Урок по теме "Химические свойства кислот". 8 класс.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок по химии в 8 классе "Химические свойства кислот".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskie_svoystva_kislot.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каринская средняя общеобразовательная школа
Урок химии по теме:
"Химические свойства кислот"
8-й класс
Учитель химии
Варламова Г.И.
- Цель:
Цель:
1. Изучить химические свойства характерные для класса кислоты, ознакомить учащихся с электрохимическим рядом напряжения металлов, показать принцип работы с ним.
Задачи:
1. Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях класса неорганических веществ – кислот.
2. Познакомить учащихся с химическими свойствами кислот.
3. Показать использование на уроках химии электрохимического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости.
4. Продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием и реактивами, делать обобщения, использовать учебную литературу.
5. Продолжить формирование умений работать в группах.
6. Продолжить формирование научного мировоззрения.
Технологии: работа в группах, личностно-ориентированные технологии, технологии ИКТ.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: ящички для проведения лабораторных опытов, пробирки, штативы для пробирок, спиртовки, стеклянные палочки, спички, держатели, химические стаканы, предметные стекла, древесина, ткань.
Реактивы: H2SO4( раствор и концентрированная), сахароза, лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, H2O, Zn, Al, Cu, CuO, NaOH, CuSO4, BaCl2.
План:
- Организационный момент.
- Актуализация пройденного материала
- Изучение нового материала.
- Физические свойства кислот.
- Химические свойства кислот.
2.1. Демонстрационные опыты.
2.2. Практическая работа. - Обобщение и выводы.
- Закрепление.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент.
- На прошлом уроке вы начали изучать тему «Кислоты», а точнее поговорили о составе и строении данного класса веществ. Безусловно, слово «кислота» впервые вы услышали не на прошлом уроке. Я уверена, что это слово вам знакомо достаточно давно, вы знаете и любите аскорбиновую кислоту, вам известна лимонная кислота, придающая кислый вкус лимону, вы знаете о кислотах, используемых в аккумуляторах и много-много других кислот.
А на прошлом уроке вы узнали о строении и составе молекул кислот.
Давайте повторим то, что вы узнали:
- Дайте определение классу кислот.
- Исходя из определения выведите общую формулу кислот. (показать формулу на опорном сигнале).
- Кислот достаточно много, а можно ли их классифицировать.
- Какие вы знаете классификации.
- На какие группы делятся кислоты по составу ( приведите примеры).
- На какие группы делятся кислоты по оснoвности (приведите примеры).
- Существует ли общий принцип составления названий кислот или у каждой кислоты свое индивидуальное название.
(Далее работа с карточками, на которых записаны формулы кислот).
- Я вижу, что состав и строение кислот вы усвоили достаточно хорошо, но наука химия изучает свойства веществ, а точнее химические свойства. Изучением химических свойств кислот мы и займемся сегодня на уроке.
Запишите в тетради тему сегодняшнего урока «Химические свойства кислот».
1. Но прежде чем говорить о химических свойствах кислот, нам необходимо несколько слов сказать и о физических свойствах.
На демонстрационном столе представлены примеры кислот, вы видите, что по агрегатному состоянию все они жидкости. Однако есть одно исключение, кремниевая кислота по агрегатному состоянию напоминает желе. Цвет кислот – все кислоты бесцветные вещества.
Запах – большинство кислот не обладают запахом, однако, у некоторых представителей запах резкий, неприятный.
Вкус – вкус кислот заключается в названии всего класса «кислоты – кислые», чтобы убедится, что это действительно так, попробуйте таблетку аскорбиновой кислоты, которая выдана каждому на столе, кроме того проведем и профилактику гриппа.
Запись в тетради:
- Физические свойства:
а) жидкости (кроме кремниевой кислоты),
б) без цвета,
в) без запаха,
г) кислые на вкус.
Ну а теперь, наше внимание направлено на химические свойства.
Запись в тетради:
- Химические свойства.
«Кислоты – едкие вещества, вызывающие сильнейшие ожоги, разрушают органические вещества» - данное высказывание можно часто услышать о кислотах. Так ли это?
2.1. Демонстрационные опыты:
С сахарной пудрой.
Надпись на деревянной дощечке.
Разрушение ткани.
Я думаю, мы убедились, что кислоты действительно разрушают органические вещества.
Запись в тетради:
Кислоты разрушают органические вещества.
2.2. А как ведут себя кислоты с неорганическими веществами? Чтобы ответить на этот вопрос, вам всем предстоит на некоторое время стать исследователями. Вы все поделены на группы, каждой группе определена своя область исследования и инструкция, как его провести. В каждой группе есть инструктор, который знает по своей теме практически все и будет руководить работой каждой группы. В сложных ситуациях вы можете обратиться за помощью ко мне.
Необходимо точно по инструкции провести эксперимент, записать в тетради уравнения реакций, ответить на предложенные вопросы.
После окончания исследования один человек из группы рассказывает, что и как проводили, показывает результаты исследования, другой человек из группы записывает уравнение реакции на доске под цифрой, которая соответствует номеру вашего опыта.
К концу урока мы составим подробное описание химических свойств кислот, у каждого ученика оно должно быть в тетради.
Работу каждого члена группы оценивает инструктор на оценочном листе, затем с учетом этих оценок и работы на уроке каждый получит итоговую оценку в журнал
1 группа: Изменение окраски индикаторов при действии растворов кислот.
2 группа: Взаимодействие кислот с металлами.
3 группа: Взаимодействие кислот с основными оксидами.
4 группа: Взаимодействие кислот с растворимыми основаниями (щелочами).
5 группа: Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями.
6 группа: Взаимодействие кислот с солями.
Самостоятельная работа учащихся в группах по инструкциям
3. Обсуждение результатов с записью уравнений реакций на доске.
Запись на доске и в тетради:
2. Действие индикаторов.
3. Взаимодействие с металлами ( до Н !)
Кроме
4. Взаимодействие с основными оксидами.
5. Взаимодействие с растворимыми основаниями (щелочами).
6. Взаимодействие с нерастворимыми основаниями.
7. Взаимодействие с солями.
- 1-ю пробирку добавить 2 – 3 капли лакмуса;
- 2 –ю пробирку добавить 2 – 3 капли метилового оранжевого;
- 3-ю пробирку добавить 2 – 3 капли фенолфталеина.
-
Что наблюдаете?
К полученному осадку прилейте 2 – 3 мл серной кислоты - - H2SO4.
Все содержимое пробирки перемешайте стеклянной палочкой.
Что наблюдаете?
Напишите уравнения химических реакций.
Назовите полученные вещества.
Определите тип химической реакции.
Инструктивная карточка.
Опыт №6.
Взаимодействие кислот с растворами солей.
В пробирку налейте 1 – 2 мл хлорида бария – BaCl2, затем добавьте 1 – 2 мл серной кислоты - H2SO4.
Что наблюдаете?
7. Напишите уравнение химической реакции.
8. Назовите полученные вещества.
9. Определите тип химической реакции.
4)Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"
В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....
Урок - путешествие по теме: "Кислоты. Обшие свойства кислот"
Практико - значимый проект с применением ИКТ и игровых технологий на различных этапах урока....
Презентация к уроку "Классификация и свойства кислот"
Презентация к уроку для 8 класса по химии учебник О.С. Габриелян...
Самоанализ урока химии " Химические свойства кислот" 8 класс
Подробный самоанализ урока химии в 8 классе по программе Н,Е, Кузнецовой. Тема урока" Химические свойства кислот"....
урок химии «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».
Технологическая карта урока химии в 8 классе «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации». УМК О.С. Габриелян...
Разработка урока химии "Химические свойства кислот" 8 класс
Урок - игра по химии для учащихся 8 класса по УМК Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы ...
Методическая разработка урока-путешествия по теме: «Кислоты. Общие свойства кислот». Химия 8 класс.
laquo;Кислоты. Общие свойства кислот»...