Урок по теме "Соли" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)

Гумецова Людмила Шамильевна

тема урока: «Соли»

3. Изучение нового.

Давайте посмотрим, что же объединяет все эти соединения?

-Это сложные вещества.

-Содержат металлы и кислотные остатки.

- Значит, соли - это сложные вещества, которые состоят из атомов металла и кислотных остатков.

-Что надо сделать, что бы составить формулу соли? Что бы ответить на этот вопрос , воспользуемся таблицей растворимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «СОЛИ».

Тип урока: изучения нового материала.

Цели урока.

                                                                                                              

1. Образовательная: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – солями; рассмотреть  состав и номенклатуру солей, получение поваренной соли.

2. Развивающая: развить у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости.

3. Воспитательная: воспитать у обучающихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её, умение слушать и уважать мнение товарищей.

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания знать состав и номенклатуру солей, знать как получают поваренную соль, уметь пользоваться таблицей растворимости.

Умения уметь составлять формулы солей и давать им названия, классифицировать их, умения определять цель, навыки самостоятельной работы, способность к рефлексии, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах.

Мета предметные: самостоятельно работать с информацией осуществлять сравнение химических и физических свойств веществ, роль солей  в  жизни человека, уметь использовать полученные знания в быту.

Методы и методические приемы – исследовательский, поисковый,  решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, эвристическая беседа

Дидактический материал: образцы солей, штативы с пробирками,   растворы солей разной концентрации,  таблицы «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», дидактические  карточки, компьютер, проектор

Структура урока.

1. Организационный момент.

2. Введение в новую тему.

3. Изучение нового:

- состав солей

- номенклатура солей

- получение поваренной соли

- растворимость солей

- вычисление массовой доли элементов

4. Закрепление полученных данных.

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия (подведение итогов занятия).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

УРОК НАЧИНАЕТСЯ С РЕФЛЕКСИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И НАСТРОЕНИЯ. (на столах у учащихся карточки со смайликами, отражающими  настроение).

Учитель: С каким настроением вы пришли на урок?

Ученики поднимают соответствующие смайлики. В конце урока учитель смотрит как изменилось эмоциональное состояние учащихся.

2. Постановка цели и задач урока.

Приступим  к химическому диктанту:

CaO; Мg(OH)2 ; H2SO4; P2O5; CaSO4; HCl; AlCl3; CO2; NaNO3; CuCl2; H2CO3; NaOH; КOH;

K2O; Al(OH)3, HNO3.

- Задание:  распределите по классам формулы указанных веществ (формулы написаны на доске)

Какие вещества называются оксидами? Ответ: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.

- Назовите выделенные оксиды. Ответ: CaO - оксид кальция,  СO  оксид углерода (IV),  К2 O – оксид калия, Р2О5 -   оксид фосфора (V)

- Какие вещества называются основаниями? Ответ: основания - это соединения, состоящие из атомов металла и одного или нескольких гидроксид-ионов OH 

- Назовите выделенные основания. Ответ: Mg(OH)– гидроксид  магния, KOH – гидроксид  калия,              Al(OH)– гидроксид алюминия,  NaOH– гидроксид натрия.

- Какие бывают основания?

- Растворимые - щелочи и нерастворимые. Какие из названных оснований относятся к растворимым ?  Назовите нерастворимые основания.

- Какие вещества называются кислотами? Ответ: кислоты - это соединения, состоящие из ионов водорода и связанных с ними ионами кислотных остатков.

- Как называются выделенные вами кислоты? Ответ: H2СO–угольная кислота,  H2SO– серная кислота, HNO3 - азотная  кислота,  HCl – соляная кислота.

              Какие формулы соединений ни одна группа не выбрала? Ответ: AlCl3, CuCl2, CаSO4 , NaNO3

Что бы узнать название класса этой группы веществ отгадайте загадки:

Рассказать обо мне хоть немножко позволь.

У меня на Земле очень важная роль:

Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.

В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,

Без меня суп - не суп, и салат - не салат,

Нет меня - и невкусно, и повар не рад.

В рану, глаз попаду - будет едкая боль.

Как назвали меня, догадался ты? ...(СОЛЬ).

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль

Если пожалели …(соль)

Итак, тема урока: «Соли»

3. Изучение нового.

Давайте посмотрим, что же объединяет все эти соединения?

-Это сложные вещества.

-Содержат металлы и кислотные остатки.

- Значит, соли - это сложные вещества, которые состоят из атомов металла и кислотных остатков.

-Что надо сделать, что бы составить формулу соли? Что бы ответить на этот вопрос , воспользуемся таблицей растворимости.

Алгоритм составления формулы солей.

- Запишем формулу иона металла и формулу кислотного остатка.

Расставим заряды ионов.

Найдем наименьшее кратное для них и разделим на заряд иона,  получим нужные индексы.

Пример: Запишем ион натрия Na+, рядом ион кислотного остатка SO42-, находим наименьшее кратное для чисел 1 и 2, делим на заряды и получаем Na2SO4;

NaNO3;  Na3PO4.

- Теперь попробуем дать названия этим веществам. Открываем книги на странице …, таблица №….., столбик название солей: сульфат натрия, нитрат натрия, фосфат натрия.

- А знаете ли вы , что мел которым мы работаем на уроках тоже относится к солям. Это карбонат кальция. Составьте  формулу используя таблицу: CaCO3.

Сообщение учащихся о карбонате кальция. 

Какая соль на ваш взгляд наиболее важна для человека?

- Та, которую мы употребляем в пищу.

Да, поваренная соль или хлорид натрия.

- Составьте ее формулу: NaCl.

- А что мы знаем про нее?

Сообщение учащихся о поваренной соли.

В античные времена это вещество  ценилась так высоко, что служило денежным эквивалентом: им  платили жалованье римским солдатам-легионерам. Об этом до сих пор напоминает английское слово «salary», что значит «заработная плата». А в Древнем Китае из вещества  делали настоящие деньги – монеты-лепешки, выпеченные из  теста, на которые накладывалось клеймо императора. В Абиссинии за четыре куска этого вещества  можно было купить раба. А на Руси  можно было заплатить за купленную вещь.

Неизвестное вещество, подаренное людям самой Землей, было оценено ими по достоинству. Хлебом и этим веществом  встречали добрых гостей, без него  не обходился ни один народный обряд, ни один праздник.

Чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

 В современном мире существует мнение, что соль – это белый яд. Действительно, при разовом переедании соли неизбежен летальный исход. Летальная доза составляет 3г на 1 кг массы тела. В то же время для поддержания нормальной жизнедеятельности человеку требуется 7 – 10 г соли в сутки. Я сделал расчёт потребления соли и выяснил, что за месяц я съел примерно

10* 30= 300 г соли

За год: 300 г *12= 3 кг 600г

Давайте посмотрим как добывают поваренную соль.

ВИДЕОФРАГМЕНТ  производство поваренной соли.

Занимательные опыты с солью:

 «Плавающее» яйцо

    Для проведения опыта мне понадобились: 2 сырых  яйца, 2 стакана, 2 столовые ложки соли, вода.
1. Я поставил 2 стакана: с чистой водопроводной водой и раствором соли.
2. В каждый из стаканов положил по одному сырому яйцу.
3. В стакане с солёной водой - яйцо осталось плавать на поверхности воды, а в стакане с чистой водопроводной водой яйцо опустилось на дно.
     Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

     В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. 

Мини проект : «Бусы из соли»

Берем 2 стакана с водой и добавляем соль, до тех пор пока соль не перестанет растворяться. Опустим в оба стакана концы нити, нить должна касаться дна стакана. Через сутки видно что нить покрылась кристаллами соли. Получаются бусы из соли.

А теперь посмотрим  какие еще бывают соли. На ваших столах образцы солей, рассмотрите их и опишите их свойства.

Лабораторная работа: « Знакомство с образцами солей»

Название вещества

Агрегатное состояние

Цвет

Формула

Растворимость в воде

Медный купорос(кристаллогидрат сульфата меди(II)

CuSO4 *5H2O

Хлорид натрия

NaCl

Сульфат магния

MgSO4

Учащиеся после выполненной работы делают выводы. Соли, представляют  из  себя, твёрдые вещества, кристаллические, хорошо растворимые в воде, с разнообразным цветом.

4. Закрепление полученных данных.

№1 Составить формулы солей:

1вариант                                                         2вариант

Хлорид алюминия

Хлорид калия

Нитрат алюминия

Нитрат калия

Сульфат алюминия

Сульфат калия

                                               №2

Определить массовые доли элементов в солях задания №1.

5.Домашнее задание: п.    упр.1-3

6. Рефлексия.

    Оцени себя на уроке. (Карточки с фразами, подчеркнуть нужное)

Урок                               Я на уроке                              Итог

1.Интересно                    1.Работал                             1.Понял материал

2.Скучно                           2.Отдыхал                           2.Узнал больше, чем знал

3.Безразлично                 3.Помогал другим                3.Не понял

Учитель: С каким настроением вы уходите с урока?

Учащиеся поднимают карточки со смайликами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....