Кислотно-основные свойства гидроксидов
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Презентация к уроку "Кислотно-основные свойства гидроксидов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kislotno-osnovnye_svoystva_gidroksidov.pptx | 177.72 КБ |
urok_v_11_klasse_kislotno-osnovnye_svoystva_gidroksidov.docx | 2.96 МБ |
обобщение сведений об углеводородах урок в 10 классе | 866.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 1 . Соотнесите: [H⁺] [ О Hˉ] pH Среда I) 10ˉ¹² А)10ˉ¹¹ 1) 3 а) кислотная II) 10ˉ³ Б)10ˉ⁹ 2) 7 б) нейтральная III) 10ˉ⁵ В)10ˉ⁷ 3) 12 в) щелочная IV) 10ˉ⁷ Г) 10ˉ² 4) 5 I II III IV Г А Б В 3 1 4 2 в а а б 2
Задание 2 Составьте уравнения диссоциации гидроксидов, формулы которых: NaOH, H ₂ SO ₄. NaOH = Na ⁺ + OH ˉ I) H₂SO₄ = H⁺ + HSO₄ ˉ II ) HSO₄ ˉ = H⁺ + SO₄ ² ˉ Na – O – H 3
По каким направлениям протекает диссоциация гидроксидов? Э – О – Н по основному типу (разрыв связи Э – О) Э – О – Н по кислотному типу (разрыв связи О – Н) 4
Что определяет характер электролитической диссоциации соединений? 5
Цель: определить зависимость кислотно-основных свойств гидроксидов от положения элементов, образующих данные вещества, в Периодической системе химических элементов и типа химической связи. 6
Тема урока Кислотно-основные свойства гидроксидов 7
Гидроксиды элементов третьего периода +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 NaOH Mg(OH)₂ Al(OH)₃ H₂SiO₃ H₃PO₄ H₂SO₄ HClO ₄ Как изменяется полярность связи Э – О в периоде слева направо? 8
Na – O – H 2.5 1.4 1.4 1.4 1.4 0.9 0.67 2,27 Полярность связи Э – О уменьшается Относительная полярность связи О – Н по сравнению со связью Э – О возрастает Возрастает способность гидроксидов к диссоциации по кислотному типу 9
Гидроксиды элементов третьего периода +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 NaOH Mg(OH)₂ Al(OH)₃ H₂SiO₃ H₃PO₄ H₂SO₄ HClO ₄ ? ? 10
Задание 3 Приведенные формулы гидроксидов расположите в порядке увеличения кислотных свойств веществ: H₂CO₃ , H₃BO₃ , HNO₃ , LiOH , Be(OH)₂ Ответ: LiOH Be(OH)₂ H₃BO₃ H₂CO₃ HNO₃ 11
Физминутка 12
13
Задание 4 Расположите формулы в порядке увеличения силы кислот: HClO ₃ , HClO ₂ , HClO ₄ , HClO . Ответ: HClO , HClO ₂ , HClO ₃ , HClO ₄ +1 +3 +5 +7 14
Mn (OH)₂ Mn (OH)₃ Mn (OH)₄ H₂MnO ₄ HMnO ₄ Вывод: с увеличением степени окисления элемента в ряду его гидроксидов основные свойства ослабевают, а кислотные усиливаются + 2 +3 +4 +6 +7 Основание средней силы Слабое основание Амфотерный гидроксид Сильная кислота Очень сильная кислота 15 Задание 5 Как изменятся в ряду гидроксидов кислотно-основные свойства?
Вывод : возрастает способность гидроксидов к диссоциации по основному типу. +2 +2 +2 +2 2,03 2,27 2,46 2,53 Задание 6 Как изменятся кислотно-основные свойства соединений в ряду 16
1. Кислотно-основные свойства гидроксидов зависят от взаимного влияния атомов в соединениях. 2. Характер диссоциации определяется полярностью связей между атомами. 17 Выводы урока:
Домашнее задание: стр. 71-72 (учебник), опорный конспект. 18
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок химии в 10 классе
Тема урока «Обобщение сведений об углеводородах»
Цель: повторение и обобщение изученного материала по теме «Углеводороды».
Развивать умения обобщения, компактно и логически излагать свои мысли.
Содействовать формированию мировоззренческих идей: истинности научных знаний, раскрывать причинно-следственных связи.
Оборудование: таблицы, используемые по теме «Углеводороды», презентация, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- Какой очень важный раздел химической науки мы начали изучать? (Органическую химию)
- Что она изучает?
- Какие соединения мы с вами изучали?
- Какие соединения называются углеводородами?
Ш. Сегодня мы обобщим и закрепим знания об углеводородах. (Запись темы урока)
Вам было задано на дом заполнить таблицу по сравнительной характеристике углеводородов (Приложение 1).
В ходе беседы заполняется схема классификации углеводородов (Приложение 2)
- На какие группы можно разделить углеводороды в зависимости от строения углеродного скелета? (циклические и ациклические)
- Какие УВ относятся к ациклическим? (предельные и непредельные) К циклическим?
(циклоалканы и ароматические)
- А существуют ли циклоалкены?
- Какие УВ называются ароматическими?
- Почему их называют одноядерными?
Среди аренов есть большое количество веществ, в молекулах есть несколько бензольных ядер. Их называют многоядерными. Прежде всего, хочу отметить, что данная схема не дает исчерпывающей информации, мир углеводородов куда богаче.
Классификацию мы рассмотрели, а теперь повторим особенности строения и отличия классов УВ.
Для этого заполним таблицу.
Таблица пустышка "Сравнительная характеристика углеводородов" на интерактивной доске.
Нажатием перенесите нужные данные в таблицу.(Приложение 1)
- Обратите внимание на общие формулы. Есть ли УВ с одинаковой общей формулой? Какие? Почему? (межклассовые изомеры)
- Что такое изомерия?
- Какие вещества называются гомологами?
- Какие виды изомерии вы знаете?
Для каких классов они характерны?
- Изомерия углеродного скелета?
- Изомерия положения кратных связей?
- Пространственная изомерия?
- межклассовая изомерия?
- - А для ароматических УВ какой вид изомерии характерен?
Задание на интердоске
Обратите внимание на доску. Что это за вещества? (изомеры)
Назовите соединение.
Лет 20 назад было известно ≈ 2 млн органических веществ. По последним данным из Интернета, их насчитывает 15 млн, что в 30 раз превышает неорганические.
В чем же причина многообразия органических соединений?
Оказывается, все дело в углероде.
Выводы учащихся:
- способность атомов углерода соединяться друг с другом в устойчивые цепи или циклы различной длины;
- способность атомов образовывать не только одинарные, но и кратные связи;
- явление изомерии.
Задание 1. В центре – формула вещества, назовите его. Вокруг – структурные формулы изомеров и гомологов. В 1 колонку выпишите формулы гомологов, во 2 – формулы и названия изомеров
- Перейдем к рассмотрению свойств УВ.
- Какие физические свойства являются общими для всех УВ?(1. горючесть)
- Используют ли это свойство где-нибудь?
(2. нерастворимость в воде)
-Как ведут себя температуры плавления и кипения в гомологических рядах?
- какие химические реакции характерны для УВ?
а\ для алканов (замещение, дегидрирование, окисление, изомеризация)
б\ для циклоалканов (малые циклы- присоединение, большие – замещение, окисление, гидрирование)
в\ для непредельных? (присоединение, окисление, полимеризация)
г\ ароматические (замещение, окисление, присоединение)
- Мы проговорила свойства, характерные для каждого класса УВ, а теперь напишем уравнения для следующих превращений:
Задание 2.
этан→хлорэтан→этилен→1,2-дибромэтан→ацетилен→бензол
(Определите тип реакции)
- В этой цепочке есть алкан и алкен, и арил, и арен. Какой вывод можно сделать?
(1. Из одного класса вещества можно получить вещество другого класса.
2. Существует связь между УВ
3. Существует связь между классами УВ)
- Скажите, можно ли с помощью химических реакций определить, к какому классу относится конкретное вещество? (да)
- Как называем мы эти реакции?
Задание 3.
Студенту дали для исследования 2 сосуда с газами. В одном из них этан, в другом – этилен. Ему нужно выяснить, в каком сосуде каждое из веществ. Давай те ему поможем.
- Давайте напишем уравнение реакции с бромной водой.
- Решим задачу.
Задание 4. Какую массу бромбензола можно получить при бромировании 117 г бензола бромом массой 316 г. Какое из исходных веществ прореагирует полностью и какова масса избытка?
IV. Итоги урока
V. Домашнее задание
Приложение 1
Таблица 1 - Сравнительная характеристика углеводородов
Название класса, признаки | Алканы | Циклоалканы | Алкены | Алкадиены | Алкины | Арены |
1. Общая формула |
|
|
|
|
|
|
2. Формула первого гомолога |
|
|
|
|
|
|
3. Вид связи |
|
|
|
|
|
|
4. Гибридизация |
|
|
|
|
|
|
5. Особенности номенклатуры |
|
|
|
|
|
|
6. Виды изомерии |
|
|
|
|
|
|
Важнейшие химические свойства |
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в 10кл. ГИДРОКСИДЫ: ОСНОВАНИЯ (КЛАССИФИКАЦИЯ,СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ,СВОЙСТВА).
Урок направлен на изучение класса оснований и химических свойств, областей применения и классификации....
Гидроксиды
Урок изучения нового материала по теме "Гидроксиды", 8 класс....
урок«ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» с презентацией.
Урок «ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» разработан для учащихся 9 класса. На этом уроке повторяются основные знания ...
Химические свойства гидроксида кальция 8 класс школа 2100
Цель: изучение свойств гидроксида кальция; развитие коммуникативных и экспериментальных навыков. Задачи: 1) повторить что такое оксид и гидроксид...
Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды
Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды....
Лабораторная работа"Получение и амфотерные свойства гидроксида алюминия"
Лабораторная работа по химии для студентов СПО...
Методическая разработка урока химии для 11 класса по теме "Кислотно-основное титрование"
Роль урока определяется тем, что он обеспечивает возможность убедиться в значимости полученных знаний, в необходимости их использования в реальной жизни. Учащимся предстоит определить кислотность моло...