Интегрированный открытый урок ИЗО в 5 классе на тему: «Древние образы в современных народных игрушках. Матрешка-космонавт» с использованием ТРИЗ технологии и функциональной грамотности
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Складанная Дина Алексеевна

Многие старинные предметы, вещи входят в наш обиход переформатированными. Как можно туже матрешку обновить и, используя ее уникальную форму, преобразовать в осовремененный более прогрессивный образ. Так и получилась матрешка - космонавт! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matreshka-kosmonavt.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗО, 5 класс

Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках»

Цель урока:

Задание выполнить матрешку- космический корабли и космонавт

Задачи урока:

Стол ученика:

Наполнение урока:  учебник  по ИЗО 5 класса, интерактивная доска, компьютер, презентация на тему урока, игрушки «Матрешки», шаблоны для будущих игрушек форма Матрешек разных по размерам, простые карандаши, краски, кисточки, баночки для воды, салфетки бумажные и ластики.

Ход урока:

Оргмомент. Проверка наполнения учениками рабочих столов всем необходимым материалом и принадлежностами.

Повторение предыдущего урока.

-Матрешка. Почему ее так назвали? (Матрена – этораспространенное имя девушки на Руси)

-Сколько в ней может быть вкладышей? (Сколько задумает мастер и кто будут его герои)

- Кем они все доводятся друг другу? (Это семья)

-В какой одежде изображена Матрешка? (платочек, сарафан, передник, а это русский народный костюм)

Объяснение новой темы: Предыдущая тема имеет продолжение

«Древние образы в современных народных игрушках».

Немного истории. В древней Руси все игрушки, которые делались для детей, имели своё функциональное предназначение: свистульки, чтобы пасти лошадей и коров и ими посвистывать, маленькую колыбельку для будущей мамы, саночки, которые в будущем станут санями для перевозки груза. Детей с малолетства готовили к тяжелой физической крестьянской работе. Ребенок с 7-ми лет ходил с отцом пахать землю (есть выражение - ходить за плугом), его учили косить траву серпом, молотить зерно, пасти, кормить скотину и т. д. Есть стихотворение у Некрасова  «Однажды в студеную зимнюю пору, я из лесу вышел. Был сильный мороз! Смотрю, поднимется медленно в гору, лошадка везущая хворосту воз… Ну, борзая, крикнул малюточка басом, рванул под узцы и быстрей зашагал». Не все детки справлялись со взрослыми обязанностями, поэтому выживали только сильные и здоровые детки.

Сейчас проведем оцифровку по потребностям в игрушках для детей в нашем поселке. Мы сделаем математический расчет исходя из числа жителей нашего Ханымея.

-Сколько людей проживает в поселке? (4,5 тыс.)

-Сколько проживает в средней семье людей? (4 человека)

-Из кого состоит средняя семья? (мама, папа, дети)

- Если половина населения – это дети, то какое их число получилось у вас?

- Если каждому ребенку надо по игрушке, то сколько игрушек надо изготовить только для Ханымейской детворы? (2 тысячи), а если по 2 игрушки? (4 тысячи) и т. д.

Все дети любят игрушки. Мы сегодня придумаем современную, увлекательную игрушку, но немного позже.

 Вернемся к Матрешке. По своему устройству это не простая игрушка, а игрушка-конструктор, трансформер. Она складывается, расставляется и собирается.  Сейчас ТРИЗ-педагогику подключим, и поразмышляем.  Для чего ее можно приспособить? (Посмотрите – это же универсальная модель: это и шкатулка под всякую мелочь, это и посуда для жидкостей и сыпучих продуктов, это и подставка под горячее, мини-хранилище, пенал для карандашей, ступка перемалывать перец, орехи).

-Вспомним русские народные сказки, кто в ступе и с метлой перемещался над лесом?  (Баба Яга)

По нашим современным меркам Баба Яга была первым летчиком испытателем. Ступа- это летательный механизм, а метла, что это? (Электронное весло,  пульт управления, навигатор с удлинителем, рассекатель воздуха, антенна) Летательные аппараты или аэромобили в будущем будут обязательно, но это будет завтра. Пока над этим работают ученые и обязательно придумают.

Численность жителей на земле увеличивается, транспортные развязки перегружены и нужен новый вид транспорта, что бы на земле выращивали овощи, фрукты, пасли скот и не закатывали в бетон живой полезный грунт.

Итак, Матрешка-трансформер, а какие есть игрушки из разряда конструкторов, трансформеров в современном мире для детей, назовите их? (Лего – конструктор, роботы, машинки на дистанционном управлении).

Все сказочники- фантасты!

Есть писатели – фантасты. Александр Белов написал роман фэнтези «Человек-амфибия», а музыку написал Андрей Петров, Николай Чернышевский роман «Что делать?»,  Алексей Николаевич Толстой  «Аэлита». Человек всегда хотел оторваться от Земли, уйти в глубь моря, узнать больше и эти знания использовать для научных открытий, для переселения людей под воду, на другие планеты. Есть ли жизнь где-то вне Земли? Могут ли там жить люди и растения?

Есть художники-фантасты.

Есть ученые фантасты: К.Э. Циолковский, Сергей Павлович Королев. В этом году исполняется 150 лет со дня рождения  Константину Эдуардовичу Циолковскому.

Матрешка может послужить нам хорошим прообразом  будущего летательного космического аппарата. Сейчас ракеты выводят на орбиту с помощью ракетоносителя «Буран», но можно придумать и другие технические устройства для этих целей.

 

Посмотрим на форму матрешки, да это настоящая капсула для сопровождения космического корабля вместе с космонавтом  в безвоздушное пространство  через плотные слои атмосферы и для преодоления гравитации.  

Наружный слой ракеты – это капсула-ракетоноситель отделяется,  следующая ступень ракеты отделяется и сама ракета достигает другой планеты или выходит на заданную орбиту.

- Как вы думаете, что мы будем изображать, используя форму и конструкторские возможности Матрешки, если речь пошла о космосе, о космонавтах и об изучении Вселенной?

Ответ учащихся: (Космический корабль и космонавта).

Учитель: Верно!

Смотрим презентацию, где есть примеры по оформлению космических кораблей и космонавтов на форме Матрешки.

Творческая работа.

Разбить детей на группы (можно по рядам разбить или на мальчиков и девочек). Будет несколько групп конструкторов-дизайнеров.

Объявить задание. Каждому предстоит быть в роли конструктора-дизайнера по созданию образа космического корабля и космонавта в скафандре.

Обвести шаблоны матрешек разных по размерам 3 шт.  на альбомных листах. Нанести рисунок ракетоносителя, ракеты и космонавта простым карандашом.

Летательные аппараты наполнить техническими деталями, а на космонавте должны быть скафандр, шлем, соединительный хомут шлема со скафандром, ботинки, перчатки.

На следующем этапе выполнить надписи на матрешках «Россия», «ЗЕМЛЯ-МАРС» и др.

Гуашью или акварелью выполнить оформительскую часть. Черным цветом подвести необходимые контуры тонкой кистью.

В работе можно использовать декорирование и стилизацию.

 Рефлексия

-Что нового узнали на уроке?

-Что можно изобразить на форме матрешек, если бы это было только «белье».

-Можно ли фантазийные проекты считать бесполезным видом творчества?

-Можно ли считать, что Матрешка является прородителем современных конструкторов?

-Мы смогли старые образы использовать для создания новых игрушек?

Подведение итога урока.

-Вы узнали, что в этом году исполняется… лет К.Э. Циолковскому, ученому изобретателю первого космического корабля.

- Смогли Матрешку усовершенствовать и на ее форме изобразить (Корабль космический и космонавта).

- Смогли подсчитать нужды детей Ханымея в игрушках.

- Разработали новый образ игрушки под сегодняшний запрос детей, согласно нынешнему времени.

 На этой неделе мы оформим выставку из ваших работ в холле нашей школы.

Оценки за урок у всех отличные!

Урок окончен!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"

В технологической карте  учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных  игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...

Блок уроков по теме "Древние образы в современных народных игрушках" для 5 класса

Данный блок уроков позволяет познакомить обучающихся с современной народной игрушкой. Уроки составлены в логической последовательности: от простого к сложному, опираясь на предыдущие знания обучающихс...

Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" по теме "Древние образы в современных народных игрушках"

Представленный материал - технологическая карта урока для 5 класса по учебному предмету "Изобразительное искусство" раздел "Связь времён в народном искусстве" по теме "Древние образы в современных нар...

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»

Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему  «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»...

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Древние образы в современных народных игрушках"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Древние образы в современных народных игрушках...

Презентация к уроку ИЗО для 5 класса по теме "Древние образы в современных народных игрушках"

Презентация к уроку ИЗО для 5 класса по теме "Древние образы в современных народных игрушках"...