Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете современных представлений
план-конспект занятия по химии (8 класс)
Данный урок проходил в 8А классе, в котором 30 человек. Ребята в классе имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны.
Если говорить о месте урока в курсе химии 8 класса, то это 9 урок в теме "Атомы химических элементов"
Тип урока - обобщение и повторение знаний.
Форма проведения урока: урок-путешествие
Цель урока: создание условий для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме "Строение атома. Периодический закон. Периодическая система химических элементов в свете современных представлений"
Задачи урока:
Образовательная:
- углубить знания, полученные при изучении темы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Основные сведения о строении атомов», обобщить знания учащихся о строении атома, химических элементах, их классификации и формах их существования в виде величайшего закона природа – Периодического закона Д.И. Менделеева и его графического отображения – Периодической системы.
Развивающая: Создать условия для развития у учащихся ключевых компетентностей:
- информационной (извлечение первичной информации);
- личностные (самоконтроль и самооценка);
- познавательные (умение структурировать знания, умение выделять существенные характеристики объектов);
- коммуникативной (продуктивная групповая коммуникация).
Воспитывающая: способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности через самостоятельную работу с дополнительной литературой, интернет-технологиями; воспитание положительной мотивации обучения, правильной самооценки; умение общаться в коллективе, группе, строить диалог.
Тип урока: урок обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Технологии: ИКТ-технология, элементы технологии критического мышления, элементы технологии на основе эмоционально-образного восприятия.
Ожидаемые образовательные результаты:
Личностные: формирование готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению; формирование готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории обучения с помощью составления плана работы на уроке; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками через парную работу.
Метапредметные: формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения и развитие мотива своей познавательной деятельности через целеполагание на уроке; формирование умения вести диалог.
Предметные: формирование первоначальных систематических представлений о Периодическом законе и Периодической системе элементов Д.И. Менделеева, явлении периодичности.
Формы обучения: индивидуальная работа учащихся, работа в парах, фронтальная работа учителя с классом.
Средства обучения: диалог, раздаточный материал, задание учителя, опыт взаимодействия с другими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_stroenie_atoma.periodicheskiy_zakon_vosstanovlen.docx | 239.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете современных представлений |
Химия 8 класс |
Автор: учитель химии высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №3» г. Белгорода: Скрыпникова Светлана Николаевна |
Белгород 2019 |
Тема урока «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете современных представлений».
- Цель урока: обобщить знания по пройденной теме, повторить основополагающие вопросы и понятия, отработать умения рассматривать строение атома.
Задачи урока:
Образовательная:
- углубить знания, полученные при изучении темы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Основные сведения о строении атомов», обобщить знания учащихся о строении атома, химических элементах, их классификации и формах их существования в виде величайшего закона природа – Периодического закона Д.И. Менделеева и его графического отображения – Периодической системы.
Развивающая: Создать условия для развития у учащихся ключевых компетентностей:
- информационной (извлечение первичной информации);
- личностные (самоконтроль и самооценка);
- познавательные (умение структурировать знания, умение выделять существенные характеристики объектов);
- коммуникативной (продуктивная групповая коммуникация).
Воспитывающая: способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности через самостоятельную работу с дополнительной литературой, интернет-технологиями; воспитание положительной мотивации обучения, правильной самооценки; умение общаться в коллективе, группе, строить диалог.
Тип урока: урок обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Технологии: ИКТ-технология, элементы технологии критического мышления, элементы технологии на основе эмоционально-образного восприятия.
Ожидаемые образовательные результаты:
Личностные: формирование готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению; формирование готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории обучения с помощью составления плана работы на уроке; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками через парную работу.
Метапредметные: формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения и развитие мотива своей познавательной деятельности через целеполагание на уроке; формирование умения вести диалог.
Предметные: формирование первоначальных систематических представлений о Периодическом законе и Периодической системе элементов Д.И. Менделеева, явлении периодичности.
Формы обучения: индивидуальная работа учащихся, работа в парах, фронтальная работа учителя с классом.
Средства обучения: диалог, раздаточный материал, задание учителя, опыт взаимодействия с другими.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
- Организационный момент.
- Целеполагание и мотивация.
- Этап актуализации субъектного опыта
- Обобщение и систематизация знаний.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
ХОД УРОКА
1.Самоопределение к учебной деятельности
ЦЕЛЬ:
1.Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
2.Определить цели урока.
Организация учебного процесса на этапе 1.(1-2минуты).
Подготовка учащихся к учебно-познавательной деятельности и быстрое включение учащихся в деловой ритм. Создание единого информационного поля.
Презентация.Слайд1.
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята, я рада встречи с вами на очередном уроке химии .
На экране эпиграф урока. Прием педагогической техники «Эпиграф»
«… Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай».
Степан Щипачев
Вступительное слово учителя. С глубокой древности, созерцая и восхищаясь природой у человека появлялся: из чего, какого вещества состоят окружающие человека тела, сам человек, Вселенная.
Учащимся предлагается рассмотреть следующие изображения: сезоны года, кардиограмма сердца (можно использовать макет сердца), схема «Строение солнечной системы»; Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (разных типов) и ответить на вопрос: «Что объединяет все представленные изображения?» (Периодичность).
Постановка цели. Как вы думаете, ребята, о каком вопросе у нас сегодня пойдет речь (ученики делают предположения, что речь на уроке пойдет о Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева)?
Несколько уроков мы с вами посвятили изучению очень важного, основополагающего закона, позволяющего упорядочить и классифицировать химические элементы – Периодического закона, сформулированного Д.И. Менделеевым. Познакомились с тем, как устроена периодическая система химических элементов, а самое главное научились пользоваться её данными для каждого элемента, чтобы рассмотреть строение атома и дать ему характеристику.
Цель нашего урока сегодня вспомнить и обобщить полученные знания, по основным понятиям и основополагающим вопросам темы, отработать умения работать с периодической системой. От вас требуется активность на уроке, т.к. оценка будет складываться из устных ответов и выполнения проверочной работы.
Презентация. Слайд2. (открытие новых 4 элементов – видео ролик)
Учитель: как вы догадались, сегодня мы еще раз поговорим о выдающимся открытии 19 и 20 веков и 21 века -Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева на основе современных представлений о строении атома.
Знакомство учащихся с формой организации их деятельности на уроке и целями урока.
Осмысление результата деятельности от формы ее организации.
Задания для учащихся:
- Подберите примеры, указывающие на периодичность в природе.
(Движение космических тел вокруг центра Галактики, смена дня и ночи).
Предложите однокоренные слова и словосочетания к слову «периодичность» (период, периодические издания).
- Кто «автор» Периодического закона (Д.И. Менделеев)? Можете ли Вы «создать» Периодическую систему (ответ на этот вопрос будет отсрочен, он дается ребятам в качестве домашнего задания)?
- Этап актуализации субъектного опыта
Цель:
1.Актуализировать знания учащихся о строении атома.
2.Подготовить мышление учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир химических элементов и их соединений. Названия некоторых из элементов зашифрованы, и вы узнаете их, когда выполните "Стартовое задание".
(У учащихся на столах листочки с заданием, они выполняют работу в парах).
"Стартовое задание"
Слайд 4
ВАРИАНТ 1
Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название элемента.
Электронные схемы | Группы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
2е 4е | Щ | Ж | Э | К | А | Б | У |
2е 8е 2е | В | А | К | М | Н | О | П |
2е 1е | Л | С | Ы | Ф | Ю | А | Я |
2е 8е 5е | Р | Б | Т | В | Ь | Е | Г |
2е 8е 1е | Ц | Д | Ж | И | К | З | М |
2е 8е 7е | Л | О | В | Н | У | П | И |
2е 8е 3е | Р | Т | Й | Х | Ц | Ч | Ф |
Ответ : кальций
Слайд 5.
ВАРИАНТ 2
Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название элемента.
Электронные схемы | Группы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
2е 4е 2е | Щ | Ф | Э | К | А | Б | У |
2е 8е 1е | О | А | К | М | Н | О | П |
2е 1е 5е | Л | С | Ы | Ф | С | А | Я |
2е 8е 3е | Р | Б | Ф | В | Ь | Е | Г |
2е 8е 4е | Ц | Д | Ж | О | К | З | М |
2е 8е 7е | Л | О | В | Н | У | П | Р |
Ответ: фосфор
Задание 2
Ко всем законам применим критерий сравнения – возможность предсказания нового, предвидения неизвестного. Сегодня Вам предстоит «открыть» для себя Периодическую систему, т.е. немного побыть учеными. Для этого необходимо выполнить задание.
Elements 4D – химия и дополненная реальность
С помощью дополненной реальности можно не только посмотреть на вещество и получить информацию о представленном элементе, но и, сдвинув два кубика вместе, запустить их химическую реакцию. При этом оба кубика меняют собственные обозначения на формулу полученного в результате вещества. Соединив кубики с кислородом и водородом, получиться 2 кубика воды с колышущейся жидкостью внутри. Но стоит их раздвинуть, и они вернуться к своему изначальному «состоянию». Все эти превращения, конечно же, происходят, только если смотреть на кубики через камеру и экран iPhone или iPad.
(С помощью маркера проецируется сфера, после нажатия на клавишу «Enter» над ней появляется курсор, а на сфере последовательно сменяют друг друга - знак элемента, его порядковый номер и массовое число. После повторного нажатия на «Enter» эти значения исчезают, появляется значение заряда ядра атома. (Вопрос для обучающихся: с каким значением сходен заряд ядра в атоме?) С помощью следующего маркера вокруг ядра появляются орбиты с определенным числом электронов (зависит от химического элемента). После нажатия клавиши «→» у электрона появляются значения его массы и заряда. (Вопрос для обучающихся: с каким значением сходно число электронов в атоме?). При нажатии на клавишу «←» курсор появляется над ядром атома, который распадается на протоны и нейтроны (в виде шариков разного цвета), при этом над каждой частицей появляются значения массы и заряда, и их буквенные обозначения. (Вопросы для обучающихся: с каким значением сходно число протонов в атоме? Как можно определить число нейтронов в ядре атома? Как с помощью периодической системы химических элементов определить состав атома элемента?).
3 Этап обобщение и систематизация знаний..
Индивидуальный опрос у доски. (2 обучающихся).Изобразить строение атомов: кальция и фосфора. Записать электронную и графическую формулы распределения электронов.
Слайд 7-8
Проверка основных понятий по теме.
Прием педагогической техники «Беглый опрос по базовым вопросам».
1.Какое строение имеет атом?
2.Какие частицы входят в состав атомного ядра?
3. Какие характеристики имеют электрон, протон, нейтрон.
3.Назовите элемент, в атоме которого 13 электронов?
4. Что показывает порядковый номер элемента ?
5.Что показывает номер периода?
6.В чем причина периодичности изменения свойств элементов?
7. Что общего в строении атомов: а) всех химических элементов; б) элементов одного и того же периода; в) элементов одной и той же группы, главной подгруппы?
8. Как изменяются свойства химических элементов: А) в главных подгруппах? Б) в периодах?
Слайд 9.
Прием педагогической техники «Узнай меня»
Цель: Установление правильности и осознанности усвоения знаний учащихся работать с электронными формулами.
По заданным электронным формулам учащиеся называют элемент и семейство, к которому он относится. На экране поочередно появляются сокращенные электронные формулы атомов химических элементов.
Учитель задает вопрос:
Атому, какого химического элемента принадлежит данная электронная формула?
К какому семейству он относится?
а)…3S2 3P4
б)…4S1
в)…3S2 3P6
Индивидуальный опрос учащихся у доски (заслушивают ответы учащихся).
Физкультминутка.
Прием педагогической техники «Будьте здоровы».
Проводится необычная форма организации физкультминутки. "Отдыхай-ка". Слайд10.
Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл. Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши.
Я - элемент - давно известный,
Применяют повсеместно!
Польза от меня везде.
Нет железа - быть беде.
Портит сера атмосферу,
А верней - её оксид.
Пожелтели листья в сквере,
Дождь кислотный моросит.
Название от слова "цвет".
Бесцветных соединений нет,
И весь секрет названья в том.
Элемент тот будет :хром.
Помни, боевой народ,
Первый лекарь - это йод!
Раны мажь, не ойкай,
Йодною настойкой.
Надо сильно попотеть
Вечером и утром,
Чтоб запомнить: слово "медь" -
По латыни - "купрум".
Ядовит зелёный Хлор,
Замышляя страшный мор,
Он побег готовит в роли
Самой безобидной соли.
Ах, какая аура
Окружает "аурум!"
Символ власти и кольца
Золота и Солнца.
4.Этап самостоятельной работы с самопроверкой (4-5 минут).
Цель: фиксирование достижения индивидуальной цели и создание ситуации успеха.
Слайд11.Прием педагогической техники «Цифровой диктант». Проверка усвоения и закрепления знаний, учащихся по основополагающим понятиям темы. Да-1,нет-0
- 1.Номер периода – это число энергетических уровней.
- 2. Максимальное число электронов на третьем уровне равно 8.
- 3. В периоде слева направо увеличиваются металлические свойства и радиусы атомов.
- 4.Номер группы – это число электронов на внешнем энергетическом уровне для элементов главной подгруппы .
- 5.У калия наиболее ярко выражены металлические свойства, чем у натрия.
- 6.У атома кислорода заряд ядра атома равен + 16.
- 7.В ядре атома химического элемента с № 15 число нейтронов равно 16.
После ответов на утверждения, получается число.
Все, кто получил правильное число, получает Отметку «5», одна-две ошибки – «4», три ошибки – «3»
.Проводится С АМОПРОВЕРКА.
Прием педагогической техники «Выбери правильный ответ».
«Верно» – правая рука вверх, без аргументации.
«Не верно» – левая рука вверх, аргументирует ответ любой учащийся.
1. При формулировке ПЗ, Д.И. Менделеев взял основу валентность элемента.
2. Существует только одна формулировка периодического закона, которая была предложена Менделеевым.
3. В современной формулировке причиной периодичности и главной характеристикой является заряд ядра атома.
4. ПС – естественнонаучная классификация элементов, графическое отображение ПЗ.
5. ПС состоит из горизонтальных периодов, малых и больших; вертикальных групп, главных и побочных подгрупп.
6. Рассмотреть строение атома элемента можно на основе его атомной массы.
7. Порядковый номер элемента показывает заряд ядра, число протонов и число электронов в атоме.
8. По номеру группы для главной подгруппы узнаем о количестве энергетических уровней в атоме.
9. Самые неактивные элементы находятся в 8 гр. А подгруппе и называются инертные газы.
10. Почти у каждого элемента есть изотопы, т.е. атомы с разным зарядом ядра, но одинаковой атомной массой.
Слайд 13-18.
На слайде появляется Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
- Этап Информация о домашнем задании
1.Повторить материал учебника п. 9 -10 (О.С. Габриелян, Химия 8 класс)
2. Выполнить тест
Прием педагогической техники «Выбери правильный ответ». Работая индивидуально, учащиеся выбирают правильный ответ. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.
Тестирование
1вариант
1. Атом какого химического элемента имеет электронную конфигурацию 2ē 8ē 3ē?
а) Al б) B в) Mg г) Si
2. Схема строения атома 2ē 8ē 7ē. Чем является элемент?
а) металлом б) неметаллом в) благородным газом.
3. Атом химического элемента имеет конфигурацию 2ē 8ē1 ē. В каком периоде находится элемент?
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
4. Какой химический элемент имеет наиболее ярко выраженные металлические свойства?
а) Na б) Li в) K г) Mg
5. Формула высшего оксида хлора:?
а) Cl2O7 Б) Cl2O5 в) Cl2O Г) Cl2O3
6. Число протонов в атоме серы равно:
1) 39 2) 20 3) 16 4) 4
Тестирование
2вариант
1. Атом какого химического элемента имеет электронную конфигурацию 2ē 8ē 5ē?
а) Al б) B в) Mg г) P
2. Схема строения атома 2ē 8ē 3ē. Чем является элемент?
а) металлом б) неметаллом в) благородным газом.
3. Атом химического элемента имеет конфигурацию 2ē 8ē 4 ē. В каком периоде находится элемент?
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
4. Какой химический элемент имеет наиболее ярко выраженные металлические свойства?
а) Cs б) Li в) K г) Mg
5. Формула высшего оксида фосфора:?
а) P2O7 Б) P2O5 в) PO Г) P2O3
6. Число протонов в атоме хлора равно:
1) 35 2) 20 3) 17 4) 4
3. Творческое ( по желанию)
- создание игры «Периодическая система химических элементов»
- написать мини-сочинение на тему: «Если бы не было ПЗ и ПС».
6.Этап рефлексии деятельности . Слайд 23.
Подведение результатов урока. «Самооценка». Прием «Ладошка» (учащиеся обводят свою ладонь и на каждом пальце записывают; 1. для меня это важно/ не важно .2. я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…. 3. мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)… 4. моя оценка психологической атмосферы…. 5. хочу для себя выяснить …)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме: «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
Тест составлен по программе 8 класса Кузнецовой Н.Е., требующий знаний таких тем, как: "Основные законы химии и расчеты на их основе", "Современные представления о строении атома", "Периодически...
Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).
Представлены методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО) по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...
«Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь»
Тестовое задание в двух вариантах для проверки знаний учащихся 8 класса . В тесте 15 вопросов....
Технологическая карта урока химии в 9 классе "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома"
Урок химии в 9 классе...
Периодический закон и Периодаческая система химических элементов Д.И.Менделеева
Презентация к уроку по химии в 11 классе. В презентации отражены предпосылки для создания Периодической таблицы, а также анимационная модель создания ПСХЭ Д.И.Менделеевым....
Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь
Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь...
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома.
На данном уроке рассматривается Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Объясняются следующие понятия: современная формулировка...