Духовно-нравственное воспитание на уроках химии
статья по химии на тему
Давно и много говорят о необходимости кропотливо и повседневно заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся, предполагающим становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Постепенно идет развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активного отношения к действительности, глубокое уважение к людям. В первую очередь это воспитание должно ложиться на плечи родителей, а во вторую - на плечи педагогов. Для того чтобы социально необходимые требования педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, необходимо постепенно и неуклонно подводить к пониманию понятий долга, чести, совести, достоинства, любви к природе, Родине, воспитывать патриотизм. Понятно, что духовно – нравственное воспитание должно происходить в процессе обучения.Конечно, воспитательные цели педагоги и раньше не отбрасывали. Может, не всегда считали приоритетными? ФГОС расставил все по местам, определив личностные результаты обучения на первое место.А воплощать стандарт нам придется средствами всех предметов. Вот и приходится задумываться, где и как на своих уроках я могу осуществлять духовно-нравственное воспитание. Понятно, у филологов, обществоведов, историков в самом содержании материала заложен нравственный потенциал. Но химия? Посмотрим вместе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_na_urokah_himii.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей «Технический» г.о. Самара
Духовно-нравственное воспитание на уроках химии
Выполнила:
учитель химии
I категории
Подосиновик
Светлана Николаевна
Самара
2015 год
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля,
Высшим достоинством Человечества
Станут когда-нибудь Учителя.
Давно и много говорят о необходимости кропотливо и повседневно заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся, предполагающим становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Постепенно идет развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активного отношения к действительности, глубокое уважение к людям. В первую очередь это воспитание должно ложиться на плечи родителей, а во вторую - на плечи педагогов. Для того чтобы социально необходимые требования педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, необходимо постепенно и неуклонно подводить к пониманию понятий долга, чести, совести, достоинства, любви к природе, Родине, воспитывать патриотизм. Понятно, что духовно – нравственное воспитание должно происходить в процессе обучения.
Конечно, воспитательные цели педагоги и раньше не отбрасывали. Может, не всегда считали приоритетными? ФГОС расставил все по местам, определив личностные результаты обучения на первое место.
А воплощать стандарт нам придется средствами всех предметов. Вот и приходится задумываться, где и как на своих уроках я могу осуществлять духовно-нравственное воспитание. Понятно, у филологов, обществоведов, историков в самом содержании материала заложен нравственный потенциал. Но химия? Посмотрим вместе?
На первый взгляд химии тут нет. Но это только на первый взгляд. Уроки химии являются более чем благодатным предметом для реализации поставленной цели. Творческая свобода в выборе материала на урок позволяет мне, как учителю, избирать тот материал урока, который направлен на духовно-нравственное воспитание школьников. Я убеждена, что идти к детям на урок нужно не с темой, а с нравственной проблемой. Когда я училась в школе, меня удивляло изобилие русских ученых, оставивших яркий след в истории химии.
Прикосновение к их жизненному пути не как к сухой биографии, а с позиции совершённого ими нравственного подвига, может оставить значимый след в душе ребенка, сформировать представление о нравственном идеале.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что каждый ученый, вписавший свое имя в историю науки – подвижник, потому что тот титанический труд, который осуществлен им, требовал полного самоотречения. Поэтому нравственные аспекты можно найти в биографии любого выдающегося исследователя.
Меня всегда волновал тот факт, что сведения по истории науки в школьных учебниках представлены датами, именами и краткими описаниями основных достижений. А ведь становление любой науки - это её история. Какой ценой было достигнуто новое в науке, часто остаётся «за кадром». Учащиеся должны понимать, что любое открытие - это кропотливая деятельность многих учёных. Поэтому от организации учебного процесса зависит многое. Очень важно отметить, что науку химию создавали люди необычной судьбы – вначале алхимики, затем врачи и аптекари, и, наконец, собственно химики. Они верили в свое предназначение и не щадили здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть дверь в неизведанное, получить новые вещества, необходимые людям. Проследить путь их исканий, узнать подробности их жизни не только интересно, но и полезно. Это помогает лучше понять, как совершаются научные открытия, как порой трудно и мучительно познается истина.
Россия - богатейшая страна на великие умы! В химии мы знакомим детей со многими учеными, порою забывая о том, что за «портретами и открытиями» стоит жизнь замечательных людей, которые прожили ее с целью прославления государства Российского, для блага и гордости, для процветания и развития науки. И уже в 8 классе такой ученый – М.В.Ломоносов! Вся его жизнь - пример для подражания! Знакомя детей с законом сохранения массы веществ, обязательно нужно рассказать и заставить задуматься об этом удивительно талантливом человеке, талантливым всесторонне! М. В. Ломоносов был ученым в поэзии и искусстве, и поэтом, и художником в науке.
В земное недро ты. Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой…
Возьмем самую известную фамилию – Менделеев. Что расскажут о нем школьники?
Скорее всего, только то, что он создал Периодическую систему. А вот сам Менделеев считал равными для себя три службы Родине: ученый, педагог, и службу «на пользу роста русской промышленности». Он великолепно ориентировался в вопросах экономического развития, настолько, что ему доверили основной доклад на торгово-промышленном съезде. Он издал труд «Основы фабрично-заводской промышленности». Лично изучил топливную базу каменного угля. Заботился о развитии судостроения. Создавал бизнес-планы. Предложил программу освоения Арктики. Увлекался живописью, фотографией, был членом Совета Петербургской Академии художеств, организатором знаменитых «сред», куда собирался весь цвет русской интеллигенции. Знакомясь с его биографией, не перестаешь удивляться разносторонности этого человека.
Затем Периодический закон, открытый Д.И. Менделеевым. Говоря о патриотизме, можно и нужно говорить о гениальности этого великого русского ученого, о его открытиях, рассматривать Периодическую систему как подтверждение всех законов диалектики и гордиться тем, что на протяжении столь длительного времени с момента открытия, никто не усомнился в правильности идей и взглядов Д.И.Менделеева. Здесь же знакомить детей с теми заманчивыми предложениями и посулами, которые обещали великому ученому, лишь бы он уехал из России, чтобы заниматься наукой во благо другой стране. Однако ни одно из них не было принято! Это ли не патриотизм! Это ли не любовь к своей Родине и работа для нее? Мы рассматриваем этот поступок как научный подвиг Д.И.Менделеева.
В чем основа его многогранности? Может, это заложено в семье? "Принятие ценности семейной жизни" - еще одно требование стандарта. И тут можно удивиться еще раз. Дмитрий Иванович - семнадцатый ребенок в семье.
Дед ученого был православным священником, отец окончил духовную семинарию, и, соответственно, дети в семье воспитывались на нравственных идеалах Православия. Вот в такой дружной многодетной семье давалось воспитание, позволившее человеку стать выдающейся личностью.
Урок окунает учащихся в историю химии, учит их анализировать поступки и мотивы других людей, оценивать последствия этих поступков. Привожу ребятам интересный факт. Человек, безусловно, заслуживавший Нобелевской премии по химии, – Дмитрий Иванович Менделеев – так и не получил ее. В 1906 году он был номинирован на премию, однако Нобелевский комитет решил, что от Менделеева-то премия никуда не денется, а пока нужно поощрить молодого и отчаянного Анри Муассана, которому и дали премию «за получение элемента фтора и введение в лабораторную и промышленную практику электрической печи», ну а в 1907 году создатель знаменитой таблицы скончался. Кстати, как и Муассан. Зачем тратить усилия и драгоценные секунды жизни для испытания минутной славы? Или чтобы умереть, не получив признания…
Очень благодатна ситуация, когда речь идет об ученом, связанном с родным краем. Тогда ученический проект, который включит в себя исследование жизни и деятельности этого человека, будет особенно близок школьникам.
Список знаменитых русских химиков огромен, а их вклад в науку трудно переоценить! А при изучении органической химии плеяда отечественных ученых заставляет гордиться тем, что они жили и прославляли науку в той же стране, в которой живем и мы с вами.
А.С. Пушкин был убежден, что поэтическое слово будет всегда пробуждать «добрые чувства».
Если на уроке химии учащиеся хотя бы немного прикоснутся к миру прекрасного, доброго, то можно сказать, что в какой-то мере их душа и мысли станут чище, нравственнее.
Можно добавить только одно. «Человечество будет извлекать из новых открытий больше блага, чем зла», если мы постараемся объяснить своим ученикам - будущим жителям XXII века, что такое добро и что – зло, научим тонкому искусству отличать одно от другого. Научим ценить и уважать историю своей Родины.
Есть выражение: «Капля камень точит». Надеюсь, что такой каплей среди разнообразнейших форм духовно-нравственного воспитания учащихся в школе являются и уроки химии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень»....
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
Сегодня мы должны придавать серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся, проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...
Воспитание духовно-нравственных качеств личности на уроках словесности
Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования у обучающихся нравственных основ личности на уроках русского языка и литературы....
духовно-нравственное воспитание на уроках химии
-- на примере биографий великих химиков можно показать глубочайшую любовь к Родине, беззаветное служение ей на поприще науки. Свой гражданский долг они видели в упорной борьбе за развитие науки ...
Духовно-нравственное воспитание на уроках химии в условиях введения ФГОС ООО.
Духовно-нравственное воспитание на уроках химии в условиях введения ФГОС ООО....
Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках химии"
laquo;Что важнее для моих учеников: постичь химию как науку или постигая химию обогащать и постигать себя, найти своё место в этом мире?»...