Урок по теме "Соли" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)
тема урока: «Соли»
3. Изучение нового.
Давайте посмотрим, что же объединяет все эти соединения?
-Это сложные вещества.
-Содержат металлы и кислотные остатки.
- Значит, соли - это сложные вещества, которые состоят из атомов металла и кислотных остатков.
-Что надо сделать, что бы составить формулу соли? Что бы ответить на этот вопрос , воспользуемся таблицей растворимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «СОЛИ».
Тип урока: изучения нового материала.
Цели урока.
1. Образовательная: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – солями; рассмотреть состав и номенклатуру солей, получение поваренной соли.
2. Развивающая: развить у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости.
3. Воспитательная: воспитать у обучающихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её, умение слушать и уважать мнение товарищей.
Планируемые достижения:
Предметные:
Знания знать состав и номенклатуру солей, знать как получают поваренную соль, уметь пользоваться таблицей растворимости.
Умения уметь составлять формулы солей и давать им названия, классифицировать их, умения определять цель, навыки самостоятельной работы, способность к рефлексии, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах.
Мета предметные: самостоятельно работать с информацией осуществлять сравнение химических и физических свойств веществ, роль солей в жизни человека, уметь использовать полученные знания в быту.
Методы и методические приемы – исследовательский, поисковый, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, эвристическая беседа
Дидактический материал: образцы солей, штативы с пробирками, растворы солей разной концентрации, таблицы «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», дидактические карточки, компьютер, проектор
Структура урока.
1. Организационный момент.
2. Введение в новую тему.
3. Изучение нового:
- состав солей
- номенклатура солей
- получение поваренной соли
- растворимость солей
- вычисление массовой доли элементов
4. Закрепление полученных данных.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
УРОК НАЧИНАЕТСЯ С РЕФЛЕКСИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И НАСТРОЕНИЯ. (на столах у учащихся карточки со смайликами, отражающими настроение).
Учитель: С каким настроением вы пришли на урок?
Ученики поднимают соответствующие смайлики. В конце урока учитель смотрит как изменилось эмоциональное состояние учащихся.
2. Постановка цели и задач урока.
Приступим к химическому диктанту:
CaO; Мg(OH)2 ; H2SO4; P2O5; CaSO4; HCl; AlCl3; CO2; NaNO3; CuCl2; H2CO3; NaOH; КOH;
K2O; Al(OH)3, HNO3.
- Задание: распределите по классам формулы указанных веществ (формулы написаны на доске)
- Какие вещества называются оксидами? Ответ: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.
- Назовите выделенные оксиды. Ответ: CaO - оксид кальция, СO2 - оксид углерода (IV), К2 O – оксид калия, Р2О5 - оксид фосфора (V)
- Какие вещества называются основаниями? Ответ: основания - это соединения, состоящие из атомов металла и одного или нескольких гидроксид-ионов OH-
- Назовите выделенные основания. Ответ: Mg(OH)2 – гидроксид магния, KOH – гидроксид калия, Al(OH)3 – гидроксид алюминия, NaOH– гидроксид натрия.
- Какие бывают основания?
- Растворимые - щелочи и нерастворимые. Какие из названных оснований относятся к растворимым ? Назовите нерастворимые основания.
- Какие вещества называются кислотами? Ответ: кислоты - это соединения, состоящие из ионов водорода и связанных с ними ионами кислотных остатков.
- Как называются выделенные вами кислоты? Ответ: H2СO3 –угольная кислота, H2SO4 – серная кислота, HNO3 - азотная кислота, HCl – соляная кислота.
Какие формулы соединений ни одна группа не выбрала? Ответ: AlCl3, CuCl2, CаSO4 , NaNO3
Что бы узнать название класса этой группы веществ отгадайте загадки:
Рассказать обо мне хоть немножко позволь.
У меня на Земле очень важная роль:
Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.
В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,
Без меня суп - не суп, и салат - не салат,
Нет меня - и невкусно, и повар не рад.
В рану, глаз попаду - будет едкая боль.
Как назвали меня, догадался ты? ...(СОЛЬ).
Этот камень можно есть,
Он в слезах и поте есть.
Не вкусна в борще фасоль
Если пожалели …(соль)
Итак, тема урока: «Соли»
3. Изучение нового.
Давайте посмотрим, что же объединяет все эти соединения?
-Это сложные вещества.
-Содержат металлы и кислотные остатки.
- Значит, соли - это сложные вещества, которые состоят из атомов металла и кислотных остатков.
-Что надо сделать, что бы составить формулу соли? Что бы ответить на этот вопрос , воспользуемся таблицей растворимости.
Алгоритм составления формулы солей.
- Запишем формулу иона металла и формулу кислотного остатка.
Расставим заряды ионов.
Найдем наименьшее кратное для них и разделим на заряд иона, получим нужные индексы.
Пример: Запишем ион натрия Na+, рядом ион кислотного остатка SO42-, находим наименьшее кратное для чисел 1 и 2, делим на заряды и получаем Na2SO4;
NaNO3; Na3PO4.
- Теперь попробуем дать названия этим веществам. Открываем книги на странице …, таблица №….., столбик название солей: сульфат натрия, нитрат натрия, фосфат натрия.
- А знаете ли вы , что мел которым мы работаем на уроках тоже относится к солям. Это карбонат кальция. Составьте формулу используя таблицу: CaCO3.
Сообщение учащихся о карбонате кальция.
Какая соль на ваш взгляд наиболее важна для человека?
- Та, которую мы употребляем в пищу.
Да, поваренная соль или хлорид натрия.
- Составьте ее формулу: NaCl.
- А что мы знаем про нее?
Сообщение учащихся о поваренной соли.
В античные времена это вещество ценилась так высоко, что служило денежным эквивалентом: им платили жалованье римским солдатам-легионерам. Об этом до сих пор напоминает английское слово «salary», что значит «заработная плата». А в Древнем Китае из вещества делали настоящие деньги – монеты-лепешки, выпеченные из теста, на которые накладывалось клеймо императора. В Абиссинии за четыре куска этого вещества можно было купить раба. А на Руси можно было заплатить за купленную вещь.
Неизвестное вещество, подаренное людям самой Землей, было оценено ими по достоинству. Хлебом и этим веществом встречали добрых гостей, без него не обходился ни один народный обряд, ни один праздник.
Чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.
В современном мире существует мнение, что соль – это белый яд. Действительно, при разовом переедании соли неизбежен летальный исход. Летальная доза составляет 3г на 1 кг массы тела. В то же время для поддержания нормальной жизнедеятельности человеку требуется 7 – 10 г соли в сутки. Я сделал расчёт потребления соли и выяснил, что за месяц я съел примерно
10* 30= 300 г соли
За год: 300 г *12= 3 кг 600г
Давайте посмотрим как добывают поваренную соль.
ВИДЕОФРАГМЕНТ производство поваренной соли.
Занимательные опыты с солью:
«Плавающее» яйцо
Для проведения опыта мне понадобились: 2 сырых яйца, 2 стакана, 2 столовые ложки соли, вода.
1. Я поставил 2 стакана: с чистой водопроводной водой и раствором соли.
2. В каждый из стаканов положил по одному сырому яйцу.
3. В стакане с солёной водой - яйцо осталось плавать на поверхности воды, а в стакане с чистой водопроводной водой яйцо опустилось на дно.
Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Мини проект : «Бусы из соли»
Берем 2 стакана с водой и добавляем соль, до тех пор пока соль не перестанет растворяться. Опустим в оба стакана концы нити, нить должна касаться дна стакана. Через сутки видно что нить покрылась кристаллами соли. Получаются бусы из соли.
А теперь посмотрим какие еще бывают соли. На ваших столах образцы солей, рассмотрите их и опишите их свойства.
Лабораторная работа: « Знакомство с образцами солей»
Название вещества | Агрегатное состояние | Цвет | Формула | Растворимость в воде |
Медный купорос(кристаллогидрат сульфата меди(II) | CuSO4 *5H2O | |||
Хлорид натрия | NaCl | |||
Сульфат магния | MgSO4 |
Учащиеся после выполненной работы делают выводы. Соли, представляют из себя, твёрдые вещества, кристаллические, хорошо растворимые в воде, с разнообразным цветом.
4. Закрепление полученных данных.
№1 Составить формулы солей:
1вариант 2вариант
Хлорид алюминия | Хлорид калия | ||
Нитрат алюминия | Нитрат калия | ||
Сульфат алюминия | Сульфат калия |
№2
Определить массовые доли элементов в солях задания №1.
5.Домашнее задание: п. упр.1-3
6. Рефлексия.
Оцени себя на уроке. (Карточки с фразами, подчеркнуть нужное)
Урок Я на уроке Итог
1.Интересно 1.Работал 1.Понял материал
2.Скучно 2.Отдыхал 2.Узнал больше, чем знал
3.Безразлично 3.Помогал другим 3.Не понял
Учитель: С каким настроением вы уходите с урока?
Учащиеся поднимают карточки со смайликами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....