Урок по теме "Реакции соединения" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Материал представлен в виде конспекта урока в 8 классе по теме "Реакции соединения" по программе и учебнику О.С.Габриеляна. На уроке используются элементы исследовательской деятельности в ходе химического эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок химии 8 класс "Реакции соединения" | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Реакции соединения» 8 класс
(класс компенсирующего обучения)
Автор программы и учебника – О.С.Габриелян
По программе – химия 2 урока в неделю
Цель урока: изучить реакции соединения как один из типов реакции по числу и составу веществ
Задачи урока:
образовательная: дать характеристику реакциям соединения по числу и составу веществ;
развивающая: продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций;
воспитательная: продолжить работу по формированию навыков общения работать в группе, аккуратного и правильного обращения с оборудованием и реактивами.
Оборудование и реактивы: сахароза, медная проволока, оксид лития, оксид фосфора(v), фенолфталеин, синий лакмус, тигельные щипцы, спиртовка, спички, ступка с пестиком, стакан с водой, стеклянная палочка, ложечка для сжигания веществ.
Домашнее задание: §30, выучить определение, упр.№1 (письм.), №5 (устно).
Тип урока – комбинированный.
Методы обучения – проблемное обучение, исследование в ходе выполнения химического эксперимента.
Формы обучения – индивидуальная, групповая.
Средства обучения – химическое оборудование и реактивы.
Структура учебного процесса на уроке
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1. Повторение пройденного | Создание положительной мотивации учения, актуализация необходимых знаний и умений | Вовлеченность учащихся в обсуждение, установление связи с изученным ранее |
2. Изучение нового материала | Организация восприятия, исследовательской деятельности в ходе выполнения химического эксперимента, управление процессом осознания, обобщения знаний | Практическая деятельность в группах по решению познавательных экспериментальных задач, понимание причинно-следственных связей, приобретение умений и навыков |
3. Закрепление изученного | Диагностика обученности и развития учащихся | Само и взаимоконтроль, рефлексия |
Ход урока:
Организационный момент. Проверка наличия принадлежностей у учащихся, выполнения домашнего задания к уроку.
- Повторение пройденного.
Выполнение одним из учащихся на доске домашнего задания №1 §27.
Другой ученик составляет уравнения химических реакций, например, горение алюминия, нагревание карбоната кальция с образованием оксида кальция и оксида углерода(IV).
Учитель. Уважаемые ребята, расскажите, что вы знаете о сахаре.
Ученики рассказывают о физических свойствах, применении сахара.
Учитель дает название сахару – сахароза и предлагает нескольким ученикам проделать опыты у доски и рассказать о наблюдениях.
Один ученик растирает кристаллы сахарозы в ступке, другой растворяет в воде, третий плавит в ложечке для сжигания веществ. Ученики поясняют и доказывают, что они проделали физические явления с сахарозой.
Учитель. Какое химическое явление можно провести с сахарозой? Ученики высказывают свое мнение (например, добавить какой-либо реактив). Учитель предлагает одному из учеников сжечь сахар. Делают выводы о сущности химических реакций.
Фронтальный опрос.
1) Какие явления называются химическими?
2) Перечислите пять признаков химических реакций.
3) Какие существуют условия возникновения и течения химических реакций?
4) Приведите примеры химических взаимодействий и признаков их протекания.
Проверка выполненных заданий у доски и выставление отметок учащимся.
- Изучение нового материала.
1)Учитель. Предлагаю провести химические реакции с веществами, используя оборудование и определить данную группу реакций к одному из типов по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции.
Работа в группах. Классный коллектив следует поделить на три группы, рассадить за парты по группам, выдать карточки с заданиями и соответствующее оборудование и реактивы. Провести инструктаж по технике безопасности перед началом работы учащихся в группах. Учитель наблюдает за работой учащихся, оказывает им помощь в случае затруднений.
Задание 1 группе учащихся
Проведите опыт. Горение меди.
Соблюдайте правила техники безопасности!
Возьмите медную проволоку, зажмите ее в тигельных щипцах, зажгите спиртовку и внесите проволоку в пламя спиртовки. Наблюдайте. Отметьте цвет пламени. После прокаливания проволоки обратите внимание на цвет медной проволоки вместе прокаливания.
Сколько веществ вступило в реакцию, какие вещества прореагировали?
Какие вещества по составу вступили в реакцию?
Напишите уравнение реакции.
Сколько веществ получилось в результате реакции?
Каков состав продукта реакции?
Задание 2 группе учащихся
Проведите опыт. Взаимодействие оксида лития с водой.
Соблюдайте правила техники безопасности!
В пробирку с оксидом лития добавьте один миллилитр воды. Пробирку встряхните. Наблюдайте. Подтвердите образование продукта реакции добавлением 1-2 капель фенолфталеина. Наблюдайте.
Сколько веществ вступило в реакцию, какие вещества прореагировали?
Какие вещества по составу вступили в реакцию?
Напишите уравнение реакции.
Сколько веществ получилось в результате реакции?
Каков состав продукта реакции?
Задание 3 группе учащихся
Проведите опыт. Взаимодействие оксида фосфора(v) с водой.
Соблюдайте правила техники безопасности!
В пробирку с оксидом фосфора добавьте один миллилитр воды. Пробирку встряхните. Наблюдайте. Подтвердите образование продукта реакции добавлением 1-2 капель синего лакмуса. Наблюдайте.
Сколько веществ вступило в реакцию, какие вещества прореагировали?
Какие вещества по составу вступили в реакцию?
Напишите уравнение реакции.
Сколько веществ получилось в результате реакции?
Каков состав продукта реакции?
- Обсуждение результатов работы учащихся в группах. Представитель от каждой группы учащихся у доски рассказывает о проделанном опыте и его результатах. Ученики заполняют на доске таблицу на основе полученных результатов. Оценивание ответов учащихся и всей работы группы в целом.
Учитель. Ребята, как вы предполагаете, как можно было бы назвать данную группу реакций?
Учащиеся предполагают – реакции сложения. Учитель уточняет – реакции соединения и дает определение реакциям соединения, дописывает на доске название таблицы.
- Работа учащихся в тетради по заполнению таблицы «Характеристика реакций соединения» после обсуждений.
«Характеристика реакций соединения»
Число и состав реагирующих веществ | Число и состав продуктов реакции | Примеры реакций | Схема процесса |
Несколько простых или сложных веществ | Одно сложное вещество | 2Cu + O2= 2CuO Li2O + H2O= 2LiOH P2O5 + 3H2O= 2H3PO4 | A + B = AB AB + BC = ABC A + BC = ABC |
- Закрепление. Рефлексия.
А.Фронтальный опрос.
- Какие реакции называются реакциями соединения?
2) Сколько веществ вступает в реакцию соединения?
3) Какие вещества по составу вступают в реакцию соединения?
4)Сколько веществ получается в результате реакции соединения?
5) Каков состав продукта реакции соединения?
Б. Найдите из предложенных уравнений реакции соединения и расставьте в них коэффициенты. Работа учащихся у доски, оценивание.
А) P + O2 = P2O5
Б) Na + H2O = NaOH + H2
В) NO + O2 = N O2
Г) HgO = Hg + O2
Д) S + O2= S O2
Е) S O2 + O2= SO3
Ж) Mg + HCL = MgCL2 + H2
З) Mg + O2 = MgO
И) H2 O2 = H2 + O2
К) BaO + H2O = Ba(OH)2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....