Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии
методическая разработка по географии

Власенко Светлана Васильевна

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии»

ТРИЗ - технология  разрабатывается на основе теории решения изобретательских задач - ТРИЗ. 

Цель ТРИЗ: формирование культуры творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса.

Цель определяет задачи:

  • развитие способности к творчеству;
  • формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, классификации и др.);
  • развитие воображения, формирование умений управлять воображением и фантазированием;
  • овладение методами и приемами разрешения различных противоречий.

Условия эффективного использования ТРИЗ.

Чтобы овладеть технологией решения изобретательских задач (ТРИЗ), необходимо развивать диалектическое мышление путем использования в процессе обучения методов фокальных объектов, мозгового штурма, синектики, которые в рамках ТРИЗ являются приемами. Хорошо подготавливают обучающихся к использованию ТРИЗ игровые методы и в частности, игра «Да - Нет».

ТРИЗ - технология в процессе обучения позволяет формировать умения, развивающие творческие возможности ученика:

устанавливать причинно-следственные связи и отношения;

обнаруживать скрытые противоречия;

выстраивать гипотезы и аргументировать, доказывать;

прогнозировать результаты и последствия;

умения оперативно использовать знания на уровне синтезирования и интегрирования;

делать умозаключения и выводы;

уметь представлять идеальную систему с идеальным результатом;

развивать творческое воображение;

развивать способности находить оригинальные идеи;

гибкость ума.

Приведу несколько примеров ТРИЗовских методов (приёмов), которые я применяю на уроках:

Приём « Да – нет» (игра). География 5 – 7 классы.

Сущность игры заключается в том, чтобы учащиеся выбрали верное или неверное утверждение предложенное учителем. Такую игру можно провести в начале урока в качестве разминки или во время первичного закрепления после изучения нового материала. Вопросы не должны быть сложными, чтобы ребенок мог сразу ответить « да» или «нет».

Приём «Лови ошибку». Перед началом объяснения объявляю ученикам, что во время своего рассказа допущу некоторое количество ошибок. Они будут очевидны, и для того, чтобы их обнаружить, не потребуется специальных знаний. Кто первым из учащихся заметит ошибку, тот должен поднять руку. При такой работе дети анализируют каждое предложение, сказанное учителем, и кроме действительных ошибок находят массу ошибок несуществующих. Это несколько замедляет работу, поэтому при применении данного приёма необходимо в плане урока отводить на объяснение материала немного больше времени, чем обычно. Так, при объяснении темы «Ветер» в 6 классе можно сначала дать правильные сведения о том, что дневной бриз дует с моря на сушу, а потом, при объяснении ночного бриза, заявить, что он дует в том же направлении. Большинство шестиклассников сразу замечают здесь логическое противоречие. На этом же уроке можно дать информацию о том, что сила ветра зависит от перепада давления, а потом сказать, что чем меньше перепад давления, тем сильнее ветер. В общем, подобных ошибок можно придумать немало, но желательно предупредить учеников о количестве ошибок и не делать их слишком много. Опыт показывает, что оптимальное количество ошибок 5-6 за один рассказ.

«Приём удивляй»». Суть этого приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала привожу детям некий парадоксальный пример или загадку, захватывающую детское воображение. Хорошо известно, что ничто не привлекает так детское внимание, как нечто удивительное. При этом отмечаю, что при всей удивительности этого явления его можно объяснить с научной точки и содержание данного урока в этом поможет. После изложения нового материала прошу учеников объяснить парадокс. Например, один из уроков начального курса географии по теме «Атмосфера» можно начать с рассказа о том, как в 1806году в Дании с неба сыпались раки, в 1933году в селе Кавалерово Приморского края шёл дождь с медузами, а в 1974году в окрестностях Ашхабада с неба падали лягушки. Изучение климата Африки можно начать с факта о сухих дождях и т.д.. Естественно, учащиеся заинтересуются решением данного парадокса, более внимательно будут слушать объяснение нового материала. (Подобные примеры в большом количестве описаны в книге «Занимательная география» А.М.Безрукова,Г.П. Пивоварова).

Приём «Обратить вред в пользу». Суть метода:

А) использовать вредные факторы для получения положительного эффекта;

Б) устранить вредный фактор за счёт устранения сложения с другим вредным фактором;

В) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным. География, 9 класс. Тема: «Металлургический комплекс». Металлургия – крупный загрязнитель окружающей среды. На её долю приходится 20% всех промышленных выбросов в атмосферу и сточных вод. Только один медеплавильный завод, производящий в год 125тыс. тонн меди, выбрасывает в атмосферу 2млрд.м3 газов и 43 тыс. тонн пыли. Используя приём «Обратить вред в пользу» предложите способы борьбы с вредными выбросами предприятия. Условия вредных выбросов быть недолжно, но так как они неизбежны, они должны приносить пользу человеку. Пусть это будет даже фантастический проект. (Версия детей: установить дымоуловители на промышленном комплексе, а задержанные газы направить на обогрев).

Дидактический приём «НИЛ» (научно-исследовательская лаборатория) География, 7 класс. Тема: «Атлантический океан». Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти. В Северном море – части Атлантического океана установлены нефтяные вышки. На их основании нарастает лед, это может привести к аварии. Как избавиться от нежелательного эффекта? (Версия детей: на вышке круглосуточно трудится дизель-двигатель, и при этом раскаленные газы отработанного топлива вылетают в трубу вместе с дефицитным на севере теплом. Это тепло защитит вышку ото льда.)

Заканчиваю урок географии, в котором использовала приемы ТРИЗа не традиционным повторением, а активным и развивающим. Главный принцип такого повторения – переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания. Пример: «Повторяем с контролем». Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя на них отвечают. Постепенно ученики приучатся к тому, чтобы их система вопросов полностью перекрывала учебный материал. Или «Повторяем с расширением» - ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новой теме.

Обратная связь учитель-ученик осуществляется в виде отчетов учащихся (выполнение рисунков, схем, создание проектов, серии вопросов и т.п.).

Изложенные выше ТРИЗовские приёмы направлены на развитие творческой, мыслящей личности. Они помогают учителю организовать на уроке активную деятельность всех учеников, формируют познавательный интерес к предмету.

Литература.

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2010.-159с.

2.Баженова И.Н. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1998.

3. Бояркина В.И. Интеграция предметного содержания образования в подростковой школе на основе ТРИЗ: Усть-Илимск, 2002 г.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество.- М.: Просвещение, 1991.

5. Гин А.А. Педагогика + ТРИЗ: Сборник. Выпуск 2. – Гомель: ИПП «СОЖ», 1997.

6. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – Гомель: ИПП «СОЖ», 1999.

7. Гин А.А. Педагогика + ТРИЗ: Сборник. Выпуск 5.- М.: Вита – Пресс, 2000

8. Иванов Г.И. Формулы творчества, или как научиться изобретать.- М., Просвещение, 1994.

9. Меерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления. – М., АСТ, 2000.

10. Мурашковский Ю.С. В лабиринтах культур. Школьные технологии 3, 2001. с. 227-245.

11. Соломович Г. П. Новые подходы к формированию творческого мышления учащихся. 12.География в школе. Теоретический и научно – методический журнал 4, 1998. с. 58-60.

13. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М., 1997.

14. Чечевицына М.Б. Развитие творческих способностей на уроках с помощью ТРИЗ. Школьные технологии 2, 2004. с. 208-216.

1 Батюшков Ф.Д. Творчество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, 1901. стр. 11.

2 Дружинин В.Н. Психология творчества, 1995. стр. 23

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии и вовнеурочной деятельности как результат применения технологии развивающего обучения

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии  через использование технологии проблемного обучения...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы

Важной задачей современной  школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...

Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии.

Уроки географии с ТРИЗ – «это уроки мудрости, счастья и творчества». В ходе таких уроков у учащихся появляется мотивация и желание развивать свое мышление....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...

Инавационный опыт по теме "Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время".

Значимость данной темы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно мыслить, преобразовать знания, уметь ориентироваться на рынке труда....

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках физики посредством использования современных образовательных технологий

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.  В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информа...