Интегрированный открытый урок ИЗО в 5 классе на тему: «Древние образы в современных народных игрушках. Матрешка-космонавт» с использованием ТРИЗ технологии и функциональной грамотности
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Многие старинные предметы, вещи входят в наш обиход переформатированными. Как можно туже матрешку обновить и, используя ее уникальную форму, преобразовать в осовремененный более прогрессивный образ. Так и получилась матрешка - космонавт!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matreshka-kosmonavt.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗО, 5 класс
Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках»
Цель урока:
Задание выполнить матрешку- космический корабли и космонавт
Задачи урока:
Стол ученика:
Наполнение урока: учебник по ИЗО 5 класса, интерактивная доска, компьютер, презентация на тему урока, игрушки «Матрешки», шаблоны для будущих игрушек форма Матрешек разных по размерам, простые карандаши, краски, кисточки, баночки для воды, салфетки бумажные и ластики.
Ход урока:
Оргмомент. Проверка наполнения учениками рабочих столов всем необходимым материалом и принадлежностами.
Повторение предыдущего урока.
-Матрешка. Почему ее так назвали? (Матрена – этораспространенное имя девушки на Руси)
-Сколько в ней может быть вкладышей? (Сколько задумает мастер и кто будут его герои)
- Кем они все доводятся друг другу? (Это семья)
-В какой одежде изображена Матрешка? (платочек, сарафан, передник, а это русский народный костюм)
Объяснение новой темы: Предыдущая тема имеет продолжение
«Древние образы в современных народных игрушках».
Немного истории. В древней Руси все игрушки, которые делались для детей, имели своё функциональное предназначение: свистульки, чтобы пасти лошадей и коров и ими посвистывать, маленькую колыбельку для будущей мамы, саночки, которые в будущем станут санями для перевозки груза. Детей с малолетства готовили к тяжелой физической крестьянской работе. Ребенок с 7-ми лет ходил с отцом пахать землю (есть выражение - ходить за плугом), его учили косить траву серпом, молотить зерно, пасти, кормить скотину и т. д. Есть стихотворение у Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору, я из лесу вышел. Был сильный мороз! Смотрю, поднимется медленно в гору, лошадка везущая хворосту воз… Ну, борзая, крикнул малюточка басом, рванул под узцы и быстрей зашагал». Не все детки справлялись со взрослыми обязанностями, поэтому выживали только сильные и здоровые детки.
Сейчас проведем оцифровку по потребностям в игрушках для детей в нашем поселке. Мы сделаем математический расчет исходя из числа жителей нашего Ханымея.
-Сколько людей проживает в поселке? (4,5 тыс.)
-Сколько проживает в средней семье людей? (4 человека)
-Из кого состоит средняя семья? (мама, папа, дети)
- Если половина населения – это дети, то какое их число получилось у вас?
- Если каждому ребенку надо по игрушке, то сколько игрушек надо изготовить только для Ханымейской детворы? (2 тысячи), а если по 2 игрушки? (4 тысячи) и т. д.
Все дети любят игрушки. Мы сегодня придумаем современную, увлекательную игрушку, но немного позже.
Вернемся к Матрешке. По своему устройству это не простая игрушка, а игрушка-конструктор, трансформер. Она складывается, расставляется и собирается. Сейчас ТРИЗ-педагогику подключим, и поразмышляем. Для чего ее можно приспособить? (Посмотрите – это же универсальная модель: это и шкатулка под всякую мелочь, это и посуда для жидкостей и сыпучих продуктов, это и подставка под горячее, мини-хранилище, пенал для карандашей, ступка перемалывать перец, орехи).
-Вспомним русские народные сказки, кто в ступе и с метлой перемещался над лесом? (Баба Яга)
По нашим современным меркам Баба Яга была первым летчиком испытателем. Ступа- это летательный механизм, а метла, что это? (Электронное весло, пульт управления, навигатор с удлинителем, рассекатель воздуха, антенна) Летательные аппараты или аэромобили в будущем будут обязательно, но это будет завтра. Пока над этим работают ученые и обязательно придумают.
Численность жителей на земле увеличивается, транспортные развязки перегружены и нужен новый вид транспорта, что бы на земле выращивали овощи, фрукты, пасли скот и не закатывали в бетон живой полезный грунт.
Итак, Матрешка-трансформер, а какие есть игрушки из разряда конструкторов, трансформеров в современном мире для детей, назовите их? (Лего – конструктор, роботы, машинки на дистанционном управлении).
Все сказочники- фантасты!
Есть писатели – фантасты. Александр Белов написал роман фэнтези «Человек-амфибия», а музыку написал Андрей Петров, Николай Чернышевский роман «Что делать?», Алексей Николаевич Толстой «Аэлита». Человек всегда хотел оторваться от Земли, уйти в глубь моря, узнать больше и эти знания использовать для научных открытий, для переселения людей под воду, на другие планеты. Есть ли жизнь где-то вне Земли? Могут ли там жить люди и растения?
Есть художники-фантасты.
Есть ученые фантасты: К.Э. Циолковский, Сергей Павлович Королев. В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Константину Эдуардовичу Циолковскому.
Матрешка может послужить нам хорошим прообразом будущего летательного космического аппарата. Сейчас ракеты выводят на орбиту с помощью ракетоносителя «Буран», но можно придумать и другие технические устройства для этих целей.
Посмотрим на форму матрешки, да это настоящая капсула для сопровождения космического корабля вместе с космонавтом в безвоздушное пространство через плотные слои атмосферы и для преодоления гравитации.
Наружный слой ракеты – это капсула-ракетоноситель отделяется, следующая ступень ракеты отделяется и сама ракета достигает другой планеты или выходит на заданную орбиту.
- Как вы думаете, что мы будем изображать, используя форму и конструкторские возможности Матрешки, если речь пошла о космосе, о космонавтах и об изучении Вселенной?
Ответ учащихся: (Космический корабль и космонавта).
Учитель: Верно!
Смотрим презентацию, где есть примеры по оформлению космических кораблей и космонавтов на форме Матрешки.
Творческая работа.
Разбить детей на группы (можно по рядам разбить или на мальчиков и девочек). Будет несколько групп конструкторов-дизайнеров.
Объявить задание. Каждому предстоит быть в роли конструктора-дизайнера по созданию образа космического корабля и космонавта в скафандре.
Обвести шаблоны матрешек разных по размерам 3 шт. на альбомных листах. Нанести рисунок ракетоносителя, ракеты и космонавта простым карандашом.
Летательные аппараты наполнить техническими деталями, а на космонавте должны быть скафандр, шлем, соединительный хомут шлема со скафандром, ботинки, перчатки.
На следующем этапе выполнить надписи на матрешках «Россия», «ЗЕМЛЯ-МАРС» и др.
Гуашью или акварелью выполнить оформительскую часть. Черным цветом подвести необходимые контуры тонкой кистью.
В работе можно использовать декорирование и стилизацию.
Рефлексия
-Что нового узнали на уроке?
-Что можно изобразить на форме матрешек, если бы это было только «белье».
-Можно ли фантазийные проекты считать бесполезным видом творчества?
-Можно ли считать, что Матрешка является прородителем современных конструкторов?
-Мы смогли старые образы использовать для создания новых игрушек?
Подведение итога урока.
-Вы узнали, что в этом году исполняется… лет К.Э. Циолковскому, ученому изобретателю первого космического корабля.
- Смогли Матрешку усовершенствовать и на ее форме изобразить (Корабль космический и космонавта).
- Смогли подсчитать нужды детей Ханымея в игрушках.
- Разработали новый образ игрушки под сегодняшний запрос детей, согласно нынешнему времени.
На этой неделе мы оформим выставку из ваших работ в холле нашей школы.
Оценки за урок у всех отличные!
Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"
В технологической карте учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...
Блок уроков по теме "Древние образы в современных народных игрушках" для 5 класса
Данный блок уроков позволяет познакомить обучающихся с современной народной игрушкой. Уроки составлены в логической последовательности: от простого к сложному, опираясь на предыдущие знания обучающихс...
Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" по теме "Древние образы в современных народных игрушках"
Представленный материал - технологическая карта урока для 5 класса по учебному предмету "Изобразительное искусство" раздел "Связь времён в народном искусстве" по теме "Древние образы в современных нар...
урок по теме Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки)
для учителей искусства...
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»
Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»...
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Древние образы в современных народных игрушках"
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Древние образы в современных народных игрушках...
Презентация к уроку ИЗО для 5 класса по теме "Древние образы в современных народных игрушках"
Презентация к уроку ИЗО для 5 класса по теме "Древние образы в современных народных игрушках"...