Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете современных представлений
план-конспект занятия по химии (8 класс)

Скрыпникова Светлана Николаевна

Данный урок проходил в 8А классе, в котором  30 человек. Ребята в классе  имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны.

Если говорить о месте урока в курсе химии 8 класса, то это   9 урок в теме "Атомы химических элементов"  

Тип урока - обобщение и повторение знаний.

Форма проведения урока: урок-путешествие

Цель урока: создание условий для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме "Строение атома. Периодический закон. Периодическая система химических элементов в свете современных представлений"

Задачи урока:

Образовательная:

  • углубить знания, полученные при изучении темы  «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»,  «Основные сведения о строении атомов», обобщить знания учащихся о  строении атома, химических элементах, их классификации и формах их  существования в виде величайшего закона природа – Периодического закона  Д.И. Менделеева и его графического отображения – Периодической системы.

 

Развивающая: Создать условия для развития у учащихся ключевых компетентностей:

  • информационной (извлечение первичной информации);
  • личностные (самоконтроль и самооценка);
  • познавательные (умение структурировать знания, умение выделять существенные характеристики объектов);
  • коммуникативной (продуктивная групповая коммуникация).

Воспитывающая: способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности через самостоятельную работу с дополнительной литературой, интернет-технологиями; воспитание положительной мотивации обучения,  правильной самооценки;  умение общаться в коллективе, группе, строить диалог.

Тип урока: урок обобщение и систематизация  знаний и способов деятельности

Технологии: ИКТ-технология, элементы технологии критического мышления, элементы технологии на основе эмоционально-образного восприятия.

 

Ожидаемые образовательные результаты:

Личностные: формирование готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению; формирование готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории обучения с помощью составления плана работы на уроке; формирование коммуникативной компетентности  в общении и сотрудничестве с одноклассниками через парную работу.

Метапредметные: формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения и развитие мотива своей познавательной деятельности через целеполагание на уроке; формирование умения вести диалог.

Предметные: формирование первоначальных систематических представлений о Периодическом законе и Периодической системе элементов Д.И. Менделеева, явлении периодичности.

Формы обучения: индивидуальная работа учащихся, работа в парах, фронтальная работа учителя с классом.

Средства обучения: диалог, раздаточный материал, задание учителя, опыт взаимодействия с другими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://st4.depositphotos.com/18277804/20167/i/1600/depositphotos_201672146-stock-photo-bohr-model-carbon-atom-proton.jpg

Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете современных представленийhttps://banner2.kisspng.com/20180607/rht/kisspng-bohr-model-model-atomic-iron-atomic-orbital-bohr-model-5b18d217440669.1779773915283533032786.jpg

Химия 8 класс

Автор: учитель химии высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №3» г. Белгорода: Скрыпникова Светлана Николаевна

Белгород 2019

 


Тема урока «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете современных представлений».

  • Цель урока: обобщить знания по пройденной теме, повторить основополагающие вопросы и понятия, отработать умения рассматривать строение атома.

Задачи урока:

Образовательная:

  • углубить знания, полученные при изучении темы  «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»,  «Основные сведения о строении атомов», обобщить знания учащихся о  строении атома, химических элементах, их классификации и формах их  существования в виде величайшего закона природа – Периодического закона  Д.И. Менделеева и его графического отображения – Периодической системы.

Развивающая: Создать условия для развития у учащихся ключевых компетентностей:

  • информационной (извлечение первичной информации);
  • личностные (самоконтроль и самооценка);
  • познавательные (умение структурировать знания, умение выделять существенные характеристики объектов);
  • коммуникативной (продуктивная групповая коммуникация).

Воспитывающая: способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности через самостоятельную работу с дополнительной литературой, интернет-технологиями; воспитание положительной мотивации обучения,  правильной самооценки;  умение общаться в коллективе, группе, строить диалог.

Тип урока: урок обобщение и систематизация  знаний и способов деятельности

Технологии: ИКТ-технология, элементы технологии критического мышления, элементы технологии на основе эмоционально-образного восприятия.

Ожидаемые образовательные результаты:

Личностные: формирование готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению; формирование готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории обучения с помощью составления плана работы на уроке; формирование коммуникативной компетентности  в общении и сотрудничестве с одноклассниками через парную работу.

Метапредметные: формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения и развитие мотива своей познавательной деятельности через целеполагание на уроке; формирование умения вести диалог.

Предметные: формирование первоначальных систематических представлений о Периодическом законе и Периодической системе элементов Д.И. Менделеева, явлении периодичности.

Формы обучения: индивидуальная работа учащихся, работа в парах, фронтальная работа учителя с классом.

Средства обучения: диалог, раздаточный материал, задание учителя, опыт взаимодействия с другими.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание и мотивация.
  3. Этап актуализации субъектного опыта
  4. Обобщение и систематизация знаний.
  5. Домашнее задание.
  6. Рефлексия.

ХОД УРОКА

1.Самоопределение к учебной деятельности

ЦЕЛЬ:

1.Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

2.Определить цели урока.

Организация учебного процесса на этапе 1.(1-2минуты).

Подготовка учащихся к  учебно-познавательной деятельности и быстрое включение учащихся в деловой ритм. Создание единого информационного поля.

Презентация.Слайд1.

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята, я рада встречи с вами на очередном уроке химии .

На экране эпиграф урока. Прием педагогической техники «Эпиграф»

«… Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай».


Степан Щипачев

Вступительное слово учителя. С глубокой древности, созерцая и восхищаясь   природой у человека появлялся: из чего, какого вещества состоят окружающие человека тела, сам человек, Вселенная.

Учащимся предлагается рассмотреть следующие изображения: сезоны года, кардиограмма сердца (можно использовать макет сердца), схема «Строение солнечной системы»; Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (разных типов) и ответить на вопрос: «Что объединяет все представленные изображения?» (Периодичность).

Постановка цели. Как вы думаете, ребята, о каком вопросе у нас сегодня пойдет речь (ученики делают предположения, что речь на уроке пойдет о Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева)?

Несколько уроков мы с вами посвятили изучению очень важного, основополагающего закона, позволяющего упорядочить и классифицировать химические элементы – Периодического закона, сформулированного Д.И. Менделеевым. Познакомились с тем, как устроена периодическая система химических элементов, а самое главное научились пользоваться её данными для каждого элемента, чтобы рассмотреть строение атома и дать ему характеристику.

Цель нашего урока сегодня вспомнить и обобщить полученные знания, по основным понятиям и основополагающим вопросам темы, отработать умения работать с периодической системой. От вас требуется активность на уроке, т.к. оценка будет складываться из устных  ответов и выполнения проверочной работы.

Презентация. Слайд2. (открытие новых 4 элементов – видео ролик)

Учитель: как вы догадались, сегодня мы еще раз поговорим  о выдающимся открытии 19 и 20 веков и 21 века  -Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева на основе современных представлений о строении атома.

Знакомство учащихся с формой организации их деятельности на уроке и целями урока.

Осмысление результата деятельности от формы ее организации.

Задания для учащихся:

  1. Подберите примеры, указывающие на периодичность в природе.

(Движение космических тел вокруг центра Галактики, смена дня и ночи).

Предложите однокоренные слова и словосочетания к слову «периодичность» (период, периодические издания).

  1. Кто «автор» Периодического закона (Д.И. Менделеев)? Можете ли Вы «создать» Периодическую систему (ответ на этот вопрос будет отсрочен, он дается ребятам в качестве домашнего задания)?
  2. Этап актуализации субъектного опыта

Цель:

1.Актуализировать знания учащихся о строении атома.

2.Подготовить мышление учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир химических элементов и их соединений. Названия  некоторых из элементов зашифрованы, и вы узнаете их, когда выполните "Стартовое задание".

(У учащихся на столах листочки с заданием, они выполняют работу в парах).

"Стартовое задание"

Слайд 4 

ВАРИАНТ 1

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название элемента.

Электронные схемы

Группы

1

2

3

4

5

6

7

2е 4е

Щ

Ж

Э

К

А

Б

У

2е 8е 2е

В

А

К

М

Н

О

П

2е 1е

Л

С

Ы

Ф

Ю

А

Я

2е 8е 5е

Р

Б

Т

В

Ь

Е

Г

2е 8е 1е

Ц

Д

Ж

И

К

З

М

2е 8е 7е

Л

О

В

Н

У

П

И

2е 8е 3е

Р

Т

Й

Х

Ц

Ч

Ф

Ответ : кальций

Слайд 5. 

ВАРИАНТ 2

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название элемента.

Электронные схемы

Группы

1

2

3

4

5

6

7

2е 4е 2е

Щ

Ф

Э

К

А

Б

У

2е 8е 1е

О

А

К

М

Н

О

П

2е 1е 5е

Л

С

Ы

Ф

С

А

Я

2е 8е 3е

Р

Б

Ф

В

Ь

Е

Г

2е 8е 4е

Ц

Д

Ж

О

К

З

М

2е 8е 7е

Л

О

В

Н

У

П

Р

Ответ:  фосфор

Задание 2

Ко всем законам применим критерий сравнения – возможность предсказания нового, предвидения неизвестного. Сегодня Вам предстоит «открыть» для себя Периодическую систему, т.е. немного побыть учеными. Для этого необходимо выполнить задание.

Elements 4D – химия и дополненная реальность

С помощью дополненной реальности можно не только посмотреть на вещество и получить информацию о представленном элементе, но и, сдвинув два кубика вместе, запустить их химическую реакцию. При этом оба кубика меняют собственные обозначения на формулу полученного в результате вещества. Соединив кубики с кислородом и водородом, получиться 2 кубика воды с колышущейся жидкостью внутри. Но стоит их раздвинуть, и они вернуться к своему изначальному «состоянию». Все эти превращения, конечно же, происходят, только если смотреть на кубики через камеру и экран  iPhone или iPad.

(С помощью маркера проецируется сфера, после нажатия на клавишу «Enter» над ней появляется курсор, а на сфере последовательно сменяют друг друга - знак элемента, его порядковый номер и массовое число. После повторного нажатия на «Enter» эти значения исчезают, появляется значение заряда ядра атома. (Вопрос для обучающихся: с каким значением сходен заряд ядра в атоме?) С помощью следующего маркера вокруг ядра появляются орбиты с определенным числом электронов (зависит от химического элемента). После нажатия клавиши «→» у электрона появляются значения его массы и заряда. (Вопрос для обучающихся: с каким значением сходно число электронов в атоме?). При нажатии на клавишу «←» курсор появляется над ядром атома, который распадается на протоны и нейтроны (в виде шариков разного цвета), при этом над каждой частицей появляются значения массы и заряда, и их буквенные обозначения. (Вопросы для обучающихся: с каким значением сходно число протонов в атоме? Как можно определить число нейтронов в ядре атома? Как с помощью периодической системы химических элементов определить состав атома элемента?).

3 Этап обобщение и систематизация знаний..

Индивидуальный опрос у доски. (2 обучающихся).Изобразить строение атомов: кальция и фосфора. Записать электронную и графическую формулы распределения электронов.

Слайд 7-8

Проверка основных понятий по теме.

Прием педагогической техники «Беглый опрос по базовым вопросам».

1.Какое строение имеет атом?

2.Какие частицы входят в состав атомного ядра?

3. Какие характеристики имеют электрон, протон, нейтрон.

3.Назовите элемент, в атоме которого 13 электронов?

4. Что показывает порядковый номер элемента ?

5.Что показывает номер периода?

6.В чем причина периодичности изменения свойств элементов?

7. Что общего в строении атомов: а) всех химических элементов; б) элементов одного и того же периода; в) элементов одной и той же группы, главной подгруппы?

8. Как изменяются свойства химических элементов: А)  в главных подгруппах? Б) в периодах?

Слайд 9.

Прием педагогической техники  «Узнай меня»

Цель: Установление правильности и осознанности усвоения знаний учащихся работать с электронными формулами.

По заданным электронным формулам учащиеся называют элемент и семейство, к которому он относится. На экране поочередно появляются сокращенные электронные формулы атомов химических элементов.

 Учитель задает вопрос:

Атому, какого химического элемента принадлежит  данная электронная формула?

К какому семейству он относится?

        а)…3S2 3P4

        б)…4S1

        в)…3S2 3P6  

Индивидуальный опрос  учащихся у доски (заслушивают ответы учащихся).

Физкультминутка. 

Прием педагогической техники  «Будьте здоровы».

Проводится необычная форма организации физкультминутки. "Отдыхай-ка". Слайд10.

Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл. Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши.

Я - элемент - давно известный,
Применяют повсеместно!
Польза от меня везде.
Нет железа - быть беде.

Портит сера атмосферу,
А верней - её оксид.
Пожелтели листья в сквере,
Дождь кислотный моросит.

Название от слова "цвет".
Бесцветных соединений нет,
И весь секрет названья в том.
Элемент тот будет :хром.

Помни, боевой народ,
Первый лекарь - это йод!
Раны мажь, не ойкай,
Йодною настойкой.

Надо сильно попотеть
Вечером и утром,
Чтоб запомнить: слово "медь" -
По латыни - "купрум".

Ядовит зелёный Хлор,
Замышляя страшный мор,
Он побег готовит в роли
Самой безобидной соли.

Ах, какая аура
Окружает "аурум!"
Символ власти и кольца
Золота и Солнца.

4.Этап самостоятельной работы с самопроверкой (4-5 минут).

Цель: фиксирование достижения индивидуальной цели и создание ситуации успеха.

Слайд11.Прием педагогической техники «Цифровой диктант». Проверка усвоения и закрепления знаний, учащихся по основополагающим понятиям темы. Да-1,нет-0

  • 1.Номер периода – это число энергетических уровней.
  • 2. Максимальное число электронов на третьем уровне равно 8.
  • 3. В периоде слева направо увеличиваются металлические свойства и радиусы атомов.
  • 4.Номер группы – это число электронов на внешнем энергетическом уровне для элементов главной подгруппы .
  • 5.У калия наиболее ярко выражены металлические свойства, чем у натрия.
  • 6.У атома кислорода заряд ядра атома равен + 16.
  • 7.В ядре атома химического элемента с № 15 число нейтронов равно 16.

После ответов на  утверждения, получается число.

Все, кто получил правильное число, получает Отметку «5», одна-две ошибки – «4», три ошибки – «3»

.Проводится  С АМОПРОВЕРКА.

Прием педагогической техники «Выбери правильный ответ».

«Верно» – правая рука вверх, без аргументации.
«Не верно» – левая рука вверх, аргументирует ответ любой учащийся.

1.  При формулировке ПЗ, Д.И. Менделеев взял основу валентность элемента.
2. Существует только одна формулировка периодического закона, которая была предложена Менделеевым.
3. В современной формулировке причиной периодичности и  главной характеристикой является заряд ядра атома.
4. ПС – естественнонаучная классификация элементов, графическое отображение ПЗ.
5. ПС состоит из горизонтальных периодов, малых и больших;   вертикальных групп, главных и побочных подгрупп.
6. Рассмотреть строение атома элемента можно на основе его атомной массы.
7. Порядковый номер элемента показывает заряд ядра, число протонов и число электронов в атоме.
8. По номеру группы для главной подгруппы узнаем о количестве энергетических уровней в атоме.
9. Самые неактивные элементы находятся в 8  гр. А подгруппе и называются инертные газы.
10. Почти у каждого элемента есть изотопы
, т.е. атомы с разным зарядом ядра, но одинаковой атомной массой.

Слайд 13-18.

На слайде появляется Периодическая система химических элементов  Д.И. Менделеева.

  1. Этап Информация о домашнем задании

 1.Повторить материал учебника п. 9 -10 (О.С. Габриелян, Химия 8 класс)

2. Выполнить тест

Прием педагогической техники «Выбери правильный ответ». Работая индивидуально, учащиеся выбирают правильный ответ. Выявление качества  и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Тестирование

1вариант

1.  Атом какого химического элемента имеет электронную конфигурацию 2ē 8ē 3ē?

        а) Al                б) B                в) Mg                г) Si

2. Схема строения атома 2ē 8ē 7ē. Чем является элемент?

        а) металлом  б) неметаллом    в) благородным газом.

3. Атом химического элемента имеет конфигурацию 2ē 8ē1 ē. В каком периоде находится элемент?

        а) 1                б) 2                в) 3                 г) 4

4. Какой химический элемент имеет наиболее ярко выраженные  металлические свойства?

        а) Na        б) Li                в) K                г) Mg

5. Формула высшего оксида хлора:?

   а)   Cl2O7           Б) Cl2O5               в)  Cl2O         Г)   Cl2O3

6. Число протонов в атоме       серы   равно:  

1) 39                         2) 20                3) 16                   4) 4

                                                       Тестирование

2вариант

1.  Атом какого химического элемента имеет электронную конфигурацию 2ē 8ē 5ē?

        а) Al                б) B                в) Mg                г) P

2. Схема строения атома 2ē 8ē 3ē. Чем является элемент?

        а) металлом  б) неметаллом    в) благородным газом.

3. Атом химического элемента имеет конфигурацию 2ē 8ē 4 ē. В каком периоде находится элемент?

        а) 1                б) 2                в) 3                 г) 4

4. Какой химический элемент имеет наиболее ярко выраженные  металлические свойства?

        а) Cs            б) Li                в) K                г) Mg

5. Формула высшего оксида фосфора:?

   а)   P2O7           Б) P2O5               в)  PO         Г)   P2O3

6. Число протонов в атоме      хлора   равно:  

1) 35                        2) 20                3) 17                   4) 4

3. Творческое ( по желанию)

  •  создание игры «Периодическая система химических элементов»
  • написать мини-сочинение на тему: «Если бы не было ПЗ и ПС».

6.Этап рефлексии деятельности . Слайд 23.

Подведение результатов урока. «Самооценка». Прием «Ладошка» (учащиеся обводят свою ладонь и на каждом пальце записывают; 1. для меня это важно/ не важно .2. я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…. 3. мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)… 4. моя оценка психологической атмосферы…. 5. хочу для себя выяснить …)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме: «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

Тест составлен по программе 8 класса Кузнецовой Н.Е., требующий знаний таких тем, как:  "Основные законы химии и расчеты на их основе", "Современные представления о строении атома", "Периодически...

Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).

Представлены  методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО)    по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...

«Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь»

Тестовое задание в двух вариантах для проверки знаний учащихся 8 класса . В тесте 15 вопросов....

Периодический закон и Периодаческая система химических элементов Д.И.Менделеева

Презентация к уроку по химии в 11 классе. В презентации отражены предпосылки для создания Периодической таблицы, а также анимационная модель создания ПСХЭ Д.И.Менделеевым....

Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь

Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь...

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома.

На данном уроке рассматривается Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Объясняются следующие понятия: современная формулировка...