Лабораторная работа по теме "Углеводы" с применением мультимедиа
опыты и эксперименты по химии (10 класс) на тему
Тема: “Изучение свойств углеводов”.
Цель: выработать умения анализировать и сравнивать свойства моно-, ди- и полисахаридов на основе проведения лабораторных опытов.
Форма работы: индивидуализированно- парная.
Характер работы: экспериментальный, частично-поисковый.
Рекомендуемая литература: Габриелян О.С.Химия-10 (профильный уровень) стр.202-212
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лабораторная работа | 117 КБ |
презентация | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 5.
Тема: “Изучение свойств углеводов”.
Цель: выработать умения анализировать и сравнивать свойства моно-, ди- и полисахаридов на основе проведения лабораторных опытов.
Форма работы: индивидуализированно- парная.
Характер работы: экспериментальный, частично-поисковый.
Рекомендуемая литература: Габриелян О.С.Химия-10 (профильный уровень) стр.202-212
Контрольные вопросы:
- Значение углеводов для жизнедеятельности живых организмов. Их функции.
- Классификация углеводов.
- Нахождение в природе представителей моно-, ди- и полисахаридов.
- Сущность и значение биохимического процесса получения углеводов на Земле.
- Химизм и сущность промышленного получения глюкозы, сахарозы, крахмала и целлюлозы.
- С помощью каких химических методов можно доказать бифункциональность глюкозы?
- Каковы особенности химических свойств восстанавливающих и невосстанавливающих дисахаридов?
- Почему крахмал и целлюлоза, имея одну формулу, проявляют разные свойства?
- Как на опыте доказать, что продуктом гидролиза крахмала и целлюлозы является глюкоза?
- Каково применение углеводов в различных областях промышленности (в т.ч. и в пищевой)?
Опорный конспект «Глюкоза»
Проверка знаний
Вопросы | Варианты ответов | Код | |
1 | Эмпирическая формула мальтозы ... | С5Н10О5 С12Н22О11 (С6Н10О5)n С6Н12О6 | 1 2 3 4 |
2 | С помощью какого вещества можно различить глюкозу и фруктозу : | Cu(OH)2, при встряхивании Ag2O (аммиачный р-р) Cu(OH)2, при нагревании I2 | 1 2 3 4 |
3 | При гидролизе крахмала как конечный продукт образуется ... | мальтоза альфа-глюкоза декстрины бета-глюкоза | 1 2 3 4 |
4 | Глюкозу можно восстановить : Н2 С6Н12О6 —–› С6Н14О6 Какая из функциональных групп вступает в реакцию ? | спиртовая альдегидная карбоксильная карбонильная | 1 2 3 4 |
5 | Какое количество глюкозы необходимо взять для получения брожением 46 г этанола, если выход спирта составляет 90% ? | 100 г 126 г 138 г 200 г | 1 2 3 4 |
Отчет к лабораторной работе № 5.
Оборудование: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Реактивы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход работы
Опыт № 1. Обнаружение гидроксильных групп в углеводах.
В три бробирки наливают по 1,5 мл растворов : глюкозы, фруктозы, сахарозы. В каждую пробирку добавляют по 1 мл 10-% р-ра NaOH, а затем по каплям приливают 5-% р-р CuSO4. Образующийся вначале осадок Cu(OH)2 при встряхивании растворяется, получается ярко-синий раствор алкоголятов меди.
Рисунок или схема опыта :
Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы :
Опыт № 2. Обнаружение альдегидной группы в моносахаридах.
а) Окисление гидроксидом меди (11) - реакция “ хамелеон”.
В две пробирки наливают по 2 мл р-ров глюкозы и фруктозы, добавляют 1 мл 10-% р-ра NaOH и по каплям (до появления голубого осадка Cu(OH)2 ) 5-% р-р CuSO4. Содержимое пробирок осторожно нагревают и наблюдают изменение голубой окраски осадка на красный. Объясните, почему реакция идет только с раствором глюкозы.
б) Окисление аммиачным раствором оксида серебра (реакция “серебряного зеркала”).
В две пробирки наливают по 1 мл растворов глюкозы и фруктозы, добавляют по 4-5 капель аммиачного раствора оксида серебра и осторожно нагревают. Объясните наблюдаемые явления.
Рисунок или схема опыта :
Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы :
Опыт № 3. Восстанавливающие свойства дисахаридов.
В три пробирки наливают по 1,5 мл растворов сахарозы, мальтозы и лактозы(или молока), добавляют по 1 мл 10-% р-ра NaOH и по каплям 5-% р-р CuSO4. Содержимое пробирок нагревают ( не допуская кипения ) и наблюдают проявления реакции “хамелеон”. Какие из предложенных дисахаридов проявляют восстанавливающие свойства?
Рисунок или схема опыта :
Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы :
Опыт № 4. Реакция Панова на кетогексозы.
В две пробирки наливают по 1 мл р-ров фруктозы и глюкозы, добавляют по 2 мл смеси этанола с конц. серной кислотой, а затем - 2-3 капли 5-% р-ра (спиртового) альфа-нафтола. Содержимое встряхивают и осторожно нагревают 3 мин. В какой пробирке появляется интенсивное фиолетовое окрашивание?
Схема опыта и наблюдения :
Выводы :
Опыт № 5. Гидролиз сахарозы.
В пробирку наливают 3 мл 1-% р-ра сахарозы и прибавляют 5 капель 1М р-ра скрной кислоты. Смесь нагревают 3-5 мин, охлаждают и делят на две части. Одну часть раствора нейтрализуют сухим гидрокарбонатом натрия до прекращения выделения углекислого газа, добавляют равный объем свежеприготовленного гидроксида меди (11) и повторно нагревают. Вторую половину гидролизата используют для обнаружения фруктозы реакцией Панова (см. опыт № 4). Сравнивают окраску растворов в двух пробирках. Какие продукты гидролиза сахарозы вами обнаружены проведенными реакциями?
Рисунок или схема опыта :
Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы :
Опыт № 6. Цветные реакции на сахарозу.
В две пробирки наливают по 2 мл 10-% р-ра сахарозы и по 1 мл 5-% р-ра NaOH. Затем в одну пробирку добавляют несколько капель 5-% р-ра сульфата кобальта, а в другую - столько же сульфата никеля. В пробирке с солью кобальта появляется фиолетовое окрашивание, а с солью никеля - зеленое.
Схема опыта и наблюдения :
Выводы :
Опыт № 7. Качественные реакции на углеводы.
а) Реакция Милоша на углеводы.
В две пробирки наливают по 1 мл воды и вносят небольшое количество углеводов: в одну - сахарозу (или глюкозу),в другую - крахмал. Затем в каждую пробирку вносят 1-2 капли 15-% спиртового раствора альфа-нафтола и, наклонив пробирку, по стенкам из пипетки осторожно приливают по 1 мл конц. серной кислоты. Появляется окрашенное кольцо, сначала зеленоватого цвета, потом фиолетовое.
Реакция с альфа -нафтолом - качественная реакция на углеводы. При взаимодействии с конц. серной кислотой углеводы разлагаются, наряду с другими продуктами разложения образуется фурфурол и его производные; они конденсируются с альфа-нафтолом с образованием окрашенных продуктов. Напишите уравнение реакции дегидратации D-глюкозы (образование оксиметилфурфурола).
б) Реакция крахмала с йодом.
Клубень картофеля или семена зерновых разрезают на 2 части и на свежесрезанный слой вносят 1-2 капли р-ра йода в йодиде калия. Рассмотрите окрашенные крахмальные зерна под микроскопом.
Рисунок или схема опыта :
Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы :
Опыт № 8. Кислотный гидролиз крахмала.
В большой пробирке делают 3 мл крахмального клейстера, добавляют 6 капель р-ра серной кислоты, пробирку встряхивают и осторожно нагревают. Каждую минуту отбирают пипеткой каплю гидролизата и переносят в пробирку с р-ром йода. Для этого предварительно в 8 пробирок помещают по 1 капле раствора йода и 5 капель воды. Объясните, почему в процессе гидролиза изменяется окраска гидролизата с йодом.
Гидролиз вести до тех пор, пока проба гидролизата перестанет окрашиваться йодом. Пробирку с гидрализованным крахмалом остудить, добавить в нее р-р NaOH до слабощелочной среды (проверять универсальной индикаторной бумагой), далее сюда же добавить несколько капель CuSO4 и все нагреть. Чем обусловлено появление восстанавливающих свойств в продуктах гидролиза?
Рисунок или схема опыта :
Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы :
Общий вывод по лабораторной работе № 5 :
Самостоятельная работа по вариантам:
Задание № 1: осуществить превращения с помощью химических уравнений реакций, указать условия их протекания, дать названия продуктам реакций.
Ag2O
1-ый вариант: (C6H10O5)n —› C6H12O6 —› C2H5OH —› CO2 —› C6H12O6 ——› A
H+,нагрев.
2-ой вариант: C2H2 —› CH3COH—› C2H5OH—› CO2 —› (C6H10O5)n ———› A
мол-кисл брож.
3-ий вариант: C2H6 —› C2H5CI—› C4H10 —› CO2 —› C6H12O6 —————› A
Cu(OH)2,встрях
4-ый вариант: СH4 —› СH3CI —› CH3OH —› HCOH—› C6H12O6 —————› A
Cu(OH)2 , t
5-ый вариант: С6H6 —› CO2 —› C6H12O6 —› (C6H10O5)n —› C12H22O11 —————› A
Решение :
Задание № 2: решить задачу.
При гидролизе древесных опилок массой m кг получена глюкоза. Массовая доля целлюлозы в опилках составляет w-% . Вычислите массу спирта, образовавшуюся при ее брожении, если выход спирта составляет ?-%.
Параметры | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
m, кг | 300 | 450 | 500 | 200 | 380 |
w, % | 50 | 45 | 49 | 40 | 47 |
?, % | 60 | 80 | 70 | 85 | 70 |
Решение :
Дополнительные задания:
На “3”: С помощью каких химических методов можно доказать бифункциональность глюкозы? Приведите соответствующие уравнения реакций.
На “4”: Какой объем воздуха (объемная доля кислорода 21 %) потребуется для полного окисления 45 г глюкозы? Объем рассчитайте при нормальных условиях.
На “5”: Из крахмала массой 80 г получили глюкозу, выход которой составил 70% . К глюкозе добавили аммиачный раствор оксида серебра. Какая масса серебра образовалась?
Решение :
Оценка за работу:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация коррекции нарушений речи: применение мультимедиа-технологии сопровождения коррекционного процесса.
Компьютер - это инструмент мышления, резко усиливающий возможности человека.Человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, более 50% того, что он видит и слышит одновременно.Облегчение проц...
Статья на тему: "Применение интерактивных лабораторных работ на уроках физики"
В статье поднимается и исследуется проблема проведения виртуальных лабораторных работ при изучении физики....
МБОУ Волчёнковская СОШ ДОКЛАД Основные преимущества применения мультимедиа в образовании Технология создания мультимедиа Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа Учитель математики: Устинова А.И.
содержательной компоненты учебного материала, самостоятельному выбору и прохождению обучаемым полного или сокращенного вариантов обучения.Такие средства обучения способствуют появлению не только новых...
Лабораторная работа по теме "Оксосоединения" с применением мультимедиа
Тема: “Получение и изучение свойств карбонилсодержащих соединений”. Цель работы: формирование умений получать, а так же изучать, сравнивать и анализировать свойства альдегидов и кетонов на основе...
Лабораторная работа по теме "Карбоксилсодержащие соединения" с применением мультимедиа и учебных схем
Тема: “Получение и изучение свойств карбоксилсодержащих соединений”. Цель: выработать умения проводить химический эксперимент по получению и изучению свойств карбоксилсодержащих соединений....
Серия уроков по теме "Липиды" (урок-лекция с приминением учебных схем и мультимедиа и лабораторная работа)
Тип урока: интегрированный урок – химия + биологияВид урока: урок с элементами критического мышления.Технология урока: урок с использованием учебных схем (опорных конспектов, логико-структур...
Лабораторная работа "Изучение свойств аминокислот и белков" с использованием учебных схем и мультимедиа
Тема: “Изучение свойств аминокислот и белков”.Цель: формирование умений изучения свойств аминокислот и белков на основе проведения лабораторного опыта.Форма работы : индивидуально- парная....