Ситуационные рассказы-задачи как способ формирования научных понятий и представлений.
статья по химии на тему
Овладение какой-либо наукой всегда связано с определенными усилиями и требует систематического упорного труда. Но как сделать школьный предмет интересным, доступным, с максимальным усвоением научных понятий и представлений? Одним из путей интенсификации учебного процесса является применение на уроках ситуационных рассказов–задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bohan_statya_microsoft_office_word_2.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Бохан В.В.
Ситуационные рассказы-задачи как способ формирования научных понятий и представлений.
Бохан Вера Васильевна,
учитель химии
МБОУ «СОШ № 25» г. Абакана, Республики Хакасия
Овладение какой-либо наукой всегда связано с определенными усилиями и требует систематического упорного труда. Но как сделать школьный предмет интересным, доступным, с максимальным усвоением научных понятий и представлений? Одним из путей интенсификации учебного процесса является применение на уроках ситуационных рассказов–задач.
Повышение эффективности урока-вот главная цель, которая стоит сейчас перед учителем. Успех ее решения во многом зависит от методики обучения, позволяющей вооружить школьников глубокими и прочными знаниями, научить их трудиться с интересом и самостоятельно. Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и, проявляют интерес к предстоящей работе. При постановке целей и задач всегда нужно учитывать потребность учеников в проявлении самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажду познания нового. Поэтому именно активизация познавательной деятельности способствует развитию позновательного интереса. Подтверждение этому является использование в работе новых активных форм и методов обучения, например применение ситуационных рассказов–задач.
Сочинение рассказов-задач приучает учащихся к самостоятельной работе над научно-литературными источниками, развивает творческую инициативу учащихся и обогащает новыми знаниями.
Но спрашивается: в какой мере помогает это усвоению основного програмного материала по предмету?
Усвоить химию - это значит прежде всего накопить конкретные представления об определенном круге веществ и важнейших превращениях. Уже процесс формирования представления о веществах достаточно сложен; еще сложнее формирование представления о каком-либо элементе. Конкретное вещество – это нечто, доступное прямому наблюдению. Элемент же – это абстракция; его нельзя взять в руки, разглядеть, понюхать и т.д. Мы составляем представление об элементе, объединяя в это представлении все свойства, которые привносятся им в его соединения.
Формирование представления об определенном обьекте – веществе или элементе – можно считать законченым лишь тогда, когда в нужный момент весь комплекс его свойств возникает в сознании учащегося целостно, сразу, а не выуживается из памяти с усилием одно свойство за другим, сменяя, даже вытесняя друг друга. Всем прекрасно известно, что плохо подготовленному ученику, например, ничего не стоит, вспомнив с трудом место меди в ряду напряжений, «получить» вслед за тем соль меди, растворяя ее в соляной кислоте.
Наблюдения и высказывания самих учеников показывают, что, однажды испробовав себя в сочинении рассказа – задачи, учащиеся начинают использовать урок, который они прослушивают и опыты, которые им показывают, под своеобразным углом зрения: а нельзя ли из этого сделать рассказ – задачу? Их внимание становиться активным, их наблюдательность повышается. Пусть намерение не будет осуществлено и дело ограничится лишь созданием мысленного «эскиза» рассказа – задачи: процесс творческого формирования определенных научных представлений совершился.
Список литературы
1.Оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 – ссылка на стандарт: http://diss.rsl.ru/datadocs/doc_291wu.pdf примеры оформления смотрите со страницы 141.
2. Для электронных ресурсов: ГОСТ 7.82-2001, ссылка – http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=131137примеры оформления смотрите со страницы 20.
3. Занимательные задания и эффектные опыты по хими. / Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с
4. Полезная химия: задачи и истории [текст] / Л.Ю.Аликберова,Н.С.Рукк. – М. : Дрофа, 2005. - 187 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование научного типа мышления, владение научной терминалогией, ключевыми понятиями, методами и приёмами
Данная статья посвящена владению учащимися прочными основами и методами научного познания в школьном курсе физики....
Опыт работы по теме: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Данный опыт поможет учителю естествознания коррекицонной школы добиться результативности в знаниях учащихся, используя предложенные мной методы работы...
Проектная деятельность как способ формирования научно-исследовательских навыков одаренных детей в процессе изучения географии.
Педагогический опыт...
Мастер-класс "Использование мобильного интерактивного оборудования как один из способов формирования научного мировоззрения обучающихся на занятиях естественно-научного цикла"
Данный мастер-класс проводился в рамках августовского педагогического совещания работников образования в 2014 году.Цель мастер-класса: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-к...
Способы формирования понятий на уроках истории.
В статье раскрывается способ анаграмма, который позволяет успешно формировать понятия на уроках истории....
Формирование у обучающихся эстетических представлений, понятий и вкусов посредством работы над пейзажем
Формирование у обучающихся эстетических представлений, понятий и вкусовпосредством работы над пейзажем Журнал «Дополнительное образова...
Приемы и способы формирования географических понятий в начальном курсе географии у детей с интеллектуальными нарушениями
Процесс формирования географических представлений состоит из восприятия объекта, сохранения его в памяти, если необходимо, то творческого преобразования и воспроизведения в нужный момент. Особенности ...