План – конспект урока по химии в 9 классе по теме «Металлы».
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
1. Тема урока: Путешествие в мир металлов и их соединений.
2. Тип урока: обобщающий.
3. Задачи урока:
образовательная: обобщить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов;
развивающая: развивать знания, умения и навыки по химическим формулам металлов и их соединений и составлению химических уравнений;
развивать речевые навыки; наблюдательность и умения делать выводы на основе наблюдаемого;
развивать интерес к предмету через необычную форму проведения урока;
воспитательная: воспитывать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и нагрузок; воспитывать дисциплинированность, четкость и организованность в работе.
4.Оборудование и реактивы: карточки с формулами природных соединений металлов, раковина моллюска; HCl , HNO3, CaO, Na2CO3.
5. Методы и методические приемы: индивидуальная работа с карточками химических формул; демонстрационный химический эксперимент; самостоятельная работа по составлению химических уравнений; тестирование, беседа, решение задач.
6. Форма обучения: игра – путешествие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chim_1.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по химии
в 9 классе по теме «Металлы».
Молодых Юлия Васильевна
МБОУ ООШ №32
Сюжетно – ролевая дидактическая игра
«Путешествие в мир металлов и их соединений»
- Тема урока: Путешествие в мир металлов и их соединений.
- Тип урока: обобщающий.
- Задачи урока:
образовательная: обобщить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов;
развивающая: развивать знания, умения и навыки по химическим формулам металлов и их соединений и составлению химических уравнений;
развивать речевые навыки; наблюдательность и умения делать выводы на основе наблюдаемого;
развивать интерес к предмету через необычную форму проведения урока;
воспитательная: воспитывать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и нагрузок; воспитывать дисциплинированность, четкость и организованность в работе.
4.Оборудование и реактивы: карточки с формулами природных соединений металлов, раковина моллюска; HCl , HNO3, CaO, Na2CO3.
5. Методы и методические приемы: индивидуальная работа с карточками химических формул; демонстрационный химический эксперимент; самостоятельная работа по составлению химических уравнений; тестирование, беседа, решение задач.
6. Форма обучения: игра – путешествие.
ХОД УРОКА
1.Вступительное слово учителя: (слайд 1)
Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить водное путешествие в «Мир металлов и их соединений». Давайте представим, что мы сели на пароход под названием «Титаник». Вы - пассажиры, я - капитан. Море будет воображаемым, но плыть от этого не станет легче. Ведь не даром говорят: «Школа, школа, ты похожа на корабль бегущий вдаль». Наше море – это море знаний – самое бурное из всех морей, существующих на Земле. И чтобы наш «Титаник» не пошел ко дну, мы должны сегодня с вами вспомнить нахождение металлов в природе, их химические свойства, физические свойства, применение и получение металлов и их соединений. На этом слайде (слайд № 2) показан маршрут нашего путешествия, а ваши тетради пусть превратятся сегодня в «Путевые дневники». Но чтобы наш «Титаник» отправился в путешествие, вам сначала нужно пройти тест на прочность.
- задание - ТЕСТИРОВАНИЕ. (6 минут)
- С водой сообразованием растворимого гидроксида взаимодействует:
а) К; б)Zn; в) Pb; г)Ag.
2. какой из металлов энергичнее реагирует с кислородом:
а)Fe; б)Hg; в) Ag; г)Cu.
3.В электротехнике используют следующее физическое свойство меди и алюминия:
а) теплопроводность; б)ковкость; в) пластичность; г)электропроводность.
4. с соляной кислотой не будет взаимодействовать:
а) Сu; б)Fe; в) Al; г)Zn.
5.Электрохимическая коррозия металлов, приносящая наибольший вред, представляет собой:
а) разрушение металла при соединении его с оксидами азота;
б) соединение металла с кислородом;
в) разрушение металла в среде электролита с возникновением внутри системы электрического тока;
г) соединение металла с оксидами серы (6) и (4).
6. при горении натрия на воздухе образуется:
а)Na2O; б) Na2O2; в)NaO2; г)Na3PO4.
7.Алюминий впервые получил:
а) Ф. Велер; б) Х. Дэви; в)К. Шееле; г )Д. Пристли.
8. Оксид алюминия:
а)основной оксид; б) амфотерный; 3.кислотный.
9. Металлическая кристаллическая решетка состоит из:
а) атомов; б) ионов; в) молекул; г) положительных ионов, атомов, свободных электронов.
10. Атомы, какого элемента при взаимодействии с кислородом отдают наибольшее число электронов:
а)Mg; б)Zn; в)Al; г)Li.
Учитель: Тест на прочность вы прошли все, результаты скажу немного позднее.
А теперь в путь! Ребята, не успели мы с вами немного отплыть – а уже препятствие. На пути РИФЫ ФОРМУЛ. Рифы формул необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше. (Слайд 3)
Пассажирам разложить карточки формул с природными соединениями металлов перед собой. Преодолевать РИФЫ ФОРМУЛ будем так: я называю вещество, вы поднимаете карточку с соответствующей формулой.
Кто желает быть главным проводником на РИФАХ ФОРМУЛ ? Начнем преодолевать РИФЫ ФОМУЛ.
2.Задание.
1. сильвинит - NaCl
2. карналлит –KCl х MgCl2 х 6H2 O
3. Известняк, мел, мрамор – CaCO3
4. Гипс – CaSO4 х 2 H2 O
5. Фосфорит, апатит – Ca 3 (PO 4) 2
6.Доломит –CaCO 3 х MgCO 3
7. Корунд – Al 2 O 3
8. Боксит - Al 2 O 3 х nH2 O
Ученику вручается медаль – на ней слова:
Ты молодчина! И в это поверь.
Успешно открыл ты химии дверь.
Два года уроков еще у тебя
великим ты химиком станешь тогда.
Учитель. А что же такое рифы?
Ученик: Рифы – это природные образования состоящие из скелетов коралловых полипов и раковин моллюсков.
Учитель. Давайте, исследуем их.
Опыт №1 . Действие на раковину соляной кислотой, тем самым убеждаются в том, что раковина состоит из известняка.
Учитель. Давайте напишем уравнение реакции.
Учитель. Наш пароход держит курс по РЕКЕ ПРЕВРАЩЕНИЙ. Просьба к пассажирам сделать пометку в «Путевых дневниках» - РЕКА ПРЕВРАЩЕНИЙ. (слайд 4)
- Демонстрация опыта.
- Взаимодействие оксида кальция с водой.
- Добавление к Са(ОН) 2 метилоранжа.
- Добавление НNO3.
- Приливание раствора Na2 CO3
- Образование осадка СаСО3
Учитель читает стих «На речке превращений»
Оксид кальция взяла
И воды я прилила.
Метилоранжа капну тут
и раствор стал желтым вдруг.
В чём же дело, в чем секрет?
Есть у вас ответ, иль нет?
Кислоты потом азотной осторожно прилила
Что ж такое приключилось?
Даже я не поняла,
Должен был оранж явиться
цвет малины получился.
В чём же дело, в чем секрет?
Есть у вас ответ, иль нет?
Карбоната натрия
К соли прилила
И осадок белый
Получила я.
В чём же дело, в чем секрет?
Есть у вас ответ, иль ещё нет?
В тетрадях своих превращения эти
Вы отразите милые дети.
В чем тут дело, в чем секрет
Наверно есть уже ответ?
На речке превращений
Смотрели вы явления
Потоком Уравнений
Пусть станут превращения.
В чем тут дело, в чем секрет
Раскроет полный ваш ответ.
Учитель. Кто составил цепочку превращений, увиденных на РЕКЕ ПРЕВРАЩЕНИЙ, и напишет уравнения реакций?
Почему метиловый оранжевый изменил свою окраску?
СаО → Са(ОН)2 →Са(NO)3 → СаСО3
Учитель. «Титаник» движется к «ПОТОКУ УРАВНЕНИЙ». (слайд 5)
Пассажирам написать «ПОТОК УРАВНЕНИЙ» в путевых дневниках.
Задание 4. Осуществить превращения схемы и написать уравнения реакций, для первой реакции составить электронный баланс, а для 4 – написать ионные уравнения реакций.
1.Al →Al(OH)3 _ →Al2 O3 →AlCl3 → Al(OH)3
2.Mg → MgO → MgSO4 → Mg(OH)2
Учитель. Несмотря на трудности, возникающие на пути «Титаника», он движется вперед с большой скоростью к «МОРЮ ЗАДАЧ». (слайд 6)
В «Путевых дневниках запишите «МОРЕ ЗАДАЧ» и условие задачи.
Задание 5. Задача. Какую массу марганца можно получить при восстановлении 90 г. оксида марганца (4), содержащего 5% примесей.
Учитель. Наш пароход прибыл в «Бухту Познавательную» (Слайд 7)
Сообщения учащихся.
- Почему «святая» вода не портится?
- Бывает ли жидкий металл? Чем опасна ртуть?
Учитель. Конечный пункт нашего путешествия «Порт вопросов и ответов». (слайд 8)
Коль хотите домой возвратиться
То придется вам всем потрудиться
Если сделана будет работа,
Я открою из царства ворота.
Не робей, не вешай носа-
На мои ответь вопросы!
Не ленись, не зевай – на вопросы отвечай.
- Назовите основные свойства металлов.
- Какой тип кристаллической решетки характерен для металлов?
- Какой металл самый тугоплавкий?
- Какой металл самый легкий?
- Самый тяжелый металл?
- Какой металл придает нашей крови красный цвет?
- Какой металл придает крови головоногих моллюсков голубой цвет?
- Какие металлы называются легкими и тяжелыми?
- Самый твердый металл?
- Какой металл самый используемый?
- Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда? (Из серебра обладающего бактерицидным действием).
- Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (Кальций)
- Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет. (Натрий)
- «Камнем прозван он людьми, но попробуй – ка, возьми. (Литий).
- Он в течение многих лет, был причиной многих бед. (Золото)
- Горит лиловым в кислороде, свободным нет его в природе.
Но соль находит применение, как для растений удобренье. (Калий)
- Ослепительным пламенем ярким как звёздочка вспыхнув, горит.
Металл тот белый и легкий в двенадцатой клетке стоит. (Магний)
- В технике сплавов нашел примененье как стойкий и легкий металл,
И в самолетостроении, важное место занял. (Алюминий).
19. Среди металлов самый славный, важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии главной, знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии – а сплав его течет рекой.
Важнее нет в металлургии, он нужен всей стране родной. (Железо).
- Прославлен всеми письменами металл, испытанный огнем,
Манил к себе людей веками
Алхимик жил мечтой о нем. (Золото).
20.Давно известна человеку: она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку, знакома в сплавах всем она. (Медь)
Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по химии 10 класса по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".
Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура" окажет помощь учителю химии, работающему по программе и учебнику О.С.Габриеляна, при изучении соот...
Конспект урока по химии 8 класс по теме:"Кислоты", Элективное занятие в 10 классе
Конспекты уроков по химии в 8 и 10 класссах....
План-конспект урока по химии 8 класс тема "Водород"
Урок с использованием ЦОР по химии, тема: "Применение водорода. Получение водорода в лаборатории и промышленности"...
План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Чистые вещества и смеси»
Создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование технологии критического мышления...
План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»
Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить р...
План-конспект урока по химии 10 класс. Одноатомные спирты
План-конспект урока по химии 10 класс. Одноатомные спиртыЦель: - систематизировать знания по типам изомерии спиртов, по основам номенклатуры; - конкретизировать знания о физических и химических с...
План-конспект урока по химии 8 класс "Типы кристаллических решёток"
Урок составлен с учётом создания условий для достижения требований ФГОС....