Технология проблемного обучения. Урок по теме: « Соли аммония» 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Технология проблемного обучения. Урок по теме: « Соли аммония» Класс:9
Цели урока. Обучающие- сформировать знания о составе, строении, получении, физических и химических свойствах солей аммония. Сопоставить соли аммония с солями щелочных металлов (сходство: ионная кристаллическая решетка, хорошая растворимость; различия-соли аммония термически неустойчивы). Сформулировать умение распознавать соли аммония. Охарактеризовать области применения аммиака и солей аммония.
Развивающие -развивать умения и навыки решать задачи по химии, способности к анализу и абстрактному мышлению, расширять кругозор учащихся, их творческие способности, развивать умения работы с дополнительной литературой.
Воспитательные -воспитывать личности с высоким уровнем культуры, формировать потребность в познавательной деятельности. Метод урока: беседа. Оборудование и реактивы. Штатив для пробирок, пробирки, стеклянная палочка, водный раствор аммиака, нашатырный спирт, соли аммония, спирт, лакмусовая бумага, коническая колба, фарфоровый тигель. Реактив на аммиак для определения качества мяса ( К 5 % р-р азотнокислой ртути по каплям прибавляют 5% р-р иодида калия. К образовавшемуся осадку прибавляют иодид калия до полного растворения. Полученный раствор наполовину разбавляют 20% р-ром едкого натра).
Девиз урока: «Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_soli_ammoniya.9_klass_doc.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения. Урок по теме: « Соли аммония» 9 класс
Цели урока.
Обучающие- сформировать знания о составе, строении, получении, физических и химических свойствах солей аммония. Сопоставить соли аммония с солями щелочных металлов (сходство: ионная кристаллическая решетка, хорошая растворимость; различия-соли аммония термически неустойчивы). Сформулировать умение распознавать соли аммония. Охарактеризовать области применения аммиака и солей аммония.
Развивающие -развивать умения и навыки решать задачи по химии, способности к анализу и абстрактному мышлению, расширять кругозор учащихся, их творческие способности, развивать умения работы с дополнительной литературой.
Воспитательные -воспитывать личности с высоким уровнем культуры, формировать потребность в познавательной деятельности.
Метод урока: беседа.
Оборудование и реактивы. Штатив для пробирок, пробирки, стеклянная палочка, водный раствор аммиака, нашатырный спирт, соли аммония, спирт, лакмусовая бумага, коническая колба, фарфоровый тигель. Реактив на аммиак для определения качества мяса ( к 5 % р-р азотнокислой ртути по каплям прибавляют 5% р-р иодида калия. К образовавшемуся осадку прибавляют иодид калия до полного растворения. Полученный раствор наполовину разбавляют 20% р-ром едкого натра).
Девиз урока: «Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного».
План урока.
1.Организационный момент (постановка цели урока).
2. Актуализация опорных знаний: а) индивидуальная работа по карточкам; б) фронтальная работа с классом.
3.Изучение нового материала (работа с опорными схемами) по плану:
1) Номенклатура, состав, строение.
2) Физические свойства солей аммония
3) Получение солей аммония
4) Химические свойства (качественная реакция)
5) Применение аммиака и солей аммония.
4.Закрепление нового материала.
5.Домашнее задание.
6. Итоги урока. Рефлексия.
Ход урока 1. Организационный момент (постановка цели урока).
Учитель. Девизом нашего урока являются слова немецкого поэта И.В. Гете: «Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного».
И сегодня на уроке мы будем учиться наблюдать и делать выводы. Это умение необходимо в жизни каждому человеку. Для нас наблюдать - это не просто замечать , ведь наблюдение-первый этап человеческого познания. Например, ученые, приступая к исследованиям, сначала проводят наблюдения. Поэтому постарайтесь сегодня на уроке хотя бы мысленно, а иногда и вслух начинать свой ответ со слов: «А вот я заметил…»
2. Актуализация опорных знаний: а) индивидуальная работа по карточкам;
б) фронтальная работа с классом.
3. Изучение нового материала (работа с опорными схемами) по плану. Рассмотрим еще раз реакцию взаимодействия аммиака с кислотами (№1 ученик- с соляной кислотой; № 2 ученик – с серной кислотой; № 3 ученик – с фосфорной кислотой). Записываем уравнения и делаем выводы: - Атом азота в молекуле аммиака связан тремя ковалентными связями с атомами водорода и сохраняет при этом одну неподеленную пару :NH3
-Выступая в качестве донора электронной пары, атом азота может участвовать в образовании по донорно-акцепторному механизму четвертой ковалентной связи с другими атомами или ионами, обладающими электронно-акцепторными свойствами. – В результате взаимодействия аммиака с кислотами, а именно с ионом водорода, образуется ион аммония :NH3 + +H =NH4 +
Таким образом, соли аммония - твердые вещества с ионной кристаллической решеткой, в узлах которой находятся ионы аммония и ионы кислотного остатка. В реакции получения солей аммония аммиак служит акцептором протона и, следовательно, с точки зрения протонной теории кислот и оснований проявляет свойства основания.
№1 ученик NН3+ НСl =NН4СL
№2 ученик NН3+ Н2SО4= NН4НS О4
№3 ученик NН3+Н3РО4= NН4Н2РО4 Образующиеся соли аммония являются примером комплексных соединений. Номенклатура (название) солей определяется следующим образом: а) средние соли (название кислотного остатка, затем наименование металла в родительном падеже)
Например, в реакции №1 NH4СI - средняя соль, хлорид аммония
б) кислые соли, образующиеся с многоосновными кислотами (к названию кислотного остатка прибавляют приставку «гидро-«, «дигидро-«, указывающую на наличие в молекуле соли незамещенных ионов водорода
в реакции №2 N Н4HSO4 кислая соль, гидросульфат аммония в реакции №3 NH4H2PO4 кислая соль, дигидрофосфат аммония
Физические свойства солей аммония.
Соли аммония - твердые вещества, хорошо растворимые в воде, большинство бесцветны.
Химические свойства солей аммония.
1.Подобно солям щелочных металлов, являются сильными электролитами. NH4СI =NH4+ + C l-
2.По аниону (кислотному остатку) они проявляют все свойства солей.
А) с другим солями ученик №1 проводит реакцию.
NH4Сl+АgNO3=NH4NO3+ АgCl
Аg+ + C l- = АgCl
Б) с кислотами ученик №2 проводит реакцию.
NH4HCO3 + НСl = NH4Сl+ CO2 + Н2O
CO3 2 -+ 2Н + = CO2 + Н2O
3. Взаимодействие со щелочью, при осторожном нагревании (качественная реакция на соли аммония). Ученик №3 проводит опыт (проинструктированный предварительно). В пробирку наливаем 2 мл р-ра соли хлорида аммония и добавляем 2 мл гидроксида натрия. Осторожно нагреваем. К отверстию пробирки подносим смоченную индикаторную бумагу. NH4С l+ Nа OН= NН3 + Н2О+ NаСl
NH4++ OН- = NН3 + Н2О
Это качественная реакция на соли аммония.
Образующийся аммиак определяется как по запаху, так и по посинению универсальной лакмусовой бумаги.
4.Соли аммония термически неустойчивы. При нагревании разлагаются (обратимо, если анион не является окислителем) Например, при нагревании хлорид аммония как бы возгоняется-разлагается на аммиак и хлороводород, которые на холодных частях сосуда вновь соединяются в хлорид аммония.
NH4СL = NН3 + Н2О
Соли аммония, анион которых проявляет более резко выраженные окислительные свойства, распадаются необратимо: протекает окислительно-восстановительная реакция, в ходе которой ион аммония окисляется, а анион восстанавливается.
Ученик № 4 под руководством учителя проводит опыт (проинструктированный предварительно).
Лабораторный опыт: »Вулкан на столе».
В горло конической колбы вставляем тигель. Колбу покрываем пластилином, придав ей форму горы. Под колбу – большой лист бумаги для сбора оксида хрома (3). В тигель насыпаем дихромат аммония, центр холмика смочили предварительно спиртом. Зажигаем «вулкан» горящей лучиной.
(NH4)2Сr2O7= N2 + Cr2O3 + 4Н2О
NH4NO3 = N2O + 2 H2O ( N2O –газ нервно-паралитического, наркотического действия)
Применение солей аммония
Учитель (задает проблемный вопрос). Почему азота в природе много (он входит в состав атмосферы), а растения часто дают плохой урожай из-за азотного голодания. Ученик. Растения не могут усваивать молекулярный азот из воздуха. Это проблема связанного азота. При недостатке азота задерживается образование хлорофилла, поэтому растения имеют бледно-зеленую окраску, как следствие, задерживается рост и развитие растения. Азот- жизненно важный элемент. Учитель. Прослушаем сообщения о применении солей аммония.
Сообщение учащегося №1: 1. Аммиак и соли аммония находят широкое применение. Большая часть аммиака и солей аммония (сульфат аммония, нитрат аммония, гидрофосфат аммония) идет на производство азотной кислоты и азотных удобрений. Одним из главных преимуществ таких удобрений является повышенное содержание в них азота. 2.Кроме того нитрат аммония применяется для взрывных работ. 3.Хлорид аммония (нашатырь) - при лужении и пайке, так как он способствует удалению с поверхности металла оксидной пленки, а также в красильном деле.
Учитель дополняет.
Снимая урожаи, человек ежегодно уносит вместе с ними огромные количества связанного азота. Эту убыль он покрывает внесением не только органических, но и минеральных удобрений. Азотные удобрения вносят под все культуры. Азот усваивается в виде катиона аммония NH4 и нитрат-аниона -NO3
Закрепление. Лабораторное исследование качества мяса на присутствие аммиака учащимися, предварительно подготовленными учителем.
Для определения аммиака в пробирку положили 3 кусочка мяса величиной с полгорошины, прилили 2 мл дистиллированной воды и стеклянной палочкой хорошо перемешали мясо. Содержимое пробирки профильтровали. Для анализа взяли 10 капель мясного фильтрата, к которому прибавили 10капель реактива на аммиак. Запах аммиака не ощущался и образование кирпично-красного осадка не наблюдалось. (В случае присутствия аммиака выделяется кирпично-красный осадок. Этим доказывается, что мясо начинает загнивать.)
Ученик делает вывод: «Лабораторный анализ качества образца мяса, а именно на присутствие аммиака показал, что мясо доброкачественное».
Домашнее задание. П 32; задания 2,4.
Итоги урока. Учитель: «Я и мои помощники внимательно наблюдали за вашей работой и сейчас постараемся максимально объективно выставить оценки. Однако главные оценки вам поставит жизнь. Оценки за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодня».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)
Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...
ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ДЕЕПРИЧАСТИЕ", 10 класс
Учитель представляет авторскую методическую разработку по теме "Деепричастие" для проведения урока с использованием технологии внутренней уровневой дифференции в физико- математическ...
Конспект урока по теме "Соли аммония"
Конспект урока по теме "Соли аммония"...
Конспект урока по теме "Соли аммония"
Конспект содержит материал урока с проблемным вопросом...
Конспект урока по теме: "Соли аммония"
В конспекте урока "Соли аммония" приведена основная информация по получению солей аммония, их химическим свойствам и применению...
Разработка урока по теме "Соли аммония" 9 класс
Разработка урока с использованием ЭОР...
Урок по теме "Соли" 8 класс
тема урока: «Соли»3. Изучение нового.Давайте посмотрим, что же объединяет все эти соединения?-Это сложные вещества.-Содержат металлы и кислотные остатки.- Значит, соли - это сложные вещест...