Мастер-класс "Использование мобильного интерактивного оборудования как один из способов формирования научного мировоззрения обучающихся на занятиях естественно-научного цикла"
методическая разработка по физике на тему
Данный мастер-класс проводился в рамках августовского педагогического совещания работников образования в 2014 году.
Цель мастер-класса: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого опыта, оценить возможность использования представленного оборудования и методики в собственной практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass._25.08.14.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района «Общеобразовательная средняя(полная) школа №3 г.Белоярский»
Мастер – класс
Тема «Использование мобильного интерактивного оборудования как один из способов формирования научного мировоззрения обучающихся на занятиях естественно-научного цикла»
Шкахова Е.Ю. учитель физики, 1 квалификационная категория
Дата проведения: 16.05.2014 г.
«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».
Р. Декарт, французский философ и ученый
Цель: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого опыта, оценить возможность использования представленного оборудования и методики в собственной практике.
Задачи:
- познакомить коллег с элементамиИКТ; пропагандировать использование датчиков, входящих в состав «Развивающей образовательной среды AFSTM» в урочной и внеурочной деятельности;
- организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта;создать на занятии рабочую дружескую атмосферу;
- привлечь педагогов города к участию в целенаправленном применении исследовательской деятельности, как одного из основных видов учебной деятельности.
В этом эксперименте вы (обучающиеся):
- научитесь пользоваться датчиком для измерения температуры;
- определите, как изменяется температура ваших рук;
- определите температуру
Материалы и оборудование
- Компьютер с установленным программным обеспечением LoggerLite;
- Датчик температуры Go! Temp;
- Инструкционные карты (раздаточный материал с таблицами для заполнения);
- Правила по ТБ
Аудитория: педагогические работники МАОУ МОСШ №3 г. Белоярский.
Формы и методы работы: мастер-класс, работа в группе, индивидуальная работа,
объяснение с элементами показа использования датчика, правил техники безопасности, работа с инструкционными картами.
Прогнозируемые результаты.
Личностные:
- Формирование познавательных интересов;
- Убежденность в возможности познания природы;
- Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Метапредметные:
- Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, , овладение УУД на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
- Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- Формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные:
- Умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- Умения применять теоретические знания на практике;
- Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы.
Ход занятия:
№ п.п | Ход занятия | Действия мастера | Действия участников | Время |
1 | Организационный этап | Постановка цели занятия и объяснение задач, ТБ | Подготовка к мероприятию на местах | 1 мин |
2 | Теоретический этап занятия | Объяснение с элементами показа использования датчика | Работа с инструкционными картами (Приложение 1) | 2 мин |
3 | Практическая часть занятия | Наблюдение за индивидуальной работой обучающихся | Поэтапная практическая работа по измерению температуры | 5 мин |
4 | Заключительный этап. Рефлексия. | Проверка и анализ полученных данных | Анализ полученных данных (записи в инструкционной карте) | 2 мин |
Температура – физическая величина, характеризующая степень нагретости тела (холодное, теплое, горячее), измеряется с помощью термометра. Единица измерения – градус Цельсия (в некоторых странах - градус Фаренгейта). С изменением температуры связан ряд явлений: нагревание и охлаждение воздуха, таяние льда, плавление металлов, кипение воды, смена времен года и т.д.
На нашем занятии мы используем датчик температуры, который представляет собой зонд из нержавеющей стали высокой прочности (его можно использовать для измерения температуры различных объектов, а также в водных и воздушных средах).
3.1.Возьмемся за руки! (ощущения).Вы, наверное, обращали внимание на то, что у одних людей ладони более теплые, а у других – более холодные. От чего это зависит? Каким образом можно повысить или понизить температуру наших ладоней? Чтобы ответить на все эти вопросы, предлагаем вам провести ряд измерений с помощью датчика температуры Go! Temp. Разделимся на группы, по три человека.
Давайте ответим на вопрос – «знаете ли вы температуру своих ладоней? (обучающиеся выдвигают гипотезы). Результаты занесем в таблицу №1 инструкционной карты.
- У кого ладони теплее?
- Проверим?
3. 2. Проведем измерение с помощью датчиков, индивидуальная работа(эксперимент). Заполним таблицу №2.
- Проанализируем полученные результаты (заполнение карты).
- Вспомним эпиграф к нашему занятию.
«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» …
На этом наше занятие окончено. Спасибо за сотрудничество! Желаем вам дальнейших творческих успехов в нашем нелёгком, но благодарном труде, дорогие коллеги!
Приложение 1.
Инструкционная карта.
Часть 1. Измеряем температуру наших ладоней.
- Впишите имена участников эксперимента в таблицу 1.
- Проделайте эксперимент с помощью датчика температуры.
- Участник должен взяться за щуп датчика
- Прибор необходимо удерживать в руке на протяжении 60 секунд, в течение которых датчик покажет правильное значение температуры ладони экспериментатора.
- Показания температуры заносите в таблицу по каждому участнику.
Таблица №1
Номер участника | Имя | Максимальная температура ладони |
1 | ||
2 | ||
3 |
Часть 2. Изменяем температуру ладоней.
Подумайте, как можно изменить температуру ладоней. Изменится ли температура, если вы потрете ладони друг о друга? А если вы на 5 секунд приложите ладони к оконному стеклу? А если подержите руки возле горячей батареи? Пусть каждый участник попробует изменить температуру ладоней, используя разные способы.
- Запишите свое предположение(гипотезу) о том, что при этом произойдет.
Гипотеза: если я ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________, а затем измерю температуру своей ладони, я думаю, что температура ______________________________________________________________.
- Запишите в таблицу 2 имена участников и действие, которое каждый из них собирается выполнить.
Таблица №2
Номер участника Имя участника | Способ изменения температуры | Начальная температура ладони | Конечная температура | На сколько повысилась(понизилась) температура |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Анализ полученных данных.
- Удалось ли вам изменить температуру ладони? _____________________________________________________________________
- Оказалось, ли ваше предположение(гипотеза) верным? ____________. Почему да? /почему нет? ____________________________________________________________________________________________________________________________
- Какое действие вызвало наибольшее изменение температуры? ________________________________________________________________________________________________________________
- Если бы у вас была возможность провести этот опыт еще раз, какое действие вы бы выбрали для того, чтобы вызвать наибольшее изменение температуры? ______________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему датчик необходимо держать в руке 60 секунд, а не 10 или 20 секунд? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Молодцы, работа выполнена отлично!!
Приложение 2.
Техника безопасности.
- При выполнении работы необходимо следовать указаниям преподавателя.
- Аккуратно обращаться с используемым оборудованием.
- Не помещать личные вещи (сумки, пакеты, телефоны и т.д.) на рабочую поверхность стола.
- Сначала подключить датчик к компьютеру, затем открывать программу.
- Участник должен взяться за щуп датчика.
- Фиксировать наибольшие показания термометра, давая время для его нагревания (не менее 60 секунд).
- Во избежание поражения электрическим током, не допускать использования воды в непосредственной близости от компьютера (при необходимости, использовать подносы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках естественно-научного цикла»
Современному преподавателю все более сложно видеть себя в образовательном процессе без использования информационных технологий. Их использование в преподавании требует специальной подготовки не только...
Формирование информационной культуры учащихся через предметы естественно-научного цикла на примере географии
Использование информационных технологий на уроках географии, их классификация и результативность....
Формирование универсальных учебных действий средствами предметов естественно-научного цикла.
Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию пр...
«Подвижные игры как один из способов повышения двигательной активности обучающихся на занятиях внеурочной деятельности»
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон ве...
Формирование здорового образа жизни на уроках естественно-научного цикла
quot;Формирование здорового образа жизни на уроках естественно-научного цикла"Выступление с докладом на РМО учителей естественно-научного цикла учителя Абдрахмановой Л.И....
Особенности формирования функциональной грамотности обучающихся по предметам естественно-научного цикла
Сегодня на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям. Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные профессиональные навыки: м...
Практические приемы формирования мотивации учебной деятельности на уроках естественно-научного цикла.
Почему многие ребята не имеют интереса к учебе?Одной из причин потери интереса к школьному процессу является повышение информированности ученика. Вспомните, раньше источниками знаний о природе, общест...