Урок по теме "Химические свойства кислот" 8 класс с построением схемы ООД.
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Татаркина Наталья Валентиновна

Данный материал может использоваться на уроках химии по теме "Химические свойства кислот" для 8 класса.  При изучении данной темы ученики с помощью учителя выстраивают схему ООД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himicheskie_svoystva_kislot_8_klass_ood.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Химические свойства кислот.

Цель урока : повторить классификацию кислот, физические свойства, способы получения. Изучить химические свойства кислот, продолжить формирование причинно-следственных связей.

Задачи:

А) образовательная:, изучить  химические свойства кислот.

Б) воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к занятиям,  стремления добиваться наилучших результатов.

В) развивающая: развитие умений учебного труда (умение работать в должном темпе – читать, делать четкие записи в рабочей тетради); развитие умений наблюдения (умение наблюдать за демонстрационными опытами, делать выводы по результатам опытов); развитие познавательных умений (формировать умение выделять главное, вести конспект, делать выводы); развитие мышления (развитие аналитического мышления – формирование умения выделять существенные признаки и свойства веществ).

Тип урока: Урок изучения нового материала на основе составления схемы ООД

Ход урока:

Мотивация

На прошлом уроке мы  начали изучать тему «Кислоты». Конечно же, слово  «кислота» вам знакомо достаточно давно, вы знаете уксусную кислоту, которая используется  в кулинарии для выпечки печенья, тортов, а также  для  создания различных маринадов при заготовке огурцов, помидор и других овощей на зиму. Да и для приготовления шашлыков уксусная кислота  тоже нужна. Знаете вы и любите аскорбиновую кислоту, которую врачи  рекомендуют принимать  для профилактики простудных заболеваний, вам известна лимонная кислота, придающая кислый вкус лимону, вы знаете о кислотах, используемых в аккумуляторах. Если вы постараетесь, то вспомните и о многих других кислотах, применяемых в быту.

Построение схемы ООД, предоставление  нового  материала

На прошлом уроке вы с вами начали изучение кислот. Давайте повторим с вами пройденный материал. На доске задание :определить по составу вещества, его принадлежность к определенному классу неорганических веществ(определяют). Составьте генетические ряды для металлов и для неметаллов  (составляют).Обратите еще раз внимание на взаимосвязи. Дайте определение классу кислот.  (дают определение ) Исходя из определения, выведите общую формулу кислот (записывают формулу на доске). На какие группы можно распределить кислоты? (вспоминают, что кислоты делятся на  группы по наличию кислорода, по количеству атомов водорода, по растворимости).Как определять валентность кислотного остатка ( рассказывают).Как строится название кислот ( вспоминают номенклатуру). Давайте вспомним физические свойства кислот (озвучивают физические свойства кислот). Необходимо вспомнить и способы получения ( вспоминают). Состав и строение кислот, а также  физические свойства и способы получения   вы усвоили достаточно хорошо, но наука химия изучает свойства веществ, а точнее химические свойства. Изучением химических свойств кислот мы и займемся сегодня на уроке. Запишите тему урока в тетрадь.(записывают тему урока в тетрадь).На доске у нас записаны генетические ряды для металлов и неметаллов. Кислоты, представители генетического ряда неметаллов и могут быть получены из оксидов неметаллов в ходе превращений, а также, следовательно, они должны взаимодействовать с веществами противоположного ряда металлов, т.е. с металлами, основными оксидами и основаниями. Давайте  проведем соответствующие опыты. Перед проведением  опытов необходимо вспомнить   правила техники безопасности при работе с кислотами( вспоминаем).

Рассмотрим взаимодействие кислот с металлами. (проводим  эксперимент: взаимодействие кислоты с металлом, для эксперимента в три пробирки помещаем по 1-2 стружки или гранулы металлов: магния, цинка  и меди, приливаем HCl или H2SO4). Что происходит?(в двух первых пробирках происходит химическая реакция, т.к. выделяются пузырьки газа. В третьей пробирке видимых изменений нет,  значит, медь не реагирует с растворами кислот.) Почему происходит так? Найдите в учебнике нужную информацию (находят информацию в учебнике). Какой вывод можно сформулировать?(металлы, состоящие в ряду активности металлов после водорода не вытесняют его из растворов кислот).Найдите ряд  активности металлов Н.Н. Бекетова в учебнике.(находят и изучают) .Этот ряд называют еще вытеснительным рядом металлов или рядом Н.Н. Бекетова – по имени нашего русского ученого, в XX веке изучавшего взаимодействие металлов со сложными веществами. Запомните, что металлы, стоящие до водорода вытесняют его из растворов кислот. Чем левее стоит металл, тем активнее он вытесняет водород Запишите уравнения осуществленных реакций. (один из учеников записывает уравнения реакций на доске).Mg+2HCl= MgCl2+ H2↑; Zn+ 2HCl→ZnCl2+H2↑;Для закрепления материала работаем по таблице, например: может ли выделить водород из раствора соляной кислоты алюминий и почему?( да, может алюминий стоит левее водорода. Будет ли реагировать с серной кислотой золото?(нет, т.к. стоит после водорода).Какой элемент прореагирует активнее: цинк или свинец?(цинк, т.к. стоит левее.) Запомните  исключения из правил:  в реакциях металлов с концентрированными азотной и серной кислотами сильно проявляется окислительная способность неметалла – кислотообразующего элемента. При взаимодействии металлов с азотной кислотой водород не выделяется. Это связано с тем, что азотная кислота содержит в своей молекуле сильный окислитель - азот. Поэтому с металлами в первую очередь реагирует более активный окислитель N, а не H, как в других кислотах. Это же наблюдается и для реакций концентрированной серной кислоты, в молекуле которой сера  также выступает в роли главного окислителя.  Азотная и серная(к.) кислоты  могут взаимодействовать и с металлами малой активности. Состав продуктов в этих  реакциях зависит от многих факторов: активности металла, концентрации кислоты, температуры. Например:

Cu + 4 HNO
3 (конц.) = Cu (NO3)2 + 2 NO2 + 2 H2O
3 Cu + 8HNO
3(разб.) = 3 Cu(NO3)2 + 2 NO + 4 H2O
8 K + 5 H
2SO4(конц.) = 4 K2SO4 + H2S + 4 H2O
3 Zn + 4 H
2SO4(конц.) = 3 ZnSO4 + S + 4 H2O

Есть металлы, которые реагируют с разбавленными кислотами, но не реагирует с концентрированными (т.е. безводными) кислотами - серной кислотой и азотной кислотой.
Эти металлы - Al, Fe, Cr, Ni и некоторые другие - при контакте с безводными кислотами сразу же покрываются продуктами окисления (пассивируются). Продукты окисления, образующие прочные пленки, могут растворяться в водных растворах кислот, но нерастворимы в кислотах концентрированных.                   
Итак,  мы с вами  доказали, что кислоты реагируют с металлами. Проведите стрелку от кислот, к металлам  в генетических рядах ( проводят).

Рассмотрим взаимодействие кислот с основными оксидами. (проводим опыты: в  одну пробирку помещаем немного оксида магния, в другую – оксид меди(II). К каждому из оксидов приливаем  раствор соляной или серной кислот. Нагреваем.)

. Что наблюдаем? ( оксиды растворились)

Какой вывод можно сделать? (кислоты реагируют с основными оксидами).Запишите уравнения соответствующих реакций (записывают).

MgO+2HCl=MgCl2+H2O

CuO+2HCl →CuCl2+H2O

Проведите стрелку от кислот, к основным оксидам  генетических рядах. (проводят).

Давайте рассмотрим взаимодействие кислот со щелочами

(проводим опыт: к 2-3 мл. раствора соляной кислоты добавляем 2-3 мл. раствора фенолфталеина.)

Как изменилась окраска?(стала малиновой.)

(по каплям добавляем раствор гидроксида натрия и следим за изменением окраски индикатора)

Что происходит при постепенном приливании раствора щелочи?

(раствор обесцветился).

Запишите уравнение реакции:

HCl+NaOH=NaCl+H2O

Такие реакции, в результате которых, при взаимодействии кислоты и щелочи, образуется соль и вода, называют реакциями нейтрализации.

А теперь рассмотрим взаимодействие кислоты с нерастворимым основанием.

(проводим опыт : взаимодействие  с гидроксидом меди(II) голубого цвета с серной кислотой).

Что произошло с осадком гидроксида меди(II)?

(он растворился, значит кислоты взаимодействуют с нерастворимыми основаниями. Запишите соответствующее уравнение реакции:

Cu(OH)2+H2SO4→ CuSO4+2H2O

Проведите соответствующую стрелку между генетическими рядами (проводят).

Также кислоты взаимодействуют с солями.

(проводим опыт: взаимодействие хлорида бария с серной кислотой)

Что наблюдаем? ( выпадение осадка белого цвета).

Запишите соответствующую реакцию в тетрадь ( записывают).

Взаимодействие кислот с солями происходит в соответствии с вытеснительным рядом кислот. Найдите данный ряд в таблице учебника. ( находят).

В данном ряду, каждая предыдущая кислота, вытесняет последующую,  из ее соли.

Проведите соответствующую стрелку между генетическими рядами. (проводят).

Кислоты могут менять цвет индикаторов.

(проводим опыты: наливаем соляную  кислоту в 3 пробирки и добавляем индикаторы : метилоранж, фенолфталеин и лакмус).

Обратите внимание, что произошло с цветом?

( в пробирке с фенолфталеином цвет не изменился, с лакмусом стал красным, с метилоранжем  цвет раствора розовый).

При нагревании некоторые кислоты разлагаются. Найдите соответствующую реакцию в таблице учебника.(находят).

Запишите соответствующую реакцию(записывают).

Итак, ребята, мы с вами изучали химические свойства кислот и в результате чего между генетическими рядами появлялись стрелки, обозначающие химические свойства кислот.   У  нас  с вами появилась схема, которой очень удобно пользоваться, по ней  очень легко запомнить химические свойства кислот.

Закрепление пройденного материала (в виде самостоятельной работы)

Закончите уравнения  тех реакций, которые практически возможны:

I вариант                                                        II вариант

HNO3+HCl=                                                        HCl+SO2=

H2SO4+CaO=                                                        H2SO4+MgO=

HCl+SO2=                                                        HNO3+KOH=

H2SO4+NaOH=                                                H2SO4+Fe2O3=        

H3PO4+Mg=                                                        HCl+Fe(OH)3=

HCl+Ca(OH)2=                                                H3PO4+CO2=

Спасибо за урок! Запишите пожалуйста домашнее задание.

Домашнее задание: пар.32упр.6,7,8 задача№3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок "Использование возможностей табличного редактора Excel для построения графиков целых функций. Описание свойств целых функций, заданных графическим способом."

Конспект бинарного урока по алгебре и информатике.. Данный урок позволяет проверить знания учащихся по теме"Функция. График функции. Описание свойств функции, заданной графически". По информатике на у...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок русского языка в 6 классе. "Правильное построение предложений с деепричастным оборотом"

На уроке уч-ся закрепляют  представление о деепричастии и деепричастном обороте, умение находить деепричастия и деепричастные обороты в тексте, правильно ставить знаки препинания в предложении с ...

Интегрированный урок. швейное дело - математика 5 класс. Тема: «Построение чертежа квадратной салфетки».

Цель урока: Систематизация  и использование  измерительных знаний, умений и навыков, полученных на уроках швейного дела и математики при построении чертежа салфетки.Задачи урока:Образователь...

Конспект урока по физике в 11 классе "Линза. Построение изображений в линзе"

Урок, на котором учащиеся осваивают построение изображений, даваемых тонкой собирающей и рассеивающей линзой....

Построение схемы производственных связей предприятия черной металлургии

Материал является примером анализа производственных связей предприятия. Предназначен  в помощь учителю при изучении  учениками раздела "Хозяйство России","Черная металлургия&q...