч)

Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.

Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.

Демонстрации. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.

Лабораторные опыты. Получение этаналя окислением этанола. Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(I).
Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).

Тема 8. Карбоновые кислоты (6 ч)

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение.

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.

Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

Практические работы

Получение и свойства карбоновых кислот.

Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 ч)

Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.

Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

Лабораторные опыты. Растворимость жиров, доказательство
их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкций по применению.

Тема 10. Углеводы (7 ч)

Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия.
Фруктоза — изомер глюкозы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.

Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение
в природе. Применение. Ацетатное волокно.

Лабораторные опыты. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II).  Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I).  Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)

Тема 11. Амины и аминокислоты (3 ч)

Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.

Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

Тема 12. Белки (4 ч)

Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические
и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: cостав, строение.

Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Лабораторные опыты. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).

ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕИЯ (9 ч)

Тема 13. Синтетические полимеры (9 ч)

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые
в реакциях полимеризации. Строение молекул. Стереонерегулярное
и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.

Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков
и синтетических волокон.

Лабораторные опыты. Изучение свойств термопластичных полимеров. Определение хлора в поливинилхлориде. Изучение свойств синтетических волокон.

Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.

Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);

•  использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

.

  1. Основная литература

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по химии.
  2. Сборник программ и примерное тематическое планирование к учебникам химии Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана для 8-9 классов и 10-11 классов/ Под ред. Гара Н.Н. – М. Просвещение, 2008-2010 гг. – 54 с.
  3. Рудзитис, Г. Е. Химия. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Основы общей химии: 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009 г. (базовый уровень).
  5. Гара Н.Н., Габрусева И.И. Химия: Задачник с «помощником»: 10-11 классы: Пособие для учащихся общеобразовательных заведений. – М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
  6. Гара Н.Н. Уроки в 10 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 гг.
  7. Гара Н.Н. Уроки в 11 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011 гг.
  8. Н.Н. Гара Контрольные и проверочные работы по химии 10-11 классы. Методическое пособие. – Москва Дрофа 2004

  1. Дополнительная литература

-ЕГЭ Химия  контрольные измерительные материалы М.: «Просвещение» 2008-2013гг

-Горбунцова С.В. Тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса 10-11

классы        М.: «Вако» 2006

-Маршанова Г.Л. 500 задач по химии 8-11 классы задачи по общей, органической и неорганической химии М.: ООО «Издатшкола XXI век» 2005

-Ковалевская Н.Б. Химия в таблицах и схемах 10-11 классы для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам М.: ООО «Школа XXI век» 2005

- Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10,11 классы / Л.М.Брейгер.

Волгоград: Учитель, 2004.

-Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс,

2007.

- Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ

Издательство:    Феникс, 2004 года

-Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Российская академия

образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2010.

-Иванова Р.Г., Каверина А.А. Контроль знаний учащихся по химии 10-11 классы

Дрофа  Москва 2006

- Кузьменко, Н, Е. Начала химии: современный курс для поступающих в вузы / Н. Е.

Кузьменко, В. В. Ерёмин, В. А. Попков. – М.: I Федеративная книготорговая

компания, 2008.

-А.Брейгер.Л. М. Химия для поступающих в вузы: ответы на примерные

экзаменационные билеты / Л. М. Брейгер. – Волгоград: Учитель, 2007

-  Радецкий, А. М. Проверочные работы по химии в 8-11 классах: пособие для учителя

/A.М. Радецкий. – М: Просвещение, 2007.

-  Савин, Г. А. Олимпиадные задания по органической химии. 10-11 классы / Г. А.

Савин.   – Волгоград: Учитель, 2004.

-Савин, Г. А. Олимпиадные задания по неорганической химии. 9-10 классы / Г. А.

Савин. – Волгоград: Учитель, 2004.

MULTIMEDIA – поддержка предмета:

  1. Химия 10-11. Дидактический и раздаточный материал. Карточки.   - Волгоград: издательство

«Учитель», 2007

Авторская программа предполагает на изучение материала 70 часов в год, 2 часа в неделю (из расчета 35 учебных недель) по программе (9 часов – резервное время)

Календарно – тематическое планирование

уроков химии в 10 классе

на 2014 - 2015 учебный год.

(2 часа в неделю 68 часов в год)

Планирование составлено на основе:

-Программ для общеобразовательных учреждений. Химия. 8-11 классы.

-Программы общеобразовательных учреждений. Химия 8 – 9 ,10 – 11 классы.

Н. Н. Гара М.: Издательство «Просвещение», 2008.

-Учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия 10 класс.

Москва. Просвещение 2011.

№ урока

Тема раздела, урока

Дата

по плану

Дата

по факту

Требования

к уровню подготовки

 учащихся

Домашнее задание

Тема 1.

                  Теоретические основы органической химии. (4 часа)

1

Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки. Основные положения теории химического строения органических веществ.

Учащиеся должны знать понятия: предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значения и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях. Ковалентная химическая связь и её разновидность: σ и π.

Учащиеся должны знать: 

Основные положения теории строения А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.

Учащиеся должны уметь определять:

Первое валентное состояние – sp3  гибридизация – на примере молекул метана и других алканов. Второе валентное состояние - sp 2 - гибридизация – на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние - sp -  гибридизация – на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.

Учащиеся должны уметь  писать: формулы органических веществ по названию и называть органические вещества, составлять формулы изомеров и гомологов.

Учащиеся должны уметь выполнять химический эксперимент

§ 1-2

упр.1-6, 12

стр.10  

2

Изомерия. Значение теории химического строения. Основные направления ее развития.

§ 2

  упр.12

стр.7

3

Изомерия. Значение теории химического строения. Основные направления ее развития.

§ 2

  упр.12

стр.7

4

Электронная природа химических связей  в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ.

§ 3

упр.1-5

стр.13

5

Классификация органических соединений.

§ 4  

Тема 2.

                                Предельные углеводороды (алканы). (7 часов)

6

Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов. Номенклатура алканов.

Учащиеся должны иметь понятие: об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля.

Учащиеся должны уметь  писать: уравнения крекинга предельных углеводородов.

Учащиеся должны знать Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: Крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Применение алканов.

Учащиеся должны уметь  писать: 

        Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов.

Учащиеся должны уметь выполнять химический эксперимент

Учащиеся должны уметь производить расчеты.

Учащиеся должны знать понятия: 

Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов.

        Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств.         

Учащиеся должны уметь

 составлять химические формулы изомеров и гомологов веществ классов алканов и алкенов. Решать расчетные задачи на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов. Решение экспериментальных задач. Составлять формулы и названия углеводородов, их гомологов, изомеров. Решение расчетных задач на определение формул углеводородов по продуктам сгорания.  

Учащиеся должны знать номенклатуру ацетиленовых углеводородов.

Учащиеся должны знать свойства

Алканов, алкенов, алкинов , алкадиенов, аренов.

Учащиеся должны уметь писать

Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогинирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримерезация ацетилена в бензол. Применение алкинов.

        Общие формулы алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства.

        Учащиеся должны уметь объяснять:

Аналогию в химических свойствах алкенов и алкадиенов.

§5-6    упр.1-11 стр.27

7

Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов. Номенклатура алканов.

§5-6    упр.1-11 стр.27

8

Физические и химические свойства алканов.

§ 7 упр.12-14

стр.27-28

9

Получение и применение алканов.

§7  упр.15-18

стр.28

10

Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода.

11

Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода.

12

Циклоалканы.

§ 8

упр.1-4

стр.31

13

Практическая работа № 1. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.

14

Контрольная работа № 1 по теме.

Тема № 3

 Непредельные углеводороды (алкены, алкадиены, алкины)

(6 часов)

15

Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологи и изомерия алкенов.

§9    упр.5-9

стр.43

16

Свойства, получение и применение алкенов.

§10  

упр.16

стр. 43

17

Практическая работа №2. Получение этилена и изучение его свойств.

18

Понятие о диеновых углеводородах.

§11

упр.4,8

стр.49

19

Природный каучук.

§ 12

упр.5-7

стр.49

20

Ацетилен и его гомологи. Физические и химические свойства.

§  13

упр.1-3

стр.54

21

Получение и применение ацетилена.

§ 13

упр.8-9

стр. 54-55

Тема № 4.

Ароматические углеводороды (арены)

                                     (4 часа)

22

Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Получение.

§ 14 упр.1-7

стр.66-67

23

Физические и химические свойства бензола.

§ 15 упр.11-13

стр.67

24

Гомологи бензола. Свойства. Применение.

§ 15

25

Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.

§15 стр.66

Тема № 5.

Природные источники углеводородов.

(6 часов).

26

Природные и попутные нефтяные газы, их состав и использование.

§ 16 упр.1-6 стр.79

27

Нефть и нефтепродукты, их состав и использование.

Крекинг нефти.

§17  упр.10-14

стр.79

28

Коксохимическое производство.

§ 18

29

Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

30

Итоговая контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды».

Кислородсодержащие органические соединения (25 часов)

Тема 6.

Спирты и фенолы.

(6 часов)

31

Одноатомные предельные спирты. Строение молекулы, изомерия и номенклатура.

Учащиеся должны знать состав и классификацию спиртов. Изомерию спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола.

Учащиеся должны уметь  писать: уравнения реакций химических свойств спиртов. Качественную реакцию на многоатомные спирты. Качественную реакцию на фенол.

Учащиеся должны знать: Важнейших представителей спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола.

Учащиеся должны уметь выполнять химический эксперимент

Учащиеся должны уметь производить расчеты.

§20  упр.5-7

стр.88

32

Получение и физические свойства  одноатомных предельных спиртов. Физиологическое действие спиртов на организм человека.

§21  упр.8-11

стр.88

33

Химические свойства и применение спиртов. Применение.

§ 21 упр.12-14

стр.88

34

Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

§ 21 стр.87

35

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.

§ 22 упр.1-6

стр.92

36

Строение, свойства и применение фенола.

§23-24  упр.1-8 стр.98

Тема 7.

Альдегиды и кетоны. (3 часа)

37

Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны. Получение.

Учащиеся должны знать понятия: Альдегиды и кетоны. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов.  

Учащиеся должны уметь  писать: Строение молекул альдегидов и кетонов, формулы изомеров , уравнения реакций химических свойств альдегидов и кетонов.

Учащиеся должны уметь объяснять: влияние карбонильной группы на химические свойства альдегидов и кетонов.

Учащиеся должны уметь выполнять химический эксперимент 

Учащиеся должны уметь производить расчеты.

Учащиеся должны знать: изомерию, номенклатуру альдегидов и кетонов.

Учащиеся должны знать качественные реакции на альдегиды.

§25  упр.3-5 стр.105

38

Свойства и применение альдегидов.

§ 26 упр.9-11

стр.106

Тема 8.

Карбоновые кислоты. (6 часов)

39

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Изомерия и номенклатура.

Учащиеся должны знать понятия: 

Карбоновые кислоты, одноосновные, двухосновные и т.д., карбоксильная группа, реакция этерификации и условия ее проведения.

Учащиеся должны уметь  писать: уравнения химических свойств карбоновых кислот, качественные реакции, реакцию этерификации, формулы карбоновых кислот их изомеров и гомологов. Формулы жиров и сложных эфиров.

Учащиеся должны уметь  проводить аналогию в свойствах карбоновых кислот и неорганических кислот.

Учащиеся должны знать: влияние углеводородного радикала на силу кислот, химические свойства карбоновых кислот, важнейших представителей карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров. Номенклатуру карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров.

Учащиеся должны знать качественные реакции на карбоновые кислоты, эфиры и жиры.

Учащиеся должны уметь выполнять химический эксперимент 

Учащиеся должны уметь производить расчеты

§ 27 упр.1-4

стр.117

40

Получение карбоновых кислот.

§  28

упр.8-10

стр.117

41

Свойства карбоновых кислот и применение.

§  28

упр.8-10

стр.117

42

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

§29  упр.15-18

стр.117-118

43

Практическая работа № 3. Получение и свойства карбоновых кислот.

44

Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

45

Контрольная работа № 3 по темам 6 – 8.

Тема 9.

                  Сложные эфиры. Жиры. (3 часа)

46

Строение и свойства сложных эфиров, их  применение.

§ 30 упр.1-8

стр.128

47

Жиры, их строение, свойства и применение.

§31  упр.9-16

стр.128-129

48

Понятие о синтетических моющих средствах. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

§ 31 стр.127

Тема 10.

 Углеводы.         (7 часов)

49

Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе.

Учащиеся должны знать понятия: моно-, ди-, и полисахариды. Биологическую роль углеводов, их значение в жизни человека и общества.

Учащиеся должны уметь  писать: формулы глюкозы в развернутом и циклическом виде, формулы целлюлозы и крахмала, реакции брожения глюкозы.

Учащиеся должны уметь выполнять химический эксперимент

Учащиеся должны уметь производить расчеты.

Учащиеся должны знать: химические свойства углеводов, качественные реакции на глюкозу, крахмал.

§32  упр.1-6

стр.146

50

Химические свойства глюкозы. Применение.

§32 упр.7-12

стр.146

51

Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение.

§ 33 упр.13-14

стр.146

52

Крахмал, его строение, химические свойства, применение.

§34  упр.15-17

стр.146

53

Целлюлоза, ее строение и химические свойства.

Применение целлюлозы. Ацетатное волокно.

§  35

упр.18-24

стр.146

54

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

Азотсодержащие органические соединения (7 часов)

Тема 11. Амины и аминокислоты. (3 часа)

55

Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических аминов.

Учащиеся должны знать понятия: амины, алифатические амины, ароматические амины, анилин, аминокислоты, изомерия аминов,  реакция поликонденсации, ДНК, РНК, белки, структуры белка.

Учащиеся должны уметь  писать: реакции поликонденсации аминокислот, качественные реакции на белки, анилин. Формулы аминов, аминокислот.

Учащиеся должны различать понятия реакция поликонденсации и полимеризации.

Учащиеся должны уметь выполнять химический эксперимент

Учащиеся должны уметь производить расчеты.

Учащиеся должны знать свойства аминокислот, белков и аминов.

Учащиеся должны знать: структуры белка,

Учащиеся должны уметь объяснять: двойственность кислотно-основных свойств аминокислот, образование внутримолекулярных связей в молекулах аминокислот и белков.

§ 36 упр.1-9

стр.157

56

Аминокислоты, их строение, изомерия и свойства.

§ 37 упр.10-14

стр.157

57

Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Решение расчетных задач.

§ 37

стр.157

Тема 12.

 Белки.  (4 часа).

58

Белки – природные полимеры. Состав и строение белков.

Свойства белков. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.

§ 38 упр.1-8

стр.162

59

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Нуклеиновые кислоты.

§40  упр.4-8

стр.169

60

Химия и здоровье человека.

§ 41

Высокомолекулярные соединения.

Тема 13.

Синтетические полимеры.   (7 часов).

61

Понятие о высокомолекулярных соединениях, зависимость их свойств от строения. Основные методы синтеза полимеров.

Учащиеся должны знать понятия: полимер, мономер, структурное звено, степень полимеризации, реакции полимеризации, поликонденсации; термопластичные и термореактивные полимеры;

Учащиеся должны уметь  писать: реакции полимеризации,  поликонденсации;

Учащиеся должны уметь выполнять химический эксперимент

Учащиеся должны уметь производить расчеты.

§42  упр.1-9

стр.176

62

Классификация полимеров. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен.

§ 42 упр.1-9

стр.176

63

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и свойства.

§43  упр.1-6

стр.182

64

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

§ 44 упр.7-12

стр.182

65

Практическая работа № 6. Распознавание пластмасс и волокон.

66

Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.

67

Итоговая контрольная работа № 4  по темам «кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения».

68

Итоговый урок. Органическая химия, человек и природа.

Итого: 68 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории на 2015-2016 учебный год (ФГОС второго поколения)

Рабочая программа по истории для 5–9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного образования (Прик...

Рабочая программа по истории на 2015-2016 учебный год (ФГОС первого поколения)

Рабочая программа по истории для 5–9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного образования (Прик...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год 7 класс

Рабочая программа по биологии Сонин 2 часа в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии на 2015-2016 учебный год 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс О.С. Габриелян...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год 8 класс

Рабочая программа составлена по примерной программе основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек», автора Н.И. Сонина (Сивоглазова В.И) и является логическим продолжением...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии на 2015-2016 учебный год 10-11 классы

Рабочая программа по химии для 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии (профильный уровень), в соответствии с федеральным компонентом государственно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии на 2015-2016 учебный год 8 класс

 Рабочая программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерн...