разработка урока по химии "Вода", с использованием ТРИЗ-технологии
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://festival.1september.ru/articles/598915/ | 94.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ТРИЗ-технологии на уроках химии
- Кормина Елена Александровна, учитель химии
Разделы: Химия
Этапы урока:
- Мотивация. Создание проблемной ситуации.
- Выдвижение гипотезы.
- Исследование (теоретическое, практическое).
- Обмен информацией (при работе в группах).
- Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез).
- Подведение итогов урока. Вариант(ы) решения проблемы.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Тема: | Вода | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: | обобщить и систематизировать знания о составе, строении, свойствах, значении воды в природе и жизни человека, круговороте воды в природе, экологических проблемах природных вод. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование: | учебные модули ОМС «Значение воды», «Круговорот воды в природе», «Физические свойства воды», видеофрагмент «Взаимодействие натрия с водой», кристаллизаторы, бензин, пенопласт, резиновая груша, раствор СМС, карбид кальция, аквариумный микропроцессор, сахар, вода, ноутбуки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Существует мнение, что некоторые научные открытия, в том числе те, которые перевернули мир, были сделаны совершенно случайно. Вы согласны с этим? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ученики: | Высказывают свое мнение по этому вопросу, приводят примеры некоторых случайных открытий: открытие микроволновой печи, шампанского, тефлона, картофельных чипсов, суперклея, открытие Америки Колумбом, закона Всемирного тяготения Ньютоном, закона Архимедом и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Примеров достаточно. Поэтому попробуем разобраться: действительно ли случайны случайные изобретения? Проведем независимое исследование, объект которого вы определите сами, проанализировав следующие сюжеты и заметки. Приемы, способствующие творческому саморазвитию учащихся:
Постарайтесь по ходу работы задавать вопросы исследовательского характера, начинающиеся со слов: «почему»», «как сделать?», «какая связь?», «как объяснить?». Все вопросы записывайте в тетради, на определённом этапе урока мы к ним обратимся. Приемы, способствующие творческому саморазвитию учащихся:
Учитель зачитывает сюжеты или показывает видеоролики, соответствующие тематике:
Можно показать видеосюжеты: «Нефтяная пленка», «Качество бензина», «Соревнования по прыжкам в воду»; фрагмент фильма по книге Алистера Маклина «Ночь без конца». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Какие вопросы у вас возникли? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ученики: | Примерные вопросы учеников: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ученики: | Учащиеся сами называют тему урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Правильно (записываем тему урока на доске). А если изобретения случайны, есть у вас какие-то варианты решения этих исследовательских задач? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ученики: | Высказывают мнение, что для этого у них недостаточно знаний. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Учитель предлагает для решения названных выше задач обобщить и систематизировать знания о самом удивительном и простом веществе на Земле – воде. Приемы, способствующие творческому саморазвитию учащихся:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ученики: |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Учитель просит охарактеризовать состав и строение молекулы воды. Приемы, способствующие творческому саморазвитию учащихся:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ученики: | Ученики обсуждают качественный и количественный состав воды, рассчитывают относительную молекулярную и молярные массы, составляют схему образования химической связи в молекуле воды, определяют ее вид. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Дальнейшую работу учитель организует в группах. Приемы, способствующие творческому саморазвитию учащихся:
В каждой группе есть теоретики и практики. Цель – систематизировать теоретический материал о физических, химических свойствах воды, значении воды на Земле, экологических проблемах природных вод; придумать и продемонстрировать на опыте варианты решения названных выше проблем. Каждая группа получает карту-инструкцию, изучает определенный вопрос по теме, отвечает на творческое задание, работает с электронной презентацией. Время работы – 7-8 мин. При ответе учащиеся демонстрируют подготовленные электронные презентации (Приложение 1), демонстрируют творческое задание (изобретение). Инструкция проведения физического анализа Цель: Изучить физические свойства воды. Порядок действий:
«Физика»
Инструкция проведения химического расследования Цель: Выяснить химические свойства воды. Порядок действий:
«Химия»
Инструкция проведения биологического анализа Цель: Выяснить значение воды в природе и жизни организмов. Порядок действий:
«Биология»
Инструкция проведения «экологического расследования» Цель: рассмотреть применение воды, круговорот воды а природе, экологические проблемы гидросферы. Порядок действий:
«Экология»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | На какой из вопросов мы пока не получили ответ? Какова связь музыки с темой нашего урока? Исследователь из Японии Эмото на практике доказал, что мысли, слова, музыка воздействуют на молекулярную структуру воды, той самой воды, которая составляет 70% тела человека и покрывает такое же количество поверхности нашей планеты. Эмото воздействовал на воду различными факторами и фотографировал эти молекулярные изменения в воде, используя специальные технологии. И вот что у него получилось (рисунок 1 и рисунок 2). Из вышеуказанных примеров мы видим, что вода, как зеркало, реагирует на любые наши эмоции и чувства. Отрицательные энергии создают уродливые формы в воде, а положительные энергии – создают прекрасные картины из кристаллов. Теперь у нас есть свидетельство того, что мы можем влиять, излечивать и преобразовывать нас и нашу планету мыслями. Пока это только эксперименты, но кто знает? Может доказать и объяснить это сможете вы? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Мы рассмотрели лишь некоторые особенности воды. Но даже на этих примерах мы может ответить на вопрос: настолько ли случайны случайные изобретения? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ученики: | Ученики высказывают свое мнение, что для изобретения чего-либо необходимы знания из разных областей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Действительно, открытие – результат долгого напряженного труда и в то же время открытие – редкая удача, подарок судьбы. Как сказал Луи Пастер: «Случайные открытия совершают только подготовленные умы», ведь «миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему». И эта готовность ученого задавать вопросы, его стремление изучать непознанное, уже совсем не случайны! Я желаю вам дальше оставаться почемучками, с любопытством и вниманием наблюдать окружающий мир. И тогда, может быть, кому-то из вас улыбнется его величество случай. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: | Д.З. п. 33, (Приемы, способствующие творческому саморазвитию учащихся: творческое домашнее задание) составить вопросы исследовательского характера, на которые вы не можете найти ответ в учебнике. |
Творческие продукты учащихся:
- выявление ресурсов изучаемого объекта, их классификация(учащиеся самостоятельно описывают состав, строение, физические и химические свойства воды);
- выявление связей изучаемого объекта с другими объектами и процессами окружающего мира (учащиеся самостоятельно описывают роль воды на Земле, круговорот воды в природе);
- формулирование вопросов исследовательского характера(примерные вопросы учащихся: Как очистить водоемы от нефтяной пленки? Как определить наличие воды в бензине? Как разделить смесь бензина и сахара? Как сделать, чтобы спортсмен не получал травмы при неудачных прыжках в воду?);
- выдвижение гипотез, проектирование экспериментов по доказательству гипотез (примерные гипотезы учащихся: нефтяную пленку сжечь или собрать каким-либо веществом, например пенопластом; наличие воды в бензине можно определить с помощью вещества, с которым вода реагирует, а бензин нет; для разделения смеси сахара и бензина надо добавить воды – сахар растворится; чтобы спортсмен не получал травмы при ударе о воду надо уменьшить поверхностное натяжение воды добавлением мыла или пропусканием через воду газа);
- выявление возможностей управления изучаемым объектом,экологическая экспертиза полученных идей (учащиеся дают советы по охране природных вод, экономичном расходовании воды в быту, очистке воды в быту и на природе);
- развитие идей в научно-техническом и социальном направлении(учащиеся с помощью подручных материалов изготавливают приборы для уменьшения поверхностного натяжения воды и определения воды в бензине, демонстрируют адсорбцию бензиновой пленки пенопластом и разделение смеси бензина и сахара);
- генерация идей по применению изучаемого объекта (учащиеся выдвигают идеи о возможном применении сконструированных ими приборов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии.
Уроки географии с ТРИЗ – «это уроки мудрости, счастья и творчества». В ходе таких уроков у учащихся появляется мотивация и желание развивать свое мышление....
Использование ТРИЗ технологии на уроке географии
В условиях введения ФГОС к выпускникам школ предъявляются определенные требования и обучение должно быть направлено на развитие готовности человека к быстро наступающим переменам в обществе, и ...
Методическая разработка "Практико-ориентированный семинар "Активация творческого мышления педагогов декоративно-прикладного отдела с использованием ТРИЗ-технологий"
Разработка создана в помощь педагогам, которые хотят применять ТРИЗ-технологий в своей работе....
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии...
Методическая разработка "Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста посредством использования ТРИЗ-технологии"
Методическая разработка для выступления на Всероссийской Научно-практической конференции "Педагогическое мастрество и педагогические технологии"...
Использование ТРИЗ – технологии на уроке математики.
ТРИЗ — это универсальная технология решения изобретательских задач. Её основой является проблемно - поисковый метод. Выявляя внутренние закономерности и находя причинно-следственные связи, систе...
Интегрированный открытый урок ИЗО в 5 классе на тему: «Древние образы в современных народных игрушках. Матрешка-космонавт» с использованием ТРИЗ технологии и функциональной грамотности
Многие старинные предметы, вещи входят в наш обиход переформатированными. Как можно туже матрешку обновить и, используя ее уникальную форму, преобразовать в осовремененный более прогрессивный образ. Т...