Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Представлены методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО) по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атомов» (3 ч), «Строение вещества» (4 ч).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_mto.doc | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем
«Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).
Разработаны модульные программы по темам «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома» и «Строение вещества».
При их составлении были использованы следующие принципы индивидуализации обучения:
- принцип учета «зоны ближайшего развития» (Выготский Л.С.) (использование скрытых возможностей школьника в психологическом развитии);
- принцип учета активности (вовлечение школьника в различные действия);
- принцип партнерства;
- принцип принятия ученика с его лучшей стороны (создание доброжелательного климата).
Планируемый уровень усвоения, определяющий качество достижения познавательных задач – «типовой» (В.П. Беспалько). Этот уровень характеризуется репродуктивной алгоритмической деятельностью, достигается общее понимание. При систематическом применении модульная технология позволяет постепенно осуществить переход на третий уровень – «творческий», который характеризуется продуктивным действием, высокой мотивацией и осознанным принятием цели.
В начале каждого модуля предусмотрен организационный момент - введение в модуль. Учащимся очень кратко сообщаются цели и задачи, стоящие перед ними при изучении данного модуля.
Мотивационное обеспечение индивидуализации обучения заключается в осознании учащимся актуальности и личностной значимости изучаемого предмета, в применении личностного осмысления, метода активизирующего незнания («знание о незнании»), целеполагания и рефлексии.
Индивидуализированное обучение базируется и одновременно развивает следующие личностные качества: умение работать самостоятельно; умение ставить и конкретизировать цели; умения добывать знания и рефлексировать; умение анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию.
Особое место в МТО уделяется контролю. Теория модульного обучения подразумевает создание возможности преемственности при получении обратной связи. Для этого модуль рекомендуется предварять входным контролем.
Применение текущего, промежуточного и обобщающего контроля имеет свое значение. Промежуточный и обобщающий контроль направлен на выявление соответственно промежуточных и итоговых результатов учебной деятельности учащихся, выраженных в уровне их знаний, умений и навыков, служат основой для их оценки. Неусвоение модуля или его отдельных элементов является основанием для повторной работы ученика с учебным содержанием.
Назначение текущего контроля состоит в том, чтобы отслеживать ход учебной деятельности школьников, он направлен на предупреждение их учебных затруднений. Затруднения, которые имеют учащиеся, касаются и качества их знаний, и сформированности общих и специальных умений и навыков. Текущий контроль осуществляется следующими советами, пожеланиями и инструкциями: «Обратите внимание!», «Сверьте свой ответ с образцом», «Обратитесь за помощью к товарищу» …
Промежуточный контроль – это контрольное задание (тест) в конце каждого учебного элемента, а обобщающий контроль – это проверочное задание в конце каждого модуля и модульной программы в целом.
Помимо контроля, осуществляемого учителем, модульная программа и отдельные модули должны предоставлять возможность ученику для самоконтроля. Это существенная особенность модуля и модульной программы.
Таким образом, возможность рефлексии, самоконтроля, самопроверки, самооценки является основой обеспечения ученику условий для самоуправления своей учебной деятельностью.
Нами разработана программа (рис. 1), состоящая из 3 общих (МО) и 10 частных модулей (М):
М0 – Комплексная дидактическая цель (КДЦ);
МО1. «Важнейшие химические понятия и законы»:
МЧ1.1 – «Атом – сложная частица»;
МЧ1.2 – «Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава
веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
закон Авогадро».
МО2. «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома»:
МЧ2.1 – «Строение электронных оболочек атомов химических
элементов»;
МЧ2.2 – «Положение в периодической системе Д.И.Менделеева водорода,
лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов»;
МЧ2.3 – «Валентность. Валентные возможности и размеры атомов
химических элементов».
МО3. «Строение веществ»:
МЧ3.1 – «Ионная и ковалентная связи. Ионная, атомная и молекулярная
кристаллические решетки»;
МЧ3.2 – «Металлическая и водородная связи. Металлическая
кристаллическая решетка»;
МЧ3.3 – «Металлическая и водородная связи. Металлическая
кристаллическая решетка»;
МЧ3.4 – «Дисперсные системы».
М0 МЧ1.1
МО1 МЧ1.2
МП МО2 МЧ2.1
МЧ2.2
МЧ2.3
МО3 МЧ3.1
МЧ3.2
МЧ3.3
МЧ3.4
Рис. 1. Схема модульной программы.
Важную роль играет нулевой модуль в программе и нулевой учебный элемент в отдельном модуле. Нулевой модуль в программе и нулевой учебный элемент в модуле содержат целевой компонент и предназначены для формирования дидактических целей.
М0 - КДЦ
В результате овладения содержанием всех модулей вы должны:
- знать: (см. таблицу 1);
- уметь: (см. таблицу 1);
- развивать: логическое мышление, уметь наблюдать, находить, выделять и опознавать существенное по заданным признакам, навыки коллективной работы, самоконтроля, самоанализа, умения работать с разнообразным учебным материалом, оценивать свой ответ и ответ товарища;
-воспитывать: стремление оказать помощь товарищу, умение слушать, слышать и сопереживать.
Предпоследний учебный элемент в модуле предназначены для обобщения учебного информационного материала. Последний модуль и последний учебный элемент предназначены для контроля.
Каждый учащийся имеет доступ к информации о требованиях к знаниям, умениям в рамках данного модуля, к информации о системе оценивания знаний. В классе регулярно оформляется стенд, где приведена вся необходимая для работы ученика по данному модулю информация, список дополнительной литературы по теме, примеры творческих и исследовательских работ учеников класса и школы. Таким образом, учащиеся получают информацию и могут организовать свою учебную работу в соответствии с индивидуальным темпом работы, особенностями способов приобретения знаний (визуальный, аудирующий и т.д.) и уровнем знаний. Такой подход снижает влияние субъективного фактора при выставлении оценки и делает ученика активным участником процесса учения. В случае необходимости (болезнь, пропуски занятий) работа с модульной программой может выполняться дома.
При разработке модулей и дистанционного контроля использованы:
- Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия 11. Базовый уровень. – М. : «Просвещение», 2010.
- Н.Н.Гара. Химия, уроки в 11 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2009.
- Г.М.Ульянова. Общая химия. Поурочное планирование. – С.-Пб.: «Паритет», 2002.
- Н.Н.Гара, Р.Г. Иванова, А.А.Каверина. Настольная книга учителя химии. М.: «Астрель», 2002.
5. Н.Н. Гара, М.В. Зуева Химия: задачи и упражнения. М.: «Дрофа»,
2002, 221.
При оценивании выполняемых заданий использовали рейтинговую оценку за урок. Такая система позволяет невысокие оценки за первые этапы работы повысить последующими. Если это происходит, значит трудности первого этапа преодолены и знания выстраиваются в некую систему, к чему мы и стремимся.
Сопровождение (выдается учащемуся одновременно с модульной программой):
Вам предлагается для изучения три общих модуля с теоретическим и практическим содержанием.
Каждый из общих модулей подразделяется в свою очередь на частные модули, в соответствии с которыми подготовлены методические разработки уроков.
Таблица 1
Модуль общий | Модуль частный | Цели | ||
Название | Времях на изучение, час | Название | Времях на изучение, час | |
МО1. Важнейшие химические понятия и законы | 2 | М1.1. Атом – сложная частица. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества | 1 | В результате овладения модулем вы будете: - знать и понимать важнейшие химические понятия: атом, химический элемент, изотопы, вещество, молекула, ион, аллотропия; - уметь определять состав атома; - находить сходства и отличия атома, изотопа; - находить сходства и отличия атома, химического элемента, простого вещества; - уметь рассчитывать относительную молекулярную массу и массовые доли элементов. |
М1.2. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон Авогадро | 1 | Изучив материал данного модуля, вы будете знать стехиометрические законы – закон сохранения массы веществ и закон постоянства состава. Уметь применять эти законы в конкретных условиях | ||
МО2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома | 3 | М2.1. Строение электронных оболочек атомов химических элементов | 1 | Изучив материал данного модуля, вы будете знать строение электронной оболочки атома, форму электронных орбиталей, порядок заполнения электронами энергетических уровней в атомах малых и больших периодов |
М2.2. Положение в периодической системе Д.И.Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов | 1 | Вы ознакомитесь с положением в периодической системе водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных. Научитесь объяснять двойственность химических свойств водорода (окислитель или восстановитель) на основе строения атома | ||
М2.3. Валентность. Валентные возможности и размеры атомов химических элементов | 1 | Изучив материал данного модуля, вы получите представления о валентности, ознакомитесь с физическим смыслом этого понятия и причинами различных валентных возможностей атомов, выявите закономерности изменения радиусов атомов химических элементов по периодам и А – группам периодической системы. | ||
МО3. Строение веществ | 4 | М3.1. Ионная и ковалентная связи. Ионная, атомная и молекулярная кристаллические решетки | 1 | В результате систематизации и обобщения знаний по модулю вы будете иметь представление о ковалентной и ионной связях, механизмах их образования, о кристаллических решетках, о зависимости свойств вещества от типа его кристаллической решетки |
М3.2. Металлическая и водородная связи. Металлическая кристаллическая решетка | 1 | В результате систематизации и обобщения знаний по теме модуля вы будете иметь представление о металлической и водородной связях | ||
М3.3. Причины многообразия веществ | 1 | Вы получите представление о причинах многообразия веществ. Уясните сущность понятий: изотопия, аллотропия, изомерия, гомология | ||
М3.4. Дисперсные системы | 1 |
х Время в соответствие с учебным календарно-тематическим планированием.
Для освоения данных модулей предлагается следующая литература:
- Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия-11: базовый уровень.- М.: «Просвещение», 2010.
- Н.Б.Ковалевская. Химия в таблицах и схемах.8-11 классы. – М.: «Издат-школа XXI век».
Памятка для работы по модулю.
Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).
У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!
Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!
Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом! Фраза “Работа в парах” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …
Пример оценочного листа (листа контроля знаний), который учащиеся получают в начале работы над каждым модулем и сдают заполненным в конце:
Листок контроля знаний
По теме: «Атом – сложная частица»
Фамилия, имя ученика:
Максимальная сумма баллов: 20 Оценка:
Учебный элемент | Кол-во баллов по номерам заданий | Итого (кол-во баллов) | ||
1 | 2 | 3… | ||
УЭ-1 | ||||
УЭ-2 | ||||
УЭ-3 | ||||
УЭ-4 | ||||
УЭ-5 | ||||
УЭ-6 |
Критерии оценки.
Если Вы набрали:
- 18-20 баллов, то оценка за урок «5»;
- 15-18 балла, то оценка за урок «4»;
- 10-14 баллов, то оценка за урок «3»;
- менее 10 баллов, то оценка за урок «неуд.»
Не огорчайтесь, у Вас еще будет возможность исправить положение.
Модуль 1.1. Тема: «Атом – сложная частица»
№ уч. элемента.. | Учебный материал с указаниями заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: В результате овладения содержанием урока вы будете: - знать и понимать важнейшие химические понятия: атом, химический элемент, изотопы, вещество, молекула, ион, аллотропия; - уметь определять состав атома; - находить сходства и отличия атома, изотопа; - находить сходства и отличия атома, химического элемента, простого вещества; - уметь рассчитывать относительную молекулярную массу и массовые доли элементов. | Внимательно прочитайте цель урока. |
УЭ-1
| Входной контроль знаний Задание: Дайте ответы на следующие вопросы:
| Отвечайте на вопросы в тетради. Оценивается 4 баллами |
УЭ-2, УЭ-3
| 1. Повторите понятия атом, химический элемент, простое вещество. Задания:
Вариант 1. 1)…кальций активно реагирует с водой, 2)…кислород входит в состав оксидов, 3)…литий имеет валентность I, 4)…углерод образует алмаз и графит. Вариант 2. 1)…водород сгорает в атмосфере кислорода, 2)…сера имеет желтый цвет, 3)…натрий входит в состав воды, 4)…ртуть может растворять в себе многие металлы. | Прочитайте первый раздел § 1. Ответы запишите в тетрадь. Оценивается 4 баллами |
| 2. Научитесь определять состав атома. Задания: 1. Как определить число протонов, электронов (всего и на внешнем уровне), нейтронов с помощью чисел периодической системы? 2. Определите состав атома элементов Вариант 1. № 12 и 33 Вариант 2. № 10 и 37 | Прочитайте с. 66 табл. Н.Б. Ковалевской. Ответы запишите в тетрадь. Оценивается 4 баллами |
| 3. Повторите понятие: изотопы Задания:
Вариант 1…бора, если известно, что молярная доля изотопа 10В составляет 19,6 %, а изотопа 11В – 80,4 %. Вариант 2…меди, которая имеет два изотопа 63Cu и 65Cu. Молярные доли их в природной меди соответственно равны 73 и 27 %. | Работайте с учебником, § 1, с. 4. При решении задачи используйте табл. Н.Б.Ковалевской, с. 57. Ответы запишите в тетрадь. Оценивается 4 баллами |
| 4. Повторите понятия относительной молекулярной массы и массовой доли элемента. Задания:
Вариант 1. Na2S, Ca3(PO4)2 Вариант 2. CuCl2, Al(NO3)3 | Найдите информацию в табл. Н.Б.Ковалевской с.13 и 16. Ответы запишите в тетрадь Оценивается 4 баллами |
УЭ-4
| Проверьте свои знания по изученной теме. Задание: I. Выполните тестовые задания № 1-3, с. 7 учебника. | Работайте индивидуально. Ответ дайте письменно. Оценивается 4 баллами |
Подведение итогов урока. 1. Оцените свою работу на уроке. 2. Домашнее задание - записи в тетрадях, § 1 3. Учитель выборочно берет тетради на проверку. 4. Выполните дистанционную самостоятельную работу №1. | Правильные ответы собирает учитель |
Модуль 1.2. Тема: «Закон сохранения массы веществ.
Закон постоянства состава веществ.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Закон Авогадро»
№ уч. элемента.. | Учебный материал с указаниями заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: Изучив материал данного урока, вы будете знать стехиометрические законы – закон сохранения массы веществ и закон постоянства состава. Уметь применять эти законы в конкретных условиях | Прочитайте цель урока |
УЭ-1
| Входной контроль знаний Задание: Дайте ответы на следующие вопросы:
| Работайте в парах. Оценивается 4 баллами |
УЭ-2
| 1. Повторите закон сохранения массы веществ. Задания:
Вариант 1. а) Fe + Cl2→FeCl3 б) C3H7OH + O2 → CO2 + H2O в) N2O5 + H2O → HNO3 Вариант 2. а) Al + S → Al2S3 б) Li3N + H2O → NH3 + LiOH в) Fe(OH)3 + H2SO4 → Fe2(SO4)3 + H2O | Прочитайте первый раздел § 2. Ответы запишите в тетрадь. Оценивается 5 баллами |
| 2. Повторите закон постоянства состава Задания:
| Прочитайте второй раздел § 2. Ответы запишите в тетрадь. Оценивается 3 баллами
|
УЭ-3 | 1. Повторите алгоритм решения расчетных задач по уравнениям химических реакций, используя такие величины, как масса, объем и количество вещества. Задания:
Вариант 1. Какая масса магния Mg вступает в реакцию с серной кислотой H2SO4 , если в результате реакции выделяется 5,6 л водорода Н2 при н.у.? Вариант 2. Определите объем водорода Н2 (н.у.), который образуется при взаимодействии 1,5 моль алюминия Al с избытком серной кислоты H2SO4? | Найдите информацию в табл. Н.Б.Ковалевской с.30 Ответы запишите в тетрадь Оценивается 3 баллами |
| 2. Повторите закон Авогадро и следствия из него. Задания:
Вариант 1. 2 моль любого газа, 7 г азота N2 Вариант 2. 5 моль любого газа, 4 г водорода Н2.
воздуху: Вариант 1…метана СН4. Вариант 2…кислорода О2. | Найдите информацию в табл. Н.Б.Ковалевской с. 27-28. Ответы запишите в тетрадь Оценивается 2 баллами Оценивается 1 баллом |
УЭ-4
| Проверьте полученные знания. Задание: Ответьте на вопросы заданий № 4-6, с. 7 учебника. | Ответ дайте устно. Комментируйте ответы учащихся. Оценивается 3 баллами |
Подведение итогов урока. 1. Оцените свою работу на уроке. 2. Домашнее задание - записи в тетрадях, § 2, расчетные задачи № 1, 2, с.7. 3. Учитель выборочно берет тетради на проверку. | Правильные ответы собирает учитель |
Модуль 2.1. Тема: «Строение электронных оболочек
атомов химических элементов»
№ уч. эле-мента.. | Учебный материал с указаниями заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: Изучив материал данного урока, вы будете знать строение электронной оболочки атома, форму электронных орбиталей, порядок заполнения электронами энергетических уровней в атомах малых и больших периодов | Прочитайте цель урока |
УЭ-1 5 мин | Входной контроль знаний Задание: Дайте ответы на следующие вопросы:
| Работайте в парах. После ответа на вопросы внимательно прочитайте введение к главе 2, с. 8 учебника Оценивается 3 баллами |
УЭ-2, УЭ-3
| 1. Получите представление о форме и расположении в пространстве s -, p -, и d - орбиталей. Задание:
| Прочитайте § 3, с. 9 (рис.1-3). Оценивается 2 баллами |
| 2. Получите представление об энергетических уровнях и подуровнях. Задания. Дайте ответы на следующие вопросы:
Какое обозначение получили уровни и подуровни?
+10Ne 1s22s22p6 Что означает каждая цифра и буква в этой записи?
| Прочитайте § 3, с. 9 (абзац 3) учебника и с. 61-62 таблиц Н.В.Ковалевской. Ответы запишите в тетрадь Оценивается 6 баллами |
| 3. Получите представления о порядке заполнения электронами энергетических подуровней в соответствие с принципом минимума энергии. Задания:
Основное (устойчивое) состояние атома – это такое состояние, которое характеризуется минимальной энергией. Поэтому электроны заполняют орбитали в порядке увеличения их энергии. Запомните: электроны заполняют энергетические подуровни в в порядке увеличения их энергии. Последовательность в нарастании энергии подуровней определяется рядом: 1s < 2s < 2p < 3s < 3p < 4s < 3d < 4p <5s < …
Какое количество s -, p - и d – элементов находится в 4 периоде.
А) 1s22s22p63s23p4 Б) 1s22s22p63s23p64s23d10 B) 1s22s22p63s23p64s23d5 Г) 1s22s22p1 | Прочитайте § 3 до конца. Ответы на вопросы запишите в тетрадь. Модель решения: 1s2 2s22p1 В атоме два электронных уровня, значит элемент находится в III периоде. Последним в атоме заполняется р – подуровень, следовательно это элемент главной подгруппы. На внешнем уровне атома находится 3 электрона, поэтому это элемент третьей группы бор В Оценивается 9 баллами |
УЭ- 4 | Проверьте полученные знания Задание: Ответьте на вопросы заданий № 1-7, с. 22 учебника. | Ответ дайте устно. Комментируйте ответы учащихся. Оценивается 7 баллами |
Подведение итогов урока. 1. Оцените свою работу на уроке. 2. Домашнее задание - записи в тетрадях, § 3. 3. Учитель выборочно берет тетради на проверку. 4. Выполните дистанционную самостоятельную работу № 2.
| Правильные ответы собирает учитель |
Модуль 2.2. Тема: «Положение в периодической системе Д.И.Менделеева
водорода, лантаноидов, актиноидов и
искусственно полученных элементов»
№ уч. элемента | Учебный материал с указаниями заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: Вы ознакомитесь с положением в периодической системе водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных. Научитесь объяснять двойственность химических свойств водорода (окислитель или восстановитель) на основе строения атома | Внимательно прочитайте цель урока. |
УЭ-1
| Входной контроль знаний Задание. Ответьте на вопросы о строении электронных оболочек атомов химических элементов: Вариант 1.
Вариант 2.
Составьте формулы высших оксидов этих элементов и их водородных соединений, если они такие образуют. | Пользуйтесь только периодической системой. Обратите внимание общие формулы соединений элементов в нижней части таблицы. Ответы запишите в тетради. Сравните свои ответы с кодопленками. Оценивается 3 баллами |
УЭ-2, УЭ-3
| 1. Ознакомьтесь с представлением о двойственности химических свойств водорода. Задание. Внимательно прочитайте соответствующий раздел § 4 и ответьте на вопросы:
окислителями?
10) Как называются семейства элементов, которые одновременно с водородом находятся в IA и VIIA группах? | Прочитайте первый раздел § 4. Ответы на вопросы запишите в тетрадь. При необходимости используйте таблицы Н.Б.Ковалевской, с.72, 77, 79, 80.
Оценивается 10 баллами
|
| 2. Получите представление о положении в периодической таблице лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов. Задание. Внимательно прочитайте второй раздел § 4 и ответьте на вопросы заданий 9 и 10 на с. 22 учебника.
| Прочитайте соответствующий раздел § 4. Ответы на вопросы запишите в тетрадь. Оценивается 2 баллами
|
УЭ-4
| Проверьте полученные на уроке знания Задание. Дайте письменный ответ на следующий вопрос: Какие химические реакции доказывают сходство свойств водорода со свойствами галогенов и щелочных металлов? Приведите уравнения соответствующих реакций. | Работайте индивидуально, учебник закрыт. Для проверки передайте тетрадь соседу по парте. После проверки исправьте ошибки и дайте им устное объяснение. Оценивается 2 баллами
|
Подведение итогов урока. 1. Оцените свою работу на уроке. 2. Домашнее задание - записи в тетрадях, § 4, расчетные задачи № 1 и 2, с. 23 3. Учитель выборочно берет тетради на проверку. 4. Выполните дистанционную самостоятельную работу № 3.
| Правильные ответы собирает учитель |
Модуль 2.3. Тема: «Валентность. Валентные возможности и
размеры атомов химических элементов»
№ уч. элемента | Учебный материал с указаниями заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: Изучив материал данного урока, вы получите представления о валентности, ознакомитесь с физическим смыслом этого понятия и причинами различных валентных возможностей атомов, выявите закономерности изменения радиусов атомов химических элементов по периодам и А – группам периодической системы. | Внимательно прочитайте цель урока. |
УЭ-1 10 мин | Входной контроль знаний Повторите разные способы изображения электронного строения атома. Задание. Дано электронное строение атома: n = 1 s n = 2 s p
n = 3 s p d С помощью приведенной схемы электронного строения атома определите: 1) Порядковый номер элемента по периодической системе; 2) заряд ядра его атома; 3) положение в периодической системе (период, группа, подгруппа); 4) составьте электронную формулу элемента; 5) сколько валентных электронов имеет атом этого элемента; 6) каковы высшие валентность и степень окисления этого элемента; 7) какова формула высшего оксида этого элемента, каков его характер; составьте формулу соответствующего гидроксида (основания, кислоты, амфотерного гидроксида) 8)Что означают в это формуле следующие записи: , , , ,
| Отвечайте на вопросы устно. Работайте в парах. Оценивается 8 баллами |
УЭ-2, УЭ-3
| 1. Получите представление о валентности с позиций теории химической связи. Задание.
| Работайте с учебником, с. 18-19. Выпишите в тетрадь определение валентности. Оценивается 1 баллом
|
| 2. Научитесь с помощью графических схем строения внешних электронных слоев атомов определять валентные возможности атомов фтора, фосфора, азота, серы, кислорода; объяснять пятивалентность фосфора и четырехвалентность азота. Задания: А. Прочитайте раздел § 5, с. 18 – 20; Б. Ответьте на вопросы:
Справка. Возбужденное состояние - другое стационарное состояние атома, отвечающее определенному состоянию энергии. Оно энергетически нестабильно. Атом переходит из основного в «возбужденное» состояние, получая энергию извне. Возбужденный атом, отдавая энергию, возвращается в основное состояние.
Поясните, почему механизм образования одной из связей атома азота называют донорно – акцепторным;
| Работайте с учебником, § 5, с. 18 - 20 Ответы на вопросы запишите в тетрадь.
Оценивается 7 баллами |
УЭ-4 | 3. Получите представление о закономерностях изменения радиусов атомов химических элементов и количества электронов на внешнем уровне по периодам и главным подгруппам периодической системы. Задание. Ответьте на вопрос задания 16, с. 22. | Самостоятельно прочитайте § 5, с. 20 – 22. Ответ на вопрос запишите в тетрадь. Оценивается 2 баллами |
Подведение итогов урока. 1. Оцените свою работу на уроке. 2. Домашнее задание - записи в тетрадях, § 5, письменно ответьте на вопросы заданий № 12-15. Задачи 3 и 4, с. 23 3. Учитель выборочно берет тетради на проверку. 4. Выполните дистанционную самостоятельную работу № 4.
| Правильные ответы собирает учитель |
Модуль 3.1. Тема: «Ионная и ковалентная связи.
Ионная, атомная и молекулярная
кристаллические решетки»
№ уч. элемента | Учебный материал с указаниями заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: В результате систематизации и обобщения знаний по теме вы будете иметь представление о ковалентной и ионной связях, механизмах их образования, о кристаллических решетках, о зависимости свойств вещества от типа его кристаллической решетки | Внимательно прочитайте цель урока. |
УЭ-1
| Входной контроль знаний Обобщите сведения об изменении свойств по периодам и главным подгруппам периодической таблицы. Ответьте на вопросы:
А) 1s22s22p1 Б) 1s22s22p63s1 В) 1s22s2 Г) 1s22s22p63s23p1 2) В ряду химических элементов Na→Mg→Al→Si А) увеличивается число валентных электронов в атомах Б) уменьшается число электронных слоев в атомах В) уменьшается число протонов в ядрах атомов Г) увеличиваются радиусы атомов 3) По периоду слева направо А) уменьшается атомный радиус элементов Б) уменьшается число валентных электронов в атомах В) Уменьшается электроотрицательность элементов Г) Ослабевают кислотные свойства гидроксидов
оксида которого R2O7 имеет электронную конфигурацию А) 1s22s22p63s1 Б) 1s22s1 В) 1s22s22p63s23p64s1 Г) 1s22s22p63s23p5 5) Электронная формула внешнего электронного слоя атома химического элемента …3s23p4. Формула высшего гидроксида этого химического элемента
А) R(OH)2 Б) HRO3 В) HRO4 Г) H2RO4 | Используйте только периодическую систему. Учебник закройте. Отвечайте на вопросы письменно. Проверьте себя с помощью кодов. Оценивается 5 баллами |
УЭ-2, УЭ-3
| 1. Систематизируйте знания об ионной, ковалентной (полярной и неполярной) связях, электроотрицательности. Найдите определения перечисленных выше понятий и перепишите их в тетрадь. | Найдите информацию в таблицах Н.Б.Ковалевской (8 класс), с. 72 – 78. Оценивается 2 баллами |
| 2. Получите представление о зависимости свойств веществ от вида связи между атомами в этих веществах и типа кристаллической решетки, а также от пространственного расположения частиц относительно друг друга (алмаз, графит). Заполните таблицу 1.
| Работайте с учебником, § 6, с. 24 – 26 и § 8, таблицами Н.Б.Ковалевской, с. 72 – 78. Заполните таблицу и сравните ее с образцом. Работайте в парах.
Оценивается 6 баллами |
УЭ-4
| Проверьте свои знания по изученной теме. Задание: Рассмотрите образцы кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза и йода. Укажите, какие частицы находятся в узлах кристаллических решеток. Назовите кристаллические решетки этих веществ и сравните их физические свойства | Работайте в группах. Помогайте друг другу. Оценивается 2 баллами |
Подведение итогов урока. 1. Оцените свою работу на уроке. 2. Домашнее задание - записи в тетрадях, § 6, 8, письменно ответьте на вопросы заданий № 1 – 4, 7, с. 41. Задача 1, с. 42. 3. Учитель выборочно берет тетради на проверку. |
Правильные ответы собирает учитель |
Таблица 1
Виды химической связи
Ионная связь | Ковалентная связь | Металлическая связь | Водородная связь | ||
неполярная | полярная | ||||
1. Природа связанных химических элементов | |||||
2. Способ образования химической связи | |||||
3. Механизм образования химической связи | |||||
4. Тип кристаллической решетки | |||||
5. Физические свойства вещества | |||||
6. Примеры веществ |
Модуль 3.2. Тема: «Металлическая и водородная связи.
Металлическая кристаллическая решетка»
№ уч. элемента | Учебный материал с указаниями заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: : В результате систематизации и обобщения знаний по теме вы будете иметь представление о металлической и водородной связях | Внимательно прочитайте цель урока. |
УЭ-1
| Входной контроль знаний Повторите сведения об изученных видах связей и типах кристаллических решеток. Задание. Ответьте на вопросы: Вариант 1.
Вариант 2.
| Используйте табл. Н.Б.Ковалевской, с.72. Ответы запишите в тетради. Проверьте ответы друг друга (взаимопроверка). Оценивается 4 баллами |
УЭ-2, УЭ-3
| 1. Систематизируйте знания о металлической и водородной связях, металлической кристаллической решетке. Задание. Продолжите заполнение таблицы 1.
| Используйте учебник, § 6 и § 8. Заполните таблицу и сравните ее с образцом. Работайте в парах. Обратите внимание на два типа водородных связей:
Оценивается 4 баллами |
УЭ-4
| Проверьте полученные на уроке знания Задание. Дайте письменный ответ на следующий вопрос:
Вариант 1. Почему при обычных условиях пропан – газ, а этанол – жидкость, хотя их молярные массы близки по значению? Вариант 2. Почему металлы обладают высокой электропроводностью? | Работайте индивидуально, учебник закрыт. Для проверки передайте тетрадь соседу по парте. После проверки исправьте ошибки и дайте им устное объяснение. Оценивается 2 баллами |
Подведение итогов урока. 1. Оцените свою работу на уроке. 2. Домашнее задание - записи в тетрадях, §6, 8, № 8, с. 41. Задача № 2, с. 42 3. Учитель выборочно берет тетради на проверку. 4. Выполните дистанционную самостоятельную работу № 5. | Правильные ответы собирает учитель |
Модуль 3.3. Тема: «Причины многообразия веществ
Металлическая и водородная связи.
Металлическая кристаллическая решетка»
№ уч. элемента | Учебный материал с указаниями заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: Вы получите представление о причинах многообразия веществ. | Внимательно прочитайте цель урока. |
УЭ-1
| Входной контроль знаний Повторите сведения об изученных видах химических связей и типах кристаллических решеток. Задание. Даны следующие вещества: 1вариант – CaF2, NI3, O2 2 вариант – CS2,BaCl2, H2 3 вариант – Cl2, CH4, K3N 4 вариант – MgBr2, N2, H2O 5 вариант – F2, Li3P, H2S 6 вариант – NH3, Cl2, CaS (№ варианта вам назовет учитель)
| Пользуйтесь только периодической системой.. и рядом электроотрица -тельностей химических элементов. Ответы запишите в тетради. Сравните свои ответы с кодопленками. Проверьте себя по кодам. Оценивается 4 баллами |
УЭ-2
| 1. Получите представление о пяти причинах многообразия веществ: изотопии, аллотропии, изомерии, гомологии, химическом синтезе. Задание. Внимательно прочитайте § 9. | Прочитайте § 9. Оценивается 1 баллом
|
УЭ-3, УЭ-4 | 2. Научитесь объяснять многообразие веществ. Проверьте полученные на уроке знания. Задание. В составе своей группы, подготовьте примеры и объясните многообразие веществ. Каждая группа рассматривает одну из следующих причин многообразия: изотопия, аллотропия, изомерия, гомология.
| Работайте в группе. Отчет о работе в группе устный. Распределение на четыре группы и задание группе выдает учитель Используйте учебник, § 9. Оценивается 2 баллами
|
Подведение итогов урока. 1. Оцените свою работу на уроке. 2. Домашнее задание - записи в тетрадях, § 9, задание № 9, с. 41. Задача 3, с. 42 3. Учитель выборочно берет тетради на проверку. | Правильные ответы собирает учитель |
Модуль 3.4. Тема: «Дисперсные системы»
№ уч. элемента. | Учебный материал с указаниями заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: Изучив материал данного урока, вы познакомитесь с различными видами дисперсных систем, их структурой. Вы будете иметь представление о причинах коагуляции коллоидных растворов и значении этого явления, о роди дисперсных систем в природе и производственных процессах. | Прочитайте цель урока |
УЭ-1
| Ознакомьтесь с понятиями: гомогенная и гетерогенная системы, диспергирование, суспензия, эмульсия, истинный раствор, взвесь, коллоидный раствор, коагуляция, золь, гель. Задание: Найдите в §10 определения соответствующих понятий и выпишите их в тетрадь. | Работайте индивидуально с учебником, §10 Оценивается 1 баллом |
УЭ-2, УЭ-3
| 1. Научитесь рассчитывать молярную концентрацию (молярность) раствора. Задание:
| Работайте индивидуально с учебником, §10 с. 36 – 39 Оценивается 2 баллами |
| 2. Получите представление о приготовлении растворов заданной молярной концентрации с использованием мерной колбы. Задание. Приготовьте раствор в соответствии с методическими рекомендациями к §10, с. 42. | Работа выполняется индивидуально по вариантам. Письменный отчет о работе, составленный в произвольной форме, покажите учителю. Оценивается 5 баллом |
Подведение итогов урока. 1. Оцените свою работу на уроке. 2. Домашнее задание - записи в тетрадях, § 10, № 10 – 13, с.41. Задача № 4, с. 42. 3. Учитель выборочно берет тетради на проверку | Правильные ответы собирает учитель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по химии в 11 классе: "Строение атома. Строение вещества. Химические реакции"
Цель проверить у учащихся уровень усвоения материала по темам: "Строение атома. Строение вещества. Химические реакции"...
Тест "Периодическая система химиических элементов Д.И.Менделеева "
Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» для обучающихся 11 класса в тестовой форме проводится в первом полугодии согласно рабочей программе, составлена в...
Технологическая карта урока химии в 9 классе "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома"
Урок химии в 9 классе...
План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".
План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....
Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь
Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь...
Контрольная работа по темам: «Периодический закон и периоди¬ческая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь»
Контрольная работа по темам: «Периодический закон и периоди¬ческая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь»...
Внеклассное мероприятие на тему: 150 лет - Периодической таблице и Периодическому закону Д.И. Менделеева
Внеклассное мероприятие на тему: 150 лет - Периодической таблице и Периодическому закону Д.И. Менделеева...