Методическая разработка урока химии для 11 класса по теме "Кислотно-основное титрование"
методическая разработка по химии (11 класс)
Роль урока определяется тем, что он обеспечивает возможность убедиться в значимости полученных знаний, в необходимости их использования в реальной жизни. Учащимся предстоит определить кислотность молока методом кислотно-основного титрования. Практическая направленность урока делает его привлекательным для учащихся, вызывает положительные мотивы. Элементы ролевой игры способствуют на время стать сотрудниками экспресс-лаборатории. Такой подход стимулирует умственную работу учащихся, дальнейшее развитие навыков самостоятельного экспериментирования.
Тип урока (по ФГОС): Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности), по ранней типологии - урок комплексного применения знаний и способов действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
файл Методическая разработка урока Кислотно-основное титрование | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока Малах Г.А.,
учителя химии МБОУ СШ № 75города Ульяновска
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по химии»
Тема учебного занятия: Практическая работа по теме «Кислотно-основное титрование», 11 класс (учебник О.С.Габриеляна, 3ч. в неделю, углубленный уровень)
Форма проведения урока – практическая работа.
Роль урока определяется тем, что он обеспечивает возможность убедиться в значимости полученных знаний, в необходимости их использования в реальной жизни. Учащимся предстоит определить кислотность молока методом кислотно-основного титрования. Практическая направленность урока делает его привлекательным для учащихся, вызывает положительные мотивы. Элементы ролевой игры способствуют на время стать сотрудниками экспресс-лаборатории. Такой подход стимулирует умственную работу учащихся, дальнейшее развитие навыков самостоятельного экспериментирования.
Тип урока (по ФГОС): Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности), по ранней типологии - урок комплексного применения знаний и способов действия.
Планируемые предметные результаты обучения: овладение учащимися умениями применять понятия «электролитическая диссоциация», «реакции нейтрализации», «молярная концентрация», составление уравнения реакции нейтрализации и проведение по нему расчетов; специфические для химического образования предметные умения: выполнение химического эксперимента, работа с лабораторным оборудованием, химической посудой и реактивами.
Метапредметные результаты: организация учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в парах, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, использование различных источников для получения химической информации, готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Этапы занятия с описанием учебных заданий, формы работы на разных этапах учебного занятия, примеров индивидуализации учебных заданий. Приемы и техники «деятельностной» технологии для достижения планируемых предметных и метапредметных результатов. Примеры заданий для оценивания | Формы контроля и оценивания | |
1 этап Организационный Цель этапа: Обеспечить организованное начало урока комфортную обстановку и эмоциональный настрой учащихся на работу, на восприятие учебного материала, вызвать заинтересованность, положительный мотив к предложенной теме. «Изюминка»: нестандартный вход в урок путем подачи фрагмента служебной записки руководителя молочного предприятия (текст выводится учителем на экран). | Учитель: Сообщает тему урока «Кислотно-основное титрование» и настраивает учащихся на возможность в очередной раз убедиться в том, как глубоко связана химия с нашей повседневной жизнью и как реально можно применить полученные знания на практике. Учитель: озвучивает фрагмент, выведенный на экран. ''Срочно! В экспресс-лабораторию. В связи с неисправностью транспортных средств и дефицитом горючего, молоко доставлено на предприятие со значительным опозданием – от десяти до тридцати часов…'' А дальше руководитель не дописал, торопясь на совещание. Какую задачу хотел поставить директор перед сотрудниками? Вам предлагается роль юных практикантов лаборатории. Сформулируйте цель вашей дальнейшей работы. | |
Целеполагание. Прием «корзина идей». Фронтально. | Слушаются предложения учащихся. Учащиеся: предлагают формулировку цели работы. Возможные варианты: определить кислотность молока, содержание молочной кислоты по установленным методикам, сравнить содержание кислоты с допустимым по стандарту, найти способ уменьшить кислотность в случае превышения нормативной. Совместно с учителем формулируется цель предстоящей работы: Определить молярную концентрацию молочной кислоты в молоке и сделать вывод о его качестве в соответствии с нормативными требованиями. | |
II этап Актуализация комплекса знаний и способов деятельности (работает на основной этап) Цель: Обеспечить теоретическую подготовку учащихся для проведения практической части занятия. Прием «вопросительные слова» Учащимся предлагается таблица для сопоставления вопросов и терминов. Работа самостоятельная на репродуктивном уровне. Самостоятельная работа по выведению расчетной формулы, сравнение с эталоном | Учитель классу: Для выполнения практической работы необходимо повторить понятия, которые были изучены ранее. Задание: на экране таблица, в которой в первой графе ряд изученных понятий (раствор, способы выражения концентрации растворов, реакция нейтрализации, ее сущность с точки зрения реакции ионного обмена, окраска индикаторов в зависимости от характера среды, диссоциация органических кислот на примере молочной кислоты, титрование). Во второй графе определения этих понятий. Необходимо привести в соответствие понятия и определения к ним. Учащиеся выполняют задание на сопоставление понятий и определений к ним. Определений больше, чем понятий. Среди них новое понятие «титрование». Для конкретизации понятия «кислотно-основное титрование» учитель дает задание: Вспомните и напишите, каким образом связаны молярные концентрации реагирующих веществ с объемами вступивших в реакцию их растворов. Учащиеся выполняют задание на выведение формулы для расчета молярной концентрации молочной кислоты на основании составленного уравнения реакции нейтрализации гидроксидом натрия известной молярной концентрации (0,1 моль/л), и известного объема кислоты и щелочи. Слушаются ответы учащихся. | Взаимопроверка по ключу Самопроверка по эталону |
III этап Практическое применение знаний и способов действия в новой ситуации Цель: Выработать умение самостоятельно применять полученные знания в комплексе, переносить их в новые условия. Работа в парах. Исследовательский метод. Работа по инструкции (смысловое чтение) | Требования к отчету включают запись уравнения химической реакции, расчет, указание соответствующих надписей на рисунке, вывод о соответствии кислотности молока требованиям стандарта, решение проблемной задачи. Для этого выдан бланк ''протокол-отчет'', подобный тому, который заполняется в экспресс-лаборатории. В ходе работы в нем заполняются графы контрольной таблицы. Во время практической работы учитель следит за соблюдением правил ТБ, фиксирует правильность действий, оказывает дозированную помощь тем ученикам, которые имеют слабые навыки экспериментирования. | Контроль учителя за ходом практ. работы |
IV этап Контроль знаний учащихся и самопроверка Цель: Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, получить достоверную информацию о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. | Вызывается ученик для сбора и обобщения результатов. Учитель классу: В сводной таблице мы видим результаты ваших исследований (Анализируются и обобщаются полученные результаты. На их основе делается общий вывод). Дается ключ к контрольным вопросам, критерии оценивания. Примечание: принять допустимую молярную концентрацию молочной кислоты в молоке 0,021 моль/л. | Самопроверка по ключу, оценивание по обозначенным критериям |
V этап Коррекция знаний Цель: Выяснить допущенные ошибки и предложить учащимся дать путь их исправления. | Учащиеся озвучивают ошибки, допущенные в ходе работы (неправильное обращение с лабораторным оборудованием, ошибки в записи уравнения диссоциации молочной кислоты и пр.) и предлагают способ их устранения. | Контроль и итоговое оценивание учителем после сдачи письменного протокола-отчета |
VI этап Рефлексия Цель: Развивать у учащихся способность к рефлексии, умение осмыливать свои действия и давать самооценку проделанной работе. Фронтально. | В чем заключается сущность кислотно – основного титрования? Предложите способ нейтрализации кислоты в молоке? Знания каких понятий вам потребовалось при выполнении работы? В каких еще случаях можно использовать метод титрования (в медицине, сельском хозяйстве, в санитарном надзоре). | |
VII этап Информация о домашнем задании. Цель: Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Индивидуализация домашнего задания (на выбор) | Вопросы: 1.Как согласуется информация учителя о допустимой молярной концентрации кислоты в молоке с градусами Тернера, по которым определяется пригодность молока для реализации в торговой сети? 2. Какие упрощения при исследовании кислотности молока допущены в рамках урока в сравнении с производственными? 3. Дома рассчитайте массовую долю молочной кислоты в молоке, если при плотности 1,07 г/мл молярная концентрация С=0,021моль/л. |
Инструкция
к выполнению практической работы
''Определение содержания молочной кислоты в молоке методом
кислотно-основного титрования''.
Цель: Исследовать молоко на содержание в нем молочной кислоты. На основании данных количественного анализа сделать вывод о качестве молока.
Оборудование и реактивы: лабораторный штатив, бюретка, мерная пипетка,
коническая колба, белая бумага, фенолфталеин,
раствор NaOH, 0.1М, дистиллированная вода,
исследуемое молоко.
Выполнение работы.
- Соберите установку для титрования.
- Отмерьте при помощи градуированной пипетки 10 мл молока и вылейте его в коническую колбу.
- Добавьте в коническую колбу 20 мл дистиллированной воды. Туда же внесите 3 капли фенолфталеина.
- Налейте в бюретку 0.1М раствор NaOH.
- Спускайте из бюретки небольшими порциями раствор NaOH (примерно по 0.5 мл) в исследуемое молоко, непрерывно помешивая легкими круговыми движениями
колбочки.
- Область, в которую попадает щелочь, окрашивается в розовый цвет, исчезающий при взбалтывании. Когда розовый цвет начинает медленно исчезать, спускайте раствор NaOH по одной капле и так продолжайте до тех пор, пока от одной капли не появится слабая, но устойчивая розовая окраска.
- Отметьте по делениям бюретки с точностью до 0,05 мл объем раствора NaOH, израсходованного на нейтрализацию молочной кислоты, содержащейся в молоке.
Правила техники безопасности.
- При сборке прибора во избежание порезов аккуратно обращайся со стеклом.
- Не пробуй вещества на вкус.
- Осторожно обращайся с раствором щелочи. Не допускай попадания щелочи в глаза. В случае попадания щелочи на кожу ее необходимо смыть обильной струей воды.
Оформление результатов работы.
- В бланке ''Протокол – отчет'' укажите номер пробы исследуемого молока (их будет 3), объем 0.1М NaOH, пошедший на титрование (мл).
- Рассчитайте молярную концентрацию молочной кислоты в молоке по формуле
С кислоты = С NaOH х VNaOH/Vмолока . Вычислите среднее значение по результатам трех измерений. Значение молярной концентрации кислоты запишите в соответствующей графе бланка ''Протокол – отчет''. Сравните ваш результат с предложенным учителем. Сделайте вывод о качестве молока.
- Запишите уравнение реакции нейтрализации молочной кислоты гидроксидом натрия.
- Дайте ответ на вопрос: Как нейтрализовать молочную кислоту в молоке в домашних условиях? Запишите уравнение предложенной реакции. Ответ запишите в дополнительной графе отчета.
Протокол – отчет
исследования кислотности молока
методом кислотно – основного титрования.
Цель исследования: Определить содержание молочной
кислоты в молоке, сделать вывод о
качестве молока.
Данные исследования
1 | № пробы исследуемого молока | |||
2. | Объем раствора 0.1М NaOH, пошедшего на титрование (мл) | |||
3 | Молярная концентрация молочной кислоты в исследуемом молоке (моль/л) | |||
4 | Уравнение реакции взаимодействия молочной кислоты с гидроксидом натрия | |||
5 | Вывод о соответствии кислотности молока стандарту (соответствует, не соответствует) | |||
Примечание: Допустимая молярная концентрация молочной кислоты в молоке составляет 0,021 моль/л. Дополнительное задание. Дайте ответ на вопрос: Как нейтрализовать молочную кислоту в молоке в домашних условиях? Запишите уравнение предложенной реакции. Работу выполнил (а)___________________ Дата исследования_______________ Оценка_______ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"
Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ ПО ТЕМЕ: «Правила техники безопасности в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием" (практическая работа с применение технологии Casestudy)»
участник областного конкурса методических разработак "Современный урок"...
Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)
Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....
Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.
Данное занятие может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов ТРКМ (Технологии развития...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"
Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....
Методическая разработка урока химии 8 класс по теме: "Периодический закон Д.И. Менделеева"
Урок разработан для интерактивной доски в ПО SMART Notebook-11. Преобладают активные и интерактивные формы работы. Вопросы и задания учителя побуждают к мыслительной деятельности, поиску решения задач...