Лабораторная работа по теме "Карбоксилсодержащие соединения" с применением мультимедиа и учебных схем
опыты и эксперименты по химии (10 класс) на тему
Тема: “Получение и изучение свойств карбоксилсодержащих соединений”.
Цель: выработать умения проводить химический эксперимент по получению и изучению свойств карбоксилсодержащих соединений.
Форма работы: индивидуализированно - парная.
Характер работы: экспериментальный, частично - поисковый.
Рекомендуемая литература: Габриелян О.С.Химия-10 (профильный уровень) стр.180-195
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лабораторная работа | 124.5 КБ |
Учебные схемы | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 3.
Тема: “Получение и изучение свойств карбоксилсодержащих соединений”.
Цель: выработать умения проводить химический эксперимент по получению и изучению свойств карбоксилсодержащих соединений.
Форма работы: индивидуализированно - парная.
Характер работы: экспериментальный, частично - поисковый.
Рекомендуемая литература: Габриелян О.С.Химия-10 (профильный уровень) стр.180-195
Контрольные вопросы:
- Определение и классификация карбоновых кислот (примеры).
- Особенности номенклатуры предельных, непредельных, ароматических одноосновных и многоосновных карбоновых кислот (примеры).
- Каковы промышленные и лабораторные способы получения карбоновых кислот.
- Особенности физических свойств карбоновых кислот. Как явление “ассоциации молекул” карбоновых кислот влияет на их физические свойства?
- Каковы общие и специфические свойства предельных, непредельных, ароматических одноосновных и многоосновных карбоновых кислот?
- Почему из всех карбоновых кислот только метановая кислота дает реакцию “серебряного зеркала”?
- Почему непредельные карбоновые кислоты вступают в реакции присоединения против правила Марковникова?
- Объясните значимость высших карбоновых кислот. Почему их называют “жирными”?
- Каковы области применения карбоксилсодержащих соединений (в т.ч. и в пищевой промышленности)?
Обобщающий опорный конспект «Карбоновые кислоты»
Проверка знаний
Вопросы | Варианты ответов | Код | |
1 | Дайте название по международной номенклатуре соединению : Br | C - C = C - C - C - COOH | C | 1-метил-2-бромпентен-3-овая кислота 3-бром-2-метилгексен-4-овая кислота 4-бром-5-метилгексеновая кислота | 1 2 3 |
2 | При присоединении HCI к кислоте C = C - C - COOH образуется: | 3-хлорбатановая кислота 4-хлорбутановая кислота 2-хлорбутен-3-овая кислота | 1 2 3 |
3 | С помощью каких реактивов можно различить вещества: этанол, муравьиную и уксусную кислоты? | NaOH, Ag2O, HCI Na2CO3, NaOH, Na Na, Ag2O, Na2CO3 | 1 2 3 |
4 | Назовите продукт реакции А5 : CI2 KOH (O) (O) CH3OH C4H10 —›A1 —›A2—›A3—›A4——› A5 | метилбутаноат бутилметаноат этилэтаноат | 1 2 3 |
5 | При нагревании метанола массой 2,4 г и уксусной кислоты массой 3,6 г получили метилацетат массой 3,7 г. Определите выход эфира. | 50 % 80 % 94,2 % 83,3 % | 1 2 3 4 |
Отчет к лабораторной работе № 3.
Оборудование: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Реактивы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход работы:
Опыт № 1. Растворимость карбоновых кислот.
В пробирки вносят по 0,5 г кислот : муравьиной, уксусной, масляной, стеариновой, олеиновой и добавляют по 2 мл воды. Содержимое пробирок взбалтывают и наблюдают степень растворимости. Объясните различную растворимость кислот, для этого рассчитайте их молекулярные массы.
Рисунок или схема опыта:
Наблюдения и расчеты:
Выводы:
Опыт № 2. Сравнение силы карбоновых и минеральных кислот.
На полоску универсальной индикаторной бумаги наносят по капле растворов органических кислот и соляной кислоты. С помощью шкалы определяют pH этих растворов. Как изменяется сила карбоновых кислот с возрастанием молекулярной массы их углеводородных радикалов? Напишите уравнения реакций диссоциации кислот : муравьиной, уксусной, масляной, стеариновой, олеиновой, щавелевой.
Рисунок или схема опыта :
Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы :
Опыт № 3. Получение и свойства муравьиной кислоты.
а) Получение муравьиной кислоты гидролизом хлороформа.
В пробирку наливают 5-6 капель хлороформа CHCI3, добавляют 2-3 мл 10-% р-ра гидроксида натрия, закрывают пробирку пробкой с обратным холодильником и пр встряхивании осторожно нагревают 3-4 мин. Смесь не должна кипеть, так как хлороформ может испариться. В щелочной среде образуется соль муравьиной кислоты - формиат натрия.
б) Реакция “серебряного зеркала” с муравьиной кислотой.
К 0,5 мл раствора формиата натрия из опыта № 3 а добавляют 1 мл аммиачного раствора оксида серебра, смесь осторожно нагревают. Металлическое серебро выделяется в виде зеркального налета на стенках пробирки или в виде темного осадка.
в) Разложение муравьиной кислоты при нагревании с конц. серной кислотой.
В сухую пробирку вносят 1 мл муравьиной кислоты или 1 г ее соли и 1 мл конц. серной кислоты. Пробирку закрывают прбкой с газоотводной трубкой и осторожно нагревают. Муравьиная кислота разлогается с образованием оксида углерода (11) и воды. Угарный газ поджигают у отверстия газоотводной трубки (он горит голубым пламенем).
Рисунок или схема опыта :
Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы :
Опыт № 4. Получение и свойства уксусной кислоты.
а) Получение уксусной кислоты из ее солей (тяга!).
В пробирку помещают 1 г ацетата натрия или ацетата кальция и добавляют 2-3 мл конц. серной кислоты. Пробирку закрывают газоотводной трубкой и осторожно нагревают реакционную смесь. Выделяющуюся кислоту определяют по запаху (осторожно!) и по изменению цвета влажной синей лакмусовой бумаги, поднесенной к отверстию газоотводной трубки.
б) Взаимодействие уксусной кислоты с кабонатом натрия.
В пробирку насыпают 0,5 г кристаллической соды, добавляют 2-3 капли уксусной кислоты. Что наблюдаете? Будет ли уксусная кислота реагировать с сульфатом или хлоридом натрия?
в) Взаимодействие уксусной кислоты с магнием.
В пробирку наливают 2-3 мл уксусной кислоты, добавляют немного металлического магния и закрывают пробирку пальцем. После окончания реакции поджигают собранный газ.
Рисунок или схема опыта :
Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы :
Опыт № 5. Свойства предельных высших кислот и их солей.
а) Кислотные свойства ВЖК.
В сухой пробирке растворяют 0,5 г стеариновой кислоты в органическом растворителе и добавляют 2 капли р- ра фенолфталеина. Затем по каплям приливают 10-% р-р NaOH. Появляющаяся вначале малиновая окраска исчезает при встряхивании. Объясните наблюдаемые явления.
б) Гидролиз натриевых солей ВЖК (гидролиз мыла).
В сухую пробирку наливают 1 мл спиртового р-ра мыла и прибавляют несколько капель фенолфталеина. Затем по стенке этой пробирки приливают воду. На границе раздела слоев воды и мыла появляется кольцо малинового цвета.
Рисунок или схема опыта :
Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы :
Опыт № 6. Свойства непредельных карбоновых кислот.
В две пробирки налить 3 капли олеиновой или акриловой кислоты. Затем в одну из них добавить 1 мл 5-% р-ра KMnO4 и 5 капель разб. серной кислоты, а в другую - равный объем бромной воды. Содержимое пробирок встряхнуть. Что наблюдаете? Объясните наблюдения уравнениями реакций.
Рисунок или схема опыта :
Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы :
Опыт № 7. Изучение свойств двухосновных карбоновых кислот.
а) Кислые свойства щавеливой кислоты.
В пробирку наливают 2 мл 1 н. р-ра щавелевой кислоты и добавляют 1 мл 1 н. р-ра гидроксида калия. Выпадает осадок калиевой соли щавелевой кислоты (содержится в листьях щавеля).
б) Разложение щавелевой кислоты при нагревании с конц. серной кислотой.
В сухую пробирку помещают 1 г щавелевой кислоты и 1-2 мл конц. серной кислоты. Пробирку закрывают пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опускают в другую пробирку, содержащую известковую воду. Реакционную смесь нагревают, щавелевая кислота разлагается, известковая вода мутнеет. После этого вынимают газоотводную трубку из пробирки с известковой водой и у отверстия ее поджигают другое газообразное вещество - CO(горит голубыми вспышками).
Рисунок или схема опыта :
Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы :
Общий вывод по лабораторной работе:
Самостоятельная работа по вариантам :
Задание № 1: осуществите превращения с помощью уравнений реакций, укажите условия их протекания и названия продуктов реакций.
CI2
——›A
1-й вариант: C3H8—›C3H7CI—›C3H7OH—›C2H5COH—›C2H5COOH KOH
——›B
Br2 NH3
2-й вариант: C4H9COOCH3—›C4H9COOH—›C4H9COONa—›C4H9COOH —›A —› B
3-й вариант: CH3-CH2-CH2-OH —› CH3-CH2-COH —› CH3-CHCI-COH ——›
HCI
CH2=CH-COH—›CH2=CH-COOH ——› A
4-й вариант: триолеин —› C17H33COOH —› C17H33COONa —› C17H33COOH —›
C17H35COOH —› мыло
C3H7OH
5-й вариант : C3H7CI —› C6H14 —› C6H6 —› C6H5CH3 —› C6H5COOH ———› A
Решение :
Задание № 2: решить задачу.
Грушевая эссенция представляет собой сложный эфир уксусной кислоты с 3-метилбутанолом-1. Какую массу эфира можно получить при нагревании V мл уксусной кислоты w-% с плотностью p г/мл в присутствии серной кислоты с избытком спирта?
Параметры | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
V, мл | 100 | 50 | 25 | 15 | 10 |
w, % | 50 | 70 | 85 | 90 | 96 |
p, г/мл | 1,02 | 1,025 | 1,04 | 1,05 | 1,06 |
Решение :
Дополнительные задания :
На “3”: В трех пробирках выданы вещества : пропен-2-овая кислота(акриловая), пропановая кислота, пропаналь. При помощи каких химических методов можно различить эти вещества? Напишите соответствующие уравнения реакций.
На “4”: Сколько литров углекислого газа получится (н. у.) при взаимодействии бутановой кислоты массой 44 г, содержащей 3 % примесей, с избытком карбоната натрия?
На “5”: При взаимодействии 135 г муравьиной кислоты, содержащей 2 % примесей, с аммиачным раствором оксида серебра получено 510 г серебра. Определите выход серебра от теоретически возможного.
Решение :
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МБОУ Волчёнковская СОШ ДОКЛАД Основные преимущества применения мультимедиа в образовании Технология создания мультимедиа Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа Учитель математики: Устинова А.И.
содержательной компоненты учебного материала, самостоятельному выбору и прохождению обучаемым полного или сокращенного вариантов обучения.Такие средства обучения способствуют появлению не только новых...
Учебно-методическая разработка для лабораторных работ и Практики P-CAD по теме «Особенности применения систем автоматизированного проектирования печатных плат. Пакеты прикладных программ»
В методическом пособии рассмотрены вопросы проектирования радиоэлектронных средств на базе новых информационных технологий. Даны основные сведения по структуре и эксплуатации промышленной системы авто...
Лабораторная работа по теме "Оксосоединения" с применением мультимедиа
Тема: “Получение и изучение свойств карбонилсодержащих соединений”. Цель работы: формирование умений получать, а так же изучать, сравнивать и анализировать свойства альдегидов и кетонов на основе...
Серия уроков по теме "Липиды" (урок-лекция с приминением учебных схем и мультимедиа и лабораторная работа)
Тип урока: интегрированный урок – химия + биологияВид урока: урок с элементами критического мышления.Технология урока: урок с использованием учебных схем (опорных конспектов, логико-структур...
Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем
Тип урока: комбинированный урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...
Лабораторная работа "Изучение свойств аминокислот и белков" с использованием учебных схем и мультимедиа
Тема: “Изучение свойств аминокислот и белков”.Цель: формирование умений изучения свойств аминокислот и белков на основе проведения лабораторного опыта.Форма работы : индивидуально- парная....
Лабораторная работа по теме "Углеводы" с применением мультимедиа
Тема: “Изучение свойств углеводов”. Цель: выработать умения анализировать и сравнивать свойства моно-, ди- и полисахаридов на основе проведения лабораторных опытов.Форма работы: индивидуали...